Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Чистый имидж. Зачем российские монополии тратят миллионы на рекламу?





Евгений Карасюк[27]

Совладелец креативного агентства LMH Consulting Игорь Ганжа полагает, что кое-что понимает в брендинге и коммуникациях. Но реклама госмонополий, все чаще мелькающая в отечественном телеэфире, приводит его в смятение. «Посмотрел ролик РЖД и озадачился: что они пытаются мне продать?» – недоумевает Ганжа. Реклама государственных монополий и вправду рождает вопросы – особенно сейчас, когда ее стало так много. В середине октября РЖД начала широкую рекламную кампанию со слоганом «Меняемся для вас». Почти одновременно стартовала совместная со Связь-банком кампания «Почты России». Небывалую активность развернул «Ростелеком». С чего бы не привыкшие искать поддержки у потребителя монополии – действующие и бывшие – бросились укреплять свой имидж?

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ. Первой отечественной монополией, выбравшей новую форму общения с народом, стал «Газпром». Ролики, размещенные на НТВ, вызвали волну пересудов: «Газпром-медиа», дескать, просто помогает подконтрольному каналу. Какой может быть коммерческий резон в том, чтобы втолковать обывателю, что «Газпром» – это наше все? Однако вскоре «Газпром» заключил рекламные контракты и с другими центральными каналами. Александр Дыбаль – ныне вице-президент «Газпром нефти», а до этого четыре года возглавлявший «Газпром-медиа» – спешит развеять сомнения: никакой другой мотивации, помимо рыночной, у кампании не было. «С самого начала реклама помогала укреплять и повышать капитализацию Газпрома как бренда номер один в России. Отсюда и слоган «национальное достояние», – рассказывает он. Дыбаль обращает внимание на ритейловые проекты «Газпрома», нуждающиеся в рекламной поддержке. Так, компания утвердила программу, по которой к 2015 г. должно быть построено 200 газозаправочных станций и 90 передвижных автогазозаправщиков по всей стране. «Кроме того, с покупкой Сибнефти и переименованием ее в Газпром нефть группа Газпром стала одним из крупнейших игроков на розничном рынке нефтепродуктов», – добавляет Дыбаль.



$8 млн стоила рекламная кампания РЖД, не считая $700 000, заплаченных за новый логотип. Тем не менее никому, кроме представителей «Газпрома», называть рекламу монополии «рыночной» не приходит в голову. Например, аналитику отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Наталье Овсянниковой трудно характеризовать рекламу «Газпрома» иначе, как «социально-политическую». А не склонный к эвфемизмам руководитель «Видео Интернешнл» Сергей Васильев так и вовсе назвал ее «разбазариванием средств». Размер своего рекламного бюджета в «Газпроме» не раскрывают. Хотя в прошлом году в прессу все же просочились сведения о годовых имиджевых затратах монополии - $82 млн. на рекламу, спонсорство и благотворительность. Цифры за этот год неизвестны, но, по-видимому, они будут ненамного скромнее. По данным TNS Gallup AdFact, суммарное количество выходов рекламы «Газпрома» за три квартала 2007 г. уже составило 85% от прошлогоднего размаха. Еще три года назад министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу подсчитал: денег, которые «Газпром» вкладывает в телерекламу, МЧС хватило бы для закупки двух самолетов. С тех пор прошло много времени – впору вести речь о целой эскадрилье.

Но что бы там ни говорили злые языки, многолетняя кампания газовой монополии дала хороший эффект, уверен Дыбаль: «Многократно повысилась узнаваемость бренда у потребителя, а в нашем случае это все население страны». Глава Института энергетической политики Владимир Милов говорит, что лично знаком с людьми, проглотившими рекламную наживку. «У нас Газпром почитают за всеобщего кормильца. Многих пленила фраза «Миллиард рублей в бюджет страны каждый день». Но мало кто знает, что частная НК ЛУКОЙЛ, в 5 раз уступающая монополии в объемах добычи углеводородов, отчисляет в бюджет едва ли не вдвое больше», – поясняет он. В прошлом году налоги «Газпрома» на каждую тонну добытого нефтяного эквивалента составили $29,4, а у ЛУКОЙЛа было $229,8. Так что какая из двух компаний является большим «достоянием», еще вопрос. Но реклама свое дело сделала. 28% наших соотечественников, опрошенных фондом «Общественное мнение» в начале года, не задумываясь, купили бы акции «Газпрома», представься им такая возможность. Бумаги же ЛУКОЙЛа были интересны только 5% респондентов.

