|
Сестры милосердия в России: зарубежная историографияВ историографии «женской истории» России важную страницу занимают работы по истории развития военно–санитарной службы и сестринского дела. Точкой отсчета истории ухода за больными и ранеными считается начало XIX в., когда была создана служба «сердобольных вдов» в Петербурге. В дореволюционной историографии этому сюжету внимание вообще не уделялось, известны лишь некоторые бытописания, фиксация фактов, медицинские отчеты, которые правильнее отнести к источникам. Впервые об истории развития военно–санитарных служб в России заговорили в 1960–е гг. XХ в. – и это были зарубежные историки[573]. В советской историографии тема оставалась совсем пропущенной. Тем не менее, с историей службы сестер милосердия тесно связано зарождение «женского вопроса» в России. Впервые это отмечено американскими учеными[574]. В дальнейшем они же создали первые серьзеные исследования. Так, Р. Стайтс полагал, что во время Крымской войны «женщинам была дана возможность привлечь внимание общественности к их потенциальным возможностям и активно проявить себя в общественной жизни», и если бы те медсестры «получили надлежащее образование и воспитание, то они смогли бы устроить свою жизнь так же хорошо, как и мужчины»[575]. Логичное продолжение обсуждения истории сестринского дела в России можно найти в работе Е. Мюррей, полагавшей, что дальнейшее развитие сестринского дела в течение XIX—XX веков носило регрессивный характер, «если в период крымской войны институт сестер милосердия был явным прорывом, то в дальнейшем не произошло его усовершенствования», не была модернизирована система и координация деятельности сестер и, соответственно, теряли свое общественное значение более ранние достижения женщин[576]. Польский автор Б. Урбанека представила историю «вдов милосердия», так же уделив особое внимание периоду Крымской войны и, как и другие, мало уделила внимания истории развития этого института. Работа ее описательна, но она не забывает упомянуть о заслугах женщин в общественной сфере и говорит о том, что именно благодаря появлению сестер милосердия данная профессия обрела исключительно женское лицо[577]. Периоду Крымской войны и истории рождения службы женской медицинской помощи посвящено много современных работ, но ни в одной из них не говорится о том, что подобная профессионализация медпомощи носила характер закрепления женщин на обслуживающих должностях[578]. Между тем история сестринского дела в России нашла продолжение в трудах, посвященных Гражданской войне, двум мировым войнам[579], в смежных трудах о первых женщинах–врачах[580], истории фармакологии[581]. Эти работы также показывают ход исторических событий читателю, \но в них нет размышлений о том, пытались ли женщины в России избавиться от навязанного им статуса «заботниц по призванию», настоять на том, чтобы в стране готовились не только медсестры, но и «медбратья».
Раздел 6. Роль образования, чтения, научной работы В частной жизни мужчин и женщин О.В. Трофимова, Я.В. Трофимова Ярославль, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНОЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ: ГЕНДЕРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Процессы миграции и адаптации населения оказывают существенное влияние на социально–экономические стороны жизни отдельных стран. Культурно–религиозное пространство Европы представляет сочетание культурных традиций и верований различных этносов и народов. Период XVI—XIX в. занимает особое место в процессе его формирования. Доныне проблемы толерантности и адаптации сохраняют научную значимость. Образование ускорило процесс интеграции переселенцев и местного населения. Гугеноты – образованные люди, представители среднего класса, ремесленники и торговцы, пытались сохранить национальную идентичность и одновременно интегрировать в новой стране. Большое место в деятельности их общин отводилось организации обучения детей. В Германии евангелистско–реформатские общины создавали школы с раздельным и совместным обучением девочек и мальчиков. Прообраз профессиональной подготовки закладывался в частных школах. Дореформенные школы, действовавшие при монастырях, были запущены, учителя отличались необразованностью, требовалась школьная реформа. Для открытия и финансирования частных школ в гугенотской общине стали создавать кассы для сбора пожертвований. Целью было обучение всех христиан, т.к. образование давало свободу и право конфессионального выбора. Реформатские школы предполагали обучение девочек и мальчиков. Им старались дать практические и полупрофессиональные знания и навыки, т.