Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Качественные исследования в менеджменте





Факультет менеджмента

 

Ридер по второй части дисциплины

«Методы научных исследований в менеджменте»

 

 

Качественные исследования в менеджменте

 

 

Автор к.э.н., проф. Титова Н.Л.

 

 

Москва – 2011


Содержание

Стр.

Программа дисциплины «Качественные исследования в менеджменте» 4

 

Тема 1. Количественные и качественные исследования в менеджменте 13

1.1. Научные и практические исследования: сущность и особенности 13

1.2. Количественные и качественные исследования: сущность, особен-

ности, взаимосвязь 16

1.3. Пример взаимосвязи качественных и количественных исследований 17

Практические занятия 17

Домашние задания 17

Список литературы 18

Вопросы для оценки качества освоения темы 18

Приложение 1.1. Н.Л. Титова, статья «Стратегическое развитие вузов

в условиях экономического роста страны» 19

Приложение 1.2. Симуляция "Хватит разговоров" 32

 

Тема 2. Кейс стади как основной метод качественных исследований в

менеджменте 36

2.1. Понятие кейс стади и возможности его применения 36

2.2. Классификация кейс стади 38

2.3. Области возможного применения кейс-стади 39

2.4. Методы улучшения качества кейс стади 49

2.5. Принципы написания отчета 41

Практические занятия 44

Домашние задания 44

Список литературы 44

Вопросы для оценки качества освоения темы 44

Приложение 2.1. Кейс «Сплоченность фирмы» 45

Тема 3. Основные методы сбора информации для кейс-стади 46

3.1. Использование первичных и вторичных данных в исследованиях 46

3.2. Основные методы получения информации в качественных исследованиях 48

3.3. Анализ документов 49

3.4. Контент-анализ 51

3.5. Наблюдение 58

Практические занятия 61

Домашние задания 61

Список литературы 61

Вопросы для оценки качества освоения темы 61

Приложение 3.1. Анализ кейса «Сплоченность фирмы» 63

Приложение 3.2. Эффект «Ожидаемость последствий» 67

Приложение 3.3. Статьи для контент-анализа 69

Приложение 3.4. Кейс «Сторонники изобилия» 79

 


Правительство Российской Федерации

 

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

 

Факультет менеджмента

 

Программа дисциплины

 

«Методы научных исследований в менеджменте»

для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Раздел 2 «Качественные исследования

в менеджменте»

(2 курс бакалавриата)

Автор к.э.н., проф. Титова Н.Л.
tite@mail.ru

 

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________

Председатель Зав. кафедрой Н.Б. Филинов

_____________________________

«_____» __________________ 2011 г. «____»________________ 2011 г.

 

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

«____» ___________________2011 г.

 

Москва - 2011


Развитие факультета менеджмента НИУ ВШЭ связано с интенсификацией исследовательской деятельности, в частности, с формированием национально-адаптированной модели менеджмента (НАММ). Введение в программу обучения курса «Методы научных исследований в менеджменте» является составной частью этой стратегии. Целью данного курса в целом является приобщение студентов к исследовательскому процессу в области управления, имеющему значительную специфику, а также воспитание у них интереса к этой области деятельности.

Основными задачами курса «Методы научных исследований в менеджменте» являются:

- формирование представлений о процессе научного исследования, в том числе, о выборе анализируемой проблемы, формулировке цели работы и перечня проверяемых гипотез, метода исследования, об определении круга используемой информации и методах ее верификации и т.д.;

- овладение исследовательскими методами и умение их выбора исходя из стоящей задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации;

- изучение специфики менеджериальных исследований, связанных с их принципиальной междисциплинарностью, разнообразием объектов исследований (человек, подразделение, организация, корпорация), относительно небольшой разработанностью методов и т.д.;

- получение представления об особенностях отечественного менеджмента;

- овладение навыками написания, оформления и защиты научных и, в частности, квалификационных работ разного уровня, включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования и пр.

 

Курс «Методы научных исследований в менеджменте» носит общенаучный и междисциплинарный характер и должен быть полезен всем студентам вне зависимости от их дальнейшего выбора конкретной концентрации, а также их образовательной и карьерной траектории. Знания, умения и навыки, полученные учащимися в рамках этой учебной дисциплины, должны дать им серьезные конкурентные преимущества при поступлении в магистратуру и, в дальнейшем, на рынке труда, причем не только для чисто научной, но и для исследовательско-аналитической карьеры.

