Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определение инноваций. Инновационный процесс.





ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………..3-4

Глава 1. Инновации - основные понятия и сущность

1.1. Определение инноваций. Инновационный процесс……..5-9

1.2. Классификация инноваций……………………………….10-12

Глава 2. Инноватика – новая отрасль науки

2.1. Цикл Кондратьева…………………………………………13-15

2.2.Источники инноваций……………………………………..15-19

Глава 3. Предпринимательство (предпринимательская деятельность)

и инновации

3.1. Инновационное предпринимательство…………………..20-23

3.2. Венчурное предпринимательство………………………..23-27

3.3. Поведение фирм на рынке………………………………...27-28

3.4.Становление и развитие венчурного предпринимательства в

России……………………………………………………….28-31

Глава 4. История предпринимательской деятельности в туристской

сфере и в социально- культурном сервисе

4.1. Этапы развития предпринимательства в социально-культурном

сервисе и туризме………………………………………….33-37

4.2. Предпринимательство в России…………………………...38-40

Глава 5. Инновационная деятельность в социально-культурном

сервисе и в туризме

5.1. Особенности государственного регулирования инновационной

деятельности в социально-культурном сервисе

и туризме…………………………………………………….41-45

5.2. Регулирование инновационной деятельности сферы социально-

культурного сервиса и туризма ……………………………..45-49

5.3. Направления инновационного развития России……………49-52

Глава 6. Инновационные услуги

6.1. Характеристика инновационных услуг……………………..53-55

6.2. Рынкообразующие инновационные услуги и факторы

их успеха……………………………………………………….55-58

6.3. Брендинг и корпоративная культура - факторы успеха

инновационных услуг………………………………………...58-64

Глава 7. Жизненный цикл услуги. Особенности деятельности

компаний социально-культурного сервиса и туризма на

этапах жизненного цикла услуги

7.1. Инновационная политика предприятий социально-культурного

сервиса и туризма……………………………………………..65-67

7.2. Методы оценки инновационных проектов………………….67-70

7.3. Бизнес-план и его особенности в сфере услуг………………70-72

7.4. Жизненный цикл услуги………………………………………72-76

Глава 8. Интеллектуальная собственность и ее

правовая защита

8.1. Понятие интеллектуальной собственности. История

возникновения и развития института интеллектуальной

собственности …………………………………………………77-80

8.2. Субъекты права интеллектуальной собственности. Объекты

авторских смежных прав…………………………………….80-85

8.3. Элементы произведений………………………………………85-89

8.4. Фирменные наименования……………………………………89-92

8.5. Товарный знак (бренд)………………………………………...92-96

8.6. Наименование мест происхождения товара…………………96-98

Глава 9. Использование прав на интеллектуальную собственность в

сфере туризма и в социально-культурном сервисе

9.1. Договор франчайзинга (коммерческой концессии) - определение,

стороны, цена договора……………………………………….99-101

9.2. Обязанности сторон по договору франчайзинга………….101-105

9.3. Использование франчайзинга………………………………105-109

Глава 10. Способы распространения инновационных продуктов и услуг

10.1. Коммерческая передача…………………………………...110-112

10.2. Договор лизинга…………………………………………...112-114

Глава 11.Перспективные направления инновационного развития

социально-культурного сервиса и туризма

11.1.Устойчивое развитие в сфере социально-культурного сервиса

и туризма………………………………………………….115-122

11.2. Международное сотрудничество в сфере устойчивого

развития ………………………………………………….123-126

11.3. Стандартизация устойчивого туризма…………………..127-131

Глава 12. Роль Всемирной Торговой Организации в стимулировании и

распространении инноваций

12.1. Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС)-

инновация для рынка услуг России…………………132-137

12.2. Вспомогательный счет туризма(ВСТ) – инновационный метод

оценки роли туризма в экономике страны…………...137-142

Глоссарий…………………………………………………………...143-147

Приложение 1……………………………………………………….148-156

Приложение 2……………………………………………………….157-169

Приложение 3……………………………………………………….170-209

Приложение 4……………………………………………………….210-211

Приложение 5……………………………………………………….212-216

Литература…………………………………………………………..217-219

 

Введение

Особенность современного этапа развития заключается в глобализации экономических процессов. Она проявляется в создании крупных межрегиональных объединений стран, росте влияния транснациональных компаний, отделения сферы финансов и услуг от сферы производства.