к. гугеноты были представителями ремесленных специальностей и стремились организовать свои мастерские, для которых требовались подготовленные (квалифицированные) подмастерья. С 1871 г. стали упоминать о государственных городских реальных школах. К 1874 г. насчитывалось почти 400 школьников, четвертую часть из которых составляли реформаты. Школы, финансируемые общиной, были для детей неимущих, позволяли заботиться о бедных, противостоять криминалу. Т. Хоффман явился соучредителем воспитательного общества, заботившегося о питании школьников, форме, общежитии. Евангелистско–реформатская община сыграла ключевую роль в становлении в Гамбурге социальных и образовательных институтов. Активно в обучении детей участвовали женщины. Одно из старейших учебных заведений города Целле (Германия) – женское училище, основанное в 1741 г. Й. Беранже (1723—1792 гг.)[582]. Ее отец, родом из Пуату, гугенот и беженец по вере, прибыл в Целле в правление Георга Вильгельма. В 1742 г. Й. Беранже из французской общины гугенотов в Германии вышла замуж за Й. Плока – члена немецкой реформатской общины в Целле. Ситуация с учебными заведениями в то время оценивается как тяжелая. По мнению генерал–суперинтенданта, в 1750 г. «состояние школ из–за недозволенной свободы родителей весьма плохо в Целле и окрестностях». Ситуация в обучении улучшилась после предписания герцога в 1689 г., действовавшем в XVIII и XIX в. Указывалось на запрет создания частных школ и возлагалась ответственность на генерал–суперинтенданта за проверку подготовленности учителей к преподаванию. Школьные учителя частных школ были, скорее, ремесленниками. Эти изменения не коснулись училища Plocksche. Его специализация — обучение девочек рукоделию и французскому языку. Возможно, оно закрывало пробелы в занятиях в других школах города. Для юношей существовала возможность продолжать обучение в латинской школе в Целле, для девочек – нет. В городских школах начального уровня детей учили религии, чтению, письму, счету и общим знаниям. Родители, считавшие, что этого недостаточно для дочерей, нанимали частного учителя или отправляли девочек в школы. Большинство образованных женщин из–за финансовых трудностей становились учителями. После смерти мужа в 1784 г. руководство училища перешло к его жене – Й. Плок. Сестра Марианна Плок писала: «Под ее руководством и материнской заботой мы были учительницами в школе вплоть до ее смерти в 1787 г. Согласно ее воле и воле родителей, которые доверили нам своих детей, мы продолжили обучение в высших и средних классах». Эти учительницы были самоучками, отсутствовала профессиональная подготовка учителей. С началом XIX в. частные школы столкнулись с серьезной угрозой в лице лютеранского советника Й. Эггерса (1741—1814), основавшего в 1805 г. женскую гимназию. В ней «должны были изучать не только женское рукоделие, но и религию, и другие знания, необходимые женщинам, в том числе французский язык». Частные школы города рассматривались как конкуренты. Сокращавшееся количество школьниц и ухудшавшееся здоровье сестер привело к тому, что они обратились за финансовой ежегодной помощью в евангелистско–реформатскую общину, ставшую единой в 1805 г. путем объединения французско– и немецко–реформатской общин. Сестры, несмотря на болезни, продолжали работать в училище. Эти занятия были необходимы им, поскольку для них они были смыслом существования и единственным источником доходов. В апреле 1814 г. городские школьные учителя письменно обратились в коллегию магистрата с просьбой сохранить частные школы. Просьбу обосновывали тем, что горожане хотят, чтобы детям преподавались религия, общие знания, иностранные языки. К письму прилагался перечень частных школ города. Результатом обращения было решение городского совета: «Несмотря на отсутствие занятий по религии в училище сестер Плок, там даются превосходные знания по французскому языку и ремеслам, дети отличаются особым усердием, поэтому там занятия далее можно продолжать». В 1815 г. в Целле сменился генерал–суперинтендант, он отводил особое место школьному образованию: возглавил женскую гимназию и выступил противником частных школ. В этом году умерла старшая из сестер–учительниц, младшая сообщала, что она одна не в состоянии вести все занятия, и образованные люди города оказывают ей помощь. Благодаря помощи сторонних учителей, занятия стали разнообразнее, и количество учениц осталось прежним. Родители, имевшие возможность оплачивать