Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 2. Разработка рекламного обращения,





Выбор средств и каналов его передачи

2.1. Разработка рекламного обращения.

Проблемы рекламного творчества (креатив).................................…........... 58

2.1.1.Рекламное обращение: понятие, основные этапы

и технологии процесса разработки..........................…….............................. 58

2.1.2. Содержание рекламного обращения................……........................... 62

2.1.3. Форма рекламного обращения.....................……..........….................. 70

2.1.4. Структура рекламного обращения......……………………………..... 74

2.2. Средства передачи рекламного обращения…………………………………… 77

2.2.1. Основные понятия и этапы медиа-планирования..…………………. 90

2.2.2. Особенности использования основных

медиа-каналов рекламы..................…………………………………………. 81

2.2.2.1. Реклама в прессе.......................…………………................. 95

2.2.2.2. Печатная (полиграфическая) реклама.…........……………. 98

2.2.2.3. Экранная реклама............................……………................ 100

2.2.2.4. Реклама на радио...………....................................………... 101

2.2.2.5. Наружная реклама......…………….....................................103

2.2.2.6. Компьютерная реклама.....……………….......................... 104

2.2.2.7.Другие средства рекламы.....….....................…………...... 107

2.3. Основные требования и подходы к разработке медиа-плана.

Выбор медиа-носителей..………………………..………………………... 110

Раздел 3. Рекламный менеджмент

 

3.1. Основные понятия рекламного менеджмента ………………………………. 112

3.2. Информационное обеспечение рекламы..........………..……………………. 114

3.2.1. Основные информационные подсистемы......................................... 114

3.2.2. Рекламные исследования.................................................................... 115

3.3. Планирование рекламной деятельности...................………………………... 124

3.3.1. Система маркетингового планирования........................................... 126

3.3.2. Разработка рекламной стратегии..................….................................. 129

3.4. Организация рекламной деятельности..................………...............................131

3.4.1. Основные организационные функции

и субъекты рекламной деятельности.................……………………….......131

3.4.2. Организация рекламодателя............................................................... 132

3.4.3. Формирование рекламного бюджета....................................…......... 134

3.4.4. Рекламные агентства........................................................................... 139

3.4.5. Рекламная кампания.....................….................................................... 142

3.5. Контроль рекламной деятельности...…....................………............................ 146

3.5.1. Понятие, уровни и виды контроля рекламной деятельности……... 146

3.5.2. Тактический контроль рекламы.......................................................... 149

3.5.3. Стратегический внутрифирменный контроль........…....................... 155

3.5.4. Регулирование рекламной деятельности

(потребители, общественность, государство)....………............................. 157

Список литературы.............................................………..........………..................... 163


Предисловие

 

Искренне рад очередной встрече с российским читателем.

Это тем более приятно, что в 2001 г. в Издательском доме «Питер» уже вышел более полный вариант моего учебника «Реклама» [I]. После того как российский рынок благосклонно воспринял его, это уважаемое издательство выразило заинтересованность в выпуске краткого курса по рекламе. В резуль­тате на свет появилось учебное пособие, которое вы держите в руках.

Для чего издавался «Краткий курс»? Во-первых, для того, чтобы читатель мог оперативно (например, перед экзаменом) отследить важнейшие, принци­пиальные положения всего курса. Во-вторых, «сухое» изложение позволяет, на наш взгляд, более рельефно видеть систему, элементом которой выступает реклама. А это достаточно сложная проблема. Сложная не столько в смысле трудности восприятия, сколько вследствие многочисленности и разнообра­зия связей современной рекламы. Сейчас они простираются буквально во все сферы жизни современного человека.

Даже перечисление основных типов ролей рекламы свидетельствует о ши­рокой разнонаправленности ее функционирования. Наиболее важными при этом можно считать экономическую, социальную, политическую, идеологиче­скую, образовательную, эстетическую и психологическую роль рекламы.