Осуществление необходимых изменений на предприятиях и в организациях различной организационно - правовой формы, что и определяет их развитие, служит объектом инновационной деятельности и инновационных процессов.

Инновационность становится неотъемлемой характеристикой современной экономики. Можно сказать, что инновационная деятельность стала полноправным экономическим фактором, т.е. нашла подтверждение точка зрения Дж. Гобсона о творчестве как полноправном факторе производства. В современной экономике инновация проявляет себя не только как мощный стратегический инструмент, но и как наиболее устойчивая, неисчерпаемая составляющая производительных сил в самом широком смысле.

Основная характеристика любой социально-экономической системы в настоящее время определяется через развитие, т.е. существенное необходимое движение, изменение чего-либо во времени. Данное понятие характеризует качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, преобразование их внутренних и внешних связей.

Развитие как отдельный процесс имеет следующие стадии:

- внешнее движение, т.е. подготовка предпосылок образования данного процесса;

- переход к внутреннему движению;

- преобразование, т.е новый процесс преобразует те условия, из которых он возник;

- собственно развитие;

-разрушение процесса.

Учебное пособие по дисциплине «Инновации в социально-культурном сервисе и туризме» предназначено для студентов, обучающихся по специальности 100103(65) –«Социально-культурный сервис и туризм»и по направлению 100200 (62) - Туризм. Учебное пособие основано на требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 100103(65) –«Социально-культурный сервис и туризм» и по направлению 100200 (62) - Туризм.

 

 

Глава 1. Инновации – основные понятия и сущность.

Глава 3. Предпринимательство (предпринимательская деятельность) и инновации.

Поведение фирм на рынке.

Выделяют пять типов предприятий, осуществляющих изменения:

Тип предприятия Характеристика типа и его особенности
Венчурные компании (venture)   Всегда существуют в виде малых фирм с гибкими и мобильными структурами. Не имеют своего производства, передают свои разработки другим компаниям. Неприбыльны
Фирмы-виоленты (violent) Всегда крупные компании, имеющие свое производство и выпускающие на рынок свою продукцию. Силовое конкурентное и инновационное поведение. Всегда имеется разветвленная сеть филиалов и дочерних компаний. Имеются собственные сбытовые сети. Выпускают продукцию высокого качества за счет высокого уровня стандартизации.
Фирмы-коммутанты (commute) Малые фирмы, в основе деятельности которых лежит имитация, т.е. использование и распространение новшеств, которые создаются другими компаниями путем приспособления их к потребностям определенного рынка. Предоставляют услуги на базе новых технологий. Клон-мейкеры - (производители легальных копий продукции известных компаний) являются одной из разновидностей фирм-коммутантов.
Фирмы-эксплеренты (explorative)   Среднее или малое предприятие, которое появляется на рынке на рынок с принципиально новым продуктом. Впоследствии образуют новую отрасль
     
Фирмы – патиенты (patient)   Могут быть крупными, средними и малыми предприятиями. Всегда занимают узкий сегмент рынка, выпуская уникальную продукцию или предоставляя особенные услуги, которые всегда соответствуют ожиданиям потребителя за счет особенностей сбытовой сети и престижа товарного знака

 

Глава 4. История предпринимательской деятельности в туристской сфере и социально-культурном сервисе

Этапы развития предпринимательства в социально-культурном сервисе и туризме.

Первыми предпринимателями сфере социально-культурного сервиса и туризма, (мы используем современную терминологию для обозначения этой части общественных отношений), по мнению Новикова В.С. были купцы, перемещавшиеся из одного места в другое, в поисках товаров и рынков сбыта. Они-то и стали организовывать поездки людей, не имевших отношения к торговле, но хотевших увидеть и познать что-то новое.

История возникновения сферы социально-культурных услуг и туризма относится еще к античному миру, но в то время она была связана с предоставлением услуг в подавляющем большинстве случаев с решением государственных задач, просветительством и торговлей. Конечно, существовали и другие причины, по которым эти услуги начали формировать отдельную отрасль: религиозные праздники, спортивные состязания, отдых и лечение. Потребность в перемещении и получении услуг не только в месте проживания, но и в других местах привели к необходимости, еще во времена Римской Империи, к строительству дорог и формированию инфраструктуры для удовлетворения потребностей всех заказчиков социально-культурных услуг. На всех римских дорогах, 12 римских миль имелись специальные станции. Было принято различать два вида станций, в зависимости от объема предоставляемых услуг. Так называемые «mutations»- служили для смены транспортного средства (лошади или мула) и кратковременного отдыха путешественника. В свою очередь «mansiones» (второй вид станции), принимали путешественников, имеющих официальные документы на право путешествия, и предлагали широкий спектр услуг: тележные мастерские, услуги ветеринаров, постоялый двор, услуги возчиков и охрана.

