Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Этические модели управления конфликтами





Что нужно знать для анализа ситуаций по этой теме. Описательные модели наиболее типичных вариантов поведения являются весьма эффективным средством этической диагностики, которая необходима менеджерам для принятия решений, в том числе направленных па предупреждение и разрешение конфликтов.

Обобщая теоретический и практический oпыт исследования цен­ностей нравственного поведения, можно выделить 3 наиболее часто встречающиеся модели поведения и обосновать на их основе принципы управления конфликтами в организации.

Конфликты это противоборство общественных субъектов с целью реализации противоречивых интересов, позиций, ценностей и взгля­дов. Конфликты — это всегда борьба за ценности и претензии на опре­деленный статус, власть, ресурсы.

В организациях конфликты редко протекают локально, если менеджеры не предпринимают мер но их нейтрализации. И поскольку субъектами конфликтов являются люди, важно не только понять причину конфликта, но и спрогнозировать как конкретный человек поведет себя в том или ином случае развития конфликтной ситуации.

Первая этическая модель поведения— перфекционистская (от лат. perfectum — «совершенное») — отражает принципы поведения чело­века, ориентированного на достижение идеала, лучшего, совершенного. В задачу менеджера входит не столько то, чтобы предписывать работ­нику быть совершенным, сколько то, чтобы показать, на каких совер­шенных ценностях строятся идеалы и миссия организации. Для перфекциониста это — важный стимул к преодолению повседневности, обыденности или конфликтности ситуации. Это также может стать для менеджера основой управления мотивацией работника, совпадающей с целями обустройства его жизненного пространства, с принципами гармонии и толерантности совместного существования. Можно пред­положить, что сотрудники-перфекционисты являются наиболее искренними и последовательными в реализации принципов корпоративно­го этического кодекса.



Вторая модельутилитаристско-гедонистическая выявляет зависимость экономической и нравственной мотивации работника от ценностей наслаждения и стремления к пользе. Принцип наслаждения определяет характер и направленность поведения как естественное стремление человека избежать страданий и достичь пользы. Стремление к наслаждению, реализуемое в творчестве, и польза как средство гармо­низации частных и общественных интересов могут использоваться менеджером для эффективного управления конфликтами в коллективе.

Третья модельпрагматическаяхарактеризует зависимость по­ведения человека от ценностных ориентаций на достижение успеха, признания референтной группой. Менеджеру важно различать праг­матиков, ориентированных на победу и результат, и тех, кто успешнее действует, участвуя в совместном процессе деятельности. Первые в случае поражения, склонны обвинять в неудаче обстоятельства и дру­гих людей. Они, скорее, могут изменять обстоятельства, проявляя го­товность «быть в нужное время в нужном месте». Вторые постараются изменить и приспособить себя к обстоятельствам с целью попробовать добиться лучшего результата.

 

Управленческая ситуация 11

Директор компании, занимающийся производством и продажей бы­товой техники, принял решение увеличить продажи в регионах. С этой целью на работу был принят новый начальник региональных продаж. Зам. директора по производству, имеющий на директора большое вли­яние, негативно воспринял новую идею, тем не менее он не стал от­крыто демонстрировать несогласие с действиями менеджера, надеясь, что новый начальник потерпит неудачу.

Однако контакты с регионами росли, появились новые заказчики. Зам. директора, опираясь на поддержку финансового директора, пере­шел к открытому сопротивлению, видя в этой ситуации угрозу своему привилегированному положению. Директор оказался перед выбором: бороться с оппозицией в лице заместителей или отказаться от выгод­ного проекта. К концу второго года, невольно втянутый в бесконечные разбирательства и устав от нежелания директора принять решение, начальник региональных продаж уволился.

Задание. Проанализируйте, что, на ваш взгляд, явилось объектив­ными и субъективными причинами конфликта. Оцените действия ди­ректора с позиций этических моделей управления конфликтами.

 

Управленческая ситуация 12

На торговых площадках АвтоВАЗа скопилось более 20 тыс. непродан­ных автомобилей. Дилеры винят в этом завод, который, по их мнению, слишком завысил цены на свою продукцию. На заводе считают, что всему виной — жадность дилеров, не желающих снижать розничные цены. Вице-президент по маркетингу заявил, что завод приостановит отгрузку машин фирмам, которые не прислушались к рекомендациям АвтоВАЗа снизить цены.

