Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Признаки, положенные в основу группировки, называют группировочными.





Всю совокупность признаков можно разделить на две группы: факторные и результативные. Взаимосвязь между ними проявляется в том, что с возрастанием значения факторного признака систематически возрастает или убывает среднее значение результативного

Группировочные признаки могут носить различный характер:

1) они могут иметь количественное выражение (возраст, заработная плата, объем выпущенной продукции). Эти признаки называются количественными, а группировки, построенные по этим признакам, называют вариационными рядами.

2) качественные признаки (социальное положение, профессия, пол, национальность). Группировки, построенные по этим признакам, называются атрибутивными рядами распределения.

3) территориальные признаки (группировка населения по областям, группировка предприятий по районам). Группировки, построенные по таким признакам, именуют географическими или территориальными рядами.

4) признак времени (группировка данных об объекте за ряд лет). Группировки, построенные по таким признакам, носят название рядов динамики.

Расчленяя совокупность на части и определяя численность по группам, при помощи группировок можно решить следующие задачи:

показать структуру совокупности;

выделить основные типы и формы явления;

выявить взаимосвязь между явлениями.

Группировки, при которых решается первая задача, называются структурными (табл.3). Структурной называется группировка, в которой происходит разделение совокупности на группы, характеризующие её структуру по какому-либо варьирующему признаку. С помощью таких группировок могут изучаться: состав населения по полу, возрасту, месту проживания, состав предприятий по численности занятых, по стоимости основных производственных фондов и т. д.

 

Таблица 3.

Распределение численности занятого населения

По отраслям экономики (в процентах к итогу)

Отрасли экономики Численность занятого населения, в процентах к итогу
Всего занято в экономике  
в том числе  
промышленность  
сельское хозяйство  
строительство  
транспорт и связь  
торговля и общественное питание  
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение  
образование  
прочие  

 

Группировки, при помощи которых решается вторая задача – выделение основных типов и форм явления, называются типологическими (табл.4). Типологическая группировка – это разделение исследуемой совокупности на качественно однородные группы.

 

Таблица 4

Жилищный фонд

(на конец года, миллионов квадратных метров общей площади)

     
Весь жилищный фонд 182,4 208,2
в среднем на одного жителя, 17,9 20,8
Городской жилищный фонд 106,4 131,5
в среднем на одного жителя, 15,5 18,8
Сельский жилищный фонд 76,0 76,7
в среднем на одного жителя, 22,6 25,3

 

Группировки, при помощи которых выявляется взаимосвязь между явлениями, называются аналитическими.

Особенности аналитических группировок следующие:

1. в основу группировки положен факторный признак;

2. каждая выделенная группа характеризуется средними значения результативного признака;

Аналитические группировки позволяют изучить многообразие связей и зависимости между варьирующими признаками. Преимущество метода аналитических группировок перед другими методами анализа связи состоит в том, что он не требует соблюдения каких-либо условия для своего применения, кроме одного - качественной однородности исследуемой совокупности.

При построении таких группировок, из двух или более взаимосвязанных показателей один рассматривается как фактор
(т.е. влияющий на другой), а второй – как результат влияния первого. Чтобы выявить зависимость между показателями, необходимо разгруппировать единицы совокупности по факторному признаку и для каждой выделенной группы рассчитать среднее значение результативного показателя и проследить за его изменениями (табл.5).

Таблица 5







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.