Именно к этому времени относится появление путеводителей для путешественников, существенно отличавшихся от официальных карт местности, так как на них наносились сведения о местах возможных ночлегов, остановках для перемены транспортных средств и т.д. Говоря современных языком, эти путеводители (itineraria adnotata) представляли собой схему туристского маршрута и содержали всю необходимую путешественнику информацию. Совсем недавно испанскими археологами были найдены глиняные таблички для путешественников, содержавшие названия городов и расстояния, которое их разделяло. Услуги, предоставлявшиеся путешественникам, были не очень комфортными, но недорогими (в экспозиции одного из неаполитанских музеев находится счет за предоставленные услуги ночлега и отдыха, который и подтверждает их дешевизну).
Благодаря богатым римским путешественникам возник документ, который много позже получил наименование ваучера на предоставление услуг. При организации путешествия богатого римлянина или членов его семьи им выдавалось специальное удостоверение гостеприимства (tesserae hospitalis), которое гарантировало полное обслуживание в дороге (включая медицинскую и юридическую помощь при возникновении споров, а также организацию приличных похорон в случае смерти владельца документа за пределами родины).
Физические лица (купцы, коммерсанты) часто выезжавшие за границу в связи с профессиональной деятельностью, для удобства своих перемещений создали так называемый институт гостеприимства (hospitium). Перед осуществлением поездки устанавливались предварительные контакты с доверенными людьми в зарубежных странах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на территории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких договоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального извещения о своем намерении. Отражение этого принципа мы можем обнаружить в наше время в положениях Генерального Соглашения о Торговле Услугами.

Развитие международной торговли в Средние века привело к необходимости формирования в городах специальных инфраструктур, которые могли бы обеспечить все потребности купцов, прибывавших для реализации своих товаров. Во всех крупных средневековых городах стали возникать специальные места для проживания купцов и хранения товаров. Например в Новгороде Х11 века, который являлся крупным торговым центром, находились иноземные и русские гостиные дворы: Готский, Немецкий, Датский, Шведский, а также Псковский и Тверской. Здесь находило пристанище значительное число торговых людей. Как свидетельствуют сохранившиеся исторические документы, Немецкий гостиный двор, например, был рассчитан на размещение в нем до двухсот человек. Уже тогда в Новгороде появились правовая база, регулировавшая правила поведения и торговли иноземных купцов, "скра", что означает "книга законов", или "судебник". Вся жизнь гостиных дворов была строго регламентирована едиными правилами проживания, внутреннего распорядка, поведения, торговли, взаимоотношений с местным населением.
Оплата услуг за проживание была фиксированной, в зависимости от сроков пребывания. Предоставлялись платные услуги переводчиков (толмачей). Руководил Гостиным двором и следил за порядком староста, который представлял Гостиный двор в отношениях с местными властями.

Гением предпринимательской деятельности в сфере социально-культурного сервиса и туризма по праву считают Томаса Кука. В 1840 годах профсоюзы в Англии добились ежегодных отпусков для рабочих. Сразу возник вопрос, где и как проводить эти отпуска. Источниками инновации Кука послужили смена настроения потребителя и новое знание. Он искусно использовал потребность в организации дешевого отдыха и возможности железной дороги. Впервые был заключен контракт с транспортным предприятием на регулярную поставку пассажиров, а взамен Кук получил право на специальные цены на железнодорожные билеты для своих путешественников. Возникла схема, по которой по сей день работают все туристские компании в мире.
Т.Кук стал организовывать групповые путешествия для посещения выставок, знакомства с достопримечательностями других стран.
Во второй половине XIX в. в Европе туристским бизнесом занимались также агентства Bennet (Норвегия, с 1850 г.), Stangen (Германия, с 1863 г.), Lubin (Франция, с 1874 г.), Lissone (Голландия, с 1876 г.). Однако компания "Томас Кук и сын" далеко опережала все другие фирмы. Своими успехами она обязана новым идеям и методам обслуживания, инициативам, сопряженным с риском, но приносящим пользу клиентам. К инновациям, появившимся благодаря деятельности конторы Т.Кука, мы относим впервые осуществленную им продажу стандартного пакета услуг, включающих билет на проезд по железной дороге и размещение в гостинице, введение дорожных чеков. С 1878 г. в компании создается специальный департамент, который занимается продвижением и массовой продажей "чеков Кука" путешественникам.

