Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ПРОВИНЦИАЛКИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ)





В начале XX века патриархальной модели, определяющей место женщины дома, противостоит модель самореализации личности путем получения образования и занятия общественно полезным трудом и проявлением общественной активной позиции. Это сказывается на увеличении числа женских учебных заведений. Развитие женского образования идет более интенсивно, чем в предыдущие десятилетия. Если к 1905 году в Пензенской губернии насчитывалось 2 женские гимназии и 1 прогимназия, к 1915 году женских гимназий стало 11, начальных женских училищ только в городе Пензе – 14.

К 1914 году 60,2% учителей в земских школах Пензенской губернии составляли учительницы, выпускницы епархиального училища, женских гимназий и прогимназий, начальных женских городских училищ, в 1889 году этот показатель составлял лишь 23%[612]. В целом по России число учительниц начальных народных училищ к 1911 году составляло 53,8% от общего количества народных учителей[613]. Многие выпускницы гимназий своей активной деятельностью вносили значительный вклад в формирование культуры провинции.

В начале XX века вопрос о женском профессиональном образовании получил общественное признание. В 1900 г. при отделении Ученого комитета по техническому профессиональному образованию Министерства народного просвещения создан специальный отдел по руководству 129 женскими профессиональными учебными заведениями (в них насчитывалось 9920 учащихся).

В начале XX века в Пензенской губернии из 20 профессиональных учебных заведений 6 были женскими, примерно такое же положение было во всех Средневолжских губерниях. Почти все заведения принадлежали к низшему типу учебных заведений и содержались за счет городского земства и частных пожертвований.

Одним из крупных учебных заведений данного типа в г. Пензе была ремесленная школа Л.А. Татищевой. В ремесленную школу могли поступать девочки всех сословий не моложе 12 лет. После завершения курса обучения воспитанницы могли работать закройщицами, учительницами рукоделия, белошвейками и вышивальщицами.

Провинциальная печать того времени писала, что девочек к образованию привлекает практическая направленность учения: «За отсутствием практических школ по женскому образованию в селах и деревнях учиться негде. Откройте училища с рукодельными курсами, и школы привлекут симпатию народа, и недостатка в ученицах не будет»[614]. Автор данного высказывания был прав лишь отчасти: рукоделие преподавалось в народных школах. Но число таких учебных заведений было не велико.

Нет оснований сомневаться в том, что создание ремесленных отделений и классов при общеобразовательных и низших школах и училищах имело положительное значение, поскольку способствовало приобщению девочек несостоятельных городских сословий и крестьян к различным ремеслам. Это давало им возможность в дальнейшем трудоустроиться и обеспечить свой доход. Но, с другой стороны, подобное направление таило в себе опасность падения и без того крайне низкого уровня общего образования, получаемого в народной школе.

Медицинское направление профессиональной подготовки было представлено в регионе фельдшерской школой и земской повивальной школой 2–го разряда[615]. Ежегодно земская повивальная школа готовила от 20 до 30 выпускниц. Средний возраст поступающих учениц в данные заведения в России составлял 16—21 год, и пензенская школа не была исключением. Поздний срок поступления объяснялся тем, что в учебные заведения поступали в основном замужние женщины или вдовы.

Политическому воспитанию женщины, по мнению Н.П. Ефремовой способствовала борьба за высшее образование[616]. Мы бы уточнили, получение образования различного уровня способствовало политической активности женщин. В архивных фондах имеются документы об активной деятельности сельских учительниц среди местного населения. Так, в 1908 году в местном департаменте полиции было заведено дело о высылке из Пензенской губернии учительницы Богородского училища Мокшанского уезда Большаковой Варвары Матвеевны за противоправительственную агитацию среди крестьян и своих учеников[617].

Таким образом, благодаря модернизационными процессам, в начале XX века в России происходит изменение стереотипного взгляда на образование девочек, оно перестает рассматриваться только в связи с обязанностями жен и матерей, в большей степени оно связывается с нуждами женщин как индивидов. Хотя дискуссии о наиболее подходящей сфере для женщин в общественной жизни продолжаются.

Под влиянием быстро растущей потребности общества в дешевых интеллигентных работниках, которую не могло удовлетворить занятое в этой сфере число мужчин, обладающих соответствующими знаниями и находящих вполне достаточным существующий в той или иной профессии размер заработка, разные интеллигентные профессии – сначала наименее оплачиваемые, – делались доступными и женщинам средних классов. Активная деятельность общественности способствовала развитию начального и среднего образования, что позволило девушкам занять определенное место в профессиональной структуре общества.

Труд выпускниц женских гимназий и прогимназий, епархиального училища на ниве просвещения внес свой вклад в формирование культурного пространства провинции, ликвидации неграмотности среди населения. Образованные барышни выступали в качестве мощного фактора социокультурной трансформации общества.

О.Д. Попова

Рязань, Рязанский государственный медицинский университет

имени академика И.П. Павлова

МЕЧТЫ И ГРЕЗЫ ЕПАРХИАЛКИ…

(ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАННИЦ ЗАКРЫТЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ)

Для изучения особенностей исторической эпохи является важным изучение различных ментальных аспектов восприятия действительности: мечты, грезы, психологические установки. Данная проблема является актуальной, поскольку позволяет понять мотивы поведения личности в условиях различной исторической реальности, процесс формирования стереотипов поведения. Реформы второй половины XIX века не только способствовали вхождению женщин в активную общественную жизнь, но и их поставили в условие сложного психологического поиска и выбора. Во второй половине XIX – начале ХХ века стремительно менялись представления о том, что должна и чего не должна делать женщина, при этом сама женщина оказывалась в состоянии сложного психологического выбора.