В соответствии с утвержденным базовым планом, а также исходя из программы развития НИУ ВШЭ и факультета менеджмента, курс «Методы научных исследований в менеджменте» носит обязательный характер для всех студентов бакалавриата, и читается с первого до четвертого курса, имея, соответственно, четыре смысловых блока:

- 1-й курс – «Методы работы с научной литературой»;

- 2-й курс – «Методы качественных исследований в менеджменте»;

- 3-й курс – «Методы количественных исследований в менеджменте»;

- 4-й курс – «Исследовательский процесс, его архитектоника и логика».

 

Очередность блоков обусловлена их сложностью, а также логикой имеющегося в бакалавриате образовательного процесса, в частности, параллельно читаемыми дисциплинами.

Для формирования у студентов умений и навыков в области исследовательской деятельности во всех содержательных блоках курса «Методы научных исследований в менеджменте» используются следующие принципы:

- включение в теоретическую (лекционную) часть курса анализа исследований последних лет, проведенных ведущими специалистами факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, и лучших квалификационных работ его выпускников;

- увеличение доли часов, приходящихся на практические занятия и самостоятельную работу студентов;

- использование при проведении практических занятий наиболее активных методов работы (тестов, контрольных работ, защит выполненных заданий, дискуссий, взаимного рецензирования и т.д.) мини-группами (по 5-6 человек);

- организация самостоятельной работы в виде выполнения детализированных и формализованных заданий.

 

Курс «Методы научных исследований в менеджменте» рассчитан на 306 часов и будет читаться в течение всего срока обучения в бакалавриате представителями разных кафедр факультета менеджмента и других факультетов.

 

Раздел 2 «Методы качественных исследований в менеджменте»

(2 курс бакалавриата)

 

Тематический план раздела

№ п/п Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям) Аудиторные часы Формы текущего контроля Самосто-ятельная работа Всего часов
лекции Сем.или практ. занятия Всего
1. Количественные и качественные исследования в менеджменте            
2. Кейс-стади как основной метод качественных исследований в менеджменте              
3. Основные методы сбора информации для кейс-стади         КР, Защита кейса    

ИТОГО: 16 16 32 40 72

 

Базовые учебники

1. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: «Дашков и К», 2008.

2. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

3. Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 2».

4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. Изд-во «Омега-Л», 2011.

 

Формы контроля:

Текущий контроль: контрольная работа, домашние работы, работа на практических занятиях, коллективная защита кейса.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

А) Работа на практических занятиях и выполнение домашних работ - 40%.

Б) Письменная аудиторная контрольная работа (60 мин.) – 30%.

В) Коллективная защита кейса - 30%.


Содержание программы

Второй раздел курса «Методы научных исследований в менеджменте» предназначен для студентов второго курса бакалавриата факультета «Менеджмент» и посвящен использованию качественных исследований в этой области. Помимо общей для всего курса цели – приобщения студентов к научным и практическим исследованиям – в рамках этой дисциплины обеспечивается методологическая подготовка к написанию курсовой работы по предмету «Теория и история менеджмента».

Основными задачами этого раздела курса являются:

- формирование знаний в области качественных исследованиях;

- получение практических умений и навыков в области таких исследований и, прежде всего, составлении и анализе кейсов, сборе необходимой для них информации, применении методов анализа документов и наблюдения;

- получение представлений о реальных исследованиях в области менеджмента.

Основными содержательными блоками курса «Научные исследования в менеджменте» являются:

1. Теоретическая (лекционная) часть, посвященная методологии качественных исследований;

2. Примеры авторских и лучших студенческих исследований последних лет;

3. Коллективное выполнение большого числа различных заданий, презентация их результатов, взаимное рецензирование и обсуждение.

 


Практическое занятие

Симуляция «Хватит разговоров».

Домашние задания

В менеджменте

Практическое занятие 1.1

Симуляция «Хватит разговоров».

Домашние задания 1.1 и 1.2

Список литературы

Основная литература.

Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: «Дашков и К», 2008.

Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 1».

 

Дополнительная литература

Титова Н.Л. Путь успеха и неудач. М.: МАКС Пресс, 2008.

