Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблема семейно–брачных отношений в конце XVII в. во франции и ее преломление в литературе





В течение XVII в. во Франции происходит секуляризация и формализация брачных отношений. Брак становится актом гражданского состояния. Начало этому положил еще Ордонанс Блуа 1579 г. Он предписал священникам вести реестры для записи бракосочетаний. Необходимо было также получить согласие на брак родителей или опекунов, чтобы избежать обвинения в похищении человека. Присутствующие при бракосочетании имели право выступить в защиту или против супружеского союза жениха и невесты. Ордонанс 1639 г. был направлен против получивших широкое распространение тайных браков. Он позволял лишать наследства вступающих в брак без согласия родителей. Надо отметить, что Франция не была единственной страной, где принимались подобные законы. По наблюдениям авторов «Истории женщин на Западе», «в Европе XVI–XVII вв. появилась масса указов против брака без родительского согласия, которые все больше лишали молодых людей права выбрать себе супруга / супругу, даже если они предварительно дали друг другу клятву, обменялись кольцами или имели сексуальную связь. Патерналистская модель брака, особенно действенная в городских районах… оставалась незыблемой до XVIII в.»[102]. Наконец, ордонанс 1667 г., получивший название «Кодекс Людовика», был направлен на дальнейшую формализацию брака. В соответствии с этим законом, при заключении брака должны были использоваться две регистрационные книги, в книге–оригинале свои подписи ставили супруги и четыре свидетеля. К 1691 г. была выработана стандартная форма регистрационной книги для записи актов гражданского состояния: крещений, бракосочетаний и погребений, – с заранее пронумерованными страницами.

Сугубо церковный брак требовал лишь присутствия приходского священника и двух свидетелей. Между тем, тайный брак, хотя и не признавался недействительным, не порождал юридических последствий. Другой проблемой могло стать несогласие священника обвенчать жениха и невесту. С этим нередко сталкивались гугеноты, в особенности после отмены Нантского эдикта в 1685 г. Для таких случаев существовал так называемый «брак а–ля Гомин» (бракосочетание в присутствии, но без благословения священника, а также в присутствии нотариусов и свидетелей). Такой вид брака в принципе считался действительным. Однако в 1692 г. Парижский парламент сделал благословение священника обязательным для заключения брака.

Столь разновекторное движение в сфере семейно–брачных отношений привело к их активному обсуждению этой проблемы в обществе. Всплеск интереса к проблемам семейно–брачных отношений наблюдается в 1690–е годы. Катализатором дискуссии стала женоненавистническая Десятая сатира Никола Буало (1694). По мнению Ш. Перро, брак – движущая сила общественного, политического и религиозного воспроизводства. Отдельные исследователи считают его «Апологию» проявлением нового, буржуазного женоненавистничества: он выводит женщин из публичной сферы и заключает их в частную сферу[103]. Перро становится апологетом традиционного брака, в котором жена занимает подчиненное положение, и ее роль сводится к материнству и ведению домашнего хозяйства, а также к заботе о больных и поддержанию благочестия.

Хотя дискуссия о браке 1690–х годов охватила, прежде всего, высшие слои общества и получила преломление в произведениях известных французских писателей того времени, она затронула и широкую публику, когда вышла на подмостки театров. Многие французские пьесы последнего десятилетия XVII века касаются проблематики семейно–брачных отношений, прежде всего, комедии Данкура и Реньяра. В них поднимается тема супружеского союза как сделки, уделяется внимание договорной процедуре заключения брака. Важное место занимает нотариус, составляя, скрепляя подписями брачный контракт. Несмотря на требование получения родительского согласия, в комедии конца XVII в., по мнению Л.И. Мурсалиевой, «отмечается ослабление родительского произвола»[104]. Ту же тенденцию наблюдает и С.Ф.М. Грико, но уже в сфере собственно сексуальных отношений. Отметив «распространение добрачной сексуальной практики в конце XVII в.», она связывает ее с «растущей потребностью создавать брак на основе сердечной привязанности» и ослаблением родительского контроля и делает вывод о распространении «более либеральных сексуальных нравов»[105]. Во французских пьесах 1690–х годов все большую роль играл прагматизм в супружестве; герои комедий Реньяра не верили в «рай в шалаше». Со Средних веков во французской народной культуре реакцией на несообразности в семейно–брачных отношениях были шаривари. Эти шумные процессии, выражавшие протест молодежи в т.ч. против неравных браков, видели, несмотря на запреты властей, вплоть до XX в.

Французская литература конца XVII в. остро реагировала на изменения в семейно–брачных отношениях. Прагматическое отношение к браку как к акту гражданского состояния, а не к религиозному таинству, нашло преломление в сатирах Буало, комедиях Реньяра. Защитники брака (Шарль Перро) выражали в своих произведениях новое, буржуазное понимание супружества.

