|
Раздел 11. Методики улучшения качества продукции,Процессов и ресурсов
К наиболее известным современным методам и инструментам обеспечения качества относятся: концепция «Шесть сигм»; программа «5S»; бенчмаркинг; реинжиниринг. Эти инструменты улучшения качества пока не вошли в практику большинства российских предприятий, но опыт зарубежных предприятий показывает их эффективность и перспективность. В связи с этим, специалистам в области экономики и управления на предприятиях необходимо иметь представление об основных положениях этих методов и инструментов. Концепция «Шесть сигм» В настоящее время концепция «шесть сигм» представляет собой разновидность совершенствования бизнеса, основная цель которого заключается в нахождении и устранении причин брака и ошибок в производственных и сервисных процессах. Эта концепция использует базовые и передовые методы повышения качества за счет командной работы, члены которой применяют современные методы контроля и принимают решения, основанные на фактах. Сигма (σ) – это среднее квадратическое отклонение, используемое в математической статистике для измерения отклонений параметра от среднего значения. Метод «Шесть сигм» базируется на том, что процессы, удовлетворяющие данному методу, допускают не более 3-4-х дефектов на миллион изделий. Концепция «Шесть сигм» нацелена на выполнение трёх основных задач: · Повысить удовлетворенность клиентов. · Сократить время операционного цикла. · Уменьшить число дефектов. Стратегия «Шесть сигм» основана на том, что существует прямая корреляция между числом дефектов продукции и уровнем удовлетворенности потребителей. В стратегии «Шесть сигм» общим показателем служит число дефектов на единицу продукции, допущенных на всех стадиях ее производства от поставки сырья и материалов, изготовления деталей, процесса сборки и до заполнения финансовых документов, расчета экономических показателей, планирования сроков поставки продукции потребителю и затрат на транспортировку. Концепция «Шесть сигм» базируется на следующих положениях: § установление ключевых бизнес-процессов и потребительских требований в составе стратегических целей организации; § назначение ответственных менеджеров за проекты, которые должны оказывать поддержку командным видам деятельности, помогать снижать или устранять сопротивление изменениям и предоставлять командам необходимые ресурсы; § использование показателя «число ошибок» (брака) на миллион случаев для всех структурных подразделений организации; § определение параметров процессов, отражающих результаты бизнеса и стимулирующих и обеспечивающих ответственность исполнителей; § организация обучения персонала, направленного на обеспечение командной работы, целью которой является повышение рентабельности, сокращение общего временного производственного цикла, освобождение от нерентабельных видов деятельности; § организация подготовки высококвалифицированных специалистов по совершенствованию процессов (так называемых «зеленых поясов», «черных поясов»), которые умеют применять инструменты совершенствования и лидировать в командах; § постоянное обновление и усложнение общих целей организации и целей подразделений при совершенствовании деятельности. Концепция «Шесть сигм» использует множество фундаментальных положений, относящихся к всеобщему управлению качеством (TQM) и, прежде всего совершенствование деятельности организации за счет использования командной работы («выигрываем вместе») и процессного подхода. В то же время «Шесть сигм» не является просто новой комбинацией прежних подходов к качеству и традиционных концепций всеобщего управления качеством, а имеет свои отличительные черты (табл. 3) Таблица 3 Отличие концепции «Шесть сигм» от TQM
Программа «5S» При решении руководства предприятия повысить его эффективность, улучшить качество продукции, первым шагом в этом направлении должно быть наведение чистоты и порядка на всех рабочих местах. Следствием этого должно стать повышение производительности, качества труда и дисциплины в коллективе. Именно эти цели преследует система «Упорядочение». После ее освоения предприятие может переходить к более сложным методам, таким как ТРМ (производительное обслуживание оборудования с участием всего персонала), система менеджмента качества на основе стандартов ISO 9000, TQM (Всеобщее управление на основе качества) и др. В основе системы «Упорядочение» лежит созданная более 50 лет назад японская система «5S», одним из авторов которой является известный японский теоретик и практик организации производства К. Исикава. Название системы «5S» происходит от пяти японских слов, начинающихся на S: Seiri — сортировка, Seiton — организация, Seiso — очистка, Seiketsu — стандартизация, Shitsuke — улучшение стандартов и демонстрация приверженности им. В табл. 4 приведены 5 принципов системы «5S» и их содержание Таблица 4 Принципов системы «5S» и их содержание
Освоение системы «5S» в масштабах предприятия влияет практически на все характеристики предприятия. Опыт применения этой системы в промышленно развитых странах показывает, что ее использование повышает эффективность хозяйственной деятельности на 3-5%. Применение системы на российских предприятиях дало следующие результаты: - уровень травматизма и несчастных случаев снизился почти в 3 раза; - за год производительность повысилась почти на треть; - существенно улучшилось качество выпускаемой продукции; - сократились складские запасы, что способствовало улучшению показателей оборачиваемости; - изменилось отношение людей к труду. Соблюдение принципов чистоты и порядка, дисциплины и ответственности особенно эффективно при производстве сложных, надежных, точных машин и приборов, пищевых продуктов, предметов потребления.
