|
Тема 8. Адаптация сотрудников в организации
Задания по теме
1. Сформулируйте базисные принципы, цели и задачи адаптации; 2. Разработайте программу адаптации. По основным её видам: организационная, психофизиологическая, профессиональная, социально-психологическая; 3. Распределите функции по адаптации между структурными подразделениями или конкретными сотрудниками; 4. Разработайте план адаптации новых сотрудников, определите основные формы работы; 5. Определите критерии оценки адаптации новых сотрудников.
Основные понятия и методические рекомендации
Адаптация – приспособление потребностей и ценностей сотрудника к требованиям, предъявленных к нему в соответствии с ее стратегическими и базовыми ценностями. Цели адаптации: - Предоставление новому сотруднику информации необходимой для скорейшей адаптации к новой работе; - Создание условий при которых сотрудник будет мотивирован работать в организации и достигать целей. Результаты адаптации: Результат наличия программ адаптации: - Снижение издержек; так как новый сотрудник быстрее сориентируется и быстрее принесёт необходимый результат. Чем совершеннее система адаптации, тем быстрее приобретает эффективность работа нового сотрудника. - Снижение затрат, так как хорошо адаптированный работник не увольняется – нет затрат на поиск и подбор нового персонала. - Сокращение текучести кадров; - Снижается тревожность, снимаются опасения и неопределенность – а значит, растёт доверие и позитивное отношение к организации; - Сокращение временных затрат руководства и сотрудников (снижения сопротивления по отвлечению на нового работника), потому что программа адаптации имеет чёткие рамки, понятную схему, зону ответственности и мотивацию для них. - Формирование и сплочение коллектива (команды) в атмосфере принятия и взаимовыручки. Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Результат отсутствия адаптационной программы: - увольнение; - затраченные в пустую средства на подбор все новых и новых сотрудников; - текучесть кадров; - отсутствие результативной работы всего коллектива; - удар по имиджу и репутации организации; - потеря конкурентных преимуществ. Виды адаптации: 1. Психофизиологическая – приспособление к условиям труда на рабочем месте на уровне организма человека, в результате чего происходят меньшие изменения его функционального состояния (повышение работоспособности, приспособление его к высоким физическим нагрузкам). 2. Организационная адаптация – этот процесс направлен на усвоение работников норм и правил, в том числе и «неписанных», по которым живёт организация. Причем неписанные он больше узнаёт в «курилке» и иногда это не способствует лучшей его адаптации. Целью этого процесса является принятие новым сотрудником ценностей, установок, принципов организации без ущерба для личных ценностей. Первым этапом введения в организацию является собеседование с менеджером по персоналу, если его нет в компании – непосредственный руководитель. Нового сотрудника посвящают в «жизнь» организации, рассказывают о положении на рынке, конкурентной среде и тех перспективах, которые он сможет иметь, работая здесь. Менеджер по персоналу рассказывает об истории компании, её организационной структуре и месте в ней данного отделения, знакомит со служебной иерархией, отвечает на вопросы. При коллективной адаптации (при большом наборе торговых представителей) в организации разрабатывается курс по введению в должность. В первые дни которого новобранцы узнают о компании, политиках, правилах и многом другом из выступления – первого лица компании, директора/менеджера по персоналу, маркетолога, юриста, руководителя отдела, других специалистов. Возможная документация которая даётся новичку: - Схема организационной структуры (компании, отдела…); - План-схема расположения помещений; - Список сотрудников с должностями и телефонами; - Должностная инструкция; - Положение о персонале; - Положение о системе поощрений и санкций и др. 3. Социально-психологическая адаптация Как новичок впишется в коллектив, примет сложившиеся взаимоотношения – одно из непременных условий хорошей работы. Что можно предпринять, чтобы сотрудник скорее преодолел неуверенность. Тот, кто представляет нового сотрудника должен знать о нём и коллективе многое, иначе ему можно представить Василия Селезнева, который учился на том же факультете Университета, что и Саша Иванов, у него есть разряд по тому же виду спорта, которым увлекается Сергей Григорьев и еще у него дома очаровательная домашняя рептилия… В большой организации по Интернету рассылается информация о новом сотруднике, а ему показывается (выдаётся) информация о людях с которыми ему необходимо контактировать (желательно с фотографиями). Очень важно чтобы за новичком был закреплен Наставник (именно с большой буквы) им должен быть и непосредственный руководитель. Важна его мотивирующая обратная связь, в жанре позитивной мотивации, подбадривание – «Василий, ты молодец, мы с тобой…» Новые сотрудники активно привлекаются к участию в корпоративных мероприятиях. Для них могут проводиться и специальные деловые игры и тренинги. Методы и средства: − Мотивационное собеседование с менеджером по персоналу: − о компаниях, ценностях, целях, традициях;