Сама реклама превратилась в достаточно сложную систему. С одной сторо­ны, она подразделяется на различные направления в соответствии с харак­тером решаемых задач в различных областях человеческой деятельности:

коммерческая, политическая, социальная, личностная и др. типы рекламы. С другой стороны, постоянно растет и продолжает увеличиваться число ис­пользуемых рекламой средств воздействия на человека. Практически индус­триальных масштабов достигло развитие таких сфер рекламы, как реклама на телевидении, наружная реклама, реклама в прессе и др.

Высокая экономическая и социальная важность рекламы настоятельно требует использования научных принципов ее функционирования. Только научный подход к рекламе позволяет в настоящее время достигать высокой эффективности ее воздействия на адресатов рекламных посланий. Причем спектр наук, «эксплуатируемых» рекламой, достаточно широк: психология, социология, экономика, теория вероятностей, эргонометрия, статистика, эко­номико-математические методы и многое другое. Однако центральное место в этом ряду, по нашему глубокому убеждению, принадлежит маркетингу. Бо­лее того, рассмотрение рекламы именно в системе маркетинговых коммуни­каций и позволяет в конечном итоге привнести научный подход в рекламную деятельность. Этим объясняется то внимание, которое уделяется рассмотре­нию этого вопроса в данной книге. Особая роль придается отображению концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций, которая подтвер­дила свою эффективность в практике цивилизованного предприниматель­ства.

Следует отметить еще один важный аспект. Возросшее значение рекламы в современном мире требует осознания рекламистами степени своей социаль­ной ответственности. С другой стороны, очевидна необходимость создания механизмов контроля рекламной деятельности со стороны общества. Эти мо­менты также нашли отражение в данном пособии.

К сожалению, наряду с определенными преимуществами «Краткий курс» в некоторых моментах уступает «полному» курсу рекламы. Так, в целях крат­кости изложения пришлось пожертвовать многочисленными примерами, ил­люстрировавших материал предыдущего издания. Впрочем, современная рек­ламная практика ежедневно дает тысячи таких иллюстраций.

Выражаю надежду, что знакомство с книгой будет для читателя и интерес­ным, и полезным.

Евгений Ромат,

доцент, кандидат экономических наук,

докторант Украинской Академии государственного управления

при Президенте Украины,

главный редактор Украинского профессионального журнала «Маркетинг и реклама»

 


Раздел 1

 

Система маркетинговых коммуникаций

 

1.1. Реклама и теория коммуникаций

Достижение максимального эффекта рекламы в реальной предприни­мательской деятельности в нынешних условиях уже невозможно без применения достижений и инструментария многих наук. Важное мес­то в ряду этих наук занимает теория коммуникаций. Эта наука (вернее даже — целый комплекс наук) рассматривает наиболее общие законо­мерности формирования и функционирования человеческой комму­никации.

Научный подход к изучению рекламы требует рассматривать рекла­му как одну из форм человеческих коммуникаций. Формирование взаи­мосвязи, попытка наладить каналы общения рекламодателя с его ауди­торией являются ее сущностью. В противном случае (и, к сожалению, мы имеем немало тому примеров) реклама воспринимается с формаль­ной стороны как нагромождение разнообразных и многочисленных рек­ламоносителей и каналов их передачи. При таком подходе реклама бес­системно и, как результат, неэффективно реализуется на практике.

Настоящая книга рассмотрит наиболее важные аспекты теории ком­муникаций лишь в общих чертах. Для более глубокого ознакомления с основами этой науки можно порекомендовать читателям такие источ­ники, как [2, 3,4, 5, 6 и др.].

Мы же поставим перед собой более узкую задачу — обозначить сущ­ность коммуникации, рассмотреть систему социальных коммуникаций и определить, какое место в ней занимает реклама. В наши задачи так­же входит анализ простейшей схемы рекламной коммуникации и рас­смотрение ее основных элементов.

Термин «коммуникация» (от лат. communicatio — делаю общим, свя­зываю) используется как научный с начала XX в. В современной трактовке коммуникациясоциально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового обще­ния по разным каналам при помощи различных коммуникативные средств.

Рекламная коммуникация должна быть, безусловно, определена как один из видов социальной коммуникации, так как вне рамок челове­ческого общества существование рекламы немыслимо.