Бенчмаркинг Термином «бенчмаркинг» обозначается один из инструментов совершенствования деятельности. Название метода происходит от английских слов bench (уровень, высота) и mark (отметка). Из множества определений данного метода наиболее полным является: «Бенчмаркинг – это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы» (Б. Андерсен). Бенчмаркинг представляет собой процесс сравнения, проектирования и внедрения. Он включает: - сравнение организации и ее подразделений с лучшими организациями независимо от того, какой отрасли промышленности или стране они принадлежат; - сравнение бизнес-процессов, в том числе производственных, с лучшими аналогичными процессами в другой отрасли или во всех отраслях промышленности для достижения наибольшей стоимости компании; - сравнение продуктов и услуг, произведенных организацией, с продуктами и услугами ее сильнейших конкурентов; - сравнение различных типов оборудования с целью выбора наилучшего оборудования; - внедрение выбранных наилучших методов и приемов работы; - расширение клиентской и потребительской базы. Бенчмаркинг может рассматриваться как процесс или деятельность по долгосрочному определению стратегии предпринимательства, основанной на лучшем опыте партнеров и конкурентов в отраслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровне. Основными принципами бенчмаркинга являются: § взаимность: бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают «выигрышную» ситуацию для обеих сторон; § аналогия: оперативные процессы партнеров должны быть схожими. Аналогия процессов и установление критериев отбора партнеров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности предприятия; § измерение: бенчмаркинг — это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях; его целью является установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить их благодаря тщательному изучению данного процесса; § достоверность: бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции. Бенчмаркинг - это непрерывный процесс, открывающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации. Реинжиниринг Реинжиниринг бизнес-процессов (business process reengineering) — новая методология перестройки деятельности (процесса) радикальным (а не эволюционным) путем. Его популярность во многом связана с развитием информационных систем и технологий. Принципиальные положения реинжиниринга: § перестройка процессов должна осуществляться с чистого листа (т.е. без учета всего предшествующего опыта); § реинжиниринг ставит под сомнение основные предположения и пути, которыми до сих пор пользовались на производстве; § реинжиниринг требует творческого подхода от персонала; § радикальные изменения осуществляются с помощью или на основании информационных технологий. Не следует путать реинжиниринг с постоянными улучшениями (табл. 5) Таблица 5 Основные различия между улучшениями и реинжинирингом
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Перечислите современные методы и инструменты обеспечения качества; 2. Какие основных задачи выполняет концепция «Шесть сигм»?; 3. На каких положениях базируется концепция «Шесть сигм»?; 4. Перечислите основные отличия концепции «Шесть сигм» от TQM; 5. Перечислите принципы системы «5S» и раскройте их содержание; 6. Какие результаты были получены при освоении системы «5S» в масштабах предприятия?; 7. Дайте определение понятию «бенчмаркинг»; 8. Назовите основные принципы бенчмаркинга; 9. Каковы принципиальные положения реинжиниринга?; 10. Чем отличается реинжиниринг от методов постоянного улучшения? ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, Вы закончили работу над курсом «Управление качеством». Теперь Вы имеете представление о качестве, как объекте управления, методах его анализа, оценки и измерения. Вы познакомились с принципами и статистическими методами управления качеством. Рассмотрели вопросы, связанные с организацией систем всеобщего управления качеством (TQM), стандартизацией, сертификацией, экономикой управления качеством и современными методами улучшения качества продукции, процессов и ресурсов. Все эти знания и умения потребуются при организации работ по совершенствованию деятельности предприятий с целью повышения их конкурентоспособности. Можете быть уверены - полученные знания пригодятся в Вашей профессиональной деятельности. Желаем дальнейших успехов!
