Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 11. Методики улучшения качества продукции,





Процессов и ресурсов

 
 

 


К наиболее известным современным методам и инструментам обеспечения качества относятся: концепция «Шесть сигм»; программа «5S»; бенчмаркинг; реинжиниринг.

Эти инструменты улучшения качества пока не вошли в практику большинства российских предприятий, но опыт зарубежных предприятий показывает их эффективность и перспективность. В связи с этим, специалистам в области экономики и управления на предприятиях необходимо иметь представление об основных положениях этих методов и инструментов.

Концепция «Шесть сигм»

В настоящее время концепция «шесть сигм» представляет собой разновидность совершенствования бизнеса, основная цель которого заключается в нахождении и устранении причин брака и ошибок в производственных и сервисных процессах. Эта концепция использует базовые и передовые методы повышения качества за счет командной работы, члены которой применяют современные методы контроля и принимают решения, основанные на фактах.

Сигма (σ) – это среднее квадратическое отклонение, используемое в математической статистике для измерения отклонений параметра от среднего значения. Метод «Шесть сигм» базируется на том, что процессы, удовлетво­ряющие данному методу, допускают не более 3-4-х дефектов на миллион изделий.

Концепция «Шесть сигм» нацелена на выполнение трёх основных задач:

· Повысить удовлетворенность клиентов.

· Сократить время операционного цикла.

· Уменьшить число дефектов.

Стратегия «Шесть сигм» основана на том, что существует прямая кор­реляция между числом дефектов продукции и уровнем удовлетворен­ности потребителей.

В стратегии «Шесть сигм» общим показателем служит число дефектов на единицу продукции, допущенных на всех стадиях ее производства от поставки сырья и материалов, изготовле­ния деталей, процесса сборки и до заполнения финансовых докумен­тов, расчета экономических показателей, планирования сроков постав­ки продукции потребителю и затрат на транспортировку.



Концепция «Шесть сигм» базируется на следующих положениях:

§ установление ключевых бизнес-процессов и потребитель­ских требований в составе стратегических целей организа­ции;

§ назначение ответственных менеджеров за проекты, которые должны оказывать поддержку командным видам деятельно­сти, помогать снижать или устранять сопротивление изме­нениям и предоставлять командам необходимые ресурсы;

§ использование показателя «число ошибок» (брака) на миллион случаев для всех структурных подразделений организации;

§ определение параметров процессов, отражающих результа­ты бизнеса и стимулирующих и обеспечивающих ответствен­ность исполнителей;

§ организация обучения персонала, направленного на обеспечение командной работы, целью которой является повышение рентабельности, сокращение об­щего временного производственного цикла, освобождение от нерентабельных видов деятельности;

§ организация подготовки высококвалифицированных специалистов по совершенствованию процессов (так называемых «зеленых поясов», «черных поясов»), которые умеют при­менять инструменты совершенствования и лидировать в ко­мандах;

§ постоянное обновление и усложнение общих целей организации и целей подразделений при совершенствовании дея­тельности.

Концепция «Шесть сигм» использует множество фундаменталь­ных положений, относящихся к всеобщему управлению качеством (TQM) и, прежде всего совершенствование деятельности организации за счет использования командной работы («выигрываем вместе») и про­цессного подхода.

В то же время «Шесть сигм» не является просто новой комбина­цией прежних подходов к качеству и традиционных концепций всеобщего управления качеством, а имеет свои отличительные черты (табл. 3)

Таблица 3

Отличие концепции «Шесть сигм» от TQM

 

Показатели «Шесть сигм» TQM
Ответственность за качество На руководителях конкретных программ бизнеса   Делегирование полномочий, командная работа
Проекты Имеют межфункциональное назначение   Относятся к конкретной функции, процессу или рабочему месту
Инструменты и методы Ис­пользует отточенный инструментарий и отработанную методологию решения проблем (используется цикл DMAIC: Define — постановка проблемы, Measure—измерение, Analyze — анализ,Improve— улучшение,Control—конт­роль) Ограничиваются простым инструментарием и подходами к совершенствованию деятельности
Финансовые результаты Проекты по совершенствованию соизмеряются с финансовыми результатами   Мало уделяют внимания финансовым результатам