Вопросы для оценки качества освоения темы

Что является основными результатами научных исследований?

На каком этапе развития находится сейчас менеджмент как особая научная дисциплина, и какие последствия это имеет?

Каковы важнейшие проблемы практического менеджмента?

Каковы основные принципы научной деятельности?

В чем состоят различия научной и научно-практической деятельности?

В чем состоят особенности количественных исследований и их достоинства?

В чем состоят особенности качественных исследований и их достоинства?

Каковы варианты совместного использования количественных и качественных исследований, и в каких ситуациях они рекомендуются?

 


Приложение 1.1

Н.Л. Титова

 

Стратегическое развитие вузов в условиях экономического роста страны [1]

 

Статья основана на результатах трех научно-исследовательских проектов последних лет, посвященных проблемам стратегического управления в отечественных вузах. В каждом из проектов была построена типология вузов в зависимости от преимущественного направления и результатов их развития. Это дало возможность определить степень соответствия деятельности организаций системы ВПО, а также их отдельных групп, выделенных в зависимости от профиля деятельности, региона и базового положения, тем задачам, которые вызваны Концепцией социально-экономического развития России до 2020г.

Описание проблемы

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, определяющая способы восстановления Россией статуса мировой экономической державы, еще не принята. Однако уже сейчас очевидно, что будет выбран инновационный путь развития, прежде всего, в наукоемких направлениях. Это требует от государства значительных инвестиций, в том числе, на НИОКР и образование. По прогнозам МЭРТ, государственные расходы на образование увеличатся с 1,2 трлн руб. в 2007 году до 5,8 трлн руб. в 2020-м [ Васильева, 2007].

Для вузов такое направление развития страны означает не только увеличение объемов бюджетного финансирования, но и необходимость быстрого решения ряда чрезвычайно сложных задач. Это инновационный характер самого образования, его интеграция с наукой, высокое, на уровне международных стандартов, качество услуг, опережающее развитие направлений, соответствующих приоритетным направлениям развития страны и регионов, высокая адаптивность к изменениям ситуации и стабильное развитие вузов.

В успешной реализации поставленных задач в значительной степени заинтересованы и сами вузы. Однако хозяйственная самостоятельность приводит к тому, что при выборе направления своего развития высшие учебные заведения ориентируются не только на собственные интересы и интересы страны, но и на требования других категорий контрагентов, приносящих им финансовые, материальные, репутационные и другие выгоды (т.н. «стейкхолдеров»). К ним могут относиться субъекты национального и регионального рынка абитуриентов, труда, научно-исследовательских и пр. услуг, академического сообщества, органы местной власти и т.д.

Квалификация некоторых категорий стейкхолдеров, как потребителей услуг, в ряде случаев недостаточно высока. Имеется в виду, что они ориентируются на сиюминутные выгоды, а также отстают от быстро меняющейся ситуации, в частности, на рынке труда. Таким образом, есть основание предполагать, что хозяйственная самостоятельность вузов приводит не только к их большей активности и, в результате, к снижению нагрузки на государственный бюджет. Учет интересов всех категорий стейкхолдеров ведет к частичному удовлетворению интересов страны. Это, с нашей точки зрения, является первой важной проблемой развития системы ВПО РФ на современном этапе.

Есть и другая проблема. Для успешного развития вузы должны учитывать принципиально новые вызовы нашего времени. К таким вызовам принято относить следующие: высокую динамичность ситуации, рост конкуренции, изменение системы требований к высшему образованию со стороны потребителей, дефицит квалифицированных кадров, рост конфликтов внутри вузов и т.д. [Таверньи, 2002; Филиппов, 2006; Волков, Ливанов, Фурсенко, 2007].

Такие условия делают необходимым использование принципов и методов стратегического управления. Однако сложное положение, до сих пор характерное для части российских университетов, ориентирует их на решение текущих проблем. Кроме того, недостаточный управленческий опыт часто приводит к излишнему тиражированию собственных и чужих управленческих решений, доказавших ранее свою успешность. В результате можно ожидать, что развитие вузов несколько запаздывает по отношению к изменениям ситуации, а также не всегда адекватно им.

Целью данной статьи является определение соответствия стратегического развития вузов тем требованиям, которые вызваны инновационным курсом страны.