«Чеки Кука» - это классический пример диффузии инновации, т.е. распространение инновации во времени. Первыми, кому по праву принадлежит идея создания и использования дорожных чеков или аккредитивов, с целью обеспечения безопасности путешествующих, принятии считать рыцарей-храмовников (тамплиеров), которые предлагали такого рода услуги задолго до появления «чеков Кука».

Благодаря тому, что отделения ордена тамплиеров существовали практически во всех странах мира, орден смог предложить услугу по перемещению средств путешественника в безналичном виде. Отправлявшийся в путешествие купец вносил сумму денег в отделение ордена в том городе, где ему это было удобно, а взамен получал бумагу (аккредитив) и секретный код, которые позволяли ему получить деньги в отделении ордена там, где ему это было необходимо. Естественно, за предоставленную услугу, взималась плата в процентах от суммы сделки. Это деятельность привела к развитию банковской системы, а также послужила источником инновации для Т.Кука, который использовал новый метод предоставления старой услуги.
Другим примером инновационной деятельности является работа туристской фирмы, уже более 100 лет работающей на рынке Италии и ныне известной как Chiari Sommariva s.p.a. Свою деятельность фирма начинала с открытия в 1878 г. в центре Милана туристского агентства, которое осуществляло поездки в дилижансе на местные озера и путешествия по ним. В 1899 г. владельцем фирмы стал Д. Соммарива, разработавший конкретный план организации туристского бизнеса.
Наряду с групповыми поездками агентство стало организовывать путешествия для индивидуальных туристов. Д. Соммарива придумал и внедрил гостиничный талон (coupons d'hotel), который выдавался клиенту после оплаты поездки и гарантировал размещение в гостинице и предоставление завтрака. Стали практиковаться поездки "forfait" по заранее установленной и оплаченной цене за все заказанные услуги.

4.2. Предпринимательство в России. В России начало развития предпринимательства в сфере социально - культурного сервиса и туризма связывают с именем Вениамина Генша, который в 1777 г. предпринял первую попытку организовать групповую поездку в страны Западной Европы с целью ознакомления с деятельностью университетов Франции, Италии и Германии (образовательный туризм). Условия путешествия оговаривались специальным контрактом.
В апреле 1885 г. увидела свет книга под названием "Первое в России предприятие для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона". На основании этого документа мы можем сделать вывод о том, туристская компания Липсона организовывала групповые туры во все страны света, предлагая «нечто новое специально для России», т.е. способы и методы предоставления услуги, «различными заграничными конторами для общественных путешествий", которые не использовались в России. К большому сожалению, более конкретные сведения о деятельности данной компании в архивах отсутствуют.

Инновационной предпринимательской деятельностью в России занималось и Общество велосипедистов-туристов (ОВТ), которое было основано в 1895 г. Обществом заключались договоры с владельцами гостиниц и на основании достигнутых договоренностей, члены общества останавливались в них на льготных условиях. К 1900 г. на территории России было учреждено 14 комитетов ОВТ, открылись представительства в 135 городах, как в России, так и за границей (Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Милан, Мюнхен, Париж и др.). Впервые в практике предоставления социально-культурных услуг были заключены договоры с зарубежными партнерами - туристскими обществами Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США. В 1901 г. ОВТ было преобразовано в Российское общество туристов (РОТ), что имело очень большое значение для развития сферы социально-культурных и туристских услуг, т.к. появился общероссийский орган, который был призван координировать деятельность мелких и средних коммерческих предприятий на этом рынке. В это же время началось формирование инфраструктуры туристского бизнеса - гостиницы, кафе, специализированные магазины, экскурсионные бюро. Социально-культурный сервис и туризм носили элитный характер, и на рынке преобладали услуги, носившие экскурсионно-познавательный и рекреационный характер.

