Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБЩЕСТВЕННОЕ И ЛИЧНОЕ В СУДЬБАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ХХ ВЕКА И ИХ РОССИЙСКИХ СПУТНИЦ





Влиянию Запада на отечественную историю посвящено огромное количество исследований. Обратное воздействие – России на мировое развитие – изучалось в меньшей степени и сильно политизировалось. Одним из аспектов проблемы межкультурных взаимосвязей и взаимовлияний является человеческий, личностный фактор.

В 1964 г. в Италии впервые был опубликован очерк А.А. Ахматовой (1889–1966) «Амедео Модильяни», в котором поэтесса пишет о знакомстве с будущим знаменитым художником в 1910 г. в Париже, признавая, что они оба «вероятно, ...не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни...»[886]. Знакомство с Модильяни (1884–1920) продолжилось в 1911 г., тогда же художник создал 16 рисунков–портретов Ахматовой. Помимо этих атрибутированных рисунков, в целом ряде других произведений искусствоведы находят ее черты. Н. Лянда пишет: «удалось найти около 150 работ художника, выполненных в период с 1910 по 1913 гг. В них обнаруживается портретное сходство с Ахматовой и повторяются характерные черты ее внешности». Толкование природы и символики поэзии Ахматовой, по признанию литературоведов, сегодня уже невозможно вне анализа творчества Модильяни и их отношений. С другой стороны, искусствоведы считают необходимым назвать 1910–1913 гг. «периодом Ахматовой в творчестве Модильяни»[887].

Летом 1918 г. в соборе Александра Невского в Париже обвенчались балерина Ольга Хохлова (1891–1955) и художник, основоположник кубизма Пабло Пикассо (1881–1973), оказавший исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Несмотря на бурную жизнь художника, до конца своих дней Ольга оставалась «мадам Пикассо».

Еще об одном творческом дуэте – Елене Дьяконовой (1894–1982) и Сальвадоре Дали (1904–1989) французский поэт Андрэ Бретон сказал: «Дали и Гала – не муж и жена, и уж тем более не художник и его муза, они – два полушария одного мозга». Уроженка Казани Елена Дьяконова стала музой величайшего сюрреалиста современности, его натурщицей, секретарем, рекламным агентом, импресарио. До того, как в 1929 г. познакомиться с Дали и стать для него незаменимой, Гала была женой и музой П. Элюара – будущего классика французской литературы, одного из самых известных поэтов Европы, чьи стихи еще при жизни вошли в школьные и университетские программы. «Гала – это праздник, Гала – истинная муза, она загадка и воплощение поэзии!», – говорил о ней Элюар. Гала была активной дадаисткой, вдохновляла не только Элюара, но и будущего знаменитого художника Макса Эрнста.



Знаменитыйфранцузский художник Анри Матисс (1869–1954) и дочь врача из Томска Лидия Делекторская (1910–1998) встретись в 1932 г. в Ницце, где русская эмигрантка искала работу, а известный мэтр – помощницу для ведения своих дел. Ей было 22, а ему – 63. Они пробыли вместе 22 года – до последнего дня его жизни. Она стала музой, первой помощницей и преданным другом великого французского художника. В период его болезни она взяла на себя все тяготы забот, обеспечивала ему условия для творчества. При жизни и после смерти мастера Делекторская собирала и покупала рисунки, гравюры и книги Матисса. Так составилось собрание, которое она разделила между Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств им. Пушкина. После смерти мастера она написала две книги о его творчестве[888].

Русские девушки вдохновляли не только художественную богему, но и музыкантов, становившихся знаменитыми. В XIX в. это был «король вальса» Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская, а в XX столетии – «король оперетты», автор бессмертной «Сильвы» – Имре Кальман (1882–1953).

Яркой личностью была Натали Палей (1905–1981) (кузина Николая II и внучка Александра II) – жена французского модельера Л. Лелонга, модель его модного дома и самостоятельный дизайнер, придумавшая идею создания одежды прет–а–порте. Будучи подругой французского поэта Ж. Кокто, она восхищала парижскую богему, собиравшуюся у него: Пабло Пикассо, Кристиан Берар, Сальвадор Дали, Ман Рей. Палей была подругой Эриха Ремарка. Она также была близка с А. де Сент–Экзюпери. Русскими музами зарубежных литераторов былиМария Игнатьевна Закревская (1892–1974) (Мария Бенкендорф, баронесса Будберг) и Майя Кудашева (1895—1985).

Наконец, еще одна выдающаяся соотечественница – Маргарита Ивановна Коненкова (1896–1980), урожденная Воронцова (жена скульптора С.Т. Коненкова), познакомилась с Альбертом Эйнштейном, когда ей было 39, а ему – 56. Из СССР чета Конёнковых выехала в 1924 г. для участия в выставке в Нью–Йорке, но их пребывание в Америке затянулось на двадцать лет. В 1935 г. Конёнков получил заказ на создание бронзового бюста Альберта Эйнштейна, и тот пришёл, чтобы позировать художнику. В 1936 г. не стало законной супруги учёного, и отношения Маргариты и Альберта перестали быть сугубо дружескими. Их роман длился 10 лет, пока Коненковых не отозвали на родину. Переписка «альмар» продолжалась до весны 1955 г., когда А. Эйнштейна не стало.

Обращение к личностям россиян, оказавших влияние на мировое искусство, науку «изнутри», в ходе личных взаимоотношений, их краткое перечисление показывает, что названная проблема – Россия и мир – заслуживает дальнейшей теоретической и конкретно–исторической разработки. Наше знание о выдающихся творческих личностях XX в., их жизни и деятельности в значительной степени сформировано именно их русскими спутницами, посвятивших свою жизнь вначале мэтрам, а потом их увековечиванию в музеях, публикациях и т.п. И в этом смысле большая разница в возрасте между художниками и их юными музами – огромная удача в смысле преемственности исторической памяти. Россиянки, о которых шла речь, были своего рода «протуберанцами» русской истории XX в. Часть из них была выброшена с родины революцией (В. Макинская, Л. Делекторская, Д. Верни, О. Чагодаева). Других (М. Кудашеву, М. Коненкову) советские спецслужбы пытались сделать орудием воздействия на крупнейших интеллектуалов столетия. Учитывая то количество россиянок, которое раскидано по всему миру в наши дни, можно надеяться, что мировая культура не оскудеет, но, напротив, в обозримом будущем пополнится новыми выдающимися культурными феноменами.