Также экспертным образом были созданы описания основных типов стратегического поведения вузов. Такие типы стратегического поведения вузов (кластеры) перечислены в порядке уменьшения степени их соответствия тем требованиям, которые вызваны инновационным курсом развития страны.

1. «Лидеры» – различные варианты стратегического поведения, обеспечивающие развитие вузов сразу по нескольким направлениям. Это означает, что не менее двух из приведенных выше характеристик должны принимать относительно высокие значения;

2. «Аккумуляторы материальных и кадровых ресурсов» (АМКР), «Аккумуляторы финансовых ресурсов» (АФР), «Экспансеры» и «Диверсификаторы» – виды стратегического развития с высоким уровнем одной из характеристик;

3. «Консерваторы» – развитие,при которомвузы не демонстрируют высоких значений выделенных характеристик, однако преимущественно имеют средние, а не низкие результаты;

4. «Аутсайдеры» – развитие, приводящее к относительному отставанию вузов от остальных объектов по большей части характеристик.

 

Описание каждого вида стратегического развития вузов с помощью определенных сочетаний значений выделенных характеристик, приведены в таблице.

Исследование носило лонгитюдный характер и охватывало 1999[4], 2000[5] и 2005[6] гг. Типологии вузов в зависимости от результатов их развития были построены для абсолютного большинства высших учебных заведений, подчиненных Министерству высшего образования и науки РФ.


Аутсайдеры

То, что самая большая часть объектов в 1999 г. была отнесена к кластеру «Аутсайдеры», говорит о сложности ситуации в системе ВПО. Тем не менее, региональные и профильные отличия проявились достаточно сильно. Так, в этом кластере практически не было столичных вузов и вузов из промышленно развитых городов. В кластере были в разной степени представлены разные типы вузов: больше половины (шестьдесят из 111) – педагогические вузы, около 16% - классические университеты, в основном из небольших городов, примерно такая же доля у мало известных технических университетов. В связи с поставленной целью статьи интерес представляет то, насколько организации системы ВПО сумели нивелировать исходные отличия.

Несмотря на увеличение масштабов государственного финансирования, в 2000 г. объектов в данном кластере стало несколько больше – 117. Этот, парадоксальный на первый взгляд, результат говорит о том, что даже позитивные для развития вузов изменения ситуации в первый момент могут приводить к ухудшению положения части из них, что свидетельствует о низкой адаптационной способности вузов.

Хотя число педагогических вузов несколько снизилось (пятьдесят три вместо шестидесяти), их доля все же составила около 45%. Причем небольшое улучшение их положения практически не затронуло соответствующих учебных заведений из небольших городов. На долю классических университетов, в основном также из небольших городов, по-прежнему приходилось около 16%. Существенно выросла доля технических вузов (с 16% до 26%).

В 2005 г. число отнесенных к этому кластеру объектов снизилось более чем в три раза (тридцать пять), что свидетельствует о значительном улучшении ситуации. Содержательно можно сделать следующие выводы. По-прежнему максимальна доля педагогических вузов, которая, однако, снизилась по сравнению с 1999 г. (четырнадцать, т.е. 40%). Классические (семь) и технические (восемь) университеты вместе составляют столько же. Востребованных рынком творческих, экономико-финансовых и юридических вузов практически нет.

В значительной мере отставание объектов зависит от региона. Так их явно больше в зонах со сложным положением, в частности, в Южном федеральном округе, а также в районах с высоким уровнем конкуренции на рынке образовательных услуг. В частности, последнее проявляется в увеличении доли столичных вузов (четыре, т.е. 11.4%).

Выводы и предложения

1. Результаты развития большинства российских вузов в 2005 г. выровнялись, и лишь их небольшое число сейчас является явными аутсайдерами. Важной проблемой системы ВПО страны, препятствующей решению задач инновационного развития, стало то, что такое выравнивание в основном произошло за счет улучшения деятельности ранее отстававших объектов, но не в связи с принципиальным увеличением группы лидеров.

2. Основными факторами, определяющими результаты развития вузов, сейчас в порядке убывания их относительной важности являются региональная принадлежность, собственная активность вузов и профиль их деятельности. И, наоборот, исходное, на момент получения хозяйственной самостоятельности, положение все больше утрачивает свое значение.