Программа «5S»

При решении руководства предприятия повысить его эффективность, улучшить качество продукции, первым шагом в этом направлении должно быть наведение чистоты и порядка на всех рабочих местах. Следствием этого должно стать повышение производитель­ности, качества труда и дисциплины в коллективе. Именно эти цели преследует система «Упорядочение». После ее освоения предприятие может переходить к бо­лее сложным методам, таким как ТРМ (производительное обслуживание обору­дования с участием всего персонала), система менеджмента качества на основе стандартов ISO 9000, TQM (Всеобщее управление на основе качества) и др.

В основе системы «Упорядочение» лежит созданная более 50 лет назад япон­ская система «5S», одним из авторов которой является известный японский теоре­тик и практик организации производства К. Исикава.

Название системы «5S» происходит от пяти японских слов, начинающихся на S: Seiri — сортировка, Seiton — организация, Seiso — очистка, Seiketsu — стандартизация, Shitsuke — улучшение стандартов и демонстрация приверженности им. В табл. 4 приведены 5 принципов системы «5S» и их содержание

Таблица 4

Принципов системы «5S» и их содержание

 

Принципы Содержание
  1.Удаление ненужного Все предметы рабочей среды разделяются на 3 категории: нужные, ненужныеи не нужные срочно.Ненужные удаляются по определенным правилам. Нужные сохраняются на рабочем месте. Не нужные срочно располагаются на определенном удалении от рабочего места или хранятся централизованно. Распределяются и закрепляются зоны ответственности каждого работника
  2. Рациональное размещение предметов По отношению к нужным предметам и предметам, не нужным срочно, вырабатываются и реализуются решения, которые обеспечивают: быстроту, легкостьи безопасность доступак ним; визуализациюспособа хранения и контроля наличия, отсутствия или местонахождения нужного предмета; свободуперемещения и эстетичностьпроизводственной среды
  3. Уборка, проверка, устранение неисправностей Генеральная уборкапомещений. Тщательная уборка и чистка оборудования, фиксация неисправностей.Выявление труднодоступных для уборки и наблюдений мест, источников проблеми загрязнений. Устранениенеисправностей и выработка мер по их предотвращению.Выработка и реализация мер по уборке труднодоступных мест,ликвидации источников проблеми загрязнений.Выработка правилпроведения уборки, чистки оборудования, проверки, смазки и затяжки крепежных деталей
  4. Стандартизация правил Фиксирование в письменном виде правилхранения, уборки, проверки, смазки, затяжки крепежа. Максимальная визуализацияпредставления правил (рисунки, схемы, пиктограммы, указатели, цветовое кодирование). Визуализация контролянормального состояния и отклонений от нормы (в работе оборудования, уровне запасов и т. п.). Стандартизация и унификациявсех обозначений (цвет, изображение символов и т. п.). Рационализация носителей информации(материал, нанесение надписей, защитных покрытий), мест их размещения, крепления и возможности замены
Окончание таблица 4
5.Дисциплинированность и ответственность Закрепление сфер ответственности каждого работника(объекты внимания и основные обязанности по их поддержанию в нормальном состоянии). Выработка у персонала правильных привычек,закрепление навыков соблюдения правил. Применение эффективных методов контроля

 

Освоение системы «5S» в масштабах предприятия влияет практически на все характеристики предприятия. Опыт применения этой системы в промышленно развитых странах показывает, что ее использование повышает эффективность хозяйственной деятельности на 3-5%. Применение системы на российских предприятиях дало следующие результаты:

- уровень травматизма и несчастных случаев снизился почти в 3 раза;

- за год производительность повысилась почти на треть;

- существенно улучшилось качество выпускаемой продукции;

- сократились складские запасы, что способствовало улучшению показателей оборачиваемости;

- изменилось отношение людей к труду.

Соблюдение принципов чистоты и порядка, дисциплины и ответственности особенно эффективно при производстве сложных, надежных, точных машин и приборов, пищевых продуктов, предметов потребления.

