Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ответственность по договору франчайзинга и его прекращение.





Ответственность сторон договора франчайзинга как предпринимателей друг перед другом наступает независимо от вины, по правилам ответственности по обязательствам при осуществлении предпринимательской деятельности (п.3 ст.401 ГК РФ), но договором может быть предусмотрено любое ограничение ответственности.

Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества предоставляемых услуг.

Прекращение договора. Договор франчайзинга действует в течение всего срока, на который он заключен, а если договор заключен без указания срок, до прекращения в установленном законом порядке. В период действия он может быть изменен или расторгнут. Изменение договора происходит по общим правилам, предусмотренным в гл.29 ГК РФ.

Прекращается договор в следующих случаях:

- односторонний отказ от договора, заключенного без указания срока с уведомление другой стороны за шесть месяцев (договор может предусматривать более длительный срок для уведомления) (п.1 ст.1037 ГК РФ)

-одностороннего отказа пользователя от договора в случае изменения фирменного наименования (п.2 ст.1037 и ст.1039 ГК РФ)

- прекращение принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование без замены их новыми аналогичными правами (п.3 ст.1037 ГК РФ)

- в иных случаях, предусмотренных законом.

Все изменения или досрочное прекращение договора подлежат государственной регистрации.

9.3. Использование франчайзинга

 

Факторы Преимущества Недостатки
Франчайзер
Предоставление права пользования торговой маркой и стандартизированных процедур предоставления услуг по формуле, принятой в компании, независимому оператору или другой компании в обмен на одноразовую оплату или долю в доходах от франшизы Самый быстрый способ расширения бизнеса при минимальных первоначальных инвестициях и минимальных финансовых рисках, в связи с тем, что инвестиционный капитал предоставляет франчайзи; обеспечение стандартного набора услуг, предлагаемых всеми предприятиями данной торговой марки. Число франшиз и географическая удаленность затрудняет контроль соответствующих стандартов качества, что может привести к снижению репутации компании.  
Франчайзи
Приобретение права пользоваться торговой маркой и стандартизированными процедурами предоставления услуг по формуле, установленной владельцем франшизы в обмен на однократную оплату или на долю в доходах от франшизы Популярность торговой марки, широкие возможности получения кредитов (иногда финансирование можно получить у собственника франшизы), налаженные маркетинговые цепочки и системы управления Необходимость значительных инвестиций, обязательство досконально выполнять требования владельца франшизы, значительные штрафы за нарушение условий договора, долгосрочный контракт