[1] Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 144.

[2] Пальцева Л.А. К вопросу о кодификации права в древней Греции. // Древнее право Jus antiquum. 2002. № 2 (10). С. 23.

[3] Батыр К.И. Архаическая Греция. М., 2007. С. 102–104.

[4] Латышев В.В. Очерк греческих древностей: государственные и военные древности. М., 1999. С. 97.

[5] Строгецкий М.В. Роль информации и проблема коммуникативных отношений в классическом полисе // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. Э.Д. Фролова. Вып. 2. СПб., 2003. С. 139–141; Квашнин В.А. Римские женщины в политической жизни средней Республики // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. № 14 . М., 2007. С. 60–61.

[6] См., например: Sheldon R.M. Toga and Dagger: Espionage in Ancient Rome // Quarterly Journal of Military History. Autumn 2000. P. 28–33.

[7] «Цезарь был весьма привлекателен для женщин. Он использовал свою внешность, чтобы совратить жен многих своих врагов и даже некоторых друзей… Женщины, казалось, оставались преданными ему даже после того, как он терял к ним интерес…» (Данниган Д. Путь воина / Пер. с англ. О.И. Максименко. М., 2006. С. 40–41).

[8] Август сделал сестру Октавию орудием своей политики, выдав ее по смерти ее мужа в 40 г. до н.э. за Марка Антония, разумеется, для того, чтобы иметь самую свежую информацию о всех шагах, закулисных делах и сношениях своего соправителя и соперника по власти. Эта шпионка в роли жены была неразлучной спутницей своего супруга, когда он отправился в Грецию (Поляков Г.П. Витрувий и Август // ВДИ. 1938. № 4. С. 157).

[9] «В привычках гетер было не напиваться на пирах и не говорить больше, чем следовало, т.е. внимательно слушать собеседника» (Lucian. Dial. meret. VI. 3).

[10] Август жаловался, что Меценату недостает умения молчать. Дела императора рассматривались гражданами как частная сфера, несмотря на то, что касались они всего общества в целом (Winterling A. «Öffentlich» und «privat» im kaiserzeitlichen Rom // Chiron. Bd. 1. 1971. S. 238–239).

[11] См.: Barret A. Livia: first lady of Imperial Rome. New Haven – L., 2002.

[12] См.: Ляпустин Б.С. Женщины в ремесленных мастерских Помпей // Быт и история в античности. М., 1988. С. 69–87.

[13] О роли женщин в вооруженных конфликтах см.: Кревельд М. ван. Трансформация войны. М., 2005. С. 268–280.

[14] Принятый Августом в 18 г. до н.э. закон против прелюбодеяния Lex Julia de adulteries coercendis не единожды нарушался самим императором, чьи действия, оставаясь безнаказанными, подрывали веру в силу закона и те ценности, которые в нем утверждались. (Светоний. Жизнь двенадцати Цезарей, II, 69).

[15] Edwards K. The politics of immorality in Ancient Rome. Cambridge, 1993. P. 43.

[16] Ibid. P. 52.

[17] Edwards K. The politics of immorality in ancient Rome. P. 71.

[18] Гиленсон Б. Ливия // Галерея знаменитых женщин. Кн. 1. М., 2001. С. 14.

[19] Федорова Е.Ф. Люди императорского Рима. М., 1990. С.106.

[20] Гиленсон Б. Указ. соч. С. 16.

[21] Фелорова Е.В. Указ. соч. С. 107.

[22] Томашевич О. Пояснения к иллюстрациям вместо послесловия // Фрэн И. Клеопатра, или неподражаемая. М., 2001. С. 469.

[23] Хьюз–Хэллет Л. Клеопатра: правда, легенда, ложь. М., 1999. С. 72–74.

[24] Декс П. Клеопатра. Ростов–на–Дону, 1998. С. 30.

[25] Weigall A. The life and times of Marc Antony. London, 1931. P. 292.

[26] Декс П. Указ. соч. С. 31.

[27] Lindsay J. Marc Antony. His World and his Contemporaries. London, 1936. P. 226.

[28] Петров А.М. Несколько страниц в защиту Клеопатры (исторический источник и литературная несправедливость) // Восток–Запад–Россия. Сб. статей. М., 2002. С. 384.

[29] Morawiecki L. Political Propaganda in the coinage of the Late Roman Republic (44–43 B.C.). Wroclaw, 1983. P. 54.

[30] Scullard H.H. From the Gracchi to Nero. A History of Rome from 133 B.C. to A.D. 68. London, 1964. P. 171.

[31] Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982. С. 344.

[32] Craven L. Op. cit. P. 39.

[33] Huzar E.G. Marc Antony. A Biography. Minneapolis, 1978. P. 189.

[34] ФЦП «Научные и научно–педагогические кадры инновационной России» (проект «Византийская империя в периоды расцвета и упадка»,ГК 02.740.11.0578).

[35] Райс Т.Т. Византия. М., 2006. С. 34–35.

[36] McClanan A. Representations of early Byzantine Empress. NY, 2002. P. 6.

[37] Garland L. Empresses. Women and Power in Byzantium, ad 527–1204. L, 1999. P. 76–95.

[38] Каждан А.П. Византийская культура X–XII вв. СПб., 1997. С. 104.

[39] The Oxford Dictionary of Byzantium / Ed. A.P. Kazdan. NY; Oxford. 1991. V. 3. 1778–1779.

[40] Продолжатель Феофана. СПб., 1992; Михаил Пселл. Хронография. СПб., 2003; Лев Диакон. История. М., 1988; Никифор Вриенний. Исторические записки. М., 1997; Анна Комнина. Алексиада. СПб., 2010; Никита Хониат. История со времени царствования Иоанна Комнина. Рязань, 2003; Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Рязань, 2003; Псамафийская хроника // Две византийские хроники. М., 1957.