Коммуникации классифицируются по целому ряду признаков: вер­бальная - невербальная - синтетическая, формальная - неформаль­ная, устная - письменная - печатная, внутри одной страны - между­народная, внутри одной культуры - межкультурная и т. д. Важным критерием для определения места рекламы в системе коммуникаций является количество участников коммуникации. В подавляющем большинстве случаев реклама относится к массовым коммуникациям. Хотя для других средств маркетинговых коммуникаций, которые бу­дут рассматриваться ниже (прямой маркетинг, стимулирование сбыта и др.), актуальными являются все виды коммуникаций, начиная с меж­личностной.

Основными функциями социальной коммуникации являются:

• информационная (передача информации);

• экспрессивная (способность выражать не только смысловую, но и оценочную информацию);

• прагматическая (способность передавать коммуникационную ус­тановку, предписывающую определенное воздействие на получа­теля) [3, с. 85].

Как видим, рекламе как коммуникации свойственно выполнение всех трех указанных функций. Верным будет и такое заключение: все три функции социальной коммуникации используются в процессе реклам­ного воздействия на ее получателя.

Таким образом, подводя краткие итоги сказанного, можем отметить, что реклама может рассматриваться как специфическая область соци­альных массовых коммуникаций между рекламодателями и различными аудиториями рекламных обращений с целью активного воздействия на эти аудитории, которое должно способствовать решению определенных маркетинговых задач рекламодателя.

Если мы рассмотрим наиболее общую схему социальной коммуни­кации, то выяснится следующее.

Схема традиционной коммуникации включает источник сообщений, или отправителя информации. Сообщения затем преобразуются в конкретные сигналы, иначе говоря, кодируются. Далее эти сигналы по кана­лам связи передаются на приемник, где они декодируются и в таком виде поступают к адресату. Предполагаются также наличие определен­ных фильтров (ограничений), ответной реакции адресата на сообщение и случайный фактор — помехи (искажения) на всех стадиях осуществ­ления коммуникации.

Схема рекламной коммуникации приведена на рис. 1.1.

 

 

Рис. 1.1. Схема рекламной коммуникации

 

Следует особо заметить, что схема рекламной коммуникации прин­ципиально ничем не отличается от схем других средств маркетинго­вых коммуникаций, которые будут рассмотрены нами ниже.

Рассмотрим кратко основные элементы схемы рекламной коммуни­кации. Прежде всего необходимо отметить определяющую роль полу­чателя (адресата) в этой схеме. Большинство характеристик всех дру­гих элементов — от кодирования до обратной связи — определяются (или по крайней мере должны определяться) параметрами целевой аудитории обращения.

Отправитель (адресант, коммуникатор, источник коммуникации, англ. source) — сторона, от имени которой посылается рекламное об­ращение адресату.

Достижение сигнала, посылаемого коммуникатором, одного адре­сата (потенциального покупателя) определяется как рекламный кон­такт.

Основным инструментом и носителем информации, эмоционально­го воздействия, психологической установки коммуникатора на целе­вую аудиторию является обращение (послание, сообщение, англ. message).

Коммуникационное сообщение всегда имеет две стороны (два пла­на): идеальный, умопостигаемый план содержания и материальный, воспринимаемый органами чувств план выражения. Единство содер­жания и выражения достигается посредством знака. Из знаков форми­руются тексты. Знак, таким образом, представляет собой элементар­ную единицу кода, обеспечивающую соответствие одного значения одной форме.

Знак или предмет, наделяемый дополнительными смыслами, иног­да весьма далекими от их исходных значений, определяется как символ (например, герб как символ державы; различные религиозные симво­лы и т. п.).

При формировании обращения могут использоваться приемы как вербальной (словесной, текстовой), так и невербальной коммуника­ции.

Кодирование (англ. encoding) в рекламной коммуникации понима­ется как процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде текстов, символов и образов.

Все эти формы являются предметом изучения одного из разделов теории коммуникаций — семиотики.

