|
Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества
Оценка результативности СМК Согласно стандарту ISO 9000:2000 результативность – это «степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов», поэтому при оценке результативности СМК необходимо установить: 1.Степень реализации запланированной деятельности – определяется на основе анализа степени достижения установленных выходов процессов, степени выполнения требований стандарта ISO 9001:2000 и характеристик процессов; 2. Степень достижения запланированных результатов в области качества – определяется на различных уровнях организации, в том числе в подразделениях. В качестве характеристик процессов могут использоваться стоимостные, технические показатели и показатели сроков. Оценку результативности СМК можно производить различными методами, среди которых наиболее распространенными являются: 1. Сравнение запланированных и достигнутых выходов; 2. Метод экспертной балльной оценки (рис. 10). Оценку результативности СМК предлагается проводить по определенным выбранным оценочным показателям нескольких уровней (в основном четырех). Первый уровень включает один показатель, характеризующий итоговую оценку результативности системы менеджмента качества. Второй уровень включает два показателя, формирующие итоговую оценку: • обобщенный показатель, характеризующий степень реализации запланированной деятельности; • обобщенный показатель, характеризующий степень достижения запланированных результатов. Третий уровень включает показатели, формирующие обобщенные показатели, то есть показатели второго уровня (количество показателей третьего уровня определяется самой организацией). Четвертый уровень включает показатели, формирующие показатели третьего уровня (количество показателей четвертого уровня определяется самой организацией). Количество и содержание показателей третьего и четвертого уровней должно быть достаточным для определения того, насколько результативно функционирует объект оценки. При необходимости в отдельных случаях могут применяться показатели пятого уровня, формирующие показатели четвертого уровня.
Рис. 10. Структура системы оценок результативности СМК
Степень достижения поставленных целей для каждого подразделения организации – это показатель 4-го уровня. Степень достижения каждой из целей подразделения – показатель 5-го уровня. По каждому выбранному показателю (всех уровней) составляется шкала баллов, по которой оценивается степень их выполнения. Она может быть непрерывной (например, от 0 до 100) или дискретной (набор чисел от 0 до 3 или больше — 4-5). Например: 3 - балльная дискретная шкала: «отлично» — 3 балла; «хорошо» — 2 балла; «плохо» — 1 балл. 4 - балльная дискретная шкала: «отлично» — 4 балла; «хорошо» — 3 балла; «удовлетворительно» — 2 балла; «неудовлетворительно» — 1 балл. 100 - балльная непрерывная шкала: «отлично» — совокупная численная оценка превышает 80 баллов; «хорошо» — 60 - 80 баллов; «удовлетворительно» — 40 - 60 баллов; «неудовлетворительно» — ниже 40 баллов. Учитывая обстоятельство, что оценка результативности системы менеджмента качества является не единовременным (разовым) действием, а постоянным процессом, проводимым через установленные промежутки времени, результаты которого должны использоваться при рассмотрении состояния в организации процесса улучшения, желательно, чтобы оцениваемые показатели не менялись. При необходимости внесения в течение времени каких-либо изменений в оценочные показатели (а это может быть только по показателям третьего и четвертого уровней) в обязательном порядке должны быть разработаны определенные корректировочные коэффициенты при подсчете баллов по показателям первого и второго уровней с целью обеспечения сопоставимости результатов проведенной и предыдущей оценки. Оценка результативности системы менеджмента качества осуществляется на основании анализа: · результатов внутренних аудитов СМК проводимых в соответствии с требованиями МС ISO 9001:2001; · данных, полученных в результате мониторинга и измерений характеристик продукции с целью проверки достижения требований, предъявляемых к продукции; · данных, полученных в результате мониторинга и измерений процессов с целью проверки или подтверждения способности процессов достигать запланированных результатов; · достижения результатов, установленных целями в области качества в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях; · данных, полученных по обратной связи от потребителей; · данных о выполнении мероприятий, разработанных по результатам предыдущей оценки результативности СМК; · принятых и реализованных в течение анализируемого периода предупреждающих и корректирующих действий. Первую оценку результативности желательно проводить по истечении не менее полугода с момента начала функционирования СМК. В дальнейшем оценку необходимо проводить через установленный руководством организации период (1 раз в квартал или полугодие), но не реже 1 раза в год.
![]() ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|