[41] Лев Диакон. История. Кн. 2. Гл. 10. С. 20.

[42] Каждан А.П. Указ. соч. С. 105.

[43] Диль Ш. Византийские портреты. С. 143–144.

[44] Каждан А.П. Указ. соч. С. 106.

[45] The Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 3. P. 1778–1779.

[46] Лев Диакон. История. Кн. 3. Гл. 9. С. 30; Кримський А.Ю., Кезма Т. Оповідання арабського історика XI віку Абу–Шоджі Рудраверського про те, як охрестилася Русь // У друкарні Української академії наук, 1927. С. 8.

[47] Connor C.L. Women of Byzantion. New Hafen; London, 2004. P. 214; James L. The Role of Women. P. 649; Kyrris C. P. Le rôle de la femme dans la société Byzantine particuliér ement pendant les derniers siécles // JÖB. 1982. Bd. 32/2. P. 467.

[48] Дюби Ж. Почтенная матрона и плохо выданная замуж //Одиссей. Человек в истории. 1996. С. 132.

[49] Vite di uomini illustri del secolo XV в. Scritte da Vespasiano da Bisticci. Bologna, 1893. Vol. 3.

[50] Vite di uomini illustri del secolo XV в. P. 536.

[51] См.: Сидоров А.И. «Астроном» как писатель и историк: опыт культурно–антропологического прочтения каролингской биографии // Европа: Международный альманах. Тюмень, 2003. Вып.III. С. 5–19.

[52] Vite di uomini illustri del secolo XV в. P. 543.

[53] Fiumi E. La demografia fiorentina nelle pagine di Giovanni Villani // Archivio Storico Italiano (ASI). CVIII. 1950.P. 78–158, 109.

[54] Chabot I. La reconnaissance du travail des femmes dans la Florence du bas Moyen Age: idéologique et ré alité // La donna nell’economia secc. XIII–XVIII. A cura di Simonetta Cavaciocchi. Firenze, 1990.

[55] Ibid. P. 56

[56] San Bernardino da Siena. Predica // San Bernardino da Siena. La Prediche volgari / A cura di Luciano Banchi. Siena, 1880–1881. Vol. II–III. P. 136.

[57] Barbarо F. De re uxoria liber in partes duas / Per cura di Attilio Gnesotto. Padova, 1915; Barbaro F. De re uxoria liber // Prosatori latini dell’Quattrocento / A cura di E. Garin. Milano, Napoli, Torino, 1976. V. I. P. 153–154.

[58] Datini M. Le Lettere di Marhgerita Datini a Francesco di Marco, 1384–1410 / Ed. par. V. Rosati. Prato, 1977. P. 20–90.

[59] Origo I. The merchant of Prato Francesco di Marco Datini (1335–1410). N.Y.,1957. P. 109.

[60] Ibid. P. 130.

[61] Melis F. Aspetti della vita economica medieval. Siena, 1962. Vol. 1.

[62] Origo I. The merchant of Prato… .P. 131.

[63]Cronica volgare di Anonimo fiorentino dall’1385 al 1409. Attributita / A cura di P. Minerbetti // Reram Itali Carum Scriptores. Citta di Castello. 1903–1955. XVII. P. 11.

[64] Datini M. Le Lettere di Marhgerita Datini… 29, 64.

[65] Ibid. P. 43, 66, 73.

[66] Datini M. Le Lettere di Marhgerita Datini…Р. 27.

[67] Datini M. Le Lettere di Marhgerita Datini… P. 51, 46.

[68] Репина Л.П. Мужчины и женщины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002. С. 88.

[69] Рассмотрев концепты Фортуны и одежды от античности до позднего средневековья, Денни–Браун утверждала: «То, что в античности символизировало отсутствие контроля со стороны смертных над материальными обстоятельствами, стало к концу средневековья символом власти самостоятельно себя облекающего субъекта». Denny–Brown A.Fashioning Change: Wearing Fortune's Garments in Medieval England // Philological Quarterly. 2008. Vol. 87. No. 1–2. P. 9.

[70] Pearsall D. The Assembly of Ladies // The Floure and the Leafe; The Assembly of Ladies; The Isle of Ladies. Kalamazoo, Michigan, 1990. Footnote to line 83. [электронный ресурс]

URL:http://www.lib.rochester.edu/camelot/teams/assint.htm

[71] Жемчужина // Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь:[сб. средневековых английских поэм] / пер. Н. Резниковой и В. Тихомирова. М., 2006. С. 161–165.

[72] Chaucer G. The Canterbury Tales. The Wife of Bath’s Tale, lines 549—568.

[73] Хёйзинга Й. Осень средневековья. Глава 9, абзац 2.

[74] «Of grete worship she semed for to be». The Assembly of Ladies, line 80.

[75] Ibid., line 83–88 и также см. примеч. и коммент. Дерека Пирсола.

[76] Ibid., lines 91, 95—98.

[77] Chaucer G. Against women unconstan // The complete works of Geoffrey Chaucer. Oxford, 1889. P. 405.

[78] Langland W.The vision of Piers Plowman. Electronic Text Center. University of Virginia Library. PASS. VI.

[79] Ордонансы бристольских ткачей за 1461 г. The Little Red Book – V. II. P. 127—129; Бристольские ремесленные цехи в XIV–XV веках. Сб. под ред. Т.В. Мосолкиной. Саратов, 1995. С. 34.

[80] Note of F. Sutton and P.W. Hammond// The Coronation of Richard III: the extent documents. Ed. by Anne F. Sutton and P.W. Hammond. NY, 1983. P. 409.

[81]Letter from Margaret Paston to John Paston I from 14 December 1441 // The Paston Letters: a selection in modern spelling. Oxford, 1999. P. 4.

[82] Салимбене де Адам. Хроника / Пер. с лат. М., 2004. С. 147.