обучение своих детей, выбирали Winkelschule, а не городские школы. Суперинтендант считал, что Winkelschule не вправе вести обучение религии и принимать детей из городских школ. Причины действий – частные школы создавали конкуренцию городским школам и гимназии; конфессиональные различия. Решение городского совета: «Детей, которые посещают городские школы, но хотят перейти в гугенотскую школу, не принимать без специального разрешения совета, но оставить уже принятых». Училище просуществовало около 80 лет. Другие частные школы долго функционировали. Французские гугеноты, заботясь о подготовке молодого поколения, создавали слой квалифицированных кадров, необходимых для буржуазной производственной среды, путем формирования системы учебных заведений. Они занимались финансированием, непосредственной организацией и осуществлением процесса обучения в иноэтничной среде, активную роль руководителей и учительниц выполняли женщины–эмигрантки. А.В. Борисова Ярославль, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Образование женщины — дворянки в России во второй половине XVIII — первой половине ХIХ в. Проводником культуры, ее «чутким барометром» и покровителем в XVIII в. выступала именно женщина–дворянка. «Женщина – жена и мать – в наибольшей степени связана с надысторическими свойствами человека, с тем, что глубже и шире отпечатков эпохи»[583]. Вступление России в новый исторический период потребовало заняться формированием личности не только мальчиков, но и девочек. Правление Екатерины II дало образец стиля бытового поведения: «Образованная современная женщина – особа, которая владеет одним — двумя иностранными языками, умеет прекрасно излагать свои мысли и в разговоре и на бумаге. Она следит за новинками науки, литературы и искусства, читает журналы – российские и зарубежные. Она занимается самообразованием всю жизнь… играет на музыкальных инструментах… ее манеры безупречны»[584]. Российская действительность второй половины XVIII – первой половины XIX в. могла предложить женщине либо закрытое учебное заведение, либо домашнее образование. Институты благородных девиц, входидившие в Ведомство императрицы Марии, были высшей, почетной формой обучения. Помимо Смольного, существовали институты Ордена Святой Екатерины в Петербурге и в Москве. По их примеру на средства дворянских обществ и частных пожертвований в первой четверти ХIХ в. были открыты Патриотический в Петербурге и Харьковский институты. В основе их деятельности лежала идея создания новой породы светских женщин, воспитанницы должны были занять видное положение в обществе[585]. Учились в Смольном институте 9 лет, и девушки во время обучения практически не виделись с родными. Жители столицы изредка могли видеться с дочерьми, родственникам из провинции вход в Смольный был закрыт. «Надзор был строгий, почти монастырский»[586]. Учебная программа подобных заведений охватывала широкий круг предметов, но глубоких знаний (кроме иностранных языков) не давала. Много внимания уделялось рукоделию и танцам. Знания в области математики ограничивались лишь самому необходимому, физика сводилась к опытам и наблюдениям[587]. Праздники были редки, а будни – тяжелы и суровы, особенно для младших девочек. «Поскольку родители к девочкам не приезжали, то деспотизм этих надзирательниц чувствовался особенно сильно»[588]. Сам уклад института был суров. Девочки поднимались в 6 утра. Занятия длились 6—8 уроков ежедневно, присутствие на уроках было обязательным. Время для игр строго регламентировалось. Питание оставляло желать лучшего. Итогом 9 лет обучения становился экзамен, на котором присутствовали члены императорской фамилии. Процедура экзамена была практически фиктивной. Накануне девушки получали один билет, который и требовалось выучить. За исключительные успехи (трем лучшим) смолянкам выдавался «шифр» — бриллиантовый вензель императрицы. Обладая им, девушки получали возможность выйти в большой свет и стать фрейлинами. Многие же ученицы преследовали единственную цель — стать известной невестой и выйти замуж после окончания института. Другим типом учебных заведений были частные пансионы. В 1803 г. в Петербурге их насчитывалось 28, к 1828 г. их число возросло до 69 (из них 45 – женских). Провинциальные пансионы находились в губернских городах, их количество постоянно менялось. Иностранные частные пансионы буквально наводнили обе столицы к концу XVIII столетия. Цель пансионного обучения – помочь девушке выйти замуж. Имели место два вида пансионов – немецкие и французские[589]. В названных