|
Раздел 2. Разработка рекламного обращения,Стр 1 из 11Следующая ⇒ Выбор средств и каналов его передачи 2.1. Разработка рекламного обращения. Проблемы рекламного творчества (креатив).................................…........... 58 2.1.1.Рекламное обращение: понятие, основные этапы и технологии процесса разработки..........................…….............................. 58 2.1.2. Содержание рекламного обращения................……........................... 62 2.1.3. Форма рекламного обращения.....................……..........….................. 70 2.1.4. Структура рекламного обращения......……………………………..... 74 2.2. Средства передачи рекламного обращения…………………………………… 77 2.2.1. Основные понятия и этапы медиа-планирования..…………………. 90 2.2.2. Особенности использования основных медиа-каналов рекламы..................…………………………………………. 81 2.2.2.1. Реклама в прессе.......................…………………................. 95 2.2.2.2. Печатная (полиграфическая) реклама.…........……………. 98 2.2.2.3. Экранная реклама............................……………................ 100 2.2.2.4. Реклама на радио...………....................................………... 101 2.2.2.5. Наружная реклама......…………….....................................103 2.2.2.6. Компьютерная реклама.....……………….......................... 104 2.2.2.7.Другие средства рекламы.....….....................…………...... 107 2.3. Основные требования и подходы к разработке медиа-плана. Выбор медиа-носителей..………………………..………………………... 110 Раздел 3. Рекламный менеджмент
3.1. Основные понятия рекламного менеджмента ………………………………. 112 3.2. Информационное обеспечение рекламы..........………..……………………. 114 3.2.1. Основные информационные подсистемы......................................... 114 3.2.2. Рекламные исследования.................................................................... 115 3.3. Планирование рекламной деятельности...................………………………... 124 3.3.1. Система маркетингового планирования........................................... 126 3.3.2. Разработка рекламной стратегии..................….................................. 129 3.4. Организация рекламной деятельности..................………...............................131 3.4.1. Основные организационные функции и субъекты рекламной деятельности.................……………………….......131 3.4.2. Организация рекламодателя............................................................... 132 3.4.3. Формирование рекламного бюджета....................................…......... 134 3.4.4. Рекламные агентства........................................................................... 139 3.4.5. Рекламная кампания.....................….................................................... 142 3.5. Контроль рекламной деятельности...…....................………............................ 146 3.5.1. Понятие, уровни и виды контроля рекламной деятельности……... 146 3.5.2. Тактический контроль рекламы.......................................................... 149 3.5.3. Стратегический внутрифирменный контроль........…....................... 155 3.5.4. Регулирование рекламной деятельности (потребители, общественность, государство)....………............................. 157 Список литературы.............................................………..........………..................... 163 Предисловие
Искренне рад очередной встрече с российским читателем. Это тем более приятно, что в 2001 г. в Издательском доме «Питер» уже вышел более полный вариант моего учебника «Реклама» [I]. После того как российский рынок благосклонно воспринял его, это уважаемое издательство выразило заинтересованность в выпуске краткого курса по рекламе. В результате на свет появилось учебное пособие, которое вы держите в руках. Для чего издавался «Краткий курс»? Во-первых, для того, чтобы читатель мог оперативно (например, перед экзаменом) отследить важнейшие, принципиальные положения всего курса. Во-вторых, «сухое» изложение позволяет, на наш взгляд, более рельефно видеть систему, элементом которой выступает реклама. А это достаточно сложная проблема. Сложная не столько в смысле трудности восприятия, сколько вследствие многочисленности и разнообразия связей современной рекламы. Сейчас они простираются буквально во все сферы жизни современного человека. Даже перечисление основных типов ролей рекламы свидетельствует о широкой разнонаправленности ее функционирования. Наиболее важными при этом можно считать экономическую, социальную, политическую, идеологическую, образовательную, эстетическую и психологическую роль рекламы. Сама реклама превратилась в достаточно сложную систему. С одной стороны, она подразделяется на различные направления в соответствии с характером решаемых задач в различных областях человеческой деятельности: коммерческая, политическая, социальная, личностная и др. типы рекламы. С другой стороны, постоянно растет и продолжает увеличиваться число используемых рекламой средств воздействия на человека. Практически индустриальных масштабов достигло развитие таких сфер рекламы, как реклама на телевидении, наружная реклама, реклама в прессе и др. Высокая экономическая и социальная важность рекламы настоятельно требует использования научных принципов ее функционирования. Только научный подход к рекламе позволяет в настоящее время достигать высокой эффективности ее воздействия на адресатов рекламных посланий. Причем спектр