Вернемся к схеме рекламной коммуникации. Следует отметить, что, формируя сообщения, коммуникатор должен исходить из того, что ис­пользуемый код хорошо знаком получателю. В противном случае эф­фективность коммуникации будет низкой. Яркие коды встречаются в рекламе высокого профессионального уровня достаточно часто. Мож­но вспомнить «морозные узоры» на стекле от дыхания после упот­ребления жевательной резинки «Winterfresh» («Зимняя свежесть»). В рекламном ролике телевизоров «Flatron» у людей при помощи видео-спецэффектов в буквальном смысле этого слова падает пелена с глаз.

Особенно важна проблема «кодирование/декодирование» при ра­боте на зарубежную аудиторию. Различия в национальном менталите­те, архетипах, стереотипах, иерархии культурных ценностей могут вызвать в разных странах различную реакцию на одно и то же обраще­ние [см., например, 7-9].

При формировании рекламной коммуникации необходимо учиты­вать наличие так называемых фильтров (барьеров, англ. barrier). Та­ким термином определяются различного рода ограничения в передаче послания. Наличие фильтров может определяться характеристиками отправителя, внешней среды, получателя. ' Барьерами, связанными с характеристиками отправителя, могут быть определенные моральные установки, материальные и финансовые воз­можности коммуникатора. Внешняя среда может формировать такие фильтры, как цензура, особенности законодательства, регулирующего рекламную деятельность. Например, запрет рекламы спиртных и та­бачных изделий на российском телевидении в соответствии с Законом РФ «О рекламе» с 1 января 1996 г.

Важное место в осуществлении коммуникации занимает формирова­ние оптимального ее канала. Причем роль выбора каналов рекламной коммуникации настолько важна, что этими проблемами занимается це­лое направление прикладной рекламной науки — медиа-планирование.

Канал коммуникации (англ. media) объединяет всех участников процесса коммуникации и носителей информации с момента кодиро­вания посылаемого сигнала до момента получения его адресатом. Ка­нал должен в максимальной степени соответствовать идее передавае­мой информации и символам, использованным для ее кодирования. Подробнее этот вопрос рассмотрен в в соответствующем разделе этой книги.

Важнейшей характеристикой канала коммуникации является его до­ступность и соответствие избранной целевой аудитории.

В некоторых случаях рекламное обращение воспринимается полу­чателями, которые не являются целевой аудиторией, адресатами этого обращения и которые не могут способствовать решению маркетинго­вых задач, стоящих перед рекламным обращением. Эта категория получателей составляет бесполезную аудиторию рекламной коммуни­кации. Избежать этого в рекламе практически невозможно, хотя в неко­торых случаях ее сектор в общем объеме получателей можно значи­тельно уменьшить.

Эффективность рекламной коммуникации в большой степени зави­сит от того, кто представляет коммуникатора, в чьи уста вкладывается рекламное обращение. Такой человек (или какой-либо другой персо­наж) может быть определен как посредник (коммуникант, англ. communicant, spokesperson, moderator) в данной коммуникации.

Таким посредником может быть конкретная личность, например по­пулярный актер или актриса. Например, певица Лариса Долина активно рекламирует средство для похудения «Суперсистема Шесть», актер Вя­чеслав Тихонов — антиоксидант «Три-Ви Плюс», ведущая популярной телепередачи «Я — сама!» Юлия Меньшова — колготки «Levante», актриса Наталья Фатеева — витамины «Vitrum», эстрадные исполнители Дмитрий Маликов и Тамара Гвардцители — шампунь «Head & Shoul­ders», Кристина Орбакайте — жевательную резинку «Dirol» и др. Прием использования популярной личности в качестве посредника получил название тестимониум.

Альтернативой использования в рекламе знаменитостей может стать собирательный образ «простого человека» или голос за кадром, а так­же различные фантастические и сказочные существа. В качестве при­мера можно привести кролика Квики из рекламы какао «Nesquik», клоуна Рональда Макдональда и др.

Среди качеств, которыми должен обладать посредник, являющий­ся персонифицированным представителем отправителя и «озвучи­вающий» текст обращения, основными являются добросовестность, привлекательность и профессионализм.

