Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Этика бизнеса и профессиональная этика менеджера





Что нужно знать менеджеру для анализа ситуаций по этой теме. Пред­мет, известный под названием «Этика бизнеса», является совместной областью регуляции экономики, этики, права.

Тема этики в бизнесе достигла расцвета в середине 1980-х г.

в связи с возникновением ряда крупных корпоративных скандалов. Сегодня только в США создано более 500 курсов по этике бизнеса, и данный предмет преподается в 90% коммерческих школ. Суть предмета, как отмечает С. Бриттан, состоит в том, чтобы «научиться поступать этично и при этом продви­гаться вверх».

Этика бизнеса не является самостоятельным предметом, отлича­ющимся от этики в целом. Специфика этики бизнеса в том, что она представляет собой совокупность этических и правовых норм, опреде­ляющих отношения между субъектами предпринимательской деятель­ности, а также между ними и государственными органами, осуществля­ющими регулирование предпринимательской деятельности; судебными органами; потребителями продукции; обществом в целом.

Этика бизнеса — это сложное и обобщающее понятие, относящееся к различным видам профессиональной деятельности, для которых разра­батываются свои морально-этические правила и нормы в форме ко­дексов.

В кодексах этики бизнеса формулируются конкретные принципы и правила делового поведения применительно к отдельной фирме (кор­поративные кодексы этики), к различным профессиям (кодексы профессиональной этики), а также к национальным (относящимся к делово­му поведению предпринимателей одной страны) и международным кодексам этики, ориентированным на международное деловое сотруд­ничество.

Корпоративный кодекс содержит положения, отражающие принципы и правила делового поведения в конкретной фирме, ответственность администрации по отношению к работникам, обязательства но охране окружающей среды. Н. Н. Герчикова, автор монографии «Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики», выделяет несколько типов корпоративных кодексов этики:



  • регулирующий документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса;
  • краткий кодекс, включающий в себя положения о ценностях фир­мы, философии, целях фирмы;
  • кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, со­трудниками, компании, обществом в целом и т.д.;
  • кодекс, определяющий межличностные отношения в фирме, согласование целей фирмы и интересов сотрудников.

Профессиональная этика это определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в конкретной профессиональной деятельности, объединяющий специалистов данной профессии, помо­гающий им осуществлять профессиональный контроль над членами своих профессиональных объединений и оберегать их от некомпетент­ного постороннего вмешательства.

Профессиональный кодекс этики менеджера является неотъемлемой частью этики бизнеса, поскольку профессиональное предназначение представителей данной сферы деятельности — обеспечивать эффек­тивное развитие и процветание бизнеса. В зависимости от специали­зации управленческой деятельности менеджеры обязаны соблюдать кодексы своих профессиональных ассоциаций, например российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, международный кодекс рекламной практики, меж­дународный этический кодекс «Принципы ведения бизнеса» и др.

Деловая культура основа профессиональной этики бизнесмена и менеджера, включающая в себя систему профессиональных знаний и норм поведения, определяющих отношения делового партнерства, правовую и экономическую культуру предпринимателей и менедже­ров. Морально-этические нормы этики бизнеса включают в себя тре­бования поддержания репутации фирмы, уважения закона, порядоч­ности и честности, ответственности и настойчивости в выполнении обязательств по договору, соблюдения правил честной конкуренции.

Личная этика основана на тактичности, справедливости, уважении достоинства партнеров и конкурентов на рынке. Как предпринима­тели, так и менеджеры обязаны соблюдать этикет в сфере бизнеса.

Этикет внешние манеры, формы поведения в общественных местах. Он требует соблюдения делового протокола, определенной культуры делового общения, внешнего вида, одежды, правил выполнения обе­щаний.

В США, где накоплен большой опыт этической регуляции бизнеса, содержание этики бизнеса определяется следующими элементами:

  • нравственными чертами предпринимателя, находящими выраже­ние в его деловом поведении;
  • профессиональной этикой, в частности по вопросам добросовестной конкуренции;
  • моральными качествами личности предпринимателя: верность сло­ву, договору; чувство меры в стремлении к получению прибыли;
  • ответственность за порученное дело; корпоративная солидар­ность; установка на повышение квалификации и самосовершен­ствование; признание и уважение человеческого достоинства.

Администрация по делам малого бизнеса США дала следующий список профессиональных качеств бизнесмена:

  • энергичность, умение заставить других работать;
  • способность к самостоятельному мышлению;
  • умение строить взаимоотношения с людьми

и коммуникабельность;

  • знание техники и технологии, компетентность;
  • настойчивость и целеустремленность.

Этической нормой поведения бизнесмена в США считается рацио­нализм, основанный на следующих принципах:

- индивидуальность личности;

- объективная оценка деятельности личности;

- суверенитет личности, предполагающий личный выбор предпоч­тений и свободу в их реализации;

- сопоставление затрат и результатов деятельности: личной выгоды и усилий по ее достижению.