 

Бенчмаркинг

Термином «бенчмаркинг» обозначается один из инструментов совершенствования деятельности. Название метода происходит от английских слов bench (уровень, высота) и mark (отметка). Из множества определений данного метода наиболее полным является: «Бенчмаркинг – это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы» (Б. Андерсен).

Бенчмаркинг представляет собой процесс сравнения, проектиро­вания и внедрения. Он включает:

- сравнение организации и ее подразделений с лучшими организациями независимо от того, какой отрасли промышленности или стране они принадлежат;

- сравнение бизнес-процессов, в том числе производственных, с лучшими аналогичными процессами в другой отрасли или во всех отраслях промышленности для достижения наибольшей стоимости ком­пании;

- сравнение продуктов и услуг, произведенных организацией, с продуктами и услугами ее сильнейших конкурентов;

- сравнение различных типов оборудования с целью выбора наи­лучшего оборудования;

- внедрение выбранных наилучших методов и приемов работы;

- расширение клиентской и потребительской базы.

Бенчмаркинг может рассматриваться как процесс или деятельность по долгосрочному определению стратегии предпринима­тельства, основанной на лучшем опыте партнеров и конкурентов в от­раслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровне.

Основными принципами бенчмаркинга являются:

§ взаимность: бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспе­чивают «выигрышную» ситуацию для обеих сторон;

§ аналогия: оперативные процессы партнеров должны быть схожими. Аналогия процессов и установление критериев отбора партне­ров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности предприятия;

§ измерение: бенчмаркинг — это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях; его целью является установле­ние того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить их благодаря тщательному изучению данного процесса;

§ достоверность: бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.

Бенчмаркинг - это непрерывный процесс, открывающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации.

Реинжиниринг

Реинжиниринг бизнес-процессов (business process reengineering) — новая методология перестройки деятельности (процесса) радикальным (а не эволюционным) путем. Его популярность во многом связана с раз­витием информационных систем и технологий.

Принципиальные положения реинжиниринга:

§ перестройка процессов должна осуществляться с чистого листа (т.е. без учета всего предшествующего опыта);

§ реинжиниринг ставит под сомнение основные предположения и пути, которыми до сих пор пользовались на производстве;

§ реинжиниринг требует творческого подхода от персонала;

§ радикальные изменения осуществляются с помощью или на основании информационных технологий.

Не следует путать реинжиниринг с постоянными улучшени­ями (табл. 5)

Таблица 5

Основные различия между улучшениями и реинжинирингом

 

Параметр Метод постоянного улучшения Реинжиниринг
Уровень изменений Наращивание Радикальный
Окончание таблицы 5
Начальная точка Существующий процесс Единовременно
Требуемое время Короткое Длительное
Направление воздействия Снизу вверх Сверху вниз
Охват Узкий Широкий, межфункциональный
Риск Умеренный Высокий
Основное средство Статистические методы Информационные техно­логии
Тип изменения Культурный Культурно-структурный

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Перечислите современные методы и инструменты обеспечения качества;

2. Какие основных задачи выполняет концепция «Шесть сигм»?;

3. На каких положениях базируется концепция «Шесть сигм»?;

4. Перечислите основные отличия концепции «Шесть сигм» от TQM;

5. Перечислите принципы системы «5S» и раскройте их содержание;

6. Какие результаты были получены при освоении системы «5S» в масштабах предприятия?;

7. Дайте определение понятию «бенчмаркинг»;

8. Назовите основные принципы бенчмаркинга;

9. Каковы принципиальные положения реинжиниринга?;

10. Чем отличается реинжиниринг от методов постоянного улучшения?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Вы закончили работу над курсом «Управление качеством». Теперь Вы имеете представление о качестве, как объекте управления, методах его анализа, оценки и измерения. Вы познакомились с принципами и статистическими методами управления качеством. Рассмотрели вопросы, связанные с организацией систем всеобщего управления качеством (TQM), стандартизацией, сертификацией, экономикой управления качеством и современными методами улучшения качества продукции, процессов и ресурсов.

Все эти знания и умения потребуются при организации работ по совершенствованию деятельности предприятий с целью повышения их конкурентоспособности.

Можете быть уверены - полученные знания пригодятся в Вашей профессиональной деятельности. Желаем дальнейших успехов!