[83] Фоссье Р. Люди Средневековья. СПб., 2010; Ястребицкая А.Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур Средневекового общества в свете современного историографического процесса // Средние века. Вып. 57. М., 1994. С. 128.

[84] Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщины во Франции XII в. // Одиссей. 1990.

[85] Vecchio S. The good Wife // A History of Women in the West / G. Duby and M. Perrot, gen. ed. – II. Silences of the Middle Ages / ed. K. Klapisch–Zuber. Cambridge, Massachusetts, L. England. P. 110.

[86] Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

[87] Coss P. An age of difference // A social History of England, 1200—1500 / Ed. By R.Horrox and W.M.Ormrod. N–Y., L., 2006. P. 58.

[88] Vecchio S. The good Wife… P. 116.

[89] Hanavalt B. Peasant women’s contribution to the home economy in late Medieval England // Women and work in preindustrial Europe. Bloomington, 1986. P. 9.

[90] Ibid. P. 12–13.

[91] Otis L.L. Municipal wet nurses in fifteenth century Montpellier // Women and work in preindustrial Europe. Bloomington, 1986. P. 8.

[92] Coss P. Op. cit. P. 58.

[93] The English Renaissance: An anthology of sources / Ed. вy К. Aughterson. L., New York, 1998. P. 469.

[94] Private Life in the Fifteenth Century / Illustrated Letters of the Paston Family / Ed. вy R. Virgoe. L., 1989.

[95] Coss P. Op. cit. P. 59.

[96] The English Renaissance: An anthology of sources… P. 468.

[97] Freedman P., Spiegel G.M. Medievalisms Old and New: The Rediscovery of Alterity in North American Medieval Studies // The American Historical Review. 1998. Vol. 103. No. 3. P. 677–704.

[98] Джон Хайн Мунди является почетным профессором Колумбийского университета. Многие из его учеников приняли участие в сборнике, посвященном его отставке. Women of the Medieval World: Essays in Honor of John H. Mundy / Edited by J.Kirshner and S.F. Wemple. Oxford, 1985.

[99] Wemple S.F. Women in Frankish Society: Marriage and the Cloister, 500 to 900 (The Middle Ages). Philadelphia, 1981.

[100] Meyer M.A. Review// The American Historical Review.1982. Vol. 87. No. 3. P. 763–764.

[101] McNamara J. A., Wemple S. F. Sanctity and power: the dual pursuit of medieval women//Becoming Visible. Women in European History. Boston, 1977. P. 90–118; McNamara J. A., Wemple S. F. Marriage and divorce in the Frankish kingdom//Women in Medieval Society. Philadelphia, 1976. P. 95–124;Wemple S. F. Atto of Vercelli. Church state and Christian society in 10th century Italy. Roma, 1979.

[102] История женщин на Западе. В 5 т. Т.III Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / Под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро: под ред. Н. Земон Дэвис и А. Фарж; науч. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. СПб., 2008. С. 82.

[103] Haase D. The Greenwood Encyclopedia of Folktales and Fairy Tales. Westport, 2008. P. 739.

[104] Мурсалиева Л.И. Тема брака и галантных нравов во французской комедии рубежа XVII – XVIII веков (Данкур, Реньяр, Дюфрени) // XVIII век: женское / мужское в культуре эпохи. / Под ред. Н.Т. Пахсарьян. М., 2008. С. 399.

[105] История женщин на Западе… С. 81.

[106] Проект «Социальная работа как служение: программа повышения квалификации специалистов» поддержан грантом Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского № VII–47–42.

[107] В буддизме орден монахинь был создан самим Буддой, в раннем христианстве, по мнению исследователя истории первых монастырей, женское монашество в III в. развивалось быстрее мужского: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.

[108] Paul D. Women in Buddism: images of the feminine in the Mahayana tradition. Berkeley, 1985. P. ХIХ.

[109] Смолич И.К. Русское монашество (988–1917). Приложение к “Истории Русской Церкви”. М., 1997. С. 291–293.

[110] Направленность на единение чисто монашеской практики (молитвенной вне мира) и диаконисской (служение в миру) была отражена уже в материалах Поместного Собора 1917–1918 гг.

[111] Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. М., 1991. С. 32.

[112] Козьма Пражский. Чешская хроника. М., 1962. С. 239.

[113] Там же. С. 237.

[114] Там же. С. 70.

[115] Повесть временных лет. М., 2003. С. 19.

[116] Козьма Пражский. Указ. соч. С. 78.

[117] Дечев Д.Отговорите на папа Николай по допитванията на Българите. София, 1922.

[118] Шашков С.С. История русской женщины. СПб., 1879. С. 22–48.

[119] Законник Стефана Душана / пер. Ф. Зигеля.СПб, 1872. С. 59.

[120] Бессмертный Ю.Л. Указ. соч. С. 57.

[121] Валишевский К. Роман императрицы. Екатерина II, императрица Всероссийская. М., 2003.

[122] Пушкарева Н.Л. «История повседневности» и «история частной жизни»: содержание и соотношение понятий // Социальная история. Ежегодник, 2004. М., 2005. С. 101.

[123] Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998. С. 96.

[124] Булгаков А.Я. Воспоминания о 1812 годе и вечерних беседах у графа Федора Васильевича Ростопчина // Старина и новизна. 1904. Кн. 7. C. 111.

[125] Там же. C. 99.

[126] 2 октября 1800 г. Павел утвердил «головокружительный» внешнеполитический план Ростопчина, предусматривавший союз с бонапартовской Францией и раздел «безнадежно больной» Турции // Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 2004. С. 289; Мещерякова А.О. Ф.В. Ростопчин: У основания консерватизма и национализма в России. Воронеж, 2007. С. 63.

[127] Карамзин Н.М. Известия и замечания // Вестник Европы. 1802. № 3. С. 101; Известия и замечания // Вестник Европы. 1803. № 13. С. 85; Бонапарте Единственный // Вестник Европы. 1803. № 14. С. 216.

[128] Глинка С.Н. Записки. М., 2004. С. 216. См. также: Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987. С. 282.