Большое значение придается раскрытию информации как одному из правил этики бизнеса. Это свидетельствует о признании равенства прав всех участников рыночных отношений и подчинении их стандар­там гражданского общества. Раскрытие информации призвано:

- не допускать монопольного положения производителей на рынке;

- пресекать стремление производителей диктовать обществу свои условия и стандарты поведения;

- содействовать обеспечению равенства среди предпринимателей в вопросах конкурентоспособности продукции;

- не допускать получения иностранными фирмами каких-либо пре­имуществ по отношению к национальным предпринимателям;

- иностранные компании, в соответствии с национальным законодательством, на равных условиях с национальными должны пре­доставлять компетентным органам в США необходимую инфор­мацию о своей деятельности.

Информация должна содержать:

- финансовую отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках; от­чет о движении капитала; отчет об источниках и использовании фондов; сведения о новых инвестиционных проектах;

- информацию о компании: организационная структура компании, сведения о филиалах и дочерних компаниях;

- сведения об акционерном капитале и его распределении по вла­дельцам;

- важнейшие сферы деятельности компании;

- численность и структуру занятых;

- политику учета и ценообразования.

Большое значение в США придается прозрачности деятельности компаний и честности в отношении уплаты налогов и выполнения до­говорных обязательств.

Высшие менеджеры должны открыто и уверенно поддерживать нормы этического поведения, выступать инициаторами обновления этических ценностей в компании.

 

Управленческая ситуация 7

«Брукфилд Корпорейшн» управляет одним из заводов, параметры ко­торого полностью соответствуют местным требованиям к уровню вы­броса токсических веществ, установленным десять лет тому назад. Оборудование завода проверяется ежегодно, и выбросы токсических веществ всегда были и остаются ниже допустимого уровня.

Опираясь на недавно опубликованное исследование, один из ин­спекторов отдела контроля качества компании доказывает, что кумулятивный эффект загрязнения среды выбросами завода представляет опасность для здоровья населения. Он считает, что местные власти и представители общественности согласились бы с ним, если бы им стало известно об этих исследованиях в тот момент, когда устанавли­вались первоначальные нормы.

Хотя кто-то в компании и поддерживает его точку зрения, боль­шинство инспекторов из отдела контроля качества с ним не согласны.

Изменять технологический процесс было бы слишком накладно это неизбежно вызвало бы существенное сокращение рабочих мест, а за­вод является крупнейшим работодателем в этом небольшом городе.

Задание.Подумайте, что следует сделать руководству компании:

а) изменить технологический процесс, чтобы добиться более низкого уровня выброса токсических веществ;

6) обсудить новые данные с офи­циальными представителями местных органов здравоохранения и уже­сточить нормы, если они признают данные убедительными;

в) оста­вить все как есть.

 

Управленческая ситуация 8

Инспектор не удовлетворен решением компании и считает, что она подвергает здоровье местных жителей неприемлемому риску. Он пе­редает служебную информацию компании в прессу, и его взгляды на эту проблему широко цитируются в местных газетах. Этот инспектор проработал в компании 14 лет, и его послужной список является об­разцом для других.

Задание.Подумайте, что следует сделать руководству компании в этом случае:

а) настоять на том, чтобы инспектор подал в отставку, а

если он откажется, его следует уволить;

б) настоять на том, чтобы он согласился на новое назначение (другое место работы) на одном из заводов компании;

в) не предпринимать ничего.

 

Управленческая ситуация 9

Руководство ЗАО «Рикор Холдинг», переманивая специалистов уров­ня топ-менеджеров, при приеме кандидата на работу полностью со­глашается на его условия. По истечении испытательного срока сотруд­ника переводят на более низкую должность с понижением заработной платы, мотивируя это решение некомпетентностью работника.

Задание.Оцените ситуацию с позиций права и этики. Какие нару­шения совершило руководство компании? Дайте этическую оценку поведения кандидата.

 

Управленческая ситуация 10

Екатеринбургский концерн «Калина» обратился в «Роспатент» с просьбой аннулировать регистрацию товарного знака «Кедровый бальзам» мос­ковской компании «Торн». Крупнейший парфюмерно-косметический концерн страны полагает, что москвичи имитируют оформление и на­звание его зубной пасты «Лесной бальзам». Это подтвердил и опрос социологов, показавший, что 60% потребителей путают при покупке «Кедровый» и «Лесной» бальзам.

Независимая экспертиза «Роспатента» не поддержала претензии «Калины»: семантический анализ показал, что кедр и лес — разные по­нятия. Кроме того, «Торн» потратил на рекламу своей марки более $2 млн. почти в 2 раза больше, чем «Калина».

Задание.Проанализируйте ситуацию и скажите, прав ли концерн «Калина». Является ли юридический путь доказать свою правоту един­ственным для урегулирования сложившейся ситуации?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.