 

 

ГЛОССАРИЙ

Аккредитация (лабораторий) — официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.

Аккредитованная лаборатория— испытательная лаборатория, про­шедшая аккредитации.

Безопасностьпродукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с при­чинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу фи­зических или юридических лиц, государственному или муни­ципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоро­вью животных и растений.

Гарантия качества— часть менеджмента качества, сфокусирован­ная на обеспечении уверенности, что соответствующее требо­вание качества будет выполнено.

Двустороннее соглашение по признанию— соглашение по призна­нию, которое включает принятие двумя сторонами результатов работы друг друга.

Декларация о соответствии— документ, удостоверяющий соответ­ствие выпускаемой в обращение продукции требованиям тех­нических регламентов.

Декларирование соответствия— форма подтверждения соответ­ствия продукции требованиям технических регламентов.

Диверсификация(лат. diversus — разный и facere — делать) — раз­ностороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих) не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изде­лий, использование различных финансовых инструментов с целью минимизации риска.

Дисперсия(лат. dispersus — рассеянный) — рассеяние, отклонение от среднего.

Документ технических условий— документ, устанавливающий тех­нические требования, которым должна удовлетворять продук­ция, процесс или услуга.

Доступ к системе сертификации— возможность для соискателя свидетельства (в области сертификации) пользоваться сертифи­кацией согласно правилам системы.

Жизненный цикл продукции— совокупность процессов создания и использования (потребления) продукции определенного вида от начала научных исследований по ее разработке до утилиза­ции или уничтожения включительно.

Затраты, связанные с качеством— затраты, возникающие при обес­печении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетво­рительное качество.

Заявитель— физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Заявление о соответствии— заявление поставщика под его полную ответственность, что продукция, процесс или услуга соответ­ствуют конкретному стандарту или другому нормативному до­кументу.

Знак обращения на рынке— обозначение, служащее для информи­рования приобретателей о соответствии выпускаемой в обра­щение продукции требованиям технических регламентов.

Знак соответствия— обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требо­ваниям системы добровольной сертификации или националь­ному стандарту.

Идентификация продукции— установление тождественности харак­теристик продукции ее существенным признакам.

Измерение – нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств, имеющих нормированные метрологические свойства.

Испытание— техническая операция, заключающаяся в установ­лении одной или нескольких характеристик данной продук­ции, процесса или услуги в соответствии с установленной про­цедурой.

Испытательная лаборатория— лаборатория, которая проводит ис­пытания. Термин «испытательная лаборатория» может исполь­зоваться в значении юридического или технического органа или в значении того и другого.

Качество— практическое воплощение удовлетворения потребно­стей и ожиданий. Качество продуктов труда определяется со­вокупностью свойств и характеристик продуктов труда, кото­рые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Термин «качество» не применя­ется ни для выражения превосходной степени в сравнительном смысле, ни в количественном смысле при проведении техни­ческих оценок. Например, недопустимо выражение: «первый компьютер качественнее, чем второй», следует сказать: «пер­вый компьютер имеет более высокий уровень качества».

Качество техническое— качество конкретной продукции, предла­гаемой производителем или посредником потребителю, за ко­торую потребителем производится оплата, соответствующая цене купли-продажи. Данное понятие применимо и к материальной продукции, и к любому виду услуги. Примерами технического качества могут быть: качество предлагаемого покупателю авто­мобиля, качество предлагаемой гостиничной услуги.

Качество функциональное— качество того, как потребителю фир­ма предлагает (поставляет) свой продукт: материальную про­дукцию или услугу. Например, функциональное качество мо­жет характеризоваться качеством процесса реализации, серви­са и утилизации продаваемого потребителю автомобиля, комфортностью клиента при заключении договора на предо­ставление услуги, качеством процесса поставки продукции.

Квалиметрия(от лат.qualitas – качество или quails – какой по качеству и греч. metreo – измеряю) – научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством.

Квалириски— возможная вероятность ущерба предприятия в свя­зи с несоответствием качества его продукта труда установлен­ным нормам.