И.В. Астэр

С.–Петербург, С.–Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

ГЕНДЕР И МОНАШЕСТВО

Изучение монашества предполагает обращение к гендерной проблематике[106]. Женское монашество как единственная социально притягательная альтернатива общепринятой модели брачно–семейной жизни, замужества и материнства, к тому же, как единственная институционализированная форма самовыражения женщины в религиозной сфере, развивалось параллельно мужскому монашеству. И в христианстве, и в буддизме основной путь женщины к открытому выражению своих религиозных убеждений – монашество. В обеих конфессиях женское монашество возникло одновременно с мужским[107].

У монашествующих нет ни мужского пола, ни женского, и духовные законы одинаковы для тех и других. Но, к примеру, в христианстве считается, что женщина имеет более слабое телесное сложение, ее душевная работа осуществляется иначе, чем у мужчины: женщина руководствуется чувствами, а не благоразумием и духовным разумом, а значит, некоторые страсти присущи женщинам больше, чем мужчинам. И, соответственно, в истории русских православных монастырей срок между поступлением в обитель и принятием пострига для мужчин и женщин отличался: в мужских монастырях он составлял в 6 лет, в женских – 26.

В буддизме наличие половой дискриминации в средние века считалось нормой: монах обязан был следовать 250 предписаниям, тогда как монахини – 500. Подобное социальное положение – закономерность всех крупных религий на сегодня, поскольку Церковь является институтом с формальной системой подчинения, а в религиозной иерархии, как и в других областях общественной жизни, женщины имеют меньше шансов прийти к власти.

Помимо символической иерархии, мировые религии являют собой, по большей части, «мужскую деятельность». В христианстве Бог – это Бог–отец, «мужское начало», богочеловек Иисус явился в мужском облике, женщина сотворена из ребра мужчины, все апостолы – мужчины. В махаяне (одном из течений буддизма) женщины представлены в более выгодном образе, чем в других, – и тем не менее, в целом буддизм, как выразился один из его исследователей, представляет собой «созданный мужчинами общественный институт, в котором безраздельно господствует патриархальная структура власти»[108]. В священных текстах женщины изображены, с одной стороны, мудрыми, добрыми, преданными, с другой – загадочными, извращенными, злыми. Противоречивый образ женщины, несомненно, отражает неоднозначное отношение к ней мужчины.

Вместе с тем, секуляризация оказала огромное влияние, и, главным образом, на женское монашество. Так, в русском православном монашестве в конце XVIII века – благодаря стараниям наиболее деятельных монахинь, из числа изгнанных после закрытия их монастырей, – стали создаваться первые неофициальные православные общины, по аналогии с монастырем, но ориентированные на активную деятельность в обществе. Пример монахинь в деле организации подобных общин поддержали мирянки, им помогали окрестные города и деревни, нуждавшиеся в духовной и социальной помощи. Между 1764 и 1917 годами в России было основано 220 женских религиозных общин. С течением времени Церковь и государство, не отягощая государственный бюджет финансовой поддержкой общин, стали выказывать одобрение их деятельности; позже многие из них благодаря социальному служению превратились в официальные монастыри. К 1914 г. общее количество женских монастырей и общин достигло 475, причем они были плотно населены (56016 монахинь и 94629 послушницы)[109].

Одной из причин численного роста женского монашества, думается, были демографические и социальные процессы, происходившие в России. В связи с разрушением патриархального типа семьи в деревне появилось большое количество незамужних женщин, для которых было неприемлемо монашество в том виде, в котором оно существовало ранее. Именно данная категория пополняла ряды послушниц женских монастырей, желая принятия не собственно монашества, а участия в растущей внешней деятельности своих обителей при больницах, богадельнях, школах, приютах.

Русскому православному монашеству, начиная с ХIХ в., присуща гендерная поляризация. Несмотря на то, что женское монашество существовало ровно столько же, сколько и мужское, исторически сложилось мнение, что духовного совершенства и святости, тем не менее, в основном достигали мужчины. В «Основах социальной концепции» декларируется единение мужского и женского монашества, но традиции в отношении женщин и их религиозной роли предполагают лидерство мужчины. Однако сама подготовка к принятию социальной концепции нам представляется во многом обусловленной активным вмешательством в жизнь общества женских монастырских общин, породивших целый ряд религиозно–философских дискуссий в к. ХIХ – н. ХХ вв. о предназначении монашества и приведших не только к новому осмыслению монастырских практик[110], но и к актуальному видению социально–экономических и общественно–политических проблем.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.