3. Характер развития вузов определяет следующие возможности решения стоящих перед системой ВПО задач:

- принципиальным моментом, определяющим возможность инновационного развития системы ВПО, является увеличение важности собственной активности вузов;

- большое влияние местоположения вузов на результаты их развития, особенно с учетом сохраняющейся тенденции оттока наиболее квалифицированной части специалистов в районы с более высоким уровнем жизни, затрудняет выравнивание социально-экономического положения регионов;

- некоторое улучшение положения педагогических и гуманитарных вузов не ликвидировало их отставания от остальных объектов, что усложняет решение задачи подъема образовательного уровня населения;

- постоянное ухудшение результатов деятельности абсолютного большинства классических университетов ставит под сомнение возможность ускоренного развития фундаментальной и, частично, отраслевой науки.

4. В результате роста конкуренции на рынке образовательных услуг и квалификации их потребителей появились следующие тенденции:

- дифференциация положения вузов одного профиля (технических, экономико-финансовых, «управленческих», юридических, творческих) в зависимости от качества предоставляемых услуг;

- сегментация столичных рынков образования путем использования разных структур конкурентоспособности (качество предоставляемых услуг, имидж, ассортимент, цена);

- затрудненное развитие вузов в регионах с высоким уровнем конкуренции.

5. Выявленные диспропорции в развитии системы ВПО страны и неполное соответствие ее деятельности имеющимся задачам определяют необходимость государственного регулирования. Однако, хотя адаптационная способность и управленческий опыт вузов явно выросли, резкие изменения условий их функционирования, причем даже в позитивную сторону, способны замедлить развитие части объектов. Это определяет необходимость «плавного» регулирования с преобладанием косвенных методов по следующим направлениям:

- нормализация уровня конкуренции, в частности, путем более жестких условий лицензирования и государственной аккредитации, особенно по исходно непрофильным специальностям, стимулирования объединения вузов в регионах с высоким уровнем конкуренции, создания механизма регулирования качества конкуренции в области образовательных услуг и качества самого образования силами профессионального сообщества,например, с помощью профессиональных ассоциаций вузов определенного профиля деятельности;

- дифференцированное отношение государственных органов к организациям системы ВПО в зависимости от их относительного положения и динамики развития.

А. По отношению к наиболее успешно и динамично развивающимся объектам должны последовательно исключаться всяческие помехи для дальнейшего развития, включая упрощенный порядок государственной аттестации и лицензирования, а также на конкурсной основе предоставляться заказы на реализацию наиболее важных программ в области ВПО при условии предоставления результатов широкой общественности.

Б. Для вузов с плохим положением, вызванным внешними обстоятельствами (географическим положением или профилем деятельности), но необходимых для гармоничного развития страны и регионов, а также вузов «второго эшелона» целесообразно использовать

а) увеличенное бюджетное финансирование и предоставление целевых кредитов (при условии их собственного финансового участия) на предварительно разработанные вузами программы;

б) льготное налогообложение предприятиям и организациям при размещении в таких вузах заказов на подготовку специалистов, различные исследования и разработки;

в) бесплатное предоставление современных образовательных технологий, проведение стажировок ППС в лучших университетах страны и мира и т.д.

В. Для вузов со стабильно плохим положением – реструктуризация и при необходимости организация в регионе новых учебных заведений, являющихся конкурентами уже имеющимся.

 

Литература

1. Авен П.О., Киселева Н.Е., Мучник И.Б. Лингвистические методы типологического анализа. - М.: Наука, 1983.

2. Браверманн Э.М., Мучник И.Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. - М.: Наука, 1983.

3. Ю. Васильева. Минэкономразвития прогнозирует усиление роли России в качестве ведущей экономической державы. «Российская газета», 27 ноября 2007 года.

4. А.Волков, Д.Ливанов, А.Фурсенко. Высшее образование: повестка 2008-2016. – Эксперт, №32 3, 2007.

5. А.В.Воронин, В.Н.Васильев. Стратегическое планирование развития регионального распределенного университетского комплекса. – Университетское управление: практика и анализ. №2, 2002.

6. А.О.Грудзинский. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии. – Университетское управление: практика и анализ. №1, 2004.

7. А.К.Клюев, А.Е.Балобанов. Стратегическое планирование развития университета. Университетское управление: практика и анализ. - №2, 2002.

8. Е.А.Князев. Управление и организационная адаптация российских университетов в условиях ресурсного дефицита. – Университетское управление: практика и анализ. №1, 2003.

