|
Логические схемы эксперимента
Метод различия
| Метод сходства
| Метод сопутствующих изменений
| ABCDEM вызывает d
ABCDE не вызывает d
Видимо, М – причина d
| ABC вызывает d
МВ вызывает d
МВС вызывает d
Видимо, В является причиной d
| ABC1 вызывает d
АВС2 вызывает d
АВС3 вызывает d
Видимо, С - причина d
|
Логические зависимости между факторами объекта в эксперименте
1. А – необ-ходимое и достаточ-ное условие существо-вания Б
| 2. А – достаточ-ное, но не необходи-мое усло-вие сущест-вования Б
| 3. А – необходи-мое, но не достаточ-ное условие существо-вания Б
| 4. А не явля-ется ни необ-ходимым, ни достаточным условием существова-ния Б
| 5. А – необх. условие для совокупности АВГ, состав-ляющих усло-вие, достаточ-ное для Б
| 6. Значение (интенс-сть, величина) Б зависит от значения А,
Б является функцией А
| А вызывает появление Б в каждом произволь-ном сочетании,
Б без А не существует
| А вызывает появл-е Б в каждом произв. сочетании, иногда Б сущ-ет, несмотря на то, что нет А
| Отсутствие А вызывает отсутствие Б, но А существует и тогда, когда отсутствует Б
| А вызывает Б в опред. соче-тании факто-ров. Отсут-е А приводит к отс-ю Б. В других соч-х прич. связи А и Б не обна-руживаются
| Обнар-вается в повторном анализе 3-го и 4-го типа связей при условии, дост-ном для сущ-я Б, в состав которого входит А
| Количест-венные значения А зависят от сочетания факторов во 2-ом типе связей
| Типы экпериментальных планов
по критерию истинности эксперимента [41]
ДОЭКПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
| ПЛАНЫ ИСТИННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
| ПЛАНЫ КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ
| Планы наименьшего уровня сложности, кото-рые являются скорее ошибкой нежели прави-лом, поскольку несут в се-бе много угроз валидности
| Близкие к идеальным планы, которые не несут в себе угроз внутренней валидности и несут в себе мало угроз валидности внешней
| Планы экспериментов близкие к идеальным, которые, однако, в силу условий организации и проведения содержат угрозы валидности
| Связь экспериментальных планов и факторов,
Которые угрожают валидности эксперимента
max
угрозы
валид-
ности
экспери-
мента
min
планы истинных квазиэкспериментальные планы доэкспериментальные планы
экспериментов
Символы и графические обозначения, которые используются
при анализе планов экспериментов (схема анализа) [42]
СИМВОЛ
| ХАРАКТЕРИСТИКА
| X
| Экспериментальное влияние
| O
| Измерение экспериментального эффекта (исследование, наблюдение, тестирование)
| R
| Эквивалентность экспериментальных групп (рандомизация)
| XO
| Влияние и измерение на одной выборке (влияние перед измерением)
| XO
O
| На одной выборке осуществляется экспериментальное влияние и измерение; на другой лишь измерение; измерения на обоих выборках осуществляются одновременно. Выборки не эквивалентны (не рандомизированы)
| RXO
R O
| На одной выборке осуществляется экспериментальное влияние и измерение; на другой лишь измерение; измерения на обеих выборках осуществляется одновременно. Выборки эквивалентны (рандомизированы)
| +
| Фактор, который угрожает валидности эксперимента, контролируется
| –
| Фактор, который угрожает валидности эксперимента не контролируется
| ?
| Возможность угрозы валидности эксперимента со стороны того или иного фактора
| | Фактор, угрожающий валидности эксперимента иррелевантный (не может рассматриваться, поскольку не существует)
|
Особенности планов
по способу представления независимых переменных (НП)
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ
| КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ
ЭКСПЕРИМЕНТОВ
| НП представлена в номинативной шкале
| НП представлена в ранговой шкале
| НП представлена в интервальной шкале
| НП представлена в пропорциональной шкале
| Каждый из вари-антов НП пред-ставлен в виде ка-чественного приз-нака. Пример: Изучение влияния цвета на внима-тельность аудито-рии.
Уровни НП: преобладание красного цвета, синего, черного…
| Уровни НП пред-ставлены как по-следовательные числовые призна-ки. Пример: Изучение влияния отдельных СМИ на эффективность рекламы.
Уровни НП:
ранг влиятельности отдельных СМИ – 1, 2, 3
| Уровни НП отли-чаются по посто-янному показате-лю. Пример: Изучение влияния длительности рекламной кампа-нии на восприятие рекламы.
Уровни НП: временные промежутки - неделя; месяц; три месяца и т.д.
| Уровни НП про-порциональны.
Пример: Изуче-ние влияния объема затрачен-ных средств на увеличение продаж.
Уровни НП:
объем затрат на рекламу –...
| ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕПАРАМЕТРИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ УСТАНОВЛЕНИЯ ЗНАЧИМОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЭФФЕКТА
| ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРАМЕТРИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ УСТАНОВЛЕНИЯ ЗНАЧИМОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЭФФЕКТА
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|