[129] «И стоило ли жизни близ 2 млн. людей, потрясения всех властей и произведения непонятных варварств и безбожия то, чтобы сделать из пехотного капитана императора и короля!» – Письма графа Ф.В. Ростопчина к князю П.Д. Цицианову // Девятнадцатый век. Исторический сб. Кн. 2. М.,1872. С. 46.

[130] Вяземский П.А. Характеристические заметки и воспоминания о графе Ростопчине // Державный сфинкс. М., 1999. С. 500.

[131] Булгаков А.Я. Указ. соч. C. 103.

[132] «Этикетной нормой отношения мужчины к женщине в привилегированном сословии «стали почитание, восхищение, романтизированная и сентиментализированная нежность» (Пушкарева Н.Л. Мир чувств русской дворянки конца XVIII – начала XIX века: сексуальная сфера // Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени. М., 2000. С. 108).

[133] Из писем А.Я. Булгакова к его брату // Русский архив. 1901. № 7. С. 352.

[134] Булгаков А.Я. Указ. соч. С. 104.

[135] Segur A. de. Vie du comte Rostopchine, gouverneur de Moscou en 1812. Paris, 1871. P. 163.

[136] Овчинников Г.Д. «Чего лучше быть русским?» Граф Ф.В. Ростопчин – литератор. Владимир, 2008. С. 40.

[137] Ростопчин Ф.В. Мысли вслух на Красном крыльце российского дворянина Силы Андреевича Богатырева // Ростопчин Ф.В. Ох, французы! М., 1992. С. 149; Ростопчин Ф.В. Ох, французы! // Ростопчин Ф.В. Ох, французы! М., 1992. С. 86. Шишков А.С. Рассуждение о старом и новом слоге Российского языка // Собр. сочинений и переводов. Ч.II. СПб., 1824. С. 7.

[138]Там же. С. 45.

[139]Борисов Г. Царская собака и именинный крендель // Исторический вестник. 1911. Т. 125. № 8. С. 569–573.

[140]Ф.Л. [Левицкая Ф.] Из воспоминаний о Московском Александровском институте // Исторический вестник. 1900. № 9. С. 898.

[141]Корсаков Д.А. Из жизни русского дворянства прошлого времени // Исторический вестник. 1911. Т. 125. № 8. С. 500.

[142] ГАТО. Ф. И–181. Оп. 1. Д. 13. Л. 18.

[143] ГАТО. Ф, И–181. Оп. 1. Д. 69. Л. 1., 1об.

[144] Левандовский А.П. Сен–Симон. М., 1973. С. 256–257.

[145] В.Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1977. С. 181.

[146] Анненков П.В. Замечательное десятилетие // Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1983. С. 357.

[147] ЦГА УР (Центральный государственный архив Удмуртской Республики). Ф. 236. Оп. 1. Д. 193, 196, 188, 186, 176, 172, 175, 174, 182, 130, 178.

[148] ЦГА УР. Ф. 236. Оп. 1. Д. 193, 196, 188, 186, 176, 172, 175, 174, 182, 130, 178.

[149] Веременко В.А. Дворянская семья и государственная политика России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). СПб., 2007.

[150] Тишкин Г.А. Женский вопрос в России 50–60–е годы XIX в. Л.,1984.

[151] Веременко В.А. Женщины в русских университетах (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). СПб., 2004.

[152] Шуйский ГА. Ф. 280. Сперанская (Заалова) Антонина Николаевна.

[153] ШГА. Ф. 280. Оп. 1. Д. 4. Л. 2об., 357.

[154] Там же. Л. 289.

[155] Там же. Л. 414 об.–415.

[156] Там же. Л. 418.

[157] ШГА. Ф. 280. Оп. 1. Д. 18. Л. 42.

[158] РГАЛИ. Ф. 1336. Оп. 1. Д. 60. Л. 14. Альбом М.В. Трофимович.

[159] Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании пушкинского дома (1750–1840–е гг.) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома.1977. Л., 1979. C. 3.

[160] Например, в альбоме–коллекции И.Ф. Петерсона, помимо автографов знаменитых людей, собраны русские и иностранные ассигнации, вышивка на холсте, гербарий из листов лавра с могил Гете и Шиллера. См: РГАЛИ. Ф. 1336. Оп. 1. Д. 44. Л. 3, 20–21, 24–26, 30–39, 69.

[161] Юнггрен А. Поэзия Тютчева и салонная культура XIX века. М., 2006. С.45–46.

[162] Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина (ГЦТМ). Ф. 242. Оп. 1. Д. 39. Альбом Е. Самариной.

[163] РГАЛИ. Ф. 1336. Оп. 1. Д. 61. Л. 30. Альбом М. Фермор.

[164] РГАЛИ. Ф. 1336. Оп.1. Д. 2. Л. 1об. Альбом Н. Астафьева.

[165] Юнггрен А. Поэзия Тютчева и салонная культура XIX века. М., 2006. С. 45.

[166] РГАЛИ. Ф. 1336. Оп. 1. Д. 10. Л. 40.

[167] ГЦТМ. Ф. 180. Оп.1. Д. 574. Л. 3. Альбом В.В. Бороздиной и В.П. Музиль–Бороздиной (1851–1897).

[168] Салон. Как и где веселится Петербург. Пикантный салонный сборник избранных мелодичных модных арий из оперетт, а также стихотворений, шуток и острот. СПб., 1908.

[169] Тверское купечество // Купеческие дневники и мемуары конца XVIII–первой половины XIX в. М., 2007. С. 215–440.

[170] Середа Н.В. Дневниковая традиция купеческих семей Тверского края // Традиции династий Верхневолжья. Тверь., 2004. С. 207.

[171] Середа Н.В. Дневник купцов Блиновых и его авторы // Очерки феодальной России. М., 2003. Вып. 7. С. 256–277.

[172] Ruane C. Clothes Shopping in Imperial Russia: The Development of a Consumer Culture // Journal of Social History. 1995. Vol. 28. P. 765–782.