9. А.Н.Костецкий. Маркетинговая концепция развития Кубанского государственного университета. № Университетское управление: практика и анализ. №1, 2003.

10. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации: Пер.с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2001.

11. В.Ф.Рябов, Д.В.Пузанков, А.Н.Мамонтов. Базисные и индикативные показатели реализации стратегических приоритетов развития университета. Университетское управление: практика и анализ. №4, 2002.

12. Социальная дифференциация высшего образования / Под ред. Шишкина С.В. – Независимый институт социальной политики.

13. Стратегии адаптации высших учебных заведений. Под ред. Клячко Т.Л. – Москва: ГУ-ВШЭ, 2002.

14. К.Д.Таверньи. Стратегический менеджмент и эволюция управления в католическом университете Лювена в 1960–2002 годах. - Университетское управление: практика и анализ. - №2, 2002.

15. Требования работодателей к системе профессионального образования / Под ред. Клячко Т.Л., Красновой Г.А. – М.: МАКС Пресс, 2006.

16. Титова Н.Л. Путь успеха и неудач: стратегическое развитие российских вузов. – Москва: ГУ-ВШЭ, 2008.

17. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов. – 2-е изд. – М.: Логос. 2006.

18. Ben-Ner A. & Gui B. The Economic Rationale for the “Third Sector” // The Nonprofit Sector in the Mixed Economy. The Univ. of Michigan Press, 1993.

19. Pfeffer J., Salancik G.R. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. N. Y.: Harper & Row, 1978.

20. Mintzberg H., Waters J.A. Of strategies, deliberate and emergent. Strategic Management Journal, 1985, Vol. 6, pp. 257-272.


Приложение 1.2

Симуляция "Хватит разговоров" [9]

Роли:

1. Высшие руководители корпорации "А3-группа предприятий модной одежды"

2. Сотрудники Отдела подготовки кадров (ОПК) в корпорации "А3-группа предприятий модной одежды"

Документы:

1. Выдержки из корпоративной газеты "Новости А3-группа предприятий модной одежды";

2. Выдержки из рекомендаций консалтинговой фирмы "Менеджмент екселенц" по поводу положения и дальнейшего развития корпорации А3 (только для высших руководителей);

3. Записка секретарши президента корпорации Э.Общительной своей ближайшей подруге, секретарю начальника отдела подготовки кадров М.Никчемной (только для ОПК).

Ситуация:

Сегодня день публикации корпоративной газеты "Новости А3-группа предприятий модной одежды". Высшие руководители Корпорации получили заключение и рекомендации консалтинговой фирмы "Менеджмент екселенц" по поводу положения и возможностей дальнейшего развития корпорации А3 и должны разработать решения по следующим направлениям:

- достижения корпорации;

- имеющиеся проблемы;

- способы их преодоления,

и разработать задания для отдельных подразделений корпорации, в частности, для ОПК, детализирующие выработанные элементы стратегии.

Сотрудники ОПК знают о том, что высшие руководители корпорации появятся у них после обеда и, предупрежденные секретаршей президента, стремятся максимально подготовиться к этому визиту, разработав ряд предложений по новым методам и направлениям подготовки персонала.

События:

"Симуляция" начинается с встречи высших руководителей компании на восьмом этаже главного офиса, в то время как преподаватели встречаются в ОПК. Второй этап начинается с появления руководителей в ОПК.

Условия:

Вы должны проявить себя как профессионалы. Это будет означать, что Вы имеете надежды на дальнейшую карьеру в корпорации.

Вы не должны изобретать "факты" для убедительной аргументации, но можете добавлять детали, если они правдоподобны и хорошо соотносятся с фактами, изложенными в документах.

Вы можете делать все, что не было запрещено, но Вы должны действовать в рамках Вашей роли и профессиональной компетенции.

 


Выдержки

Отдел подготовки кадров

 

Анализ

Отдел подготовки кадров использует в обучающих целях методы прямого инструктажа. Преподаватели блестяще передают информацию о проектировании, производстве и продаже одежды.

 

Выводы

Преподаватели слишком много говорят. В обучающих программах нет кейс-анализа или упражнений. У преподавателей слабое представление о том, как слушатели будут работать в командах и как будут вести себя в любых ситуациях, отличающихся от интервью и лекций. Преподаватели в результате не в состоянии выявлять управленческий потенциал коллектива.

