|
ЖЕНЩИНА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ СЕМЬЕ: ПАРТНЕР И СПУТНИЦА МУЖА?В Средние века положение женщины в семье и обществе определяло христианское учение, утверждавшее, что грехи рода человеческого, а, значит и его беды, происходят от Евы. Женщину стали считать сосудом греха, и более – инструментом Дьявола. В крайних учениях христианство провозгласило женщину существом низшего порядка. Общение с женщиной даже в браке рассматривалось как грех для мужчины. Хронист Салимбене (XIII в.) повторяет расхожую характеристику женщины, часто встречающуюся у средневековых авторов: «Женщина – сталь, смола, крушина, колючий репейник, цепкий чертополох, крапива, осиное жало»[82]. Складывающаяся картина безысходной жизни женщины в Средние века, как считают современные исследователи, не совсем верна. Оценивая положение женщины в Средневековой Европе, авторитетный исследователь данной проблемы французский историк Р. Фоссье писал, что «мы жертвы одновременно и наших источников, и нашего подхода» как историков современных. Он имел в виду, что современные оценки положения женщины основаны на источниках, принадлежащих к сфере общественной жизни, а именно: экономика, политика, администрация. Именно здесь женщина, даже в силу своей физической природы, играла менее важную роль, чем мужчина. В тоже время, по мнению Р. Фоссье, значительную роль в жизни человека Средневековья играл дом, домохозяйство, где правила женщина. Следовательно, чтобы реально оценить положение женщины в семье, необходимо иметь представление о домохозяйстве[83]. Вместе с тем медиевисты вслед за Ж. Дюби отмечают значительное смягчение нравов, особенно в отношении к женщине, с XII в. в результате формирования культа Девы Марии, а затем Дамы, в рыцарской среде[84]. Рост социального престижа женщины также совпал по времени с началом процесса оформления супружеской семьи и церковного брака. В богословии появились мнения менее жесткие в отношении женской природы. Обычно они основывались на древних авторитетах, прежде всего – Библии. Одним из постулатов особенности природы женщины, её взаимоотношения с мужем, был библейский факт создания Евы из ребра Адама. Так, Петр Ломбардский, продолжатель идей Пьера Абеляра (XII в.) заявил, что Бог не сделал женщину из головы Адама, ибо женщина не предназначалась для его руководства, но и не из его ног, чтобы не быть рабыней, а именно из Адамова ребра, так как она должна была стать его спутницей и другом. Это клише широко использовалось в проповеднической литературе, в которой отношения партнерства трактовались как результат истинной супружеской любви[85]. В XIII в. даже суровый проповедник Бертольд Регенсбургский (Германия), который резко порицал женщин за многие пороки, но считал при этом, что женщины целомудреннее мужчин, добросердечнее их, охотнее ходят в церковь на проповедь. Он считал, что женщин больше попадет в царствие небесное, чем мужчин[86]. В средневековых гендерных представлениях придавалось очень большое значение воздействию жены на мужа. Не случайно в критических инвективах против женщин подчеркивалось, что женщина своим коварным умом и льстивыми устами может воздействовать на любого мужчину. Однако эти качества не всегда интерпретировались в негативном плане. В XIII в. проповедник Томас Чобхем утверждал, что жена – это увещеватель мужа. «Ни один священник не способен размягчить сердце мужчины, как это может сделать его жена… Даже если муж жесткий и немилосердный притеснитель бедных, она может уговорить его быть милостивым»[87]. Позднее, в XIV в. известный французский юрист Пьер Дюбуа выдвинул идею об использовании жён – верных христианок, в качестве своеобразных миссионеров. После подходящего доктринального образования они могли бы выявлять мужей не христиан, способствовать их обращению[88]. Опираясь на мысли прогрессивных современников, средневековый моралист Филипп Новарский выдвинул идею сотрудничества супругов в семье. Он определил качества мужчины и женщины, которые компенсируют и дополняют друг друга в семейной жизни. С его точки зрения, мужчина должен обладать щедростью, куртуазностью, смелостью, мудростью. Женщине, чтобы заслужить почет и уважение, необходимо совсем немного – целомудрие. Более того, те достоинства, которые есть у мужчины, не приемлемы для женщины. Так, щедрость – это недостаток для женщины, ее порок: «Если муж ее щедр, и она также, то это разорение для дома, если же он не столь щедр, то это позор для него». Милостыня – это единственный вид щедрости, которым может обладать женщина. Действительно, многие женщины были надежными спутницами. Они вели домашнее хозяйство, распределяли семейный бюджет (в Европе этим занимались чаще женщины, чем мужчины). На всех социальных уровнях женщина, как правило, занималась ведением домашнего хозяйства. На ее плечах было разумное распределение средств семьи и обеспечение ее питанием. Исследования крестьянского домохозяйства показывают, что женщина выполняла важнейшие функции, связанные с семейной экономикой. Это не только чистка и уборка дома, но поддержание огня в очаге, что было не так легко, если учесть что не существовало простых и доступных средств его извлечения. Огонь в открытом очаге, как и для освещения, был достаточно опасной повседневной обязанностью женщины. Документы судебных расследований свидетельствуют о пожарах, в которых гибли недостаточно осторожные женщины в своих домах и хозяйственных