Добросовестность определяется тем, насколько объективным и чест­ным воспринимается аудиторией источник информации.

Привлекательность определяется благоприятным впечатлением, производимым источником обращения на целевую аудиторию. Профессионализм определяется тем, насколько воспринимается со стороны степень компетентности коммуникатора в процессе подкреп­ления сделанных им утверждений. Особенно важно это в качестве ис­точника информации в областях человеческой деятельности, требую­щих специальных, высокого уровня знаний.

Получателями (адресатами, англ. receiver) в рекламной коммуника­ции являются те конкретные люди, та целевая аудитория (target audience), которым изначально была предназначена реклама. Как пра­вило, понятие целевой аудитории рекламы совпадает с понятием ще­левой рынок фирмы-коммуникатора». Однако в некоторых случаях целевой аудиторией может быть избрана так называемая референтная группа, т. е. те люди, которые принимают участие в принятии решения о покупке или непосредственно влияют на него.

Система декодирования обеспечивает «расшифровку» послания коммуникатора получателем. Она полностью определяется индивиду­альными и социальными характеристиками адресата (принадлежность к определенной культуре, знание «кодов», уровень интеллекта и т. д. и т. п., в том числе наличие чувства юмора).

Ответная реакция (англ. reaction) представляет собой набор откли­ков получателей, которые возникают в результате контакта с обраще­нием. Естественно, что коммуникатор в идеале ожидает от получателя рекламного послания покупки рекламируемого товара.

Обратная связь (англ. feedback) представляет собой ту часть ответ­ной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя. В качестве элементов обратной связи могут рассматриваться: обраще­ние получателей к коммуникатору за дополнительной информацией, опробование рекламируемого товара, его узнавание в массе аналогич­ных марок, его запоминаемость и т. п.

Разработчикам рекламы необходимо учитывать то обстоятельство, что в процессе рекламной коммуникации могут возникать различного рода помехи (шумы, англ. noise). Этим термином обозначаются неза­планированные искажения при вмешательстве в процесс коммуника­ции факторов внешней среды. Большинство из этих помех не в состоя­нии полностью заблокировать коммуникационный процесс. В то же время они могут стать причиной снижения эффективности рекламно­го послания, в связи с чем требуют изучения с целью снижения уровня их влияния.

В общей массе помех выделяются три большие группы: физические, психологические и семантические.

Физическими помехами можно назвать наслаивание одной инфор­мации на другую, повреждения носителей рекламной коммуникации (поломка рекламного щита; опечатки в рекламе в прессе и печатной рекламе; перебои в электроснабжении для рекламы по ТВ) и т. п.

Психологические помехи возникают как результат различия в вос­приятии окружающей действительности людьми, принимающими участие в процессе коммуникаций. Одни и те же сигналы могут вызы­вать различные эмоции у разных людей. Они могут затрагивать опре­деленные моральные ценности людей (например, религиозные, наци­ональные, политические и т. п.).

Семантические помехи возникают по причине многозначности отдель­ных понятий, которые достаточно вольно интерпретируются получате­лем. Например, маленький—большой, сильный—слабый, много—мало и т. п. Так, объем выпуска комплектующих изделий, маленький для од­ной фирмы (например, АвтоВАЗ), для другой фирмы (местная ремонт­ная мастерская) является огромным. Коммуникатор должен избегать неопределенности и множественности толкования своего послания. К семантическим помехам можно отнести «неожиданно» неблагозвуч­ные названия рекламируемых марок зарубежных коммуникаторов в дру­гих странах. Например: «Blue Water» (марка минеральной воды «Блю Вотэ»), «Калодерма» (крем для кожи), «Pukala» (марка чая «Пукала»), «Wash & Go» (шампунь «Вош энд roy»), «Dolby» (воспроизводящая ви­деоаппаратура «Долби») — в русскоязычных странах.

Таким образом, нами рассмотрены основные элементы схемы рек­ламной коммуникации. К более конкретному анализу некоторых из них мы вернемся в следующих главах учебника.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.