Инновационная деятельность всегда связана с изменением технологического уклада в жизни общества. Социально-культурный сервис и туризм не исключение из этого правила, анализ этапов развития предпринимательской деятельности в этой сфере наглядно показывает, что, социально-культурный сервис и туризм появились благодаря «любопытству» человека, его потребности познавать новое, коммерческой деятельности. Но особенно бурно эта отрасль стала развиваться после появления железной дороги в Англии, затем появились пароходы, которые стимулировали практику морских путешествий. Развитие автомобильной промышленности стимулировало развитие познавательного автомобильного туризма. Покорение человеком неба привело к появлению услуг по перемещению по воздуху и предоставлению услуг, о которых до этого человечество могло только мечтать в силу удаленности одних объектов от других. Инновацией в авиаперевозках можно считать организацию чартерных рейсов. Сейчас мы стоим на пороге предоставления групповых услуг космического туризма.

Контрольные вопросы:

1. К какому периоду относится возникновение предпринимательской деятельности в области социально-культурного сервиса и туризма

2. Объясните, что такое «удостоверение гостеприимства»?

3. Поему «чеки Кука» могут служить примером диффузии инноваций?

4. В чем состояла инновационность услуг, предложенных Т.Куком, и что явилось источником для этой инновации?

5. Что такое гостиничный купон и кому принадлежит право на его изобретение?

6. Какую инновацию, предложенную ОВТ, мы используем до сих пор?

Фундаментом любой национальной инновационной системы является государственная поддержка, без которой невозможно полноценное функционирование системы. Принято выделять три схемы, по которым может осуществляться государственная поддержка инновационной деятельности.

Прямое участие государства в поддержке инновационной деятельности. За счет бюджетного финансирования создаются крупные лаборатории (национальные центры), которые затем бесплатно предоставляют результаты исследований потенциальным потребителям.

Предоставление субсидий.

В качестве предоставления государственной поддержки используются субсидии нескольких видов:

- Прямые субсидии, которые используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), существующие в денежной или натуральной форме (услугами, собственностью и т.д.). Особенно часто грант используется в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут в ближайшем будущем принести полезного результата. Потенциально выгодные результаты разработок приобретаются государством на основании заключенного перед выделением гранта государственного контракта. Этот контракт дает право представителю государства контролировать и корректировать ход разработок

- Косвенные субсидии – государственная поддержка осуществляется посредством предоставления налоговых льгот и выделения государственных кредитов

-Безвозмездные субсидии - предоставляются в случае отказа автора от всех специальных прав на полученное знание. При этом автор регулярно отчитывается о ходе разработок и достигнутых результатах. По окончании разработок все результаты открыто публикуются.

Жизненный цикл услуги.

Формирование инновационной политики должно осуществляться в соответствии с теорией жизненного цикла услуг.

Жизненный цикл услуги – это совокупность временных периодов от начала разработки услуги до полного прекращения ее предоставления или до этапа диффузии услуги.

По мнению Кудешева А.П. жизненный цикл услуги состоит из пяти этапов или стадий. Началом жизненного цикла любой услуги служит стадия разработки, по завершению которой предпринимательские структуры приступают к выведению услуги на рынок, используя для этого инструменты маркетингового воздействия (например: активная информационно-рекламную кампанию относительно услуги-новинки). По мере достижения необходимого уровня информационной насыщенности (и при условии полного соответствия характеристик услуги потребительскому спросу) начинают возрастать экономические показатели. Наступает стадия роста - период, в течение которого увеличиваются объема востребованности услуги и соответственно прибыли. Наступление этой стадии является признанием услуги на рынке. Этот период имеет и негативные показатели. Именно на этом этапе происходит появление конкурентов, которые пока могут иметь скрытую (потенциальную форму), но способны активизироваться. На этой стадии, необходимо начинать качественное усовершенствование услуги, что призвано затруднить деятельность потенциальных конкурентов по производству услуг-аналогов, т.к. их услуги должны будут иметь либо качественное, либо ценовое преимущество перед уже существующими на рынке. Процесс конкуренции имеет необратимый характер, и именно он стимулирует инновационные разработки всех участников рынка услуг. В результате совместного действия конкуренции и научно-технического прогресса изменяются характеристики рыночной среды, а применительно к конкретной услуге – условия ее реализации. Признаком этих изменений является снижение темпов роста объемов реализации и прибыли при сохранении их абсолютного увеличения. Такое состояние характерно для стадии зрелости, в которой наблюдается относительная стабильность рыночных позиций на фоне активизирующихся конкурентных процессов. Следующая стадия жизненного цикла услуги – стадия насыщения, на которой происходит постепенное абсолютное снижение объема продаж и прибыли. При этом важно четко зафиксировать момент перехода из одной стадии в другую, выделив «точку перелома».