Задание.Проанализируйте, что явилось предметом спора конфликту­ющих сторон и в чем может быть скрыта истинная причина конфликта. Какие возможны сценарии развития конфликта в зависимости от эти­ческой позиции обеих сторон?

 

Литература для анализа ситуаций

  1. Вогель, Д.Д. Этика бизнеса: Прошлое и настоящее // Уроки орга­низации бизнеса / Д. Д. Вогель. – СПб., 1994.
  2. Герчикова,И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики / И.Н. Герчикова. – М.: Консалтбанкир, 2002.
  3. Громова, Л.А. Психогеометрия для менеджеров / Л.А. Громова, А.А. Алексеев. – Л.: Знание, 1991.
  4. Громова, Л.А. Этика профессиональной ответственности менед­жера / Л.А. Громова. – Новые знания, 2003, № 2.
  5. Даулинг Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Даулинг, Грэм; пер. с англ. – М.: Консалт. группа «ИМИДЖ-Контакт», ИНФРА-М, 2003.
  6. Кибанов, А.Я. Этика деловых отно­шений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  7. Ковлер, А.И. Антропология права / А.И. Ковлер. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.
  8. Семенов, А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса / А.К. Семенова, Е.Л. Маслова. – М.: Инф.-внедр. центр Маркетинг, 1999.
  9. Спивак, В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2001.

Составьте структурно-логическую схему дисциплины «Этика и культура управления».

Составьте этический кодекс студента.

На основе изученного теоретического и представленного в учебно-методическом пособии материала, правил поведения студентов в ВУЗе самостоятельно составьте этический кодекс студента.

Подготовьте проведение конференции на тему: «Образование, духовность и здоровье».

В подготовке к проведению конференции принимают участие все студенты группы или нескольких групп. Составляется программа конференции, список выступающих, обсуждается регламент и форма проведения с использованием наглядного материала, современных технических средств.

III. Информационно – методическое обеспечение дисциплины

Библиографический список

Основной

При изучении дисциплины «Этика и культура управления» в качестве основных источников информации рекомендуется использовать:

1. Омельченко, Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: Учебное пособие / Н.А. Омельченко. – М.: ГУУ, 2003. – 226 с.

2. Ионова, А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие / Общ. ред. Г.В. Атаманчук / А.И. Ионова. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 176 с.

3. Габдурахманова, Н.Н. Культура управления. Методические указания / Н.Н. Габдурахманова. – Казань: Казан. гос. технол. ун-т., 2001. – 24 с.

Дополнительный

1. Аверченко, Л.К. Управление общением. Учебное пособие / Л.К. Аверченко. – М.: Москва-Новосибирск, 1999. – 216 с.

2. Золотухина – Аболина, Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: Учебное пособие для вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону, март, 1998. 440 с.

3. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов / В.И. Кнорринг. – М.: Норма-Инфра, 1999. – 528 с.

4. Кузьменко, Г.Н. Этика. Учебное пособие / Г.Н. Кузьменко. – М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь мир», 2002. – 144 с.

5. Кузнецова, Т.Ф. Культура: теории и проблемы, Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова. – М.: Наука, 1995. – 245 с.

6. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник – практикум для самообразования. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 314 с.

7. Шевцова, С.П. Этика и культура управления. Учебно-методическое пособие / C.П. Шевцова. – Владивосток.: Изд-во ДВГАЭУ, 2000. – 56 с.

8.Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности. Учебник для средних специальных учебных заведений / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. – М.: Высшая школа, 2000. – 304 с.

9. Этика: конспект лекций. – М.: Издательство ПРИОР, 2000. – 160 с.

10. Этика: рекомендации УМО университетов по философии, политологии и религиоведению в качестве учебника для студентов философских факультетов вузов / Коллектив авторов. – М.: Гардарики, 1999. – 496 с.

11. Этика в идеологии: Критика современных буржуазно-этических концепций. – М.: Наука, 1983. – 360 с.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.