Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества





 
 


Стандартизация требований к объектам и системам качества

 

Нормативно-правовая база обеспечения качества продукции строится с использованием двух широко распространенных во всем мире систем: стандартизации и сертификации.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Главными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранению барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.

Объекты стандартизации - продукция, процесс, услуга, система, методы, требования и пр. Основным итогом деятельности по стандартизации являются стандарты.

Стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

Данное определение стандарта представлено в ФЗ РФ «О техническом регулировании», принятом в декабре 2002 г. с целью обеспечения гарантии качества материальных товаров и услуг, предлагаемых потребителю. Особое внимание должно уделяться безопасности продукции, услуг, производственных объектов, а также процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации продуктов труда.

В соответствии с законом «О техническом регулировании» техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В системе технического регулирования РФ применяются следующие документы:

· технические регламенты, требования которых являются обязательными для исполнения всеми организациями на территории России;

· стандарты, устанавливающие требования, принимаемые организациями на добровольной основе;

· сертификаты для оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и т.д. требованиям технических регламентов.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

· добровольного применение стандартов;

· максимального учета законных интересов заинтересованных сторон;

· недопустимости создания препятствий производству, обращению продукции, оказанию услуг;

· недопустимости установления стандартов, противоречащих техническим регламентам;

· обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Различают международную, региональную и национальную стандартизацию.

Особое значение в современных условиях имеют стандарты, устанавливающие требования к системам управления качеством. Международная организация по стандартизации в 1987 г. выпустила первую версию данных стандартов – стандарты ISO серии 9000, содержащие такие требования и правила создания систем управления качеством организаций с тем, чтобы они могли пройти сертификацию по единым международным критериям. Недостатком данных стандартов было отсутствие положений, касающихся вопросов непрерывного улучшения качества и удовлетворения потребителей.

Более совершенная версия этих стандартов вышла в 1994 г.. Ее целью было достижение удовлетворенности потребителей посредством предупреждения выпуска несоответствующей продукции. При этом система качества рассматривалась как средство, обеспечивающее соответствие продукции установленным требованиям. Недостатком данной версии было то, что совершенствование системы управления качеством на основе этих стандартов сопровождалось излишней формализацией и бюрократизацией управления.

Недостатки первых двух версий были учтены при разработке стандартов ISO серии 9000 версии 2000 года

 

Требования к системе менеджмента качества

Стандартов ISO серии 9000:2000

Стандарты ISO серии 9000 обобщили мировой опыт организации работ по качеству. Рекомендации этих стандартов используют не только при создании систем качества, но и в качестве критериев оценки систем качества при сертификации и заключении контрактов, когда заказчики оценивают возможности поставщиков обеспечить стабильность требуемого качества продукции.

Разработка стандартов ISO серии 9000 проводилась техническим комитетом ISO/ТК 176 «Общее руководство качеством и обеспечение качества». Появление этих стандартов стало логическим результатом развития управления качеством от зарождения и развития отдельных элементов в рамках общего управления предприятием до интеграции элементов и перехода к комплексному, а затем тотальному управлению качеством.

При разработке стандартов ISO 9001 и 9000 (2000 год) были учтены 8 принци­пов управления качеством:

• ориентированность организации на потребителя;

• роль руководства в объединении целей управления и внутренней среды
организации;

• вовлечение работников для использования их способностей на благо организации;

• подход к управлению как к процессу;

• системный подход к менеджменту;

• постоянное улучшение как цель организации;

• метод принятия решений, основанный на фактах;

• взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Европейские страны, стремясь к созданию общего рынка, первыми внедрили стандарты ISO 9000, ввели сертификацию на соответствие этим стандартам, что позволило устранить преграды свободной торговле.

Международные стандарты ISO серии 9000 являются основой более 350 тыс. сертифицированных систем управления качеством на предприятиях государственного и частного сектора в 150 странах.

Популярность стандартов обусловлена следующими факторами:

§ стандарты содержат проверенные временем и опытом многочисленных процветающих фирм концепции и положения внутреннего руководства качеством и модели по внешнему обеспечению качества;

§ стандарты являются универсальным инструментом оценки систем качества второй и третьей стороной;

§ стандарты совершенствуются, развиваются, и их содержание удовлетворяет растущие потребности международного менеджмента качества.

Несмотря на добровольное использование и рекомендательный характер требований Международных стандартовISO серии 9000 их применение и создание на предприятии системы качества, соответствующей всем требованиям современного менеджмента качества, приносит повышение конкурентоспособности и качества продукции, снижает затраты, увеличивает прибыль и повышает деловую активность.

В стандарте ISO 9000:2000 сказано, что целью новой системы менеджмента качества стали постоянные улучшения для увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон.