постройках[89]. Но большую часть женской работы в крестьянском хозяйстве занимал не дом, а повседневные сельскохозяйственные заботы: уход за скотом и птицей; сад и огород; сезонные работы в поле, где помогали мужьям в уборке урожая, заготовке сена и соломы. Женщина из крестьянской семьи часто искала самостоятельно дополнительные источники пополнения семейного бюджета. В самых бедных семьях – это поденная работа в состоятельных крестьянских или господских хозяйствах. В зажиточном крестьянском хозяйстве женщины чаще были связаны с рынком, где они торговали яйцами, изготовленным маслом и сыром. На продажу шло пиво и другие напитки, которые делали женщины по традициям той местности, в которой они проживали. Нацеленность женщины на обеспечение питанием своих детей в голодные годы толкала ее на воровство птицы, мелкого рогатого скота, зерна. Исследования женской преступности в Средние века свидетельствуют о том, что в голодные годы периода «климатического кризиса» в начале XIV в. и Черной смерти произошел всплеск такого рода женских преступлений[90]. Развивающаяся в Средние века практика использования кормилиц для младенцев состоятельных семей давала возможность заработать самым естественным путем кормящей женщине. Более того, к XV в. городские власти стали поощрять семьи и частных лиц, взявших в дом сироту. К таким людям относились как к няням и кормилицам, труд которых оплачивался[91]. Не только в крестьянском хозяйстве, но и в хозяйстве сеньора–землевладельца экономия и рачительное распределение ресурсов семьи оборачивались не меньшей выгодой, чем даже поступления от держателей. Потому проповедник Томас Чобхем в начале XIII в. поучал мужей не обращаться со своими женами грубо, ибо они для супругов должны быть дороже, чем все их владения[92]. Женщину в аристократической семье с детства учили вести домашнее хозяйство, контролировать слуг и управляющих. При надобности женщина могла защитить домашний очаг не хуже мужа. Нередко женщины высших сословий хорошо владели оружием и конем, умели руководить обороной замка и командовать вассалами. По убеждению многих исследователей, с наступлением эпохи Возрождения женщина стала менее самостоятельной, прежде всего в городе, который дал стимул расцвету личности мужчин. Практически повсеместно были приняты законы, ограничивающие права и свободу женщин. В обществе наметилась тенденция ограничить действия женщины только домом и семьей. Английский проповедник, составивший руководство «Семейные обязанности» (1622 г.) подчеркивал, что попечением женщины является домашнее хозяйство, которым она руководит, советуясь с мужем. В ведении жены должны находиться следующие дела: руководить убранством дома; заботиться о ежедневном обеспечении семьи; управлять служанками; воспитывать детей, пока они маленькие[93]. Наиболее яркие свидетели повседневного образа мысли и действия женщин – это их собственные письма и дневники. От эпохи Возрождения сохранилась переписка с мужьями и родственниками женщин, занимающихся управлением хозяйства в отсутствие мужа. Это письма женщин из семейства Пастонов (Англия), письма Александры Строцци, Маргариты Датини (Италия). Письма полны повседневных забот женщин, управляющих домохозяйством в отсутствие мужа. Они не просто исполнительницы, но они принимают самостоятельные решения, выступают советчицами супруга и детей. Женщинам из состоятельных семей не лишними были знания законов, чтобы в отсутствие мужа защищать интересы семьи и домохозяйства. Так, в 1465 г. Маргарет Пастон (Англия) в суде защищала интересы своей семьи по иску герцога Сеффолкского, который претендовал на поместье Пастонов, о чем написала мужу[94]. Маргарет не просто сразилась в суде, но и выиграла процесс. Невзирая на спорные оценки положения женщины в семье и обществе, историки склонны считать, что благодаря развитию института брака, укреплению статуса семьи, ее положение по отношению к мужу в Средние века можно охарактеризовать как семейное партнерство. В семье муж и жена представляли разные сферы жизни повседневности. Муж был олицетворением публичной жизни вне дома, а жена – частной, связанной с домохозяйством. Супружество воспринималось и современниками как партнерство и даже кооперация, о чем свидетельствуют дневники и переписка супругов, сохранившиеся от XIV–XV вв.[95] В XVII в. в протестантской литературе, созданной для руководства в семейной жизни («Семейные обязанности», 1622 г.) пастор У. Гог настоятельно подчеркивал эти отношения сотрудничества между мужем и женой: «Так как знания жены о превосходстве мужа лежат в основе всех ее обязанностей, так и знание мужа о том, что дружба связывает его с женой, должно делать его более хорошим супругом для нее»[96]. Исследования теологических сочинений, на которых базировались до недавнего времени представления о положении женщины Средневековья, давали идеализированный образ взаимодействия двух полов с точки зрения мужчины. С позиции так называемой «женской логики» Средневековья, в силу ограниченности источников, гендерные отношения эпохи выражены значительно слабее. Однако это не означает, по нашему мнению, что проблема взаимоотношения полов в их реальном контексте не разрешима. Новые источники и обозначившиеся проблемы взаимоотношения полов в сфере повседневности способны дать новую картину их взаимоотношения в средневековой семье. Н.И. Васильева Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|