учебных заведениях девушки жили, питались и учились. Оба вида пансионов сближала скудость учебного плана в его современном видении. Систематический характер имели только занятия языками и танцами. В остальном же уровень обучения был невысоким. Немецкие пансионы делали упор на естественные науки, которые могли пригодиться по хозяйственной части. Воспитанницы практиковались в арифметике и домашней экономии. Французские пансионы делали ставку на правила поведения в обществе, законы светского обхождения и любезности. Таким образом, частные пансионы, как и домашнее воспитание, не ставили перед собой задачу реализовать идеи просветителей в образовании. Их цель – дать девушке минимальный уровень знаний и умений, который смог бы обеспечить удачное замужество. Небольшое количество институтов и пансионов, дороговизна обучения приводили к тому, что большая часть девушек–дворянок получала домашнее образование. В этом случае необходимо отметить два типа семей: бедные, не имевшие возможности отправить дочь в пансион, либо очень богатые, имевшие возможность дать в домашних условиях образование лучше, чем в пансионе. Домашнее обучение и воспитание срасталось с бытом и повседневностью. Детей начинали обучать рано, чередуя время игр с занятиями[590]. В некоторых семьях хорошо образованные родители сами обучали своих детей. Так, М.Н. Раевская много путешествовала с родителями, общалась с интересными и умными людьми. Отец руководил образованием детей и стремился, чтобы оно было всесторонним, энциклопедическим. При этом сыновья больше внимания уделяли военным наукам, а дочери – гуманитарным. Библиотека отца насчитывала 4 тыс. единиц. Модные веяния в России, как и в других странах, диктовались Францией. Языком, приличествующим для великосветской беседы, был французский. Ему обучали с ранних лет, в итоге,, как и долговременные поездки с детьми заграницу, усиленные занятия иностранными языками отражались на качестве знания родного[591]. Кроме родителей, крепостных «дядек» и «нянек», помогающих в воспитании и образовании дворянских детей, для отпрысков нанимали гувернанток и гувернеров. «Monsieur l' Abbe, француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил…»[592]. Французы и немцы учили юных дворянок и дворян свободно владеть языками. В целях улучшения качества обучения в 1834 г. правительство издало «Положение о домашних наставниках и учителях», с того времени лица, поступавшие в частные дома для воспитания детей, должны были иметь звание домашних наставников. Г.Л. Шаматонова Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ) Проблема вовлеченности женщин в российское образование имеет длительную историю. Изучение истории дореволюционного образования в Ярославском крае позволяет проследить основные вехи его истории от появления первых школ, в которых учились девочки в конце XVIII столетия, до 1917 года[593]. Анализ участия женщин в образовательном процессе после 1917 года характеризуется постоянным увеличением их численности, сложнее провести анализ периода с 1991 г. по н.в.: это связано с трансформацией российского образовательного пространства. Первые свидетельства о женских школах относятся ко времени Древнерусского государства, когда сестра Владимира Мономаха Янка (Анна) основала женский монастырь в Киеве и школу при нем. В Ярославле история образования началась с духовного училища при мужском Спасском монастыре, созданном в начале XIII в. Данные о специальном обучении девочек в Ярославле встречаются только в последней четверти XVIII в. Первый в стране Смольный институт в Санкт–Петербурге начал работу только в период правления Екатерины II (1764 г.), и лишь в 1843 г. появилось училище для девиц духовного звания в Царском Селе[594]. Даже до появления специальных женских учебных заведений некоторые девочки могли получить начальное образование. К ним примыкали «своекоштные» ученики, проживавшие не в приюте, а в родительских домах. В 1788 г. в уездных училищах Ярославского наместничества числились 456 ученика, среди которых было 8 девочек (1,8%)[595] – это первое упоминание о том, что образование в Ярославле перестало быть исключительной привилегией «мужскаго полу». В начале XIX в. в Ярославской губернии появился первый вуз – «Ярославское высшее наук училище», позднее преобразованный в лицей. Демидовский лицей являлся главным учебным заведением не только для Ярославской, но и для соседних губерний, став не только учебным, но и научно–культурным центром региона; женщин в него не принимали. Все первые специальные женские учебные заведения в Ярославле – пансион Тюреи (Тюрен) и Донкур, действовавший в 1803 г., в 1805 г. пансион К. Кюкюэля (Крюкюэля, Кюкюеля), пансион Доротеи Берте (Берье) с 1811 г. – были частными. Известно о недолгом существовании в Ярославле Института благородных девиц и Благородного женского пансиона Адель Матлен (основан в 1820 г.). С 1850 г. им руководила О.