|
Тема 11. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
11.1. Задания по теме:
1. Определите цели обучения персонала (в соответствии со стратегией развития организации и кадровой политики); 2. Выберите наиболее подходящие методы обучения персонала организации 3. Рассчитайте бюджет затрат на обучение персонала организации 4. Разработайте систему показателей оценки
Основные понятия и методические рекомендации
Обучение персонала является основным путём получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществленный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами обучения под руководством опытным преподавателем, наставником, специалистов, руководителей, и т.д. Различают три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовки кадров. Таблица 10.1 – Характеристика видов обучения кадров
Таблица 10.2 Перечень типовых целей обучения персонала в организации 1. Обеспечить сотрудников знаниями и умениями, необходимыми для эффективной работы. 2. Поддерживать профессиональный уровень персонала и знакомить его с современными достижениями технологии, изменениями социально – экономической обстановкой и правовых условий. 3. Готовить сотрудников к возможному замещению ими коллег на время отпуска, болезни, командировки и в случае увольнения. 4. Готовить работников к перемещению или продвижению по службе. 5. Создавать и поддерживать у персонала чувство причастности к деятельности организации, знакомить сотрудников со стратегией, структурой, услугами, технологией деятельности. 6. Поддерживать в сотрудниках позитивное отношение к работе. 7. Цели обучения, определяемые действующим законодательством. Таблица. Примеры практической реализации типовых целей обучения.
Таблица. Методы обучения персонала на рабочем месте
Таблица – Методы обучения персонала вне рабочего места
Таблица – Бюджет затрат на обучение компании «Система Плюс»
Основные статьи бюджета и способа их расчёта Затраты на учебные мероприятия складываются из множества компонентов. Можно выделить прямые, сопутствующие и косвенные затраты. Прямые затраты: оплата самого процесса обучения, т. е. работы преподавателей (тренеров, консультантов) по проведению занятий и подготовке раздаточных и иных необходимых материалов (слайдов, видеофильмов, компьютерных программ и т. п.), а также стоимость размножения раздаточных материалов. К сопутствующим затратам относятся: аренда помещения и оборудования, стоимость расходных материалов, стоимость проезда, проживания, питания обучаемых и преподавателей. Косвенные затраты – зарплата сотрудников (обучаемых и внутренних преподавателей) за время обучения и упущенная выгода компании вследствие их отсутствия на рабочем месте. Косвенные затраты в бюджет не входят, поэтому в дальнейшем не рассматриваются. Способ расчёта прямых и сопутствующих затрат зависит от формы организации учебных мероприятий. Открытие семинара и конференции наиболее сложно планировать и бюджетировать, поскольку их организаторами выступают сторонние фирмы. Сроки, программы и условия проведения подобных мероприятий обычно становятся известны не более чем за 1-3 месяца до их проведения. Цены на данный вид мероприятий устанавливаются провайдерами в расчёте на одного участника. Нередко при направлении нескольких участников от одной компании предоставляется скидка за каждого следующего. Цены участия в открытых семинарах и конференциях колеблются в весьма широких пределах. Исходя из сказанного, при бюджетировании подобных мероприятий следует определить их необходимый объем. Продолжительность каждого из их определяется в человеко-днях путем умножения количества участников на продолжительность мероприятия в днях. Затем мероприятия разбиваются на ценовые группы, и на основе анализа предложений провайдеров оценивается их ориентировочная стоимость. Свою специфику имеет бюджетирование корпоративных (закрытых) учебных мероприятий. Затраты на такие формы обучения состоят из двух основных частей: постоянные затраты, которые не зависят от количества участников, и переменные затраты, прямо пропорциональные количеству участников. Постоянные затраты включают в себя прямые затраты (кроме затрат по размножению раздаточных материалов) и, как правило, существенно превышают переменные (практически все косвенные затраты плюс затраты по размножению материалов). Размер и способ расчёта постоянных затрат существенно зависит от того, какие преподаватели привлекаются к проведению занятий и как осуществляется их оплата. Существуют всего три варианта оплаты подготовки и проведения закрытых учебных мероприятий: · оплата услуг организации по договору; · оплата услуг внешнего преподавателя по договору гражданско-правового характера; · оплата услуг внутреннего преподавателя.
