Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Изменения в балансе, вызванные хозяйственными операциями





 

По своему влиянию на бухгалтерский баланс все операции можно условно разделить на четыре типа:

  1. изменения затрагивают только статьи актива, общий итог баланса не изменяется
  2. изменения затрагивают только статьи пассива, общий итог баланса не изменяется
  3. изменения касаются и статей актива, и статей пассива в сторону увеличения, общий итог баланса увеличивается на одну и ту же сумму
  4. изменения касаются и статей актива, и статей пассива в сторону уменьшения, общий итог баланса уменьшается на одну и ту же сумму

Рассмотрим эти операции на примере.

Пример.

 

Начальный баланс:

Актив Сумма Пассив Сумма
Основные средства Товары Материалы Касса Расчетный счет Расчеты с покупателями 13 000 36 700 1 200 18 000 3 200 Уставный капитал Прибыль Кредиты банка Расчеты с поставщиками Расчеты по оплате труда 30 460 7 600 18 500 12 300 3 300
Итого 72 160 Итого 72 160

 

1 тип операций. На расчетный счет поступили денежные средства от покупателей в сумме 1 200 руб. В результате этой операции изменятся суммы по статьям «Расчетный счет», «Расчеты с покупателями» и баланс примет следующий вид:

 

 

Актив Сумма Пассив Сумма
Основные средства Товары Материалы Касса Расчетный счет Расчеты с покупателями 13 000 36 700 1 200 19 200 2 000 Уставный капитал Прибыль Кредиты банка Расчеты с поставщиками Расчеты по оплате труда 30 460 7 600 18 500 12 300 3 300
Итого 72 160 Итого 72 160

 

2 тип операций. За счет прибыли увеличен уставный капитал на 1 000 руб. В результате этой операции произойдут изменения в двух статьях пассива: «Уставный капитал», «Прибыль» на 1 000 руб.:

 

Актив Сумма Пассив Сумма
Основные средства Товары Материалы Касса Расчетный счет Расчеты с покупателями 13 000 36 700 1 200 19 200 2 000 Уставный капитал Прибыль Кредиты банка Расчеты с поставщиками Расчеты по оплате труда 31 460 6 600 18 500 12 300 3 300
Итого 72 160 Итого 72 160

 

3 тип операций. На предприятие поступили материалы от поставщика на сумму 2 000 руб. В результате увеличится статья актива- «Материалы» и на эту же сумму возрастет задолженность перед поставщиками, отражаемая в пассиве:

 

 

Актив Сумма Пассив Сумма
Основные средства Товары Материалы Касса Расчетный счет Расчеты с покупателями 13 000 36 700 3 200 19 200 2 000 Уставный капитал Прибыль Кредиты банка Расчеты с поставщиками Расчеты по оплате труда 31 460 6 600 18 500 14 300 3 300
Итого 74 160 Итого 74 160

Итог баланса возрос на одну и ту же сумму – 2 000 руб.

 

4 тип изменений. С расчетного счета перечислено 4 000 руб. в погашение задолженности перед поставщиками. В результате уменьшится величина статьи актива «Расчетный счет», но на эту же сумму уменьшится задолженность перед поставщиками:

 

Актив Сумма Пассив Сумма
Основные средства Товары Материалы Касса Расчетный счет Расчеты с покупателями 13 000 36 700 3 200 15 200 2 000 Уставный капитал Прибыль Кредиты банка Расчеты с поставщиками Расчеты по оплате труда 31 460 6 600 18 500 10 300 3 300
Итого 70 160 Итого 70 160

Итог баланса уменьшился на 4 000 руб.

 

Хозяйственные средства Источники хозяйственных средств
Увеличение Уменьшение Уменьшение Увеличение
Активные счета Пассивные счета
       

 

Рисунок 12 Четыре типа изменений в балансе.

 

Следовательно, каждая хозяйственная операция вызывает изменения имущества предприятия по двум статьям баланса, причем обе статьи изменяются на одну и ту же сумму, и равенство баланса никогда не нарушается.

 

Классификация балансов

 

Существует множество видов балансов, для более полного представления о них необходимо изучить их классификацию. Балансы классифицируются по следующим признакам:

1) время составления;

2) источник составления;

3) объем информации;

4) характер деятельности;

5) форма собственности;

6) и т.д.

По времени составления балансы подразделя­ются на: вступительные; текущие; санируемые; ликвидацион­ные; разделительные и объединительные; по способам очистки.

Вступительный (организационный) баланс. С него начинается ведение бухгалтерского учета на предприятии. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (ис­ходящие). Начальный баланс формируется на начало отчетного года, а заключительный — на конец отчетного года. Промежу­точные балансы составляются за период между началом и кон­цом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее чис­ло отчетных форм, раскрывающих статьи баланса. Во-вторых промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учета, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда пред­приятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путем объявления о банкротстве или договориться с кредиторами путем отсрочки платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик поне­сенный убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное со­стояние дел на предприятии.

Ликвидационные балансы формируются при ликвидации ор­ганизации. Они отличаются от других главным образом оценкой своих статей (производимой по реализационной себестоимости). Статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих перио­дов» в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Но могут появиться такие статьи, как стоимость фирмы (гудвилл, стои­мость патента, торговых знаков). С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемый счет «Ликвидация», на котором в дальнейшем по­казывается разница в соотношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных еди­ниц другому предприятию, в этом случае баланс называют пере­даточным.

Объединительный баланс формируют при объединении не­скольких предприятий в одно.

По способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто — это баланс, включающий в себя регули­рующие статьи.

Баланс-нетто — это баланс, из которого регулирующие ста­тьи исключены. Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой.

По источникам составления балансы подраз­деляют на инвентарные, книжные и генеральные.

Инвентарные балансы составляют только на основании инвен­таря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант. Такие балансы требуются или при воз­никновении новой организации на существовавшей ранее имуще­ственной основе, или при изменении формы предприятия.

Книжный баланс составляют только на основании книжных записей (данных текущего учета) без инвентаризации.

Генеральный баланс составляют на основании учетных запи­сей и данных инвентаризации.

По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные.

Единичный баланс отражает деятельность только одной орга­низации.

Сводный баланс получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидирован­ные балансы.

Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов предприятий, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.

По характеру деятельности балансы могут быть основной и не основной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия и его ус­таву. Все прочие виды деятельности — не основные.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.