наук, «эксплуатируемых» рекламой, достаточно широк: психология, социология, экономика, теория вероятностей, эргонометрия, статистика, экономико-математические методы и многое другое. Однако центральное место в этом ряду, по нашему глубокому убеждению, принадлежит маркетингу. Более того, рассмотрение рекламы именно в системе маркетинговых коммуникаций и позволяет в конечном итоге привнести научный подход в рекламную деятельность. Этим объясняется то внимание, которое уделяется рассмотрению этого вопроса в данной книге. Особая роль придается отображению концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций, которая подтвердила свою эффективность в практике цивилизованного предпринимательства. Следует отметить еще один важный аспект. Возросшее значение рекламы в современном мире требует осознания рекламистами степени своей социальной ответственности. С другой стороны, очевидна необходимость создания механизмов контроля рекламной деятельности со стороны общества. Эти моменты также нашли отражение в данном пособии. К сожалению, наряду с определенными преимуществами «Краткий курс» в некоторых моментах уступает «полному» курсу рекламы. Так, в целях краткости изложения пришлось пожертвовать многочисленными примерами, иллюстрировавших материал предыдущего издания. Впрочем, современная рекламная практика ежедневно дает тысячи таких иллюстраций. Выражаю надежду, что знакомство с книгой будет для читателя и интересным, и полезным. Евгений Ромат, доцент, кандидат экономических наук, докторант Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины, главный редактор Украинского профессионального журнала «Маркетинг и реклама»
Раздел 1
Система маркетинговых коммуникаций
1.1. Реклама и теория коммуникаций Достижение максимального эффекта рекламы в реальной предпринимательской деятельности в нынешних условиях уже невозможно без применения достижений и инструментария многих наук. Важное место в ряду этих наук занимает теория коммуникаций. Эта наука (вернее даже — целый комплекс наук) рассматривает наиболее общие закономерности формирования и функционирования человеческой коммуникации. Научный подход к изучению рекламы требует рассматривать рекламу как одну из форм человеческих коммуникаций. Формирование взаимосвязи, попытка наладить каналы общения рекламодателя с его аудиторией являются ее сущностью. В противном случае (и, к сожалению, мы имеем немало тому примеров) реклама воспринимается с формальной стороны как нагромождение разнообразных и многочисленных рекламоносителей и каналов их передачи. При таком подходе реклама бессистемно и, как результат, неэффективно реализуется на практике. Настоящая книга рассмотрит наиболее важные аспекты теории коммуникаций лишь в общих чертах. Для более глубокого ознакомления с основами этой науки можно порекомендовать читателям такие источники, как [2, 3,4, 5, 6 и др.]. Мы же поставим перед собой более узкую задачу — обозначить сущность коммуникации, рассмотреть систему социальных коммуникаций и определить, какое место в ней занимает реклама. В наши задачи также входит анализ простейшей схемы рекламной коммуникации и рассмотрение ее основных элементов. Термин «коммуникация» (от лат. communicatio — делаю общим, связываю) используется как научный с начала XX в. В современной трактовке коммуникация — социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативные средств. Рекламная коммуникация должна быть, безусловно, определена как один из видов социальной коммуникации, так как вне рамок человеческого общества существование рекламы немыслимо. Коммуникации классифицируются по целому ряду признаков: вербальная - невербальная - синтетическая, формальная - неформальная, устная - письменная - печатная, внутри одной страны - международная, внутри одной культуры - межкультурная и т. д. Важным критерием для определения места рекламы в системе коммуникаций является количество участников коммуникации. В подавляющем большинстве случаев реклама относится к массовым коммуникациям. Хотя для других средств маркетинговых коммуникаций, которые будут рассматриваться ниже (прямой маркетинг, стимулирование сбыта и др.), актуальными являются все виды коммуникаций, начиная с межличностной. Основными функциями социальной коммуникации являются: • информационная (передача информации); • экспрессивная (способность выражать не только смысловую, но и оценочную информацию); • прагматическая (способность передавать коммуникационную установку, предписывающую определенное воздействие на получателя) [3, с. 85]. Как видим, рекламе как коммуникации свойственно выполнение всех трех указанных функций. Верным будет и такое заключение: все три функции социальной коммуникации используются в процессе рекламного воздействия на ее получателя. Таким образом, подводя краткие итоги сказанного, можем отметить, что реклама может рассматриваться как специфическая область социальных массовых коммуникаций между рекламодателями и различными аудиториями рекламных обращений с целью активного воздействия на эти аудитории, которое должно способствовать решению определенных маркетинговых задач рекламодателя. • Если мы рассмотрим наиболее общую схему социальной коммуникации, то выяснится следующее. Схема традиционной коммуникации включает источник сообщений, или отправителя информации. Сообщения затем преобразуются в конкретные сигналы, иначе говоря, кодируются. Далее эти сигналы по каналам связи передаются на приемник, где они декодируются и в таком виде поступают к адресату. Предполагаются также наличие определенных фильтров (ограничений), ответной реакции адресата на сообщение и случайный фактор — помехи (искажения) на всех стадиях осуществления коммуникации. Схема рекламной коммуникации приведена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Схема рекламной коммуникации