 

Предложения

Высшим руководителям предлагается посетить Отдел подготовки кадров. Целями визита являются:

- информирование сотрудников Отдела относительно успехов и неудач корпорации;

- донесение до них дальнейших планов деятельности фирмы;

- формирование новых задач, возникающих для различных подразделений компании и, в соответствии с ними, определение новых направлений обучения персонала;

- нахождение новых форм обучения;

- выявление наиболее перспективных сотрудников, способных руководить этим коллективом, или, наоборот, принятие решения относительно приглашения специалиста со стороны. Критериями подобного выбора могут служить качество предлагаемых новых форм обучения, способность быстро адаптироваться к предлагаемым руководством предложениям, умение излагать и аргументировать свою позицию.

 

Внутрифирменная ситуация

В ходе проведенного обследования было обнаружено, что показатель “Степень доверия руководству компании” не очень высок. Одной из причин является отсутствие постоянного внутрифирменного диалога. Во время встреч с сотрудниками корпорации постарайтесь быть дружелюбными, компетентными и краткими, внимательно выслушивайте работников, однако не допускайте излишнего панибратства. В противном случае у вас могут возникнуть серьезные проблемы во время приближающегося собрания акционеров, большая часть которых является вашими сотрудниками.

 

 


Классификация кейс стади

Согласно Р. Йину исследовательские КС в соответствии со своими основными целями бывают

1) разведывательные кейс стади

Целью таких КС является формирование гипотез относительно проблем, характерных для анализируемого объекта исследования, а также того предмета исследования, который будет анализироваться в дальнейшем. Поэтому они содержат максимально широкий круг информации об объекте, его основных частях, функциях и динамике развития. Широта используемой информации компенсируется ее относительной поверхностностью.

 

2) описательные

В этом случае кейсы содержат систему фактов, на основании которых может быть проанализирована и оценена ситуация. Система фактов означает, что в кейсе в общем случае должна содержаться информация

- об объекте исследования, его составных частях и их связях друг с другом;

- о различных видах деятельности;

- о наиболее важных агентах внешней среды и связях с ними;

- об истории и динамике развития объекта исследования.

Кроме того, чем в большей мере приводимая информация ближе к решаемой проблеме, тем детальнее она должна быть.

И, наконец, система фактов требует определенной логики изложения и введения рубрикаторов (названий подразделов в кейсе в соответствии с используемой логикой).

Целью исследования таких КС является формирование гипотез, нуждающихся в дальнейшей проверке.

 

3) объяснительные

Нацелены на выявление причинно-следственных связей (т.н. каузальные исследования). Соответственно, такие кейсы должны помимо системы фактов о деятельности анализируемого объекта содержать информацию о возможных зависимостях между различными аспектами их деятельности, внутренними и внешними взаимосвязями, а также отдельными аспектами внутренней и внешней среды.

 

Принципы написания отчета

А. Вид и логика отчета

Больше всего вид отчета по кейс стади зависит от его назначения. Во время обучения его вид максимально приближен к исследовательскому (научному) отчету, для которого характерны описание использованной теории, детальное описание методов исследования, а также применение специальной терминологии. Цель – максимальная доказательность всех выводов и предложений. В период обучения дополнительная цель – демонстрация знаний.

Вид отчета для заказчика, прежде всего, определяется целью работы и квалификацией заказчиков. Главное – быть понятным ему и при этом оправдать размер стоимости заказа.

И в том, и в другом случае обязательны строгая логика изложения и четко выделенная структура. Типичная логика для студенческих работ:

Введение

Это самостоятельный раздел, содержащий краткое описание анализируемой проблемы, цель и задачи работы, описание объекта и предмета исследования, а также краткое описание каждой из частей работы.

Раздел 1

Анализ теоретических аспектов работы. Как правило, он содержит обоснование необходимости каждого типов необходимых для решения поставленных задач методов, краткое описание вариантов этих методов с анализом достоинств и недостатков, а затем обоснование выбора конкретного варианта и его более детальное описание.

Раздел 2

Описание объекта и предмета исследования (собственно кейс). Обычно используются следующие принципы:

1) системный и комплексный подход – рассмотрение всей совокупности свойств и функ







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.