Конкурентоспособность продукции– способность продукции соответствовать сложившимся требованиям рынка на рассматриваемый период.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регла­ментов— проверка выполнения юридическим лицом или ин­дивидуальным предпринимателем требований технических рег­ламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Международная стандартизация— стандартизация, участие в ко­торой открыто для соответствующих органов всех стран.

Международный стандарт— стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией (по стандарти­зации), и доступный широкому кругу потребителей.

Менеджмент качества— полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества.

Методы управления качеством— способы осуществления воздей­ствия на качество с целью достижения поставленных целей.

Многостороннее соглашение по признанию— соглашение по при­знанию, которое включает принятие более чем двумя сторона­ми результатов работы друг друга.

Национальный орган по стандартизации— орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Национальный стандарт— стандарт, принятый национальным ор­ганом по стандартизации и доступный широкому кругу потре­бителей.

Нормативный документ— документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный доку­мент» является родовым термином, охватывающим такие по­нятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты. Под документом следует понимать лю­бой носитель с записанной в нем или на его поверхности ин­формацией.

Обеспечение качества— совокупность способов и методов, направ­ленных на создание уверенности в том, что продукция или ус­луга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Общее руководство качеством— аспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества. Достижение желаемого качества требует вовлечения и участия всех сотрудников организации, тогда как ответственность за общее руководство качеством несет высшее руководство фирмы. Общее руководство качеством включает оперативное планиро­вание, распределение ресурсов, а также другие систематические действия в области качества, такие, как планирование, органи­зация, координация и контроль.

Орган по аккредитации (лабораторий)— орган, который управляет системой аккредитации лабораторий, проводит аккредитацию и предоставляет право на ее проведение.

Орган по сертификации— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган, проводящий сертификацию соответствия. Орган по сертификации может сам проводить испытания и контроль за испытаниями или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению другими органами.

Орган по стандартизации— орган, занимающийся стандартизаци­ей, признанный на национальном, региональном или между­народном уровнях, основная функция которого, согласно его статусу, заключается в разработке, утверждении и принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей.

Планирование качества— часть менеджмента качества, сфокуси­рованная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующаяся (детально определяющая), как это будет достигнуто.

Подтверждение соответствия— документальное удостоверение со­ответствия продукции или иных объектов, процессов производ­ства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили­зации, выполнения работ или оказания услуг требованиям тех­нических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Показатель качества— количественная характеристика свойства (совокупности свойств).

Политика качества— основные направления и цели организации, связанные с качеством, официально сформулированные выс­шим руководством.

Предоставление услуги— деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Проверка качества— систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и резуль­татов в области качества запланированным показателям, а так­же эффективность их внедрения и степень достижения постав­ленных целей.

Продуктивность— взаимоотношение между достигнутым резуль­татом и использованными ресурсами.

Продукция— результат деятельности, представленный в матери­ально-вещественной форме и предназначенный для дальней­шего использования в хозяйственных и иных целях.

Процесс— система действий, которая использует ресурсы для пре­образования входящих элементов в выходящие.

Риск— возможная вероятность потерь. Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Свидетельство в области сертификации (лицензия)— документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соот­ветствия для своей продукции, процессов или услуг в соответ­ствии с правилами соответствующей системы сертификации.

Сертификат соответствия— документ, удостоверяющий соответ­ствие объекта требованиям технических регламентов, положе­ниям стандартов или условиям договоров, изданный в соответ­ствии с правилами системы сертификации.

Сертификация— форма осуществляемого органом по сертифика­ции подтверждения соответствия объектов требованиям техни­ческих регламентов, положениям стандартов или условиям до­говоров, действие третьей стороны, доказывающее, что обес­печивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому норматив­ному документу.

Система— объект, состоящий из взаимосвязанных или взаимодей­ствующих элементов.

Система аккредитации лабораторий— система, располагающая соб­ственными правилами процедуры и управления для осуществ­ления аккредитации лабораторий.

Система менеджмента качества— система для установления поли­тики качества, целей качества и для достижения этих целей.

Система обеспечения качества (система качества)— совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, про­цессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Система качества охватывает все ста­дии и все уровни формирования качества, обеспечивает реали­зацию определенной политики фирмы в области качества.

