Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







К ГОСУДАРСТВЕННОМУ И ОБЩЕСТВЕННОМУ





Образование является одним из прав человека и важнейших средств достижения таких целей, как равенство, развитие и мир. Недискриминационное образование способствует развитию более равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Равенство в доступе к образованию и возможность его получения необходимы для того, чтобы женщины могли быть активными участниками общественной жизни страны, экономических и социальных преобразований.Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль. Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI в. В 1086 г. Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где обучали закону божиему, чтению, письму, пению и швейному делу. В XII в. такое же женское училище было учреждено в Суздале дочерью полоцкого князя Ефросинией, где обучались не только монахини, но женщины–мирянки. В первой половине XVI в. митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам – отрокам и девицам. Эти факты говорят о необходимости распространении грамотности среди женщин Древней Руси, об их участии в развитии книжного дела и просвещения.

Еще более ярким примером самостоятельности и образованности является царевна Софья. С ее именем связан переход от женщин допетровской Руси к женщинам Руси современной. До момента начала царствования Петра I в России еще не помышляли о массовом женском образовании. Его просто не существовало. Софья подготовила почву для реформ Петра I в области образования. Одним из достижений петровских нововведений является то, что он позволил «выйти» женщине из терема, а в 1724 г. обязал монахинь открывать приюты–школы.

В царствование Анны Иоанновны значительно поднялся уровень просвещения. В 1755 г. по проекту графа И.И. Шувалова в Москве был основан первый в России университет. При нем – две гимназии: для дворян и разночинцев. В столице и крупнейших городах были учреждены общеобразовательные и специальные учебные заведения. В Казани открылась первая гимназия.

Начинания Петра I и Елизаветы Петровны были продолжены императрицей Екатериной II. В учрежденном ею в 1763 г. Московском воспитательном доме открыли мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт был преобразован в Сиротский кадетский корпус, а женский – в Александринский, а потом в Николаевский сиротский институт, где готовили домашних наставниц, а также домашних учительниц с правом обучения началам наук, языков, искусств и преподавания в гимназии.

Началом светского женского образования в Российской империи принято считать время, когда по проекту И.И. Бецкого в 1764 г. в Петербурге было основано «Воспитательное общество благородных девиц» закрытого типа при Смольном монастыре (Смольный институт) – первое в России женское учебное заведение для дворянок. Одновременно появились школы и для мещанок.

Защитницей равноправия женщин в области образования в эпоху Екатерины II являлась ее сподвижница, княгиня Екатерина Романовна Дашкова. За необычайный ум и организаторский талант впервые женщину удостоили высокой должности, ее назначили президентом Петербургской Академии наук, а по указу 1783 г. – Российской Академии наук. Выступая в защиту прав женщин, она доказала на что может быть способна высоко одаренная женщина.

При участии императрицы Марии Федоровны, жены Павла Петровича, по образцу Смольного создавались институты для благородных девиц, получившие название «Мариинские». Этот новый тип учебных заведений удовлетворял потребность в женском профессиональном образовании.

До начала 60–х гг. XIX в. единственным видом женских учебных заведений, содержащихся за счет государства, оставались институты благородных девиц. Наряду с ними существовали частные женские пансионы.

Первой ласточкой, возвестившей о начале обсуждения широкого женского образования на страницах русской прессы, явилась статья Н.И. Пирогова «Вопросы воспитания». Под влиянием этой полемики правительство было вынужденным несколько пересмотреть свою политику в области женского образования.

С середины XIX века наблюдается бурный рост женских воскресных школ. По окончании этих школ, мариинских и народных училищ женщины стремились учиться дальше, чтобы обрести самостоятельность, доступ к различным профессиям, но высшее образование для женщин было закрыто. Первым учебным заведением в России, открывшим двери для женщин, стал Петербургский университет. Однако этого было явно недостаточно. И начиная с середины 60–х наблюдается массовая эмиграцию русских женщин в Швейцарию в поисках высшего образования.

Правительство было вынуждено создать специальную комиссию, которая признала возможным не только допустить женщин к университетским лекциям, но дать им права на педагогическую и медицинскую практику. Однако заключения комиссии не были одобрены правительством, считая это «мерой совершенно неудобной и могущей только дать повод к новым беспорядкам». В 1861 г. доступ женщин в университеты был закрыт. Но волну женщин, стремившихся к знаниям и самосовершенствованию, к реализации личных способностей, уже было трудно удержать. Они стали подавать прошения о разрешении продолжать слушание лекций, но в ответ получили категорический отказ. Вскоре был принят правительственный указ об обязательном возвращении цюрихских студенток на Родину. Однако никакое противостояние не смогло остановить стремление русских женщин к образованию.

Борьба женщин за высшее образование привела к определенным результатам. Стали появляться женщины на студенческих скамьях Императорской Академии художеств. Многих женщин побудило к организации публичных лекций. В 1862 г. в Петербурге был создан Вольный университет. С 1868 г. поднялась широкая кампания прогрессивной прессы в защиту женских прав в области образования. В условиях бюрократической волокиты особую роль играли частная инициатива и благотворительность. Начиная с 1870 г. было открыто много специальных учебных заведений для представительниц средних сословий: медицинские и педагогические курсы, художественные училища, различные «профессиональные», «реальные», «ремесленные» и прочие школы. Наивысшим же достижением на пути к высшему женскому образованию стало открытие Бестужевских высших курсов в Петербурге в 1878 г. Другой заметной вехой в истории борьбы за высшее женское образование в России являлось открытие в 1872 г. Высших врачебных курсов.

Общественный подъем конца XIX – начала XX вв. внес оживление в область высшего женского образования. Потребности экономического развития, а также давление общественности позволили принять меры по профессиональному образованию женщин. В ответ на просьбу коммерсантов было разрешено открыть в Москве Высшие женские коммерческие курсы.

Широкий доступ к высшему образованию женщинам открыл ХХ век. Под влиянием начавшейся первой русской революции движение за право женщин на равное образование активизировалось. Новые волны общественного натиска привели в 1911 г. к допуску женщин в высшую школу на правах вольнослушательниц. И лишь нужды Первой мировой войны вынудили допустить женщин к полноправному высшему медицинскому образованию.

Октябрьская революции 1917 г. ликвидировала старую систему образования. Советская школа строилась уже совсем на других принципах. В результате политики всеобщего обязательного обучения уровень женского образования в стране сравнялся с уровнем образования мужчин. Была создана единая система высших педагогических заведений без разделения на мужские и женские.

Как свидетельствует статистика, сегодня женщины по уровню своего образования устойчиво обгоняют мужчин. Они глубоко проникли во многие сферы профессиональной деятельности. На фоне этих достижений проблема дискриминации женщин в сфере интеллектуальной деятельности кажется надуманной, однако в массовом сознании вновь набирают силу патриархальные настроения, приписывающие женщине исключительно социальные роли жены, матери и домашней хозяйки. Гендерные проблемы существовали всегда, и если сегодня на фоне общего положения дел они стали казаться менее актуальными, то это не значит, что они исчезли окончательно.

Е.Ю. КазаковаАпкаримова

Екатеринбург, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН

РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДАХ УРАЛА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В.:







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.