|
Электронные источники информации⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 При изучении дисциплины «Этика и культура управления» предусмотрено использование электронных источников информации.
Приложение Методический материал для подготовки к зачету по дисциплине «Этика и культура управления» · Тема 1. Этика, мораль, нравственность
Этика - философская наука о морали и нравственности; - система норм нравственного поведения и особенностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом. Мораль - субъективные оценки индивидами своей деятельности, нормы обыденного поведения людей; - форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Нравственность - объективные оценки поступков людей, высокие принципы (например, библейские заповеди); - организует поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми. Функции и задачи этики - сбор информации о многообразных явлениях нравственного мира (эмпирическо-описательная функция); - систематизация накопленного материала, построение адекватных моделей (теоретическая функция); - выработка на их (моделей) основе различных требований (нормативная функция), инструментов и правил исследования (методологическая функция), прогнозов (прогностическая функция) и др.
Нравственные проблемы - традиционные нравственные проблемы: социально-экономические, национальные и религиозные конфликты (в крайней форме – революции, войны), разногласия, возникающие между различными социальными и возрастными группами внутри общества, отношение к собственности и т.д.; - современные нравственные проблемы (экологическая этика, биоэтика, оптимизация политического управления – демократические преобразования), проблемы трудовой мотивации, наркомании, терроризм и т.д.); - потенциальные нравственные проблемы (создание искусственной реальности, искусственной жизни, искусственного интеллекта). Вопросы и задания
Список рекомендуемой литературы 1. Гусейнов, А.А. Этика / А.А. Гусейнов. – М., 1988. 2. Попов, Л.А. Этика. Курс лекций / Л.А. Попов. – М., 1988. 3. Шпеман, Р. Основные понятия этики / Р. Шпеман. – М., 1993. 4. Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике / Ю.А. Шрейдер. – М., 1994. 5. Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность / В.С. Библер. – М., 1990. Тема 2. Нравственное воспитание в жизни общества
Средства воспитания - вербальные (словом); - деятельные (сотрудничество, сотворчество, сопереживание). Форма воспитания - индивидуальные – непосредственное взаимодействие воспитателя и воспитуемого; - массовые – в коллективе (подражание, внушение, заражение). Объективные факторы нравственного воспитания - особенности среды проживания (социально-экономические, национальные отношения, уровень культуры, конкретная политическая ситуация). Субъективные факторы нравственного воспитания - специфика личных устремлений, убеждения, склонности и увлечения как воспитателя, так и воспитуемого. Вопросы и задания 1.Какие требования предъявляются к воспитателю? 2. Откуда у человека комплекс неполноценности, стыд, жестокость, зависть? Врожденные ли это качества или они вырабатываются под влиянием обстоятельств? Список рекомендуемой литературы
Тема 3. Основные категории этики
Моральная свобода (нравственная свобода) – превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Нравственная ответственность – чем шире свобода, тем больше ответственность. Быть свободным, самостоятельным, значит быть ответственным. Виды ответственности: - перед самим собой; - перед другими людьми; - перед миром, человечеством. Добро и Зло Добро – гуманизм¸ «абсолютная цель бытия» (мир, любовь, уважение, внимание), все то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущности, самораскрытию, самореализации сущностных человеческих сил. Зло – признак поведения, разрушающего благо. Страдание и сострадание Страдание – физическая или нравственная боль. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. Долг и Совесть Нравственный долг – превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица, добровольное их выполнение. Совесть – способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Угрызение совести – осмысление безнравственности допущенного нами действия. Честь и Достоинство Честь (внешнее) – общественное признание поступков, деятельности человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе; (внутреннее) – эмоциональное стремление личности добиться признания, высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Профессиональная честь – отношения с руководителем, подчиненными.). Достоинство – объективная моральная ценность, значимость человеческой личности, сознание и чувство своей ценности, как личности, самоуважение. Смысл жизни – не конечная цель, а направление, которым определяются цели; объективное содержание самой жизни, стремление к высшей цели Вопросы и задания 1. Объясните смысл следующей фразы: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». 2. Почему ответственность личности возрастает вместе с ростом социальной свободы? Существуют ли меры ответственности? Список рекомендуемой литературы
Тема 4. Система морали
Моральные принципы: - гуманизм – защита достоинства личности, ее свободы, всестороннего развития; - альтруизм – забота о благе другого человека («Возлюби ближнего как самого себя»); - коллективизм и индивидуализм; коллективизм – подчинение своих личных интересов общественным («Один за всех и все за одного»), индивидуализм – уникальность индивида, неповторимость каждого, пробуждение уверенности в себе, ориентир на собственные силы; - толерантность– проявление терпимости к иному (высказывание Вольтера: «Я не разделяю ваших убеждений, но я готов отдать жизнь за то, чтобы Вы имели возможность их высказать»). Моральные нормы – правила поведения, определяющие как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Структура морали - моральное сознание: - знание принципов, нравственных норм; - понимание сущности норм; - принятие нравственных норм. - нравственное отношение: - проявляется в общении человека с природой, коллективом, друг с другом, базируется на определенном уровне морального сознания личности. - нравственное поведение: - мотивация поведения; - моральная оценка. Вопросы и задания
Список рекомендуемой литературы
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|