В России использование договора коммерческой концессии при организации туристского бизнеса пока не получило широкого применения. Первые попытки применить принципы франчайзинга в туристской деятельности появились в 1997-1998 гг. Однако создавалась лишь агентская сеть, когда туроператоры не только привлекают агентства к сотрудничеству на принципах франчайзинга, но и создают свои собственные, а также заключают агентские договоры о сотрудничестве с независимыми турагентами. В Российской Федерации существует несколько видов сетевых объединений. К ним можно отнести розничные сети туроператоров (как собственные, так и смешанные); турагентства и сбытовые сети, организованные по принципу франчайзинга.
Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны крупных туристских фирм, мелкие и средние начинают объединяться. Это характерно практически для всех туристских рынков в мире, где создаются так называемые "сети туристских агентств". Условия взаимоотношений (в том числе и финансовых) между участниками определяются исходя из целей и контуров такого объединения после оценки материальных, технологических, кадровых и прочих ресурсов каждого из предполагаемых участников объединения.
Создавая подобные объединения, его участники, как правило, преследуют такие цели:
-расширение объема операций на рынке и противостояние все возрастающей конкуренции со стороны крупных фирм;
-получение повышенной комиссии или других льгот от производителей туристских услуг и туроператоров;
-сокращение за счет совместного участия издержек (единые юридическая служба, бухучет и др.) и расходов на продвижение туристского продукта;
-использование и внедрение единого бренда;
-изменение качественного уровня предприятия за счет применения передовых технологий.
Структура сети предполагает централизованную систему управления и делегирование каждым из участников определенной части своих полномочий создаваемому управляющему органу. Этот орган разрабатывает маркетинговую и рекламную политику, определяет поставщиков услуг, проводит с ними переговоры и заключает договоры, осуществляет бухгалтерский учет, решает вопросы подбора и обучения персонала. Через него проходят все платежи розничных точек, входящих в сеть. Во избежание конфликтов между участниками следует договориться о будущей конструкции, распределении полномочий и других конкретных деталях сотрудничества.
Если участники создаваемой сети агентств хотят достичь отдельных конкретных целей или объединить только маркетинговые усилия, то управление таким объединением может быть частично централизованным. В этом случае функции головного офиса ограничиваются рекламной или маркетинговой политикой и заключением договоров с туроператорами на специальных условиях. При этом руководители агентств обладают большой свободой действий. Однако такая независимость партнеров по сети в определенных условиях может привести к быстрому распаду союза.
Туристские агентства могут вступить или присоединиться к уже существующей сети - независимой или операторской. Войдя в состав такой сети, новые участники сразу получают преимущество: раскрученную марку, повышенную комиссию и другие блага.
Следует иметь в виду, что принцип организации сети зависит не только от поставленных целей, но и от имеющихся ресурсов. Как показывает опыт, планируемые затраты на создание сети должны двукратно перекрываться имеющимися финансовыми средствами, доля привлеченных средств должна быть минимальной. Оптимальным вариантом создания сети является примерное равенство положения участников на рынке и возможность взаимного дополнения сильных сторон. В туристском бизнесе главным ресурсом являются люди. Поэтому важно не только наметить общую численность персонала, но и определить сотрудников, которые могут составить кадровую основу будущей сети. При переходе к сетевой работе есть опасность, что увеличение объемов может ассоциироваться с ослаблением контроля и снижением личной ответственности.
Сети туристских агентств создаются на рынке с целью оказывать влияние на производителей услуг и добиться специальных условий сотрудничества с туроператорами. Суммарная доля сетей агентств в оборотах туроператоров не превышает, как правило, 10 %, только в отдельных случаях она достигает 15 %.
Стандарты, принятые в сети, распространяются на корпоративную технологию продаж и фирменный стиль, который выражается в едином оформлении рекламной продукции, интерьеров офисов и униформы сотрудников агентств. Управляющая компания регулирует также территориальное распределение агентств, чтобы избежать прямой конкуренции внутри сети, занимается маркетинговыми исследованиями, продвижением и рекламой торговой марки, предоставляет единую информационную систему и проводит обучение персонала сетевых агентств. Сформирована единая база данных клиентов - CRM-отдел (Customer Relationship Management), что является инновационным элементом в российском туристском бизнесе. Участники сети - самостоятельные, юридически независимые турагентства, они объединены торговой маркой (брендом); маркетинговой политикой; передовой технологией; рекламной закупочной и ценовой политикой; единым информационным пространством.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определения договора франчайзинга

2. Перечислите и дайте характеристику сторон договора франчайзинга

3. Перечислите преимущества, которые получают стороны при заключении

договора франчайзинга

4. Перечислите проблемы, с которыми могут столкнуться стороны,

заключившие договор франчайзинга

5. Приведите примеры договоров франчайзинга в сфере социально-

культурного сервиса и туризма

 

Глава 10. Способы распространения инновационных продуктов и услуг.
Для того чтобы инновационные продукты находили широкое применение, их передают заинтересованным лицам и организациям. Передача инновационных технологий представляет собой перемещение научно-технических достижений внутри страны или за ее пределы. Передача может осуществляться как на коммерческой, так и на безвозмездной основе.
10.1. Коммерческая передача.

Основными формами передачи технологий на коммерческой основе являются:

ноу-хау – передача технического опыта и беспатентных секретов производства;
патентные соглашения – «торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента»;[13]
лицензионные соглашения – «торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах прав на интеллектуальную собственность»; [14]

В международной практике основной формой научно-технического обмена является продажа лицензий.

Лицензионный договор – «это разрешение на использование другим юридическим или физическим лицом изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, товарного знака, коммерческой или иной информации в течение определенного срока, в обусловленных соглашением пределах за соответствующее вознаграждение».[15]

Сторонами по договору являются лицензиар и лицензиат.

Лицензиар – это продавец, который может быть юридическим или физическим лицом и является владельцем промышленной собственности.

Лицензиат – это покупатель, который также может быть физическим или юридическим лицом.