А. Солюс, а с 1855 г. – Л. –М. Биго). Среди создателей учебных заведений довольно часто встречались французские фамилии. Во второй половине XIX в. число частных пансионов в Ярославле сократилось, существующие изменили свой профиль, став подготовительной ступенью для среднего образования. Так, в 1877 г. в Ярославле открылся частный пансион Е.А. Рыкачевой; он готовил девочек для 1–го и 2–го классов женской гимназии. Новым типом учебных заведений в регионе в первой половине XIX в. стали церковно–приходские школы, которые курировал Синод. По уставу 1804 г., в них могли обучаться дети «без разбору пола». Обучение включало Закон Божий, чтение, письмо, арифметику. В годы русско–турецкой войны в 1878 г. в Ярославле появилась начальная школа в приюте П.А. Соболевой для 11 девочек—сирот из Болгарии[596]. Первое женское учебное заведение в Ярославле, которое давало образование выше начального, являлось духовным. В 1846 г. вслед за училищем для девиц духовного звания в Царском Селе и по его образцу второе подобное училище открылось в городе Солигаличе Костромской губернии. В 1848 г. это училище было переведено из Солигалича в Ярославль. Первоначально в нем обучались всего 19 учениц на средства Св. Синода по инициативе великой княгини Ольги Николаевны. Срок обучения в училище составлял 6 лет. Воспитанницы изучали Закон Божий и церковное пение, чтение, письмо, арифметику, рисование, историю, географию. По линии Министерства народного просвещения в 1861 г. в Ярославле открылась Мариинская женская гимназия, а в 1876 г. – Екатерининская гимназия со сроком обучения 8 лет и правом заниматься после окончания гимназии педагогической деятельностью. В конце 80–х гг. XIX века в Мариинской гимназии обучались 393 ученицы (в 1914 г. – 450), а в Екатерининской – 175 (к 1914 г. – соответственно, 400 учениц). Екатерининская гимназия, действовавшая в стенах Дома призрения ближнего, имела пансион для постоянно проживавших здесь воспитанниц. В пореформенный период начальная школа в Ярославле дополнилась городскими и земскими учебными заведениями, куда принимали и мальчиков, и девочек. При земской больнице открылась школа сестер милосердия. Первые земские школы появились в сельской местности Ярославской губернии в 1866 г., а уже в следующем году их насчитывалось 34. Число учеников составило 1804 человека, в том числе 1580 мальчиков (87,6%) и 224 девочек (12,4%). В 70–е гг. XIX века земская школа росла особенно быстро. Несмотря на значительные успехи в деле женского образования в Ярославле, на рубеже XIX – ХХ вв. образование выше начального в Ярославской губернии имели только 1,1% женщин. Первая Всероссийская перепись населения показала, что грамотными в Ярославской губернии были более 50% мужчин и только 24% женщин. Однако обращает на себя внимание то, что наибольший процент грамотных женщин был в возрастной группе от 10 до 19 лет – 51,3%, что практически не уступало уровню грамотности среди мужского населения по губернии в целом. В начале ХХ в. новыми учебными заведениями в г. Ярославле стали частные школы П.Д. Антиповой, С.Г. Вахромеевой и О.Н. Корсунской, а также ремесленные классы г–жи Сорокиной. Частные учебные заведения стремились чем–то выделиться и предлагали своеобразную специализацию своим воспитанницам. В дополнение к начальному и среднему женскому образованию в Ярославле появился первый (и до 1918 г. единственный) детский сад «для обучения детей обоего пола» с 5 лет. Таким образом, к началу первой мировой войны в учебных заведениях Ярославской губернии обучались 4,5 тыс. лиц мужского пола и 5,3 тыс. – женского (54%). То есть именно девочки и девушки стали преобладать в числе учащихся на данный период. В начале ХХ в. 64% преподавателей в земских школах были учительницы. Поэтому вполне правомерен вывод о том, что женское образование в Ярославле, возникнув значительно позднее мужского, отличалось более быстрыми темпами роста, как по числу средних учебных заведений, так и по количеству обучающихся в разных типах школ девочек и девушек. М.Н. Паравина Алатырь, Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова, Алатырский филиал Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|