|
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ЖЕНЩИН ЗАПАДНОЙ СИБИРИНА РУБЕЖЕ XIX — XX вв. Несмотря на приниженное, по сравнению с мужчинами, правовое положение и стойкие традиции патриархальности в дореволюционной России, женщины могли себя проявить в экономической жизни. Имущество супругов было раздельным. Приданое и имущество, приобретенное женой самостоятельно, считалось ее собственностью, это отмечали и исследователи, и современники[536]. Женщинам принадлежала значительная часть недвижимости в сибирских городах[537]. В среде сибирских купцов имущественная самостоятельность женщины имела большое значение. В некоторых случаях купчихи даже лично вступали в гильдию и торговали от своего имени отдельно от своих мужей, что дозволялось российским законодательством. Супруги даже могли вступать друг с другом в сделки и обязательства как самостоятельные партнеры[538]. Экономическая роль женщины находила отражение в практике наследования купеческих капиталов. Нередко глава семьи завещал все имущество после смерти жене, даже при наличии взрослых детей–мужчин. Встречается много примеров, когда после смерти мужа вдова брала в свои руки семейное дело. Она выбирала на свое имя купеческое свидетельство, несла ответственность за торговые операции, без ее разрешения из общего капитала не могли выделиться взрослые сыновья со своими семьями. Многим из сибирячек удавалось в течение долгих лет умело управлять собственным делом, поддерживать на должном уровне семейные капиталы и коммерческую репутацию. Например, бийская купчиха Елена Григорьевна Морозова, унаследовав в 1894 г. торговое предприятие, несмотря на то, что ей было уже 62 года, и она была практически неграмотна, твердой рукой 14 лет вела семейное дело. Новаторски подойдя к предпринимательству, купчиха превратила традиционную торговую фирму в многоотраслевой комплекс, построила ряд промышленных предприятий и в несколько раз увеличила капитал. Помимо торговли она вкладывала капиталы в промышленность. В конце ХIХ – начале XX вв. она построила в Бийске электростанцию, кожевенный, маслобойный, пивоваренный заводы, паровую крупчатую мельницу. После ее смерти в 1908 г. наследственная масса капитала составляла почти 1,5 млн. руб. За свою благотворительную деятельность Е.Г. Морозова была награждена медалью «За усердие», медалью в память о царствовании императора Александра III, а от имени в. княж. Марии Павловны получила золотой браслет с сапфиром и бриллиантом[539]. Правовое положение женщин–предпринимателей имело некоторые особенности. Женщины – «начальники купеческого семейства», – так же, как и мужчины, могли заниматься предпринимательской деятельностью. Но если такая женщина выходила замуж и продолжала выбирать гильдейское свидетельство на свое имя, она не имела права причислить в состав своего семейства и, соответственно, в состав сословия, нового мужа. Удельный вес женщин–глав купеческих семей в изучаемый период колебался в пределах 10–15%. В Томске среди глав купеческих семей женщины составляли примерно 10%[540]. Далеко не все женщины–предпринимательницы выбирали сословное купеческое свидетельство. Так, например, на Алтае довольно известной личностью была М.Ф. Будкевич. Много лет она вела активную предпринимательскую деятельность: в 1897 г. открыла пивоваренный завод в Бийске, в 1912 г. Кроме того имела 17 пивных лавок а также биллиардные заведения. Торговый оборот составил к 1912 г. 40 000 руб. Кроме того, в 1902 г. М.Ф. Будкевич открыла в Барнауле частную женскую гимназию[541]. Одной из богатейших женщин–предпринимательниц региона была Евдокия Ивановна Мельникова. В 1893 г. она основала в Барнауле пароходную компанию. В 1910 г. флотилия компании насчитывала 10 пароходов и 6 барж, стоимость компании при ее продаже в 1917 г. составила 1,6 млн. руб. Тем не менее, Е.И. Мельникова до конца жизни числилась в мещанском сословии. Неизвестны и факты благотворительности с ее стороны[542]. Современники отмечали, что сибирские женщины отличались от женщин центральной части России чертами характера и поведением. Сибирячки были более энергичными, активными, предприимчивыми, самостоятельными[543]. «В Тюмени, в Гостином дворе, – писал в своих воспоминаниях купец Н. Чукмалдин, – было с мануфактурными товарами до двух десятков лавок, и половина их велась и управлялась женским персоналом»[544]. По данным переписи 1897 г., женщины, самостоятельно ведущие торговое дело, составили 7,8% сибирских купцов, среди владельцев гостиниц, постоялых дворов и трактиров женщин было 17,9%. Наиболее активно женщины занимались розничной торговлей, основную массу предпринимательниц в Сибири составляли владелицы аптечных магазинов, бакалейных и галантерейных магазинов, питейных заведений, меблированных комнат, книжных киосков, мукомольных мельниц, кирпичных, дрожжевых, кожевенных заводов, общественных бань[545]. Однако необходимо отметить, что среди крупнейших женщин–предпринимательниц региона большинство было вдовами, т.е. поддерживали и развивали дело, доставшееся по наследству от мужа, а не пробились к вершинам бизнеса самостоятельно. Вдовами были, например, кроме упоминавшейся бийской купчихи Е.Г. Морозовой, омская купчиха М.А. Шанина, иркутская А.К. Медведникова, барнаульская предпринимательница Ю.А. Пранг. В Томске число купеческих вдов, успешно занимавшихся предпринимательством, было велико[546]. Экономическое развитие Сибири во второй половине XIX – начале XX в. все более и более втягивало женщин в экономику региона[547]. В конце XIX – начале XX в. увеличилось число женщин–благотворительниц. Таким образом, роль женщин в сибирском предпринимательстве была довольно значительной: сибирские купчихи были владельцами существенной части недвижимости, активно занимались предпринимательской деятельностью, благотворительностью. Предпринимательство являлось одной из относительно доступных для женщин сфер проявления общественной активности. Ю.