Выделяют несколько видов лицензий:

Патентная лицензия - документ, подтверждающий передачу права использования патента без соответствующего ноу-хау.
Беспатентная лицензия - документ, подтверждающий право использовать ноу-хау, технические достижения, которые не имеют патентов.
Простая лицензия - оставляет лицензиару право предоставлять лицензии на данную технологию и другим лицензиатам на данной территории.
Исключительная лицензия - предусматривает монопольное право лицензиата использовать и продавать купленную технологию в объемах, предусмотренных договором, и отказ лицензиара от самостоятельного использования запатентованной технологии и ноу-хау и их продажи на определенной территории.
Полная лицензия - предоставляет лицензиату исключительное право на использование патента или ноу-хау в течение срока действия соглашения и предусматривает отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течение этого срока.
Принудительная лицензия - выдается государством в качестве антимонопольной меры компаниям на производство продукта, запатентованного другой компанией.
Платежи по лицензионному договору осуществляются в двух паушальный платеж и роялти.

Паушальный платеж - единовременный платеж, размер которого определяется соглашением сторон, не связанный со сроком использования лицензии и с объемом предоставленных по лицензии услуг. Используется при передаче ноу-хау, в случаях нестабильности экономической, политической обстановки в стране лицензиата. Лицензиар при этой форме платежа полностью теряет право контроля деятельности лицензиата.

Роялти - периодические (ежегодные, ежеквартальные, ежемесячные) фиксированные в процентном отношении отчисления покупателя лицензии в пользу лицензиара в течение срока действия соглашения. При применении этого платежа лицензиар вправе контролировать объем прибыли лицензиара лично или через специальные аудиторские компании.
Безвозмездная передача. К числу мероприятий по передаче технологий на безвозмездной основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, публикации в прессе и др.
10.2. Договор лизинга. Одним из способов ускорения инновационных процессов в деятельности компаний является приобретение новейших видов различного оборудования по договору финансовой аренды - лизингу (от англ. lease - аренда, наем).
Предметом лизинга могут быть любые вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности (земельные участки и другие природные объекты не могут быть предметом лизинга). Лизинговые договоры используются во всех отраслях производства, в том числе и в туристском бизнесе. Туристские и предприятия СКС приобретают по лизингу различные виды оборудования (компьютеры и технику для офисов, прачечное оборудование и др.), транспортные средства (автобусы, легковые автомашины). Лизинг способствует ускорению процесса инноваций, так как для внедрения новейшего оборудования компании не надо сразу расходовать значительные средства. Заказчик получает в свое распоряжение необходимое ему оборудование, а оплата используемого оборудования производится частями в течение двух - пяти и более лет.
28 мая 1988 г. в Оттаве была принята Конвенция о международном лизинге, к которой Россия присоединилась в январе 1998 г. Законы, принятые в РФ, учитывают положения этой конвенции. Кроме норм Гражданского кодекса РФ (ст. 665 - 670) взаимоотношения в сфере финансовой аренды регулируются принятым Федеральным законом "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (действующего в редакции от 26 июля 2006 г. №130-Ф3).
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество и передать арендатору это имущество за плату во временное пользование для предпринимательских целей. Если иное не предусмотрено договором, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно арендатору. Субъектами лизинга являются лизингодатель, лизингополучатель и продавец. Основные формы - внутренний и международный лизинг.
Договор лизинга независимо от срока заключается в письменном виде, а права и обязанности сторон зависят от того, является лизинг финансовым или оперативным (эксплуатационным).
Финансовый лизинг характеризуется установлением срока аренды, равного сроку службы оборудования, причем затраты лизингодателя, связанные с приобретением имущества, сдаваемого в лизинг, обычно окупаются полностью. По окончании срока аренды арендатор вправе приобрести имущество в собственность, возобновить договор на более льготных условиях или вернуть имущество арендатору.
Оперативный лизинг дает арендодателю возможность лишь частично компенсировать затраты на приобретение имущества в течение первоначального срока аренды, так как оно сдается на относительно короткий период времени. Лизинговая ставка при оперативном лизинге обычно бывает выше ставки финансового лизинга на 5 - 6 % и более.
Договором лизинга определяется общая сумма платежей за весь срок действия договора - лизинговые платежи. Эта сумма включает возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, оказанием других предусмотренных договором услуг, а также доход лизингодателя. Если договором предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то в общую сумму договора включается его выкупная цена.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите и дайте характеристику сторон по договору лизингу

2. Перечислите виды безвозмездной передачи прав на интеллектуальную собственность

3. Перечислите отличия паушального платежа от роялти

4. Дайте определение лицензионного договора

5. перечислите виды лицензий и основные различия между ними

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.