Именно в этот момент рекомендуется начать следующий этап инновационного процесса и приступить к разработке новой услуги. На стадии спада, завершающей жизненный цикл, возможности для инноваций предельно сужены. Этот период совпадает с периодом активной разработки, а в некоторых случаях – с внедрением на рынок новой услуги.

Этапы жизненного цикла услуги и их характеристика

Наименование этапа Характеристика Стратегия предприятия
Этап выведения новшества на рынок Медленный рост интереса к новой услуге из-за неопределенности поведения потребителя, из-за проблем, связанных с устранением недостатков в услуге и ее предоставлении. Расширение рынка
Этап роста Период быстрого восприятия услуги рынком и потребителем. Могут появиться конкуренты с аналогичными услугами или услугами-заменителями Использование новых каналов распределения, проникновение в новые сегменты рынка, предоставление модифицированных вариантов услуги, совершенствование рекламной деятельности, снижение цен. Использование стратегии развития рынка и стратегии проникновения.
Этап зрелости и замедления роста Насыщение рынка и снижение интереса потребителя к услуге. Основным является использование эффекта масштаба (массовое предоставление услуги), что позволяет удерживать неизменным объем прибыли и существенно снижать цены Проведение новой рекламной компании, активное стимулирование предоставления, выход на новые сегменты рынка, использование процесса диффузии инновации
Этап упадка Падение потребления услуги, снижение прибыли Продолжение предоставления услуги - (тактика «пожинание плодов»), т.е. снижение издержек на рекламу данной услуги. Прекращение предоставления услуги и использованием процесса диффузии

 

Очень интересной представляется точка зрения Ф. Котлера, который рассматривает жизненный цикл услуги относительно продаж и получения прибыли и соответственно выделяет четыре этапа этого цикла:

- этап выведения новшества на рынок;

- этап роста;

- этап зрелости и замедления роста;

- этап упадка.

 

Схематично этот процесс выглядит следующим образом.

 

Как можно видеть отрицательными денежными потоками характеризуются этапы разработки и освоения новшества.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите этапы жизненного цикла услугу, предложенные Друкером

2. Опишите бальный метод оценки инновационного проекта. Назовите его достоинства и недостатки

3. Дайте определение бизнес-плана. Перечислите особенности бизнес -планирования для отрасли социально-культурный сервис и туризм.

4. Напишите примерный бизнес-план для конкретной социально-культурной услуги, предложенной Вами

5. Перечислите основные элементы инновационной политики предприятия социально-культурного сервиса и туризма

 

Элементы произведений.

Во всяком произведении выделяются разные элементы. В литературном произведении, например, выделяются тема, материал, на основе которого создано произведение, название, идейное содержание, язык произведения. Все эти элементы (такой подход приложим и к музыкальному произведению, произведению изобразительного искусства и т.д.) делятся на две большие группы:

- элементы охраняемые

- элементы неохраняемые.

Неохраняемые элементы.

- название. По общему правилу название произведения не охраняется. Правда, здесь выделяются названия оригинальные и неоригинальные. Если название тривиально, то также могут называть свои произведения другие авторы. Скажем, "Накануне"; по крайней мере, три романа совершенно разных авторов под таким названием известны. А если название творческое, то нередко возникают споры. К Хемингуэю в свое время был предъявлен иск по поводу его романа "По ком звонит колокол", что в качестве названия он дал строчку английского поэта. Но по общему правилу название не охраняется.

- сюжет произведения, тоже по общему правилу не охраняется. Т.е. как не возбраняется создавать произведения, где примерно так же развиваются события, как и в другом произведении.

- материал, т.е. та фактура, те фактические данные, на основе которых художник создает произведение. Например, писать по поводу гибели подводной лодки "Комсомолец" может кто угодно (это точка зрения российского законодателя). Но, на Западе, особенно в Америке, есть такое понятие, как право на историю жизни в соответствии, с которым известные люди, передают исключительное право на съемку фильма или написание романа либо по истории их жизни, либо по каким-то фактам, которые имели место. В России этого нет, и единственное, о чем можно говорить, это о том, что недопустимо вторжение в личную жизнь и нельзя описывать какие-то, скажем, интимные подробности.