Следует особо заметить, что схема рекламной коммуникации принципиально ничем не отличается от схем других средств маркетинговых коммуникаций, которые будут рассмотрены нами ниже. Рассмотрим кратко основные элементы схемы рекламной коммуникации. Прежде всего необходимо отметить определяющую роль получателя (адресата) в этой схеме. Большинство характеристик всех других элементов — от кодирования до обратной связи — определяются (или по крайней мере должны определяться) параметрами целевой аудитории обращения. Отправитель (адресант, коммуникатор, источник коммуникации, англ. source) — сторона, от имени которой посылается рекламное обращение адресату. Достижение сигнала, посылаемого коммуникатором, одного адресата (потенциального покупателя) определяется как рекламный контакт. Основным инструментом и носителем информации, эмоционального воздействия, психологической установки коммуникатора на целевую аудиторию является обращение (послание, сообщение, англ. message). Коммуникационное сообщение всегда имеет две стороны (два плана): идеальный, умопостигаемый план содержания и материальный, воспринимаемый органами чувств план выражения. Единство содержания и выражения достигается посредством знака. Из знаков формируются тексты. Знак, таким образом, представляет собой элементарную единицу кода, обеспечивающую соответствие одного значения одной форме. Знак или предмет, наделяемый дополнительными смыслами, иногда весьма далекими от их исходных значений, определяется как символ (например, герб как символ державы; различные религиозные символы и т. п.). При формировании обращения могут использоваться приемы как вербальной (словесной, текстовой), так и невербальной коммуникации. Кодирование (англ. encoding) в рекламной коммуникации понимается как процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде текстов, символов и образов. Все эти формы являются предметом изучения одного из разделов теории коммуникаций — семиотики. Вернемся к схеме рекламной коммуникации. Следует отметить, что, формируя сообщения, коммуникатор должен исходить из того, что используемый код хорошо знаком получателю. В противном случае эффективность коммуникации будет низкой. Яркие коды встречаются в рекламе высокого профессионального уровня достаточно часто. Можно вспомнить «морозные узоры» на стекле от дыхания после употребления жевательной резинки «Winterfresh» («Зимняя свежесть»). В рекламном ролике телевизоров «Flatron» у людей при помощи видео-спецэффектов в буквальном смысле этого слова падает пелена с глаз. Особенно важна проблема «кодирование/декодирование» при работе на зарубежную аудиторию. Различия в национальном менталитете, архетипах, стереотипах, иерархии культурных ценностей могут вызвать в разных странах различную реакцию на одно и то же обращение [см., например, 7-9]. При формировании рекламной коммуникации необходимо учитывать наличие так называемых фильтров (барьеров, англ. barrier). Таким термином определяются различного рода ограничения в передаче послания. Наличие фильтров может определяться характеристиками отправителя, внешней среды, получателя. ' Барьерами, связанными с характеристиками отправителя, могут быть определенные моральные установки, материальные и финансовые возможности коммуникатора. Внешняя среда может формировать такие фильтры, как цензура, особенности законодательства, регулирующего рекламную деятельность. Например, запрет рекламы спиртных и табачных изделий на российском телевидении в соответствии с Законом РФ «О рекламе» с 1 января 1996 г. Важное место в осуществлении коммуникации занимает формирование оптимального ее канала. Причем роль выбора каналов рекламной коммуникации настолько важна, что этими проблемами занимается целое направление прикладной рекламной науки — медиа-планирование. Канал коммуникации (англ. media) объединяет всех участников процесса коммуникации и носителей информации с момента кодирования посылаемого сигнала до момента получения его адресатом. Канал должен в максимальной степени соответствовать идее передаваемой информации и символам, использованным для ее кодирования. Подробнее этот вопрос рассмотрен в в соответствующем разделе этой книги. Важнейшей характеристикой канала коммуникации является его доступность и соответствие избранной целевой аудитории. В некоторых случаях рекламное обращение воспринимается получателями, которые не являются целевой аудиторией, адресатами этого обращения и которые не могут способствовать решению маркетинговых задач, стоящих перед рекламным обращением. Эта категория получателей составляет бесполезную аудиторию рекламной коммуникации. Избежать этого в рекламе практически невозможно, хотя в некоторых случаях ее сектор в общем объеме получателей можно значительно уменьшить. Эффективность рекламной коммуникации в большой степени зависит от того, кто представляет коммуникатора, в чьи уста вкладывается рекламное обращение. Такой человек (или какой-либо другой персонаж) может быть определен как