ГЛОССАРИЙ Аккредитация (лабораторий) — официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Аккредитованная лаборатория — испытательная лаборатория, прошедшая аккредитации. Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Гарантия качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на обеспечении уверенности, что соответствующее требование качества будет выполнено. Двустороннее соглашение по признанию — соглашение по признанию, которое включает принятие двумя сторонами результатов работы друг друга. Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Диверсификация (лат. diversus — разный и facere — делать) — разностороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих) не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий, использование различных финансовых инструментов с целью минимизации риска. Дисперсия (лат. dispersus — рассеянный) — рассеяние, отклонение от среднего. Документ технических условий — документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга. Доступ к системе сертификации — возможность для соискателя свидетельства (в области сертификации) пользоваться сертификацией согласно правилам системы. Жизненный цикл продукции — совокупность процессов создания и использования (потребления) продукции определенного вида от начала научных исследований по ее разработке до утилизации или уничтожения включительно. Затраты, связанные с качеством — затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия. Заявление о соответствии — заявление поставщика под его полную ответственность, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Измерение – нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств, имеющих нормированные метрологические свойства. Испытание — техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой. Испытательная лаборатория — лаборатория, которая проводит испытания. Термин «испытательная лаборатория» может использоваться в значении юридического или технического органа или в значении того и другого. Качество — практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий. Качество продуктов труда определяется совокупностью свойств и характеристик продуктов труда, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Термин «качество» не применяется ни для выражения превосходной степени в сравнительном смысле, ни в количественном смысле при проведении технических оценок. Например, недопустимо выражение: «первый компьютер качественнее, чем второй», следует сказать: «первый компьютер имеет более высокий уровень качества». Качество техническое — качество конкретной продукции, предлагаемой производителем или посредником потребителю, за которую потребителем производится оплата, соответствующая цене купли-продажи. Данное понятие применимо и к материальной продукции, и к любому виду услуги. Примерами технического качества могут быть: качество предлагаемого покупателю автомобиля, качество предлагаемой гостиничной услуги. Качество функциональное — качество того, как потребителю фирма предлагает (поставляет) свой продукт: материальную продукцию или услугу. Например, функциональное качество может характеризоваться качеством процесса реализации, сервиса и утилизации продаваемого потребителю автомобиля, комфортностью клиента при заключении договора на предоставление услуги, качеством процесса поставки продукции. Квалиметрия (от лат.qualitas – качество или quails – какой по качеству и греч. metreo – измеряю) – научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством. Квалириски — возможная вероятность ущерба предприятия в связи с несоответствием качества его продукта труда установленным нормам. Конкурентоспособность продукции – способность продукции соответствовать сложившимся требованиям рынка на рассматриваемый период. Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки. Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией (по стандартизации), и доступный широкому кругу потребителей. Менеджмент качества — полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества. Методы управления качеством — способы осуществления воздействия на качество с целью достижения поставленных целей. Многостороннее соглашение по признанию — соглашение по признанию, которое включает принятие более чем двумя сторонами результатов работы друг друга. Национальный орган по стандартизации — орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации. Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей. Нормативный документ — документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты. Под документом следует понимать любой носитель с записанной в нем или на его поверхности информацией. Обеспечение качества — совокупность способов и методов, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству. Общее руководство качеством — аспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества. Достижение желаемого качества требует вовлечения и участия всех сотрудников организации, тогда как ответственность за общее руководство качеством несет высшее руководство фирмы. Общее руководство качеством включает оперативное планирование, распределение ресурсов, а также другие систематические действия в области качества, такие, как планирование, организация, координация и контроль. Орган по аккредитации (лабораторий) — орган, который управляет системой аккредитации лабораторий, проводит аккредитацию и предоставляет право на ее проведение. Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган, проводящий сертификацию соответствия. Орган по сертификации может сам проводить испытания и контроль за испытаниями или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению другими органами. Орган по стандартизации — орган, занимающийся стандартизацией, признанный на национальном, региональном или международном уровнях, основная функция которого, согласно его статусу, заключается в разработке, утверждении и принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей. Планирование качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующаяся (детально определяющая), как это будет достигнуто. Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Показатель качества — количественная характеристика свойства (совокупности свойств). Политика качества — основные направления и цели организации, связанные с качеством, официально сформулированные высшим руководством. Предоставление услуги — деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги. Проверка качества — систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным показателям, а также эффективность их внедрения и степень достижения поставленных целей. Продуктивность — взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Процесс — система действий, которая использует ресурсы для преобразования входящих элементов в выходящие. Риск — возможная вероятность потерь. Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Свидетельство в области сертификации (лицензия) — документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг в соответствии с правилами соответствующей системы сертификации. Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, изданный в соответствии с правилами системы сертификации. Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Система — объект, состоящий из взаимосвязанных или взаимодействующих элементов. Система аккредитации лабораторий — система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации лабораторий. Система менеджмента качества — система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей. Система обеспечения качества (система качества) — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Система качества охватывает все стадии и все уровни формирования качества, обеспечивает реализацию определенной политики фирмы в области качества. Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Система управления — система для установления политики и целей и для достижения этих целей. Системный подход к управлению — управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях, из чего следует, что управлять необходимо всей организацией в целом. Соглашение по признанию — соглашение, основанное на принятии одной стороной результатов, представленных другой стороной, которые получены от применения одного или нескольких установленных функциональных элементов системы сертификации. Типичными примерами соглашений по признанию являются «соглашения по испытаниям», «соглашения по контролю» и «соглашения по сертификации». Соглашения по признанию могут быть приняты, например, на национальном, региональном или международном уровне. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества. Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству. Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Тотальный менеджмент (управление) качества — менеджмент качества организации, охватывающий всю организацию. Требование — установленная или типично предполагаемая потребность или ожидание. Требование качества — требование, касающееся всей суммы неотъемлемых характеристик объекта и их значений. Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе. Улучшение качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличение его эффективности и продуктивности. Управление качеством — часть менеджмента качества, сфокусированная на выполнение требований качества. Включает действия, использующие методы и виды деятельности оперативного характера в целях удовлетворения требований к качеству. Применительно к продукции управление качеством характеризуется как целенаправленный процесс воздействия на объект управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом. Уровень качества — мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству объекта, принятому за эталон сравнения. Услуга — итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителей. Участник системы сертификации — орган по сертификации, действующий согласно правилам данной системы, но не имеющий возможности участвовать в управлении системой. Форма подтверждения соответствия — определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Целевая программа качества – регламентирующий документ, содержащий комплекс конкретных взаимосвязанных мероприятий (научно-технических, социальных, экономических, организационных и пр.), распределение ресурсов, последовательность действий соответствующих исполнителей и сроки выполнения, направленный на достижение целей в области качества конкретной продукции, услуги. Член системы сертификации — орган по сертификации, действующий согласно правилам данной системы и имеющий возможность участвовать в управлении системой. Эксперт по качеству продукции (лат. expertus — опытный) — высококвалифицированный специалист отвечающий, требованиям профессиональной и квалиметрической компетентности, владеющий технологиями проведения экспертиз и соответствующей нормативно-правовой базой, принимающий участие в проведении экспертиз. Экспертный метод оценки качества – метод оценки качества продукции, основанный на использовании суждений экспертов. Эффективность — степень, с какой запланированные деятельности реализуются и запланированные результаты достигаются. Юридическая ответственность за качество продукции – правовая обязанность, возлагаемая на изготовителя или других лиц по возмещению убытков из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого ущерба, вызванного использованием продукции по назначению.
3.5. Методические указания к проведению практических занятий* Практическое занятие № 1 Построение гистограммы Цель: Познакомиться со статистическими методами контроля качества. Научиться строить гистограмму – один из «семи инструментов контроля качества» Теорети
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|