− Беседа с руководителем: − тщательный подбор задач, − функции сотрудника, − зона ответственности − задание на испытательный срок, процедуры оценки, − даты контроля процесса и результата испытательного срока, − официальная оценка, признание первых успехов;
− Наставник: − ознакомление с территорией, − распорядком, − вводом в группу, − позитивное подкрепление, − создание ощущения безопасности и поддержки… 4. Профессиональная адаптация Несомненно, принимая на работу сотрудника с опытом работы – вы его переучиваете, без опыта – обучаете. Цель профессиональной адаптации – овладение новым сотрудником системой профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике. Первым шагом является разъяснение новому сотруднику основного содержания его профессиональной деятельности на первых собеседованиях с менеджером по персоналу и линейным менеджером. Стадии процесса адаптации: – ознакомление (знакомство с ситуацией) – приспособление (постепенное привыкание, усвоение стереотипов) – ассимиляция (полное приспособление к среде) – идентификация (отождествление личных целей с целями коллектива). А вот это постоянная головная боль персональщика. Последовательность действий по разработке программ адаптации: 1. Составить список сотрудников, которые войдут в рабочую группу по разработке и внедрению программы адаптации. 2. Описать результаты, которых вы хотите достичь с помощью программы адаптации. Классифицировать новых работников по группам. Определить требования к программам адаптации для каждой группы. 3. Составить список вопросов, обычно возникающих у новых работников. 4. Составить список действий нового работника во время программы адаптации, а также список необходимых ему сведений. 5. Определить наставников групп и/или индивидуального руководителя каждому новичку. Подумать и определить мотивационно-стимулирующие рычаги для наставников новичков. 6. Определить временные рамки предоставления информации вновь поступающим работникам по её видам (первый день, первая неделя, первый месяц и т.д.); 7. Разработать программу первого дня сотрудника. 8. Спланировать экскурсии по организации, их содержание, время. 9. Определить, каким образом представить нового сотрудника членам коллектива. 10. Подготовить комплект печатных материалов, включив в него по необходимости следующие разделы: - миссия компании, история компании, корпоративная культура; - регламентирующее документы: Положение о персонале, организационная структура, положение о подразделении, должностная инструкция; - технологии работы, техника безопасности; - список сотрудников с указанием должности, рабочей комнаты, номера телефона, e-mail; - список ответов на наиболее стандартные вопросы новичков, с указанием лиц, к которым можно обратиться для дополнительных разъяснений; 11. Определить необходимость входного обучения: стандартам компании (ответа на телефонный звонок, ответа на письмо и т.п.); профессиональным навыкам и т.п. 12. Определить критерии успешности прохождения испытательного срока, варианты его досрочного прекращения. 13. Определить форму предоставления обратной связи от нового сотрудника и его наставника о ходе адаптационного периода (испытательного срока). 14. Разработать программу подведения итогов испытательного срока и перевода сотрудника в основной штат. Содержание программ адаптации. Общая программа адаптации. Общая программа адаптации может проводиться как с группой, так и индивидуально по сокращённой программе и включает в себя: 1. Общее представление о компании: - приветственная речь; - основы, рост, тенденции, цели, приоритеты, проблемы; - традиции, нормы, стандарты; - продукция и её потребители, стадии доведения продукции до потребителя; - разнообразие видов деятельности; - организация, структура, связи компании; - информация о руководителях. 2. Политика организации: - принципы кадровой политики; - принципы подбора персонала; - направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; - содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности; - правила пользования телефоном внутри предприятия; - правила использования различных режимов рабочего времени; - правила охраны коммерческой тайны и технической документации. 3. Оплата груда; - нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников; - оплата выходных, сверхурочных. 4. Дополнительные льготы: - страхование, учёт стажа работы; - пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству; - поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; - возможности обучения на работе; - наличие столовой, буфетов; - другие услуги организации для своих сотрудников. 