посредник (коммуникант, англ. communicant, spokesperson, moderator) в данной коммуникации. Таким посредником может быть конкретная личность, например популярный актер или актриса. Например, певица Лариса Долина активно рекламирует средство для похудения «Суперсистема Шесть», актер Вячеслав Тихонов — антиоксидант «Три-Ви Плюс», ведущая популярной телепередачи «Я — сама!» Юлия Меньшова — колготки «Levante», актриса Наталья Фатеева — витамины «Vitrum», эстрадные исполнители Дмитрий Маликов и Тамара Гвардцители — шампунь «Head & Shoulders», Кристина Орбакайте — жевательную резинку «Dirol» и др. Прием использования популярной личности в качестве посредника получил название тестимониум. Альтернативой использования в рекламе знаменитостей может стать собирательный образ «простого человека» или голос за кадром, а также различные фантастические и сказочные существа. В качестве примера можно привести кролика Квики из рекламы какао «Nesquik», клоуна Рональда Макдональда и др. Среди качеств, которыми должен обладать посредник, являющийся персонифицированным представителем отправителя и «озвучивающий» текст обращения, основными являются добросовестность, привлекательность и профессионализм. Добросовестность определяется тем, насколько объективным и честным воспринимается аудиторией источник информации. Привлекательность определяется благоприятным впечатлением, производимым источником обращения на целевую аудиторию. Профессионализм определяется тем, насколько воспринимается со стороны степень компетентности коммуникатора в процессе подкрепления сделанных им утверждений. Особенно важно это в качестве источника информации в областях человеческой деятельности, требующих специальных, высокого уровня знаний. Получателями (адресатами, англ. receiver) в рекламной коммуникации являются те конкретные люди, та целевая аудитория (target audience), которым изначально была предназначена реклама. Как правило, понятие целевой аудитории рекламы совпадает с понятием щелевой рынок фирмы-коммуникатора». Однако в некоторых случаях целевой аудиторией может быть избрана так называемая референтная группа, т. е. те люди, которые принимают участие в принятии решения о покупке или непосредственно влияют на него. Система декодирования обеспечивает «расшифровку» послания коммуникатора получателем. Она полностью определяется индивидуальными и социальными характеристиками адресата (принадлежность к определенной культуре, знание «кодов», уровень интеллекта и т. д. и т. п., в том числе наличие чувства юмора). Ответная реакция (англ. reaction) представляет собой набор откликов получателей, которые возникают в результате контакта с обращением. Естественно, что коммуникатор в идеале ожидает от получателя рекламного послания покупки рекламируемого товара. Обратная связь (англ. feedback) представляет собой ту часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя. В качестве элементов обратной связи могут рассматриваться: обращение получателей к коммуникатору за дополнительной информацией, опробование рекламируемого товара, его узнавание в массе аналогичных марок, его запоминаемость и т. п. Разработчикам рекламы необходимо учитывать то обстоятельство, что в процессе рекламной коммуникации могут возникать различного рода помехи (шумы, англ. noise). Этим термином обозначаются незапланированные искажения при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды. Большинство из этих помех не в состоянии полностью заблокировать коммуникационный процесс. В то же время они могут стать причиной снижения эффективности рекламного послания, в связи с чем требуют изучения с целью снижения уровня их влияния. В общей массе помех выделяются три большие группы: физические, психологические и семантические. Физическими помехами можно назвать наслаивание одной информации на другую, повреждения носителей рекламной коммуникации (поломка рекламного щита; опечатки в рекламе в прессе и печатной рекламе; перебои в электроснабжении для рекламы по ТВ) и т. п. Психологические помехи возникают как результат различия в восприятии окружающей действительности людьми, принимающими участие в процессе коммуникаций. Одни и те же сигналы могут вызывать различные эмоции у разных людей. Они могут затрагивать определенные моральные ценности людей (например, религиозные, национальные, политические и т. п.). Семантические помехи возникают по причине многозначности отдельных понятий, которые достаточно вольно интерпретируются получателем. Например, маленький—большой, сильный—слабый, много—мало и т. п. Так, объем выпуска комплектующих изделий, маленький для одной фирмы (например, АвтоВАЗ), для другой фирмы (местная ремонтная мастерская) является огромным. Коммуникатор должен избегать неопределенности и множественности толкования своего послания. К семантическим помехам можно отнести «неожиданно» неблагозвучные названия рекламируемых марок зарубежных коммуникаторов в других странах. Например: «Blue Water» (марка минеральной воды «Блю Вотэ»), «Калодерма» (крем для кожи), «Pukala» (марка чая «Пукала»), «Wash & Go» (шампунь «Вош энд roy»), «Dolby» (воспроизводящая видеоаппаратура «Долби») — в русскоязычных странах. Таким образом, нами рассмотрены основные элементы схемы рекламной коммуникации. К более конкретному анализу некоторых из них мы вернемся в следующих главах учебника.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|