[173] Smith S., Kelly C. Commercial Culture and Consumerism // Constructing Russian Culture in the Age of Revolution: 1881–1940 / Edited by C. Kelly and D. Shepherd. Oxford, 1998. P. 106–164.

[174] Smith S., Kelly C. Commercial Culture and Consumerism. P. 107—108.

[175] Ibid. P. 108—111.

[176] Ibid. P. 111–112.

[177] Пушкарева Н.Л. «История частной жизни» и «история повседневности»: содержание и соотношение понятий // Социальная история. 2004. М., 2005. С. 93—113.

[178] Siekierski St. Kultura szlachty polskiej w łatach 1864—2001. Pultusk, 2003. S. 160—163; Ustrzycki M. Ziemianie polscy na kresach 1864—1914. Swiat wartości i postaw. Kraków, 2006. S. 25—31.

[179] Данная технология описана М. Фуко, и может быть применена в данном случае.

[180] Ніколаєнко О. Жіноча освіта в середовищі польського населення Південно–західних губерній Російської імперії в 60–х рр. ХІХ – початку ХХ ст. // «Історичний архів». 2008. В. 2. C. 138—146.

[181] Domańska–Kubiak I. Zakątek pamieci. życie w XIX–wiecznych dworkach kresowych. Warszawa, 2004. S. 56—58.

[182] Sikorska–Kulesza J. Miedzy nadmiarem i niedostatkiem. Uwagi o czasie wolnym ziemianstwa w XIХ wieku. // Kobieta I kultura czasu wolnego. Zbior studoow pod redakcja A. Zarnowskiej i A. Szwarca. Warszawa, 2001. S. 63—86.

[183] Dyakowska J. Wspomnienia // Biblioteka Zakładu Narodowego im. Ossolińskich we Wrocławiu. Sygn. 15375. S. 9; Krasińska E. Wspomnienia // Biblioteka Zakładu Narodowego im. Ossolińskich we Wrocławiu. Sygn. 14114. S. 38.

[184] Wierzbicka M. W poszukiwaniu drogi do samorealizacji: praca czy czas wolny?// Kobieta I kultura czasu wolnego. Zbior studiow pod redakcja A. Zarnowskiej i A. Szwarca. Warszawa, 2001. S. 110.

[185] См. Николаенко О. Материнство в среде поляков украинских губерний Российской империи в конце ХІХ—начале ХХ вв.// Гендер и проблемы коммуникативного поведения. Сборник материалов четвертой международной научной конференции. Новополоцк, 2010. С. 89—93.

[186] Pruszyńska A. Między Bohem a Słucza. Wrocław, 1991. S. 72.

[187] Rodowicz W., Rodowiczowa S., z Rodowiczow Iwanicka, Z. Tryptyk rodzinny. Dzieje rodziny Rodowiczów. Warszawa, 1999. S. 116.

[188] Kraj. 1890. № 4.

[189] Wspomnienia generala Z. Podhorskiego // Pamiętnik Kijowski. T.4. Londyn, 1966. S. 39—88.

[190] Czaman–Pawlowska A. Poklon twojemu szczesciu // Biblioteka Zakładu Narodowego im. Ossolińskich we Wrocławiu. Sygn. 15424/II. S. 36.

[191] Свод законов Российской империи. Кн. 1. Т. 1—3. СПб., 1912. С. 13.

[192] Там же. С. 14.

[193] Половцов А.А. Дневник Государственного секретаря. Т. 2. М., 2005. С. 74.

[194] ГА РФ. Ф. 660 великого князя Константина Константиновича. Оп. 1. Д. 22. Л. 9.

[195] Там же. Д. 16. Л. 4.

[196] Там же. Д. 18. Л. 37—37 об.

[197] ГА РФ. Ф. 660. Д. 18. Л. 24.

[198] Там же. Д. 19. Л. 3.

[199] Там же. Л. 78.

[200] ГА РФ. Ф. 660. Оп. 1. Д. 21. Л. 48 об.

[201] Там же. Д. 24. Л. 35 об. – 36.

[202] Там же. 36 об.

[203] Там же. Л. 41.

[204] Кузнецов А.П. Моя родословная. Неоконченные воспоминания // Земство. 1995. № 3. С. 69.

[205] ГАУО. Ф. Р—4061. Оп. 1. Д. 313. Л. 92.

[206] Моя малая Родина. Вып. 6. Степановка. Пенза, 2009. С. 179.

[207]ГАУО. Ф. Р—4061. Оп. 1. Д. 313. Л. 93.

[208] ГАУО. Ф. Р—4061. Оп. 1. Д. 313. Л. 92.

[209] Кузнецов А.П. Указ. соч. С. 74.

[210] ГАУО. Ф. Р—4061. Оп. 1. Д. 313. Л. 92.

[211]Финогеева Н.А. «Когда я пишу в дневнике все, что у меня на душе, я как–то успокаиваюсь…». Из дневника гимназистки, 22 февраля 1915 г. – 6 мая 1921 г. // Земство. 1995. № 3. С. 47–49.

[212] Крайнова Т. Необычный коммерсант // Былое. 1994. № 6. С. 6.

[213] ГАУО. Ф. Р—4061. Оп. 1. Д. 313. Л. 93. Выполнено при поддержке РГНФ и администрации Тамбовской области (проект 11–11–68003а/Ц)

[214]См.: Бунаков Н. Сельская школа и народная жизнь. Наблюдения и заметки сельского учителя. СПб., 1906. С. 50, 51; Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской области // Сборник для изучения быта крестьянского населения России. Вып. 2. М., 1890. С. 54.

[215]Семенова–Тянь–Шанская О.П. Жизнь Ивана. Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний. СПб., 1914. С. 5.

[216]Тамбовские губернские ведомости (ТГВ). 1884. № 27.

[217]Будде Э. Еще к вопросу о положении русской женщины по бытовым песням народа (ответ г–ну Брайловскому). Варшава, 1889. С. 40–41.

[218]Новиков А. Записки земского начальника. СПб., 1899. С. 16.