5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности: - места оказания первой медицинской помощи; - меры предосторожности; - предупреждение о возможных опасностях на производстве; - правила противопожарной безопасности; - правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них. 6. Работник и его отношения с профсоюзом: - сроки и условия найма; - назначения, перемещения, продвижения; - испытательный срок; - руководство работой; - информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; - правам обязанности работника; - права непосредственного руководителя; - организации рабочих; - постановления профсоюзов и политика компании; - руководство и оценка исполнения работы; - дисциплина и взыскания, оформление жалоб; - коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей. 7. Служба быта: - организация питания; - наличие служебных входов; - условия для парковки личных автомобилей; 8. Экономические факторы: - стоимость рабочей силы; - стоимость оборудования; - ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев. Специальная программа адаптации (специализированная под конкретного специалиста). Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом и осуществляется как в формах специальных бесед с сотрудниками, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). В неё должны быть включены следующие вопросы: 1. Функции подразделения: - цели и приоритеты, организация и структура; - направления деятельности; - взаимоотношения с другими подразделениями; - взаимоотношения внутри подразделения. 2. Рабочие обязанности и ответственность: - детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; - разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; - нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; - длительность рабочего дня и расписание; - дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника). 3. Требуемая отчётность: - виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; - отношения с местными и общегосударственными инспекциями. 4. Процедуры, правила, предписания: - правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; - поведение в случае аварий, правила техники безопасности; - информирование о несчастных случаях и опасности; - гигиенические стандарты; - охрана и проблемы, связанные с воровством; - отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению; - правила поведения на рабочем месте; - вынос вещей из подразделения; - контроль за нарушениями; - перерывы (перекуры, обед); - телефонные переговоры личного характера в рабочее время; - использование оборудования; - контроль и оценка исполнения. 5. Представление сотрудников подразделения. Таблица 2. Пример программы введения в должность
контрольный лист по введению в должность Список контрольных вопросов _____________________________________ Адаптационные мероприятия Контроль и оценка __________________________________________________________________
Пример плана адаптации приведен в таблице 5.
Таблица 5. План адаптации
Управление процессом адаптации – это активное взаимодействие на факторы, предопределяющие её ход, сроки, снижение издержек, неблагоприятные последствия. Распределить обязанности по адаптации персонала можно следующим образом: − за службой управления персоналом – методическое сопровождение процесса адаптации, осуществляемое посредством прямых консультаций специалистов; − за руководителями (или коллегами) структурных подразделений – обеспечение профессиональной деятельности; адаптации путём обучения профессиональной деятельности; − за отделом обучения – обеспечение процесса введения в должность на основе проведения семинаров, курсов, инструктажа и т.д.; − за коллективом – обеспечение социально-психологической адаптации нового работника (вовлечение в групповое решение проблем, помощь в освоении элементов неформального общения и т.д.). Управление адаптацией предполагает закрепление функций за конкретным исполнителем, определение затрат, сроков, исполнителей.
Таблица 5. Распределение функций и адаптации
Таблица Затраты на адаптацию
Таблица Сводная ведомость затрат на адаптацию персонала
Таблица Затраты на адаптацию персонала на ______ год
Адаптация и испытательный срок. Испытательный срок – юридическое понятие, его главной задачей является выяснение того, насколько новый сотрудник профессионально пригоден и состоятелен как специалист. Главной задачей адаптации является налаживание системы взаимосвязей новичка с новой для него средой, в которой ему предстоит реализовать себя как специалисту и личности в течение длительного времени. Таблица Программа «Введение в должность»
Книга о политике компании (путеводитель) СОДЕРЖАНИЕ Условия труда Часы работы Рабочая неделя Отпуска и выходные дни ежегодный отпуск прибавление к отпуску отпуск по уходу за ребенком другие рабочие дни Политика по отношению к курящим Возмещение расходов Командировки Конфиденциальность и разрешение споров Язык, принятый в компании
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|