НЕТОВАРНЫЙ ВИД. «Ростелеком» начал рекламировать себя в конце 2004 г. – в преддверии либерализации рынка дальней связи. В самой компании, однако, почин объясняли возросшей угрозой конкуренции со стороны операторов IP-телефонии. Молчать о состоявшейся уже реформе «Ростелеком» предпочитает и по сей день – в отличие от конкурентов, активно рекламирующих альтернативные коды для связи. В рекламе экс-монополиста в основном представлен светлый образ заботливой компании, а также эксплуатируется слабость граждан к давно устоявшемуся положению вещей («Оставайтесь с нами»). «Компании нужен активный маркетинг, а вместо этого она тратит деньги на невнятную рекламу», – делится впечатлением генеральный директор «Корбины Телеком» Александр Малис. Сумма в графе «Расходы на рекламу и прочие аналогичные расходы», приведенная в прошлогодней отчетности «Ростелекома», по сравнению с 2005 г. возросла более чем втрое, до 748 млн. руб.

«В интересах Ростелекома – чтобы население поменьше знало о реформе дальней связи, и пока ему это неплохо удается. Любое упоминание о кодах в рекламе дало бы потребителю повод думать, что есть и другие возможности, другие операторы. А это чревато потерей рынка», – говорит менеджер одного из частных операторов связи, просивший не называть его имя. Ростелеком бомбардирует абонентов звонками, предлагая вернуть их в привычное ростелекомовское лоно – с набором через восьмерку без всяких кодов. На руку компании играют неспешные темпы реформы – с начала 2007 г. технологию выбора кодов для связи «на лету» (hot choice) удалось внедрить в считанных регионах. В итоге «Ростелеком», по сути, сохраняет монополию, контролируя свыше 90% рынка.

 

 

Той же дорогой идет РЖД, надеясь убедить общественность в своей незаменимости. Правда, в пассажирском секторе «внутривидовой» конкуренции нет, а разговоры о давлении со стороны авиакомпаний в самой РЖД вызывают улыбку. «Мы перевезли в прошлом году 1,3 млрд. пассажиров, а вся гражданская авиация России – чуть меньше 40 млн.», – не скрывал своего скепсиса глава монополии Владимир Якунин в недавнем интервью .

Зато иная ситуация с грузоперевозками. Президент Путин с удовлетворением отметил работу «более 2500 независимых компаний», в распоряжении которых находится «треть национального парка грузовых вагонов». Чем не конкуренция? Тот факт, что в своей рекламе РЖД апеллирует к пассажиру, а не грузоотправителю, руководитель группы ребрендинга РЖД Антон Чичилимов объясняет особенностями восприятия железных дорог: «Какие ассоциации возникают при слове РЖД? Поезд, билет, вокзал. Мы обращаемся ко всей аудитории, поэтому используем максимально узнаваемый образ». Телереклама РЖД пронизана легкой романтикой путешествий по рельсам, наружная и печатная обращена к материальным ценностям. Изображенный в рекламе скоростной поезд по маршруту Санкт-Петербург-Хельсинки олицетворяет технический прогресс. Самого поезда пока нет, но это не беда. «Бренд – всегда обещания, и в нашем случае они не пустые. Прозвучавшие в рекламе проекты реализуются», – утверждает Чичилимов. РЖД не только создает современные поезда, но и обновляет инфраструктуру. Эту мысль в центре Москвы воплотил огромный брандмауэр с изображением вокзала в Новом Уренгое. Почему в столице – и вдруг Новый Уренгой? «Соображения были чисто эстетические: вокзал удачно визуализировался. А так подобных проектов у РЖД хоть отбавляй», – рассказывает Сергей Улыбабов, глава агентства Milk, разработавшего рекламную кампанию на правах победителя тендера. По словам Чичилимова, рекламная кампания обошлась РЖД в $8 млн. (не считая $700 000, ранее заплаченных агентству BBDO Branding за разработку новых логотипа и шрифтов). Забавное совпадение: ровно те же $8 млн. шесть лет назад стоила рекламная поддержка ребрендинга «Аэрофлота». Авиакомпания сегодня в хорошей конкурентной форме. Разве не к этому стремится РЖД? Как сказать. Милов уверен, что центральный мотив рекламной активности – сохранить статус-кво монополии. А это уже борьба не с конкурентами, а с конкуренцией как таковой. «Дебаты о продаже подвижного состава и локомотивной тяги для создания на их базе конкурирующих перевозчиков еще не окончены. Угроза для РЖД как монополиста сохраняется. В рекламе я отчетливо вижу защитную реакцию» (Милов).

ПРИЕМЫ ПРОТИВ ЛОМА. Принципиально ни на что не влияя, реклама тем не менее создает благоприятный фон для проведения решений, нужных компании. Еще во времена Рокфеллера самым эффективным средством сопротивления демонополизации считалось создание по-отечески близкого корпоративного образа в глазах населения. Примечательно, что в отделе рекламы Standard Oil долгое время работал детский писатель и художник Доктор Сьюз. Монополии любят детей. Традиция снимать лишнее напряжение посредством рекламы жива и по сей день. Исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев вспоминает о внушительных маркетинговых бюджетах Gaz de France. Инвестировала в имидж и British Gas, но, видимо, недостаточно. Бывший монополист не смог избежать принудительного разделения. В этом смысле у американской почтовой монополии USPS полный порядок. На поддержание имиджа компания ежегодно направляет $350-400 млн. (до 15% от прибыли). Результат? Полная либерализация почтового рынка в Старом Свете, сопровождаемая приватизацией государственных почт, близка к финалу. Но в родных Штатах менеджмент USPS может спать спокойно: позиции монополиста в секторе стандартной корреспонденции и почты первого класса - вне конкуренции.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Сделайте сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования.