Оценка результативности и эффективности обучения возможна по схеме Киркпатрика. Схема Киркпатрика Согласно этой схеме контроль результатов любого учебного мероприятия может иметь следующие четыре цели: · оценка удовлетворённости участников; · оценка объективных результатов обучения; · оценка изменения поведения на работе; · оценка бизнес – результатов. Оценка удовлетворенности участников Оценка удовлетворённости участников проводится путём раздачи и сбора анкет, включающих группы вопросов, нацеленных на оценку следующих показателей: · достижение целей семинара и выполнение его программы с точки зрения обучаемых; · практическая полезность знаний и навыков, полученных участниками семинара; · качество проведения семинара (уровень преподавания); · уровень методического обеспечения (презентационные и раздаточные материалы); · уровень сервиса (условия проведения семинара). Можно включить в анкету и вопросы, касающиеся самооценки участия обучаемых сотрудников в семинаре. Оценка объективных результатов обучения Объективный результат обучения – это разница между состоянием знаний и навыков обучаемого до и после обучения. Оценить эту разницу значительно сложнее, чем удовлетворённость обучаемых работников. Относительно просто оценить прирост знаний. Для этого необходимо разработать тесты оценки знаний, освоение которых предполагается в ходе семинара. Наиболее эффективно использовать один и тот же тест для группы слушателей до начала обучения и после его окончания. Улучшение его результатов, выраженное в процентах, и покажет эффект обучения. Оценить изменение навыков сложнее. Можно порекомендовать проведение в конце учебного мероприятия упражнений, показывающих освоение целого набора навыков. Например, на заключительном этапе семинара по теме «Навыки презентации» целесообразно устроить пробные презентации слушателей с подробным разбором и оценкой. Оценка изменения поведения на работе Это достаточно сложный и весьма трудоёмкий этап оценки результативности обучения. Его может осуществлять руководитель путём наблюдения за работой обучавшегося сотрудника. Еще один возможный способ оценки – анкетирование контактирующих с сотрудником коллег и клиентов. Определённый интерес представляет также оценка поведения внешними экспертами. Результат оценки необходимо сравнивать с определённым образцом поведения, который и должен был осваиваться сотрудником в ходе обучения. Оценка бизнес – результатов Связь бизнес – результатов с обучением является наиболее прямой и непосредственной, если обучение было направлено на их улучшение. Например, руководство иногда пытается определить эффективность обучения торгового персонала навыкам продаж. Однако при этом не всегда учитывается множество иных внешних и внутренних факторов, действующих на уровень продаж. Примерный перечень вопросов анкеты для оценки удовлетворённости участников. Оценить по 10-бальной системе ваше впечатление о качестве проведении семинара. Соответствовало ли содержание семинара заявленной программе? Как вы оцениваете практическую полезность семинара? Было ли понятным изложение материала преподавателем (преподавателями)? Преподаватель (преподаватели) излагали материал в живой, интересной форме? Преподаватель (преподаватели) эффективно использовали слайды в ходе семинара? Преподаватель (преподаватели) приводил(-и) достаточное количество практических примеров? Поощрял ли преподаватель полезную дискуссию между участниками семинара? Оцените уровень вашей активности на семинаре. Удалось ли получить ответы на все интересовавшие вас по теме семинара вопросы? Был ли семинар обеспечен раздаточными материалами высокого качества? Как вы