В. Кокурина Ярославль, МОУ СОШ № 25 Роль женщин в земской медицине Ярославской губернии во второй половине XIX — начале XX в.: Характер, масштабы участия Медицинское поприще вплоть до середины XIX века считалось полем деятельности мужчин. С этого времени начинается активное освоение женщинами медицинской сферы. Они принимают участие в военных кампаниях Крымской, Турецкой войн в качестве медсестер, врачей. Именно во время Крымской войны 1853—1856 гг. молодые медсестры впервые начали активно осваивать медицинскую профессию. Известный российский хирург Н.И. Пирогов писал о том, что женщин необходимо задействовать в медицинской работе, он воспевал их терпеливость, ответственность, которую они проявляют на службе в условиях военного времени. С 1872 года в Российской империи действовали высшие женские медицинские курсы. Несмотря на это, женщины—врачи не были внесены в списки врачей до 1883 г.; в течение 5 лет они практиковали, служили в земстве и городских больницах без официального документа[548]. С этого времени в общероссийском масштабе начинается деятельное участие женщин в медицинской сфере. В Ярославской губернии эти процессы имели свою специфику. В крупных индустриальных городах, таких, как Санкт–Петербург и Москва, уже в конце XIX столетия создавались женские профессиональные организации. Одними из них стали организации женщин–акушерок. Их цель — помощь в профессиональной деятельности женщинам, работающим в акушерстве, обмен опытом, способствование профессиональному развитию. Участницы подобных женских организаций оформляются в отдельную социальную общность. В Ярославской губернии только в 1902 году было принято решение об открытии повивального училища. Начали преподаваться постоянные курсы. Начало их деятельности явилось важным событием для ярославского здравоохранения. При родильном отделении было создано повивальное училище. В него принимались «ученицы от 18 до 35 лет всех сословий, пользующихся хорошим здоровьем, по возможности грамотные и не имеющие значительных физических недостатков»[549]. По окончании курсов девушки получали специальность акушерок лечебницы, которые могли поступить на службу земства. В завершении учебы ученицы должны были сдавать экзамен, на котором они были обязаны продемонстрировать определенные знания и умения: понятия об анатомическом устройстве женских половых органов, знания о ходе правильных и неправильных родов. Постепенно служащие, трудящиеся в земской медицине, обособляются в отдельную социальную группу по профессиональному признаку. Для земских деятелей становится важным вопрос о вне профессиональном общении медицинских работников. В докладе врача Ивановского о быте земских врачей поднимались вопросы о досуге и общении врачей во внерабочее время. Доктор предлагал создавать общности врачей, чтобы сблизить их между собой. Вопрос о женщинах в земском здравоохранении не затрагивался Ивановским вообще[550]. Таким образом, женский вопрос в поле деятельности земской медицины не рассматривался как самостоятельный. Это связано во многом с преобладанием мужчин в земских медицинских учреждениях, что было обусловлено объективной реальностью, а так же крайней узостью профессиональной деятельности представительниц прекрасного пола. Поэтому в отдельную профессиональную общность врач Ивановский женщин, вероятно, не определял. На момент 1906 года среди списка медицинских работников по уездным земствам преобладали мужчины[551]. Во всех уездных земствах на этот момент служили 192 медицинских работника. Из них 53 человека – представительницы слабого пола, которые, в основном, служили в должности акушерок и повивальных бабок. Исключением являются Пошехонское и Рыбинское уездное земство. В Рыбинском уездном земстве из 28 работников: 20 человек мужчины, которые служили врачами и фельдшерами, и 6 женщин в должности повивальных бабок и акушерок, 1 женщина — фельдшер, 1 женщина — заведующая родильным домом при больнице. Также и в Пошехонском уездном земстве из 19 медицинских работников 18 являлись мужчинами, и 1 женщина служила в должности фельдшера. На момент августа 1916 года в Ярославской беженской терапевтической больнице из 9 сотрудников этого учреждения 8 были женщины, которые работали в качестве сиделок, сестер, надзорниц, кухарок, прислуги[552]. Большое значение для земской медицины играла благотворительная деятельность. Частные лица жертвовали свои средства для благоустройства, строительства и оснащения медицинских земских учреждений. Начиная со второй половины XIX века, российские женщины проявляют свою гражданскую активность с помощью деятельного участия в жизни земств. Благотворительная деятельность является одной из форм социальной активности женщин. Так, в 1890 году было открыто благотворительное общество при Ростовской земской больнице для помощи бедным при деятельном участии Е.А. Ошаниной[553]. Таким образом, в Ярославской губернии в конце XIX — начале ХХ века, как и во всей стране, протекали процессы, связанные с женской эмансипацией. Женщины начинают служить в земских учреждениях в качестве медицинских работников. Многие из них оканчивают профессиональные курсы. В целом, деятельность ярославских медицинских работниц ограничивается должностями акушерок, повивальных бабок, обслуживающего персонала при земских больницах. Можно сделать вывод, что сфера деятельности женщин в ярославской земской медицине сводилась к двум направлениям: первое – чисто «женское» дело – акушерская деятельность, второе – обслуживание и ухаживание за больными. Ю.В. Литвин Петрозаводск, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|