- идейное содержание, т.е. отношение художника к описываемым событиям, к персонажам, их поступкам и т.д.

Охраняемые элементы.

Для первой группы обобщающим словом является "содержание", оно не охраняемо, а для второй группы элементов - их всего два - это форма произведения, которая как раз и охраняется. И выделяются при этом внутренняя форма и внешняя форма.

Внутренняя форма произведения - это система художественных образов, с помощью которых художник и вызывает у читателя, зрителя, слушателя какие-то эмоции и т.д.

Внешняя форма – это язык произведения, т.е. свойственный данному художнику набор выразительных, изобразительных средств, с помощью которых он доводит эти художественные образы до читателя, зрителя или слушателя. Охраняются и тот, и другой элементы - и внутренняя форма, и внешняя.

Знак охраны авторского права состоит из трех элементов:

- латинской буквы С в окружности: ©

- наименования обладателя авторских прав

- год первого опубликования произведения.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 79 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации действуют бессрочно.

Смежные права.

К субъектам смежных прав относят исполнителей, производителей фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания, которые осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором произведения. Для осуществления смежных прав не требуется каких-либо формальностей. Для обозначения своих прав производитель фонограммы (и исполнитель) использует специальный знак, состоящий из трех элементов:

- латинской буквы Р в окружности: ®

- имени обладателя исключительных прав

- года первого опубликования фонограммы.

Срок действия смежных права – 50 лет после первого исполнения или постановки. Право на имя и защиту репутации защищается бессрочно.

До 1 января 2008 года основным источником являлся Закон № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", принятый 9 июля 1993 года. Базой для этого закона послужил так называемый Типовой закон ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности), принятый в 1976 году. С 1 января 2008 года вступила в действие ч.4 ГК РФ, полностью посвященная интеллектуальной собственности, в данный момент мы руководствуемся положениями ГК РФ, а Закон № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" утратил силу.

Ноу-хау

Впервые термин ноу-хау был использован в практике заключения договоров в США и Англии и обозначал информацию, необходимую для осуществления изобретения, но специально опущенную в патентном законе. Первоначально в это понятие вкладывался смысл «знать, как применить патент». На международной конференции «Россия в международном технологическом обмене», которая проходила в Москве в 1993 году, было обращено внимание на то, что отечественные журналы раскрывали до 80% ноу-хау, что существенно снижало ценность передаваемых объектов промышленной собственности при внешнеторговых сделках. Таким образом, ноу-хау – это незащищенное патентами и не опубликованные полностью знания или опыт управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, которые применимы в сфере предоставления услуг.

Охрана ноу-хау весьма оригинальна. Защита предоставляется государством, но при условии, что в отношении сведений соблюдены следующие требования:

- информация имеет ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

- к этой информации нет свободного доступа;

- обладатель информации принимает все меры к охране ее конфиденциальности.

Принято различать три вида ноу-хау:

- неотделимые от конкретного физического лица (особенные умения и навыки)

- неотделимые от конкретного предприятия (технологии, традиции, предполагающие высокую культуру производства)

- отделимые от физического или юридического лица (новые технологии, чертежи и т.д. специально скрываемые обладателем).

 

8.4. Фирменные наименования – это те условные обозначения, под которыми предприниматели, прежде всего коллективные, выступают в гражданском обороте.

Требования, предъявляемые к фирменным наименованиям:

- Прежде всего, всякое фирменное наименование должно правдиво отражать правовое положение предпринимателя среди других участников гражданского оборота. В фирме и фирменном наименовании должны отражаться истинный правовой статус данного предприятия, правильно указываться его организационно-правовая форма, его принадлежность к государственной или частной форме собственности, направление деятельности – производственной, коммерческой и т.д. В обобщенном виде эти требования выражаются в принципе истинности фирмы. Принцип истинности фирмы говорит, что в фирменное наименование должны включаться лишь такие элементы, которые соответствуют действительности и никого не вводят в заблуждение.

- Второй принцип – это принцип, в соответствии с которым всякое фирменное наименование должно индивидуализировать данного предпринимателя от других предпринимателей, и быть, таким образом, отличным, не совпадающим с другими уже имеющимися фирменными наименованиями. Иными словами, к фирменным наименованиям предъявляется еще т<







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.