Новая версия содержит три стандарта, посвященные формированию систем менеджмента качества и требования к ним:

Ø Стандарт ISO 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные принципы и словарь» - содержит концепцию менеджмента качества и терминологию;

Ø Стандарт ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» устанавливает основные требования к системе менеджмента качества, но не разъясняет, каким образом эти требования могут быть удовлетворены. В связи с этим, данный стандарт можно использовать в организациях, осуществляющих различную деятельность с учетом особенности каждой организации.

Все требования к системе качества в стандарте изложены в 5 разделах:

1. Система менеджмента качества.

2. Ответственность руководства.

3. Менеджмент ресурсов.

4. Процессы жизненного цикла продукции.

5. Измерение, анализ и улучшение.

Данный стандарт применяется для целей подготовки к сертификации и аудиту;

Ø Стандарт ISO 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» - содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, ориентированных на высокую эффективность деятельности предприятия.

Новый стандарт ISO 19011:2000 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и окружающей среды» разработан в помощь аудиторам, проводящим оценку систем качества. Он определяет основные правила и процедуры оценки системы качества и окружающей среды.

Стандарты ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000 в отличие от аналогичных стандартов предыдущих версий, полностью гармонизированы по структуре и содержанию, что облегчает их изучение и применение.

 

Сертификация

Сертификация является формой подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, работ или иных объек­тов техническим регламентам, стандартам и условиям договоров.

В РФ деятельность по подтверждению соответствия осуществлению на основании Законов «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании».

Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании» понятие «подтверждение соответ­ствия» приобрело самостоятельное значение и находится в коор­динации с понятием «сертификация».

Подтверждение соответствия регламентируемых объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или усло­виям договоров осуществляется на базе принципов установленных ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 19).

Форма подтверждения соответствия на территории РФ носит добровольный и обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия проводится в форме добровольной сертификации, а обязательное – в форме декларирования соответствия) или непосредственного осуществления обязательной сертификации.

Обязательная сертификация — процедура, закреплённая в законодательных актах. Наиболее крупной системой обязательной сертификации является ГОСТ Р. Это первая система обязательной сертификации, созданная во исполнение Закона РФ «О защите прав потребителей».

Обязательной сертификации подлежат все виды продукции, потенциально опасные для жизни, здоровья человека и окружающей среды, способные нанести вред имуществу потребителя.

Сертификат соответствия — это документ, изданный в соот­ветствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга со­ответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено, маркируется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом з наком обращения на рынке.

На рис. 3 представлены основные проблемы, связанные с качеством, возникающие в условиях рынка потребителя и которые могут быть решены посредствам сертификации.

Рис. 3. Проблемы гарантирования качества в условиях рынка потребителя

На рис. 4 показаны процессы управления, улучшения и га­рантирования качества. Как видно из рисунка, с помощью непрерывных процессов управления качеством — цикла Деминга PDCA, состо­ящего из последовательных фаз: Р (Plan) — планирования (опре­деление целей и задач, определение способов достижения целей), D (Do) — выполнения (обучение и подготовка кадров, проведе­ние работ), проверки С (Check) — определение и оценка резуль­татов выполненных работ) и A (Activity) — действия (разработка и реализация управляющих воздействий) — производители доби­ваются непрерывного улучшения качества.


Рис. 4. Процессы управления, улучшения и гарантирования качества

 

В международной практике для обеспечения уверенности общества и потребителей в соответствии продукта, про­цесса, услуги техническому регламенту, стандарту, договору, системе добровольной сертификации и в способности фирмы точно и стабиль­но повторять требуемое качество в необходимых количествах (сери­ях) применительно к разновидности объектов сертификации сложи­лись два вида сертификации (рис. 5):

 
 

 

 


Рис. 5. Классификация видов сертификации по объектам аудита

 

Для соблюдения правил и обеспечения эффективности между­народной сертификации необходимо учитывать три обязательных фактора:

§ информационно-правовую совместимость национальной и международной систем сертификации;

§ объективность, на которой строится добровольная сер­тификация в условиях рынка потребителя и должна строиться для достижения поставленных перед ней целей обязательная сертифи­кация;

§ непрерывность, которая обеспечивается ограни­ченными сроками действия сертификатов, возможностью периоди­ческого надзора за сертифицированными продуктами и системами качества.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте определение понятиям «стандартизация», «стандарт».

2. В рамках какого закона в РФ осуществляется деятельность по стандартизации?;

3. Какие современные стандарты устанавливают требования к системам управления качеством?

4. Укажите недостатки международных стандартов ISO серии 9000 версий 1987 и 1994 гг.

5. Какие принципы управления качеством учтены в стандартах ISO серии 9000:2000?

6. На основании каких законов осуществляется деятельность по сертификации (подтверждению соответствия)?;

7. Какие формы подтверждения соответствия Вам известны?;

8. Что представляет собой сертификат соответствия?

9. Какие факторы необходимо учитывать для обеспечения эффективности между­народной сертификации?

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.