Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Этические регуляторы в управлении





Что нужно знать для анализа ситуаций по этой теме.

Анализ этических регуляторов поведения в системе управления является предметом междисциплинарного рассмотрения этики и теории менеджмента. В этике традиционными социальными регуляторами поведения лю­дей считаются:

  1. Совесть как показатель человеческого в человеке и способ са­моконтроля, самооценки поведения.
  2. Общественное мнение как механизм внешней оценки, осуждения или поощрения человеческих поступков референтной группой.
  3. Ответственность как способность личности добровольно при­нимать на себя исполнение взятых или продиктованных обще­ством, коллективом обязательств.

Уровни ответственности:

  • со­циальная ответственность— ответственность перед обществом

· корпоративная ответственность — добровольное принятие на себя обязательств, превышающих предписанные юридическим контрак­том;

· профессиональная ответственность — часть профессиональной компетентности и потребность в соблюдении норм профес­сиональной морали;

· личная (персональная) ответственность — ответственность перед самим собой и референтной группой, не позволяющая поступать ниже собственного достоинства. Ситуа­ции, когда уровни ответственности противоречат друг другу, при­водят к различным видам конфликтов.

На формирование данных этических регуляторов оказали влияние действующие на протяжении всей истории человечества законы нрав­ственного поведения. Эти законы по-разному формулировались в раз­личные эпохи. В этической теории они описаны следующим образом.

Табу–система запретов, послужившая основой формирования че­ловеческой культуры.

Талион– наказание, равное по силе преступлению и обязывающее ограничиваться в воздаянии ущербом, точно соответствующим нане­сенному вреду. Классической считается ветхозаветная формула тали­она: «Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу».



Золотое правило морали принцип «поступай по отношению к дру­гим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Категорический императив высший внутренний моральный за­кон, выраженный Иммануилом Кантом в виде «формулы веления»: «Действуй лишь по такой максиме, посредством которой ты можешь одновременно желать, чтобы она стала всеобщим законом».

Этика благоговения перед жизнью основной принцип этического учения Альберта Швейцера, признающий, что «добро — это то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

Этика прав человека принципы поведения людей, выраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., утверждающей стандарты священных и неприкосновенных прав человека.

Гражданские и политические права:

• право на жизнь;

• запрещение пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания;

• запрещение рабства и подневольного состояния;

• наказание исключительно на основании закона;

• право на свободу и личную безопасность;

• право на свободу передвижения;

• право на справедливое судебное разбирательство;

• право на уважение частной и семейной жизни, жилища и коррес­понденции;

• право на вступление в брак;

• свобода мысли, совести и вероисповедания;

• свобода выражения мнений;

• свобода собраний и объединений;

• право на доступ к начальному образованию;

• право на собственность;

• право на эффективное средство правовой защиты;

• равенство перед законом;

• другие сопутствующие права (право выступать в качестве физи­ческого или юридического лица, право на фамилию и имя, право на гражданство и гарантии прав в случае отсутствия гражданства и т. д.).

Экономические, социальные и культурные права:

• право на труд;

• право на справедливые и благоприятные условия труда;

• профсоюзные права;

• право на достойный (достаточный) уровень жизни;

• право на здоровье и социальную защиту;

• защита семьи, материнства и детства;

• право на получение среднего и высшего образования;

• право на пользование достижениями культуры;

защита наиболее незащищенных категорий населения.

Коллективные права:

• право на мир;

• запрет геноцида и апартеида;

• право народов на самоопределение;

• права национальных меньшинств;

• право на развитие;

• право на благоприятную окружающую среду.

Знание этических регуляторов и умение ими пользоваться состав­ляет основу этической компетентности менеджера.

В теории и практике современного менеджмента накоплен значи­тельный опыт использования организационных регуляторов этичности поведения.В популярной книге М. X. Мескона и др. «Основы менедж­мента» к таким регуляторам относятся следующие.

Этические кодексы и нормативы, описывающие систему ценностей и правил поведения в организации. К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормами, относятся взятки, вымогательства, подарки, сексуальные посягательства, выплата соучастнику части не­законно полученных денег, конфликты на почве столкновения интере­сов, нарушение законов в целом, мошенничество, разглашение секретов компании, использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение ради интересов фирмы.

Комитеты по этике, которые создаются в организациях для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Распространенной прак­тикой является также приглашение внешнего консультанта по этике для разработки рекомендаций по улучшению нравственно-психологи­ческого климата организации.

Тактическая цель — предупредить конф­ликты внутри организации.

Стратегическая цель — содействовать формированию корпоративного духа солидарности и лояльности.

Социальные ревизии, или этический аудит, организуемые с целью определения в отчетах и проектах уровня социальной ответственности организации.

Обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудни­ков с целью повышения их восприимчивости к моральным проблемам, которые могут перед ними возникнуть.

Управленческая ситуация 4

Ли Якокка, ставший президентом автомобильной компании «Крайслер» в период ее глубочайшего кризиса, с гордостью вспоминает о том, что спасти фирму ему удалось во многом благодаря созданию «спло­ченной коалиции сил». Считая, что смысл руководства состоит в том, чтобы показывать пример, он принял решение о сокращении своего жалования до одного доллара в год и назвал это «равенством жертв». Вслед за ним на сокращение жалования согласился весь персонал. Это принесло корпорации экономию в $2,5 млрд.

Задание. Подумайте, является ли этичной система «равенства жертв», учитывая, что ее участники имеют далеко не равные первоначальные возможности для принесения такой жертвы. Как сказал один из кри­тиков Ли Якокки, «вам легко отказаться от зарплаты, вы и так богаты». Не является ли данная позиция руководителя формой лицемерия? Должны ли руководители разделять материальные трудности компа­нии, если, в конечном счете, именно они находят верное решение вы­хода из кризиса?

 

Управленческая ситуация 5

В небольшой организации, занимающейся редакционной и издательской деятельностью, в офисе работало 5 сотрудников. Отношения внутри коллектива, в основном, были теплые, даже дружеские. Но в опреде­ленный период начались проблемы с финансированием организации (иногда такое бывает). На этой стадии сотрудники компании уделяли работе больше времени и старались помочь ситуации. Когда пришло время зарплаты, начальник (каждого в отдельности) попросил подо­ждать с выплатой, мотивируя этот факт сложным финансовым по­ложением организации. И получил согласие коллектива. В дальней­шем выплаты заработной платы стали нерегулярными и суммы стали меньше.

Задание. Оцените нравственную ситуацию «до» и «после» трудностей компании. К чему может привести дальнейшее развитие событий? Опишите сценарий возможного поведения руководства компании.

Управленческая ситуация 6

Накануне 27 января 1986 г. — назначенного дня старта космического корабля «Челленджер»— технический помощник президента компа­нии, обеспечивавшей запуск, инженер Лунд, не санкционировал запуск из-за неполадок в системе. Космический центр — заказчик проекта, требовал от компании соблюдения сроков запуска, и президент ком­пании Мейсон попросил Лунда еще раз подумать над ситуацией, но уже не как инженера, а как менеджера (точнее, его слова были такими:

«Сними свою шапку инженера и надень шляпу менеджера». Лунд подумал и изменил свое мнение, разрешив запуск. Следующим утром корабль с экипажем на борту взорвался во время старта.

Задание. Подумайте, должен ли был инженер Лунд мыслить скорее как менеджер, а не как инженер, если он являлся топ-менеджером по техническим вопросам. В чем состоит отличие ответственности ме­неджера от ответственности инженера?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.