[219]Новиков А. Указ. соч. С. 9—10.

[220] Там же. Д. 1215. Л. 3.

[221] Подробнее см.: Безгин В.Б. Крестьянский самосуд и семейная расправа // Вопросы истории. 2005. № 3. С. 156.

[222] Семенова–Тянь–Шанская О.П. Указ. соч. С. 58.

[223] Весин Л. Современный великорус в его свадебных обычаях и семейной жизни // Русская мысль. 1891. Кн. Х. С. 54.

[224] Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. 2005. Т. 3. Калужская губерния. С. 433.

[225] Там же. С. 553.

[226] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра... М., 1991. С. 191.

[227] Лосский Н. Индустриализм, коммунизм и утрата личности // Свободная мысль. 1992. № 3. С. 41.

[228] А.И. Герцен использовал понятие «всеобщее».

[229]Герцен А.И. С того берега // Он же. Собр. соч.: в 30 т. М., 1954—1966. Т. 6. С. 33. В дальнейшем сноски даны на это издание.

[230] Герцен А.И. Дневник 1842—1845… Т. 2. С. 217—218.

[231] Он же. С того берега. Т. 6. С. 93.

[232] Он же. Ответ русской даме. Т. 7. С. 73, 61, 63.

[233] Там же. С. 66—67, 64

[234] Магд–Соэп К. де. Эмансипация женщин в России: литература и жизнь. Екатеринбург, 1999. С. 71—73.

[235] Герцен А.И. Капризы и раздумья. Т. 2. С. 69.

[236] Он же. Капризы и раздумья. Т. 2. С. 64.

[237] Женский труд в фабрично–заводской промышленности России за последние 13 лет (1901–1913) // Общественный врач. 1915. № 10. С. 592.

[238] Гвоздев С. Записки фабричного инспектора... С. 34.

[239] Рыбников Н. Идеалы гимназисток. М., 1916. С. 6.

[240] Там же. С. 11, 6.

[241] Под символом успеха авторы понимают те предметы, явления, которые с точки зрения той или иной социальной группы указывают на чей–либо успех.

[242] ГАИО. Ф. 35. Оп. 1. Л. 127. Л. 12 об — 16 об. ; ГАЯО. Ф. 549. Оп. 2. Д. 1246. Л. 24–27.

[243] Первые шаги: Сборник учениц 5 класса женской гимназии М.Г. Брюхоненко. М., 1908. С. 34.

[244]Там же. С. 20.

[245] Данилевский И.Н. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Рос. истории. М., 2000.

[246] Тучкова–Огарева Н.А. Воспоминания. —http://az.lib.ru/t/tuchkowaogarewa_n_a/text_0020.shtml. Дата обращения 21.04.2011.

[247] Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров: Воспоминания и дневники. М., 2004.С. 16.

[248]Водовозова В.Е. На заре жизни. Том 1. —

http://az.lib.ru/w/wodowozowa_e_n/text_0020.shtml. Дата обращения 25.04.2011.

[249] Там же. С. 13.

[250] Ковалевская С.В. Воспоминания детства. Нигилистка. М., 1989. С. 13.

[251] Там же. С. 23.

[252] Там же. С. 34, 37.

[253] Щепкина–Куперник Т.Л. Дни моей жизни. М., 2005.

[254] Там же. С. 5—6.

[255] Там же. С. 8.

[256] Пушкарёва Н.Л. У истоков женской автобиографии в России // Филологические науки. 2000. № 3. С. 68.

[257] Бенуа А. В ожидании гимна Аполлону // Аполлон. 1909. № 1. С. 9.

[258] Бакст Л. Пути классицизма в искусстве // Аполлон. 1909. № 3. С. 46.

[259] Гулишамбаров С.И. Предметы одеяния в главнейших странах // Известия императосркого Российского географического общества. Т. 39. 1903. С. 545—546.

[260] Город и горожане // Новый журнал для всех. 1910. № 20. С. 95.

[261] Хозяйство и мода // Хозяйка. 1902. № 45. Ст. 1207.

[262] Уменье одеваться // Дамский мир. 1912. № 1. С. 33.

[263] В царстве моды // Последняя мода, 1909. № 4—5. С. 3.

[264] Безделушки // Последняя мода. 1909. № 2—3. С. 13.

[265] Новый журнал для всех. 1909. № 3. С. 116.

[266] Искусство одеваться // Дамский мир. 1909. № 10. С. 10.

[267] Весенний сезон // Последние моды. 1909. № 2—3. С. 11.

[268] Новый журнал для всех. 1909. № 3. С. 116.

[269] Вредные последствия от высоких каблуков // Здравие семьи. 1905. № 4. С. 32.

[270] Новая эра дамских мод // Иностранная литература. 1901. № 6. С. 81–82.

[271] Реньо Ф. Одежда, ее происхождение, законы, обусловливающие формы костюма и научная критика их. // Хозяйка. 1901. № 5. Ст. 121.

[272] Бовуар С. де. Второй пол. СПб., 1997. Т. 2. С. 767.

[273] См.: Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск, 1993.

[274] Вернер И. Жизнь и учение Мальтуса // Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении. М., 1908. С. 28.

[275] Заречная С. Неомальтузианство и женский вопрос // Женское Дело. 1910. №27– 28. С. 10.

[276] Покровская М.И. О половом воспитании и самовоспитании. СПб., 1913. С. 28.

[277] Ср., напр.: «Мужской уклад… стал, наконец, гибелен и для самого мужчины, для всего человечества» — Дрентельн Е.С. О проституции с точки зрения динамики жизни. М., 1908. С. 11.

[278] Покровская М.И. Указ. соч. С. 11.

[279] Там же. С. 32.

[280] Дубовская П. Право на материнство // Женский Вестник. 1905. № 10. С. 297.

[281] Шадурская З. Проблема материнства // Женское Дело. 1910. № 5. С. 14.

[282] Там же.

[283] Выражение М.И. Покровской – Единая половая нравственность // Женский Вестник. 1910. № 4. С. 90.

