Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 9 . Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма и социально-культурном сервисе





9.1. Договор франчайзинга (коммерческая концессия) – определение, стороны, цена договора.

Широко распространенной формой передачи прав на использование интеллектуальной собственности является франчайзинг. Термин происходит от французского слова franchise, что означает "льгота", "привилегия". Договоры франчайзинга и организация бизнеса путем формирования франчайзинговых сетей применяются в сфере предпринимательской деятельности и заключаются с целью создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети сбыта товаров и услуг (магазины, рестораны, гостиницы и др.). В ГК России этот договор получил название договора коммерческой концессии и ему посвящена гл. 54 ГК РФ.

По договору коммерческой концессииодна сторона (правообладатель или франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю или франчайзи) на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, а пользователь в свою очередь, обязуется использовать указанные права с соблюдением ограничений, возложенных на него законом или договором, и уплачивать установленное вознаграждение (п.1 ст. 1027 ГК РФ).

Договор франчайзинга (мы будем использовать этот термин, т.к. именно он применяется в практической предпринимательской деятельности) является консенсуальным и возмездным.

Стороны договора: Субъектами договора франчайзинга являются: правообладатель (франчайзер) и пользователь (франчайзи).

Правообладатель(франчайзер) – это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. Правообладатель может быть юридическим или физическим лицом (в виде зарегистрированного индивидуального предпринимателя) (п.3.ст.1027).

Пользователь (франчайзи)– лицо, получающее возможность использовать исключительные права. Требования к нему предъявляются такие же, как и к правообладателю. Он может быть юридическим или физическим (индивидуальный предприниматель) лицом.

Не могут быть сторонами договора франчайзинга некоммерческие организации и государственные и муниципальные образования.

Никаких других требований к субъектам договора франчайзинга законодатель не устанавливает.

Существенными условиями договора являются предмет договора и цена договора.

Предмет договора:исключительные права, принадлежащие правообладателю. К ним законодатель относит: право на фирменное наименование, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак и т.д . То есть речь идет об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности(ст.138 ГК) и прежде всего о тех, которые на направлены на индивидуализацию продукции, работ, услуг. В п. п.1 и 2 ст.1027 ГК говорится непросто об исключительном праве, но о целом комплексе прав. Однако обязательный набор исключительных прав, которые подлежат передаче, законом прямо не установлен. Возможна ситуация когда передается всего лишь одно право. Обязательно надо учитывать, что если какое либо право, принадлежащее правообладателю, не передано пользователю, последний не вправе требовать его передачи в принудительном порядке.

Цена договора: Ценой договора является вознаграждение, которое подлежит уплате правообладателю пользователем в соответствии со ст. 1030 ГК.

Срок договора: Договор может быть заключен на срок или без указания срок (п.1. ст.137 ГК). Если срок в договоре не указан, то договор считается заключенным без указания срока. В этом случае любая из сторон имеет право в любое время отказаться от договора, уведомив другую сторону за 6 месяцев (п.1.ст.1037 ГК). Однако в договоре может быть установлен иной срок для уведомления о расторжении договора.

Форма договора: Ст. 1028 ГК определяет для договора франчайзинга простую письменную форму, несоблюдение которой ведет к ничтожности договора. Договор франчайзинга должен быть зарегистрирован органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, который выступает правообладателем по договору.

Обязанности сторон по договору франчайзинга.

Все обязанности сторон по договору франчайзинга можно подразделить на две группы; императивные и диспозитивные. Императивные сформулированы в законе таким образом, что невозможно их изменение по воле сторон договора. Содержание обязанностей второй группы стороны договора вправе изменять или даже вовсе отказаться от включения их в договор. Но если этого не происходит, они действуют в полном объеме.

Обязанности правообладателя.

-Первая и основная обязанность правообладателя сформулирована в п.1ст.1031 ГК и состоит в том, чтобы обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору. Эта обязанность сформулирована как императивная и включает в себя два компонента. Прежде всего, правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, переданных по договору. Данная обязанность является информационной и перечень информации, которую обязан передать правообладатель остается открытым. Чтобы избежать необоснованных требований по объему раскрытия информации, правообладателю следует указывать в договоре, какая информация конкретно должна быть предоставлена пользователю.

Кроме передачи информации правообладатель обязан предоставить пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их надлежащее оформление. Речь идет о лицензиях, выдача которых предусмотрена применительно к товарным знакам и объектам патентного права, передача которых подлежит регистрации в силу прямого указания закона (абз.4 п.2 ст.1028 ГК РФ).

- Во-вторых, правообладатель обязан обеспечить регистрацию договора (п.2 ст.1028 ГК РФ). Эта обязанность является диспозитивной (как и все последующие обязанности), но не потому, что стороны могут сами решить регистрировать или нет договор, а хотя законодатель возлагает регистрацию договора на правообладателя, регистрировать договор может и пользователь и любое третье лицо.

-Третья обязанность ( по договоренности сторон или по необходимости) – это оказание пользователю постоянного технического или консультативного содействия, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников.

-Четвертая обязанность – это контроль со стороны правообладателя качества предоставления услуг по договору франчайзинга. Этот контроль необходим для защиты прав потребителей.

Обязанности пользователя.

-Первая и главная обязанность пользователя состоит в том, чтобы осуществлять комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора, в установленном объеме и надлежащим образом (п.2 ст.1027, ст.1032 ГК РФ). В рамках осуществления данной обязанности, пользователь должен:

а) использовать при осуществлении деятельности, предусмотренной в договоре, фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре способом. Если договор содержит ограничения по использованию фирменного наименования, то эти ограничения являются обязательными для пользователя;

б) информировать заказчиков наиболее очевидным для них способом, что пользователь использует фирменное наименование, товарный знак в силу договора франчайзинга. Выполнение этой обязанности необходимо, чтобы потребители могли предъявлять свои требования непосредственно к правообладателю на основании ст.1034 ГК РФ

в) соблюдать инструкции и указания правообладателя по предоставлению услуг. Это инструкции могут быть даны правообладателем как при заключении договора франчайзинга, так и в любое время в течение действия договора. При этом правообладатель лишен права предъявлять требования, которые он не исполняет сам. Это ограничение направлено на защиту пользователя от чрезмерных или невыполнимых требований правообладателя и лишает правообладателя права досрочно расторгать договор по этому основанию.

г) не разглашать конфиденциальную коммерческую информацию, полученную от правообладателя.

-Во-вторых, пользователь обязан своевременно выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение (ст.1030). Вознаграждение может выплачиваться в любой форме, предусмотренной законом, но наиболее целесообразна комбинация разового платежа (паушальный платеж) и периодических платежей (роялти) по договору

- Третья обязанность пользователя – это обеспечивать соответствующее качество при предоставлении услуг по договору франчайзинга

- Четвертая обязанность – пользователь обязан предоставить все дополнительные услуги, на которые потребители могли рассчитывать, получая услугу непосредственно у правообладателя

-Пятая обязанность – не передавать без согласия правообладателя полученного комплекса прав в субконцессию. Эта обязанность является диспозитивной, первые четыре – императивны.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.