2. Составьте структурно-логическую схему из основных понятий и терминов темы.

3. Подготовьте обзор публикаций в профессиональных журналах (Индустрия рекламы, Реклама и жизнь, Петербургский рекламист и др.), отражающих тематику данной темы занятия.

4. Подготовьте обзор веб-публикаций по тематике данного курса. Например, веб-сайт Американской ассоциации по исследованию общественного мнения (www.aapor.org/pog/) имеет указатель статей, опубликованных в журнале ассоциации Public Opinion Quarterly с 1937 года по настоящее время. С 2000 года в открытом доступе на сайте размещены полнотекстовые статьи журнала.

5. Сопоставьте количественные и качественные методы социологического исследования с помощью следующей таблицы:

Методы Основания сравнения Количественные методы Качественные методы
Цель применения    
Исследовательские задачи    
Позиция исследователя    
Исследовательские гипотезы формулируются    
Исследовательские инструменты    
Единицы анализа    
Данные исследования представляются в различных видах    
Стиль исследования    
Другое (впишите)    

6. Считается, что одна из основных функций качественных методов состоит в «заполнении брешей между количественными параметрами» (С.А.Белановский). Дайте свой комментарий этой точки зрения?

7. Может ли при изучении результативности рекламы, связей с общественностью, особенностей и мотивации потребительского поведения использоваться биографический метод? Обоснуйте свою точку зрения.

8. Назовите основные отличия группового интервью от индивидуального интервью.

9. Подготовьте доклад (реферат) на тему «Исследования рекламы: история и современное состояние». Используйте публикации: Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов. М., 2008 и др.

10. Подготовьте ряд рефератов по тематике семинарского занятия (реферат краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы и т.д. с целью донести до слушателя точку зрения автора(ов) на рассматриваемую проблему).

 

Тест

1. Универсальным в изучении организации рекламного бизнеса принято считать подход:

а) количественный;

б) ситуационный;

в) качественный;

г) системный.

2. Периодически повторяющиеся исследования, каждый раз проводящиеся на одинаковых по своим параметрам выборкам – это:

а) холл-тест;

б) эксперимент;

в) трекинг;

г) Product placement.

3. Трекингом в социологии рекламной деятельности называют:

а) метод формирования выборки;

б) метод непрерывного сбора информации от одних и тех же респондентов;

в) периодически повторяемое исследование, каждый раз проводящееся на одинаковых по своим параметрам выборках;

г) метод тестирования рекламной продукции.

4. Наиболее популярная форма проведения качественных исследований в рекламе:

а) фокус-группы;

б) телефонные опросы;

в) включенное наблюдение.

5. Мозговая атака проводится в следующем порядке (расставьте по порядку следования):

а) фиксируются все высказывания;

б) участники излагают свои идеи, придерживаясь регламента;

в) группа анализа оценивает реалистичность идей;

г) составляется документ с предложениями для принятия решений;

д) модератор излагает суть творческой задачи.

6. Подразделение методов социологических исследований на качественные и количественные базируется на разнице:

а) стратегийисследования;

б) предметаисследования;

в) методовисследования.

7. Количественные методы направлены на:

а) измерение социального явления;

б) понимание смысла происходящего;

в) измерение и понимание.

8. Качественные методы направлены на:

а) на понимание смысла происходящего;

б) измерение социального явления;

в) измерение и понимание.

9. Следующие методы социологического исследования позволяют быстро собирать данные и гораздо меньше затрачивать различных ресурсов (финансовых, временных, людских и проч.), чем проведение других исследований:

а) фокус-группы;

б) массовые опросы;

в) включенное наблюдение.

10. Полученные в ходе ... исследования данные часто не вполне репрезентативны и нуждаются в корректировке:

а) качественного;

б) количественного;

в) качественно-количественного.

11. ... методы базируются на теоретическихресурсах социологического знания и на индивидуальном опыте исследователя:

а) качественные;

б) количественные;

в) качественно-количественные.

12. ... методы – это способы исследования, в которых конечные данные выражаются в цифровой форме:

а) качественные;

б) количественные;

в) качественно-количественные.

13. Главной особенностью ... в социологии является неразрывная связь наблюдателя с объектом:

а) наблюдения;

б) опроса;

в) контент-анализа.

14. Кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых характеристик исследуемого объекта (человека, группы людей) – это:

а) тест;

б) эксперимент;

в) опрос.

15. В качественных исследованиях анализ производится путем выделения тем или обобщения идей из собранных свидетельств: организация данных нацелена на получение целостной картины:

а) да;

б) нет.

Тема 17









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.