Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность, особенности, взаимосвязь





В экономике и социологии, а, следовательно, и в менеджменте долгое время использовались только т.н. «количественные исследования». Такие исследования проводятся путем определения количественных характеристик, а затем их статистической обработки. Объект исследования в них – большие группы, макроявления и процессы. Пример: совершенствование системы ЕГЭ на основе анализа зависимости от них успеваемости студентов. Т.е. «взгляд с позиций горца» (Л. Ионин).

Достоинства:

- возможность исключения маргинальных явлений;

- объективность, независимость от личности исследователя.

 

Качественные исследования – анализ проблемы через призму единичного случая, но с детальным его рассмотрением. Одной из главных задач таких исследований является обнаружение, интерпретация и составление детального описания каких-либо способов функционирования, развития и взаимодействия.

Достоинства:

- возможность глубокого анализа;

- возможность объяснения причинно-следственных связей.

 

Качественные и количественные исследования взаимно дополняют друг друга. Варианты их сочетания:

1. Параллельное использование, характерное в основном для масштабных исследований (Т. Шанин – трансформации в российской деревне, 1990-1996 гг., бюджетные обследования домохозяйств и качественные данные о жизни, материальном обеспечении и т.д.);

2. Последовательное использование «количественное - качественное», т.е. вначале общие закономерности, затем их объяснение, в частности, интерпретация аномалий (пример, необходимость исследования «а-типичных» вузов);

3. Последовательное использование «качественное - количественное», в частности, для выработки гипотез, которые могут быть проверены статистически.



 

Причины роста распространенности качественных исследований

1) Ускорение темпов развития экономики и общества. Примеры: возникновение принципиально новых технологий, прохождение человечеством второго информационного барьера, взаимопроникновение культур, качественный рост конкуренции, кризисные процессы в экономике и т.д. В российском обществе это сопровождается переходным процессом и масштабными структурными изменениями;

2) Одновременно проявляющимися как процессами стандартизации и копирования (в поведении как физических, так и юридических лиц) в связи с т.н. «диффузией инноваций», так и приобретением «ключевых факторов успеха»;

3) Появление развитого аппарата качественных методов исследований, модой на них, признания их научными, а также возникновение групп квалифицированных исследователей.

 

Пример взаимосвязи качественных и количественных исследований

Пример приводится на основе авторских исследований последних лет (см. Приложение 1).

 

Практическое занятие 1.1

Симуляция «Хватит разговоров».

Домашние задания 1.1 и 1.2

A. Подготовка к деловой игре «Хватит разговоров»

А) прочитать и проанализировать предоставленные материалы;

Б) разработать (мини-группой из 5-6 человек) план действий

- для руководителей - достижения корпорации, имеющиеся проблемы и способы их преодоления, задания для отдельных подразделений корпорации, в частности, для ОПК;

- для сотрудников ОПК – составить прогноз возможных заданий для своего отдела и разработать план их реализации.

В) разработать описание своей программы (текст) и презентацию (не более 5 минут).

Подготовка к практическому занятию по теме 2

Группами по 5-6 человек собрать информацию о деятельности какого-либо промышленного предприятия, разработать структурированное текстовое описание его деятельности с указанием использованных источников информации, а также презентацию (не более 5 минут).

Список литературы

Основная литература.

Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: «Дашков и К», 2008.

Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 1».

 

Дополнительная литература

Титова Н.Л. Путь успеха и неудач. М.: МАКС Пресс, 2008.

Вопросы для оценки качества освоения темы

Что является основными результатами научных исследований?

На каком этапе развития находится сейчас менеджмент как особая научная дисциплина, и какие последствия это имеет?

Каковы важнейшие проблемы практического менеджмента?

Каковы основные принципы научной деятельности?

В чем состоят различия научной и научно-практической деятельности?

В чем состоят особенности количественных исследований и их достоинства?

В чем состоят особенности качественных исследований и их достоинства?

Каковы варианты совместного использования количественных и качественных исследований, и в каких ситуациях они рекомендуются?

 


Приложение 1.1

Н.Л. Титова

 

Стратегическое развитие вузов в условиях экономического роста страны[1]

 

Статья основана на результатах трех научно-исследовательских проектов последних лет, посвященных проблемам стратегического управления в отечественных вузах. В каждом из проектов была построена типология вузов в зависимости от преимущественного направления и результатов их развития. Это дало возможность определить степень соответствия деятельности организаций системы ВПО, а также их отдельных групп, выделенных в зависимости от профиля деятельности, региона и базового положения, тем задачам, которые вызваны Концепцией социально-экономического развития России до 2020г.

Описание проблемы

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, определяющая способы восстановления Россией статуса мировой экономической державы, еще не принята. Однако уже сейчас очевидно, что будет выбран инновационный путь развития, прежде всего, в наукоемких направлениях. Это требует от государства значительных инвестиций, в том числе, на НИОКР и образование. По прогнозам МЭРТ, государственные расходы на образование увеличатся с 1,2 трлн руб. в 2007 году до 5,8 трлн руб. в 2020-м [Васильева, 2007].

Для вузов такое направление развития страны означает не только увеличение объемов бюджетного финансирования, но и необходимость быстрого решения ряда чрезвычайно сложных задач. Это инновационный характер самого образования, его интеграция с наукой, высокое, на уровне международных стандартов, качество услуг, опережающее развитие направлений, соответствующих приоритетным направлениям развития страны и регионов, высокая адаптивность к изменениям ситуации и стабильное развитие вузов.

В успешной реализации поставленных задач в значительной степени заинтересованы и сами вузы. Однако хозяйственная самостоятельность приводит к тому, что при выборе направления своего развития высшие учебные заведения ориентируются не только на собственные интересы и интересы страны, но и на требования других категорий контрагентов, приносящих им финансовые, материальные, репутационные и другие выгоды (т.н. «стейкхолдеров»). К ним могут относиться субъекты национального и регионального рынка абитуриентов, труда, научно-исследовательских и пр. услуг, академического сообщества, органы местной власти и т.д.

Квалификация некоторых категорий стейкхолдеров, как потребителей услуг, в ряде случаев недостаточно высока. Имеется в виду, что они ориентируются на сиюминутные выгоды, а также отстают от быстро меняющейся ситуации, в частности, на рынке труда. Таким образом, есть основание предполагать, что хозяйственная самостоятельность вузов приводит не только к их большей активности и, в результате, к снижению нагрузки на государственный бюджет. Учет интересов всех категорий стейкхолдеров ведет к частичному удовлетворению интересов страны. Это, с нашей точки зрения, является первой важной проблемой развития системы ВПО РФ на современном этапе.

Есть и другая проблема. Для успешного развития вузы должны учитывать принципиально новые вызовы нашего времени. К таким вызовам принято относить следующие: высокую динамичность ситуации, рост конкуренции, изменение системы требований к высшему образованию со стороны потребителей, дефицит квалифицированных кадров, рост конфликтов внутри вузов и т.д. [Таверньи, 2002; Филиппов, 2006; Волков, Ливанов, Фурсенко, 2007].

Такие условия делают необходимым использование принципов и методов стратегического управления. Однако сложное положение, до сих пор характерное для части российских университетов, ориентирует их на решение текущих проблем. Кроме того, недостаточный управленческий опыт часто приводит к излишнему тиражированию собственных и чужих управленческих решений, доказавших ранее свою успешность. В результате можно ожидать, что развитие вузов несколько запаздывает по отношению к изменениям ситуации, а также не всегда адекватно им.

Целью данной статьи является определение соответствия стратегического развития вузов тем требованиям, которые вызваны инновационным курсом страны.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.