[284] Вахтина М. Лев Николаевич Толстой // Женский Вестник. 1910. № 12. С. 250.

[285] Коллонтай А.М. Дипломатические дневники. 1922—1940. В 2 т. М., 2001.

[286] Имеется в виду не фактический брак, который иногда называют гражданским, а брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви.

[287] Письмо А.М. Коллонтай к Т.Л. Щепкиной–Куперник от 6 (19) декабря 1911 г. // Коллонтай А.М. «Революция – великая мятежница...»: Избранные письма 1901—1952. М., 1989. С. 79.

[288] Кириллов И.А. Наш грех // Старая Русь. 1912. № 5. С. 79.

[289] Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991. С. 109, 112, 113, 117, 121, 142, 184, 195, 196.

[290] Там же. С. 113.

[291]ОР РГБ. Ф. 17. Д. 365. С. 112. Подробнее см.: Керов В.В. Формирование старообрядческой концепции «труда благого» в конце XVII - начале XVIII в. (к вопросу о конфессионально–этических факторах старообрядческого предпринимательства // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 1996. Вып. 5. С. 36–44.

[292] Денисов С. Виноград российский или описание пострадавших за древлеправославное благочестие М., 1906; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1863. С. 117–478.

[293] Кириллов И.А. Наш грех. С. 80.

[294]Цит. по: Соловьев С.М. Сочинения. М., 1993. Кн. VIII. С. 327; Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. Киев, 1895. Вып. 1. С. 280; Кельсиев В. Предисловие // Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В.[В.] Кельсиев. Лондон, 1860. Вып. 1. С. XV.

[295]Подробнее см.: Керов В.В. Место женщины в старообрядческом сообществе и предпринимательстве // Женщина в старообрядчестве: Мат–лы Междунар. научно–практич. конф., посвящ. 300–летию основания Лексинской старообрядческой обители. Петрозаводск, 2006. С. 14-23.

[296] Хованский Н.Ф. Помещики и крестьяне Саратовской губернии. Саратов, 1911. С. 181.

[297] ГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 7334. Л. 10 об.

[298] ЦГАСО. Ф. 3. Оп. 233. Д. 3727.

[299] Григоров А.А. Указ.соч. С. 299.

[300] Искра. 1903. 5 апр.

[301] Октябрь в Костроме. Сб.восп.участников Октябрьских событий. Кострома, 1957. С. 24.

[302] ГАНИКО. Ф. 3215. Оп. 2. Д. 185.

[303] Страхов Н.Н. Женский вопрос // Мужские ответы на женский вопрос в России Вторая половина XIX – первая треть XX вв. Антология. В 2–х т. Под ред. В.И. Успенской. Тверь, 2005. С. 86—87.

[304] Меньшиков М.О. Женское брожение // Мужские ответы на женский вопрос в России… С. 333.

[305] Бакунин П.А. Указ. соч. С. 74–75.

[306] Страхов Н. Указ. соч. С. 78.

[307] Соловьев Н. Указ. соч. С. 54.

[308] Балуева Н.Н. Ярославская Большая мануфактура. Страницы истории. Ярославль, 2002. С. 67.

[309]Там же. С. 69.

[310]Заезжий. В «Отдыхе» // Голос: ежедневная газета, издаваемая в Ярославле. Ярославль. 1910. № 28. С. 3; А.К. В «Восторге» // Голос. 1910. № 103. С. 3.

[311]Проектная работа "История киномоды 10–20–х годов XX века" [Электронный ресурс] — http://festival.1september.ru/articles/507204 (1.05.2011)

[312] Голос. 1909. № 218. С. 1.

[313] Голос. 1911. № 13. С. 1.

[314] Голос. 1909. № 166. С. 1.

[315] Голос. 1917. 20 апреля.

[316]Резвый Н.И., Козлов П.И. Борьба за власть Советов в Ярославской губернии. Ярославль. 1957. С. 7; ЦДНИЯО. Ф. 393. 0п. 1. Д. 35. Л. 8.

[317] Голос. 1917. 21 октября.

[318] Голос. 1917. 9 марта.

[319] Голос. 1917. 7 июля.

[320]ГА ЯО. Ф. 1166. Оп. 2. Д. 64. Л. 2; Так же обстояли дела и по России в целом. См.: Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997. С. 202.

[321]Тверской центр документации новейшей истории (далее – ТЦДНИ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 292. Л. 20.

[322] ТЦДНИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 293. Л. 2.

[323] Козлова Н.Н. Женотделы в контексте эмансипаторского проекта большевиков // Женские и гендерные исследования в Тверском государственном университете. Тверь, 2000. С. 86—92.

[324] Коллонтай А. Задачи отделов по работе среди женщин. Ноябрь 1920 г. // Избранные статьи и речи. М., 1972. С. 310.

[325] Ленин В.И. Международный день работниц // Полное собрание сочинений. М., 1924. Т. 42. С. 368.

[326]Ленин В.И. Доклад о партийной программе от 19 марта // Полное собрание сочинений. М., 1924. Т. 38. С. 169.

[327] Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (ГАНИУО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 128. Л. 30—37.

[328] Самарский государственный архив социально–политической истории (СГАСПИ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 186, Д. 187.

[329] ГАНИУО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 250. Л.л. 10—53. Д. 129(а). Л.л. 23—32.

[330] Там же. Л. 32—37.

[331] СГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 398. Л. 34—37.

[332] ГАНИУО. Ф. 1 Оп. 1. Д. 248. Л. 6.

[333] Там же. Д. 248. Л. 10—13.

[334] Там же. Д. 250. Л. 25—27.

[335] Пинчукова И.В. Гендерный подход в исторической науке –

www.asu.ru/structure/journals/izv_agu/2007/4_2/documents/381.html

[336] Итоги всесоюзной переписи населения 1959 г. СССР. М., 1962. С. 79.

[337] Там же. С. 76.

[338] ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 18. Д. 92. Л. 11.

[339] ГАВО. Ф. 4650. Оп. 1. Д. 4. Л. 253.

[340] ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 33. Д. 215. Л. 2.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.