Особым психологическим складом отличались воспитанницы закрытых учебных заведений, к которым относились женские институты благородных девиц и женские епархиальные училища. Именно эти учебные заведения оказались на перекрестке консервативных и реформаторских тенденций рубежа XIX – начала ХХ века.

Проблема оценки психологического состояния воспитанниц является одной из самых сложных, поскольку не имеет развернутой и четко фиксированной источниковедческой базы. Наиболее полно раскрывают психологическое состояние источники личного происхождения — мемуары и дневники. Однако для истории женского образования это довольно редкий вид источника. Полнее сохранились воспоминания воспитанниц женских институтов благородных девиц, часть из которых была опубликована в наши дни. Воспоминаний воспитанниц женских епархиальных училищ известно меньше. Из всего комплекса воспоминаний воспитанниц епархиальных училищ для понимания психологического состояния наибольший интерес представляют воспоминания воспитанницы Калужского епархиального училища М.С. Преображенской, Тобольского епархиального училища Х. Игнатовой, Рязанского женского епархиального училища Л. Худзинской[618].

В воспоминаниях Маши Преображенской и Харитины Игнатовой наиболее эмоционально переданы чувства связанные с окончанием учебного года и отъезд на каникулы. Так, оценивания свое психологическое состояние Харитина Игнатова, неоднократно отмечает, что училище для нее стало родным домом, она употребляет такие слова как «хорошее любимое дело, любимая книга, дорогие друзья»[619]. Однако одновременно она замечает, что тоска по родному дому не раз овладевала ею. Поэтому ожидание каникул передано с особым чувством восторга и радости.

А вот в воспоминаниях тех воспитанниц, которых не отпускали домой на каникулы, мечты о доме, встречах с близкими родственниками практически отсутствуют. Е.Н. Водовозова, которая получила образование в Смольном институте благородных девиц, это объясняет следующим образом: «Воспитанниц не пускали к родным ни на лето, ни на праздники, и они мало–помалу забывали обо всем, что делалось вне их стен»[620]. Подобное же отчуждение отмечается и в воспоминаниях воспитанницы Ярославского училища девиц духовного звания Разумовской[621].

Мемуары Игнатовой свидетельствуют, что воспоминания о доме, о своей родной деревне были для воспитанниц источником творческого вдохновения[622]. Разумовская же в своих воспоминаниях пишет о том, что даже самое простое сочинение на тему «Весна» вызывало у девочек массу трудностей[623]. Е.Н. Водовозова так же отмечает, что из–за затворнического образа жизни к концу пребывания в Смольном институте совершенно утрачивали чувства любви к природе, и смолянки оставались равнодушными к красотам родных просторов[624].

Изоляция от внешнего мира, которая сочеталась процессом гормональной перестройки, приводила к тому, что чувство первой влюбленности и противоположный пол становились источником немалых душевных страданий. В большинстве закрытых учебных заведений на общение с молодыми людьми накладывалось строгое табу, даже общение с родственниками находилось под строгим контролем воспитательниц. Поэтому любые, даже самые мимолетные встречи с братьями или родственниками своих одноклассниц были источником грез и мечтаний.

Заменой подлинным чувствам в закрытых учебных заведениях стал психологический феномен «обожание», который получил довольно подробное описание в мемуарах воспитанниц институтов благородных девиц и женских епархиальных училищ[625]. «Обожание» простиралось на старших воспитанниц, на учителей. В орбиту обожания попал даже К.Э. Циолковский, который преподавал в Калужском епархиальном училище физику[626].

Условия закрытого учебного заведения приводили к тому, что девочки, с одной стороны, так или иначе были обеспечены содержанием и питанием, а с другой стороны, находились под строгим нравственным контролем, им постоянно внушали нормы поведения, которые опирались на идеи «Домостроя» XVI века. В атмосфере стремительно развивающихся общественных отношений, женского образования и вхождения женщин в общественную жизнь мечты воспитанниц могли входить в противоречие с официальной доктриной православия и вызывать чувства смятения и неуверенности. Так, например, автора воспоминаний о Тобольском епархиальном училище Харитину Игнатову и ее подругу в чувство замешательства привела проповедь, произнесенная о. Иоанном Кронштадтским на день рожденья государыни императрицы Марии Федоровны – 14 ноября 1902 г., название которой говорило само за себя: «Горькая правда о современных девушках и женщинах. (Назначение и место женщины в мире и церкви)». Позиция любимого воспитанницами проповедника по женскому вопросу вызвала у девочек смущение, сомнение и не мало размышлений[627].

Желание заниматься общественной деятельностью могло войти в резкое противоречие с атмосферой учебного заведения и даже стать причиной весьма трагических поступков. Например, материалы ревизий в Екатериновславском женском епархиальном училище 1878 года свидетельствуют о трагическом случае в училище – попытке самоубийства двух воспитанниц[628].

Таким образом, на психологическое восприятие действительности воспитанниц закрытых учебных заведений оказывали влияние как возрастные особенности девушек, так и процесс реформ женского образования, активное вхождение женщин в общественную жизнь.

Девушки во второй половине XIX – начале ХХ века находились в состоянии сложного психологического выбора. Переход от полностью закрытой системы образования к полузакрытой оказал значительное позитивное влияние. Встречи с родным домом и родственниками стали источником позитивных эмоций, поддерживали чувства любви к родным, становились источником творческого вдохновения. С другой стороны, стремительно меняющийся внешний мир настолько редко приоткрывался воспитанницам, что был для них страшным и неизведанным, становился источником не только душевных исканий и страданий, но и причиной весьма уродливых явлений и даже трагических поступков.

В.В. Смеюха

РостовнаДону, Южный федеральный университет







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.