Система сертификации— совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Системы сертификации мо­гут действовать на национальном, региональном и международ­ном уровнях.

Система управления— система для установления политики и це­лей и для достижения этих целей.

Системный подход к управлению— управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях, из чего следует, что управлять необходимо всей организацией в целом.

Соглашение по признанию— соглашение, основанное на принятии одной стороной результатов, представленных другой стороной, которые получены от применения одного или нескольких ус­тановленных функциональных элементов системы сертифика­ции. Типичными примерами соглашений по признанию явля­ются «соглашения по испытаниям», «соглашения по контролю» и «соглашения по сертификации». Соглашения по признанию могут быть приняты, например, на национальном, региональ­ном или международном уровне.

Стандарт— документ, в котором в целях добровольного много­кратного использования устанавливаются характеристики про­дукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символи­ке, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нане­сения. Стандарты должны быть основаны на обобщенных ре­зультатах науки, техники и практического опыта и направле­ны на достижение оптимальной пользы для общества.

Стандартизация— деятельность по установлению правил и харак­теристик в целях их добровольного многократного использо­вания, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурен­тоспособности продукции, работ или услуг. В частности, эта де­ятельность проявляется при разработке, опубликовании и при­менении стандартов. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначе­нию, устранение барьеров в торговле и содействие научно-тех­ническому сотрудничеству.

Технический регламент— документ, который принят международ­ным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации, или федеральным законом, или указом Президента Рос­сийской Федерации, или постановлением Правительства Рос­сийской Федерации, и устанавливает обязательные для приме­нения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации).

Техническое регулирование— правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязатель­ных требований к продукции, процессам производства, эксп­луатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эк­сплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулиро­вание отношений в области оценки соответствия.

Тотальный менеджмент (управление) качества— менеджмент каче­ства организации, охватывающий всю организацию.

Требование— установленная или типично предполагаемая потреб­ность или ожидание.

Требование качества— требование, касающееся всей суммы неотъемлемых характеристик объекта и их значений.

Третья сторона— лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Улучшение качества— часть менеджмента качества, сфокусирован­ная на увеличение его эффективности и продуктивности.

Управление качеством— часть менеджмента качества, сфокусиро­ванная на выполнение требований качества. Включает действия, использующие методы и виды деятельности оперативного характера в целях удовлетворения требований к качеству. Применительно к продукции управление качеством характеризуется как целенаправленный процесс воздействия на объект управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.

Уровень качества— мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству объекта, принятому за эталон сравнения.

Услуга— итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удов­летворению потребностей потребителей.

Участник системы сертификации— орган по сертификации, дей­ствующий согласно правилам данной системы, но не имеющий возможности участвовать в управлении системой.

Форма подтверждения соответствия— определенный порядок до­кументального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Целевая программа качества – регламентирующий документ, содержащий комплекс конкретных взаимосвязанных мероприятий (научно-технических, социальных, экономических, организационных и пр.), распределение ресурсов, последовательность действий соответствующих исполнителей и сроки выполнения, направленный на достижение целей в области качества конкретной продукции, услуги.

Член системы сертификации— орган по сертификации, действу­ющий согласно правилам данной системы и имеющий возмож­ность участвовать в управлении системой.

Эксперт по качеству продукции(лат. expertus — опытный) — высококвалифицированный специалист отвечающий, требованиям профессиональной и квалиметрической компетентности, владеющий технологиями проведения экспертиз и соответствующей нор­мативно-правовой базой, принимающий участие в проведении экспертиз.

Экспертный метод оценки качества – метод оценки качества продукции, основанный на использовании суждений экспертов.

Эффективность— степень, с какой запланированные деятельнос­ти реализуются и запланированные результаты достигаются.

Юридическая ответственность за качество продукции– правовая обязанность, возлагаемая на изготовителя или других лиц по возмещению убытков из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого ущерба, вызванного использованием продукции по назначению.

 

 

3.5. Методические указания к проведению практических занятий*

Практическое занятие № 1

Построение гистограммы

Цель: Познакомиться со статистическими методами контроля качества. Научиться строить гистограмму – один из «семи инструментов контроля качества»









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.