оцениваете уровень усвоения вами знаний и навыков по итогам семинара? Как вы оцениваете возможность использования полученных вами знаний и навыков на практике? Примерные показатели оценки эффективности обучения персонала · количество часов обучения на одного сотрудника (в течение первого года работы); · количество часов обучения на одного опытного сотрудника (проработавшего более одного года); · процент сотрудников, прошедших обучение в течение года (от общей численности сотрудников); · процент сотрудников, для которых ставятся задачи по развитию (от общей численности сотрудников); · затраты на обучение одного сотрудника (руб.); · средняя стоимость одного часа обучения (руб.); · процент сотрудников, имеющих индивидуальные планы развития (от общей численности сотрудников); · процент сотрудников, для которых применяется система наставничества /коучинга (от общей численности программ); · процент обучающих программ, запланированных по результатам оценки (от общей численности программ); · стоимость обучения в процентах к фонду оплаты труда; · общее число тренинговых часов; · среднее число тренинговых часов на сотрудника;
Список используемой литературы:
1. Амиров Н.Л. Управление персонала: − СПб. Питер: 2009. 1. Амстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. − СПб.: Питер, 2010. 2. Андреева В. И. Делопроизводство в кадровой службе: практ. пособие с образцами документов (на основе ГОСТОв РФ) / В. И. Андреева. – М.: Бизнес школа «Интел-Синтез, 2007. 2. Ансофф И. Управление персоналом. – М.: Экономика, 2009. 3. Базаров Т. Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты: практ. пособие / Т. Ю. Базаров. − М.: ЮНИТИ, 2011. 4. Базаров Т. Ю. Управление персоналом / Т. Ю. Базаров. − М.: ЮНИТИ, 2008. 5. Балковская Т. 3., Шуракова И. О. Социально-психологические и организационные основы управления персоналом. Технологии управления персоналом: учеб. пособие / Т. 3. Балковская, О. И. Шуракова. − Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 2003. 6. Балковская Т. 3., Шуракова О. И. Теоретические основы управления персоналом: учеб. пособие / Т. 3. Балковская, О. И. Шуракова. − Хабаровск, 2005. 7. Балковская Т. 3., Шуракова О. И., Панкратенко Т. В. Кадровые службы: структура и эффективность деятельности: учеб. пособие / Т. 3. Балковская, О. И. Шуракова, Т. В. Панкратенко. − Хабаровск, 2005. 8. Балковская Т. 3., Шуракова О. И., Панкратенко Т. В. Трудовой потенциал организации: учеб. пособие / Т. 3. Балковская, О. И. Шуракова, Т. В. Панкратенко. − Хабаровск, 2009. 3. Брагина З. В. Управление персоналом / З. В. Брагина, В. П. Дудяшова, З. Т. Каверина. – М.: КноРус, 2008. 4. Бухалков М.И. Управление персоналом: учебник. – М.: ИНФРА – М. 2007. 5. Бюджетирование затрат на персонал. Методические пособия. 6. Вахрушев В. Р. Кадровая политика / В. Р. Вахрушев. – М.: Дис, 2010. 9. Весенин В. Р. Управление персонала (в схемах): пособие. − М.: ТК ВЕЛБИ, Проспект, 2008. 7. Весенин В. Р. Практический менеджмент персонала – М.: ЮРИСТ, 2008.421с. 8. Галенко В. П., Страхова О. А., Файбушевич С. Г. Управление персоналом и эффективность предприятия. – М.: Дело, 2009. 227 с. 9. Демлер Г. Управление персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2007. 473 с. 10. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ., Г. Десслер. − М.: Бином, 2007. 10. Дятлов В. А., Кибанов А. Я. Управление персоналом: учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2007. 512 с. 13. Дятлов В. А., Кибанов А. Я., Пихало В. Г. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов / В. Г. Пихало, А. Я. Кибанов, В. А. Дятлов. − М.: ПРИОР, 2009. 15. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / А. П. Егоршин. − М.: ИНФРА-М, 2009. 14. Егоршин А. П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. − Н.: Новгород, 2007. 16. Жданкин Н. А. Мотивация персонала. Измерение и анализ / Н. А. Жданкин. – М.: Финпресс, 2010. 11. Журавлев П. В., Карташев С. А. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: ИНФРА, 2007. 395 с. 12. Зайцева Т. В., Зуб А. Т. Управление персоналом. – М.: Форум, Инфра-М, 2009. 13. Касьянов А.В. Справочник кадровика: практическое пособие / А.В. Касьянов. -М: Гросс Медиа, 2006. - 432 с. - (Кадры). 17. Кафидов В. В. Управление персоналом / В. В. Жданкин. – СПб.: Питер, 2009. 14. Кафидов В.В. Управление персоналом: учеб. пособие / Кафидов В.В. –М.: «Академический проект», 2009, - 240с 15. Кибанов А. Я. Управление персоналом: учебник. – Экзамен, 2008. 18. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебн. пособие / А. Я. Кибанов. − М.: КНОРУС, 2010. 16. Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учеб. пособие./ А. Я Кибанов, И. Б. Дуракова. – М.: КНОРУС, 2009. 17. Кибанов А. Я., Захаров Д. И. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: ИНФРА, 2007. 450 с. 18. Кибанов А. Я. Служба управления персоналом: учеб. пособие / А. Я. Кибанов, В. П. Комовалова, М. В. Ушакова. – М.: КНОРУС, 2010, 416с 19. Книга работника кадровой службы: учебно-справочное пособие / под ред. Е. В. Охотского, В. М. Анисимова. – М.: Экономика, 2008. 494с. 19. Лукашевич В. В. Основы управления персоналом: учебн. пособие / В. В. Лукашевич. – М.: КНОРУС, 2007 20. Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций: практические задания / Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина. 2-е изд., стереотип. - М.: Омега - Л. 2006. -264 с. - (Библиотека высшей школы). 21. Морозова И.Н. НК - менеджмент: справочник менеджера по персоналу / И.Н. Морозова. - Ростов- на-Дону.: Феникс, 2006. - 256 с - (Профессиональное мастерство). 22. Райли М. Управление персоналом в гостеприимстве: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2005,-191 с. 20. Патрушев В. Д. Управление человеческими ресурсами: учебн. пособие / В. Д. Патрушев. – М.: Экзамен, 2010. 21. Потемкин В. К. Управление персоналом: учебник / В. К. Потемкин. – СПб.: Питер, 2010. 22. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. И. Иванова и др. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 23. Рогожин М.Ю. Управление персоналом, М.: Индекс Медиа, 2006, - 304 с. 24. Рудавина Е.Р. Екомосов В.В. Книга директора по персоналу. – Спб, 2009. – 368с. илл. 23. Сербинский Б. Ю. Управление персоналом: учебник / Б. Ю. Сербинский. – М.: Дашков и Ко, 2007. 24. Слепцова А. С. Подбор и найм персонала / А. С. Слепцова. – М.: АСТ, Астрель, 2007. 25. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании: учебн. пособие / Т. О. Соломанидина. – М.: ИНФРА, 2011. 25. Спивак В. А. Управление персоналом. – М.: Эксмо, 2009. 26. Труханович Л. В., Шур Д. А. Справочник по кадровому делопроизводству / Л. В. Труханович, Д. А. Шур. – М.: Дело и Сервис, 2007. 27. Управление персоналом организации: практикум, учеб. пособие / – 3-е изд. доп. и перераб. под ред. проф. А. Я. Кибанова. – М.: Иифра – М, 2011. 26. Фадеева Е.И. Социология и психология в управлении персоналом: Учебное пособие. - М.: ЦТЛ, 2006,- 112с. 27. Федорова Н.В., Минченков О.Ю. Управление персоналом организации: учебник / Н.В. Федорова, О. Ю. Минченков, - М: КНОРУС, 2011, - 536с 28. Чеховских И.А. Управление персоналом: СПб.: Вектор, 2005,-192 с. 29. Шапиро С. А. Управление человеческими ресурсами: учебник / С. А. Шапиро. – М.: Гросс Медиа, 2009.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|