Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Построение матричной и стрелочной диаграмм





Цель:Познакомиться с назначением и применением «Семи новых инструментов контроля качества» («Семи инструментов управления»).

Теоретические предпосылки

Рассмотренные ранее простые инструменты контроля качества предназначены для анализа количественных данных о качестве. Они позволяют простыми, но в то же время научно обоснованными методами решать 95% проблем анализа и управления качеством в разных областях.

Однако при создании нового продукта не все факторы имеют численную природу. Существуют факторы (порядка 5%), которые поддаются только словесному описанию. Эти проблемы возникают в основном в области управления процессами, системами, коллективами.

Союз японских ученых и инженеров (JUSE) разработал надежный набор инструментов «Семь инструментов управления», позволяющих облегчить задачу управления качеством при анализе указанных факторов.

К «Семи инструментам управления» относятся:

1. Диаграмма сродства; 2. Диаграмма (график) взаимосвязей (зависимостей); 3. Древовидная (системная) диаграмма (дерево решений); 4. Матричная диаграмма или таблица качества; 5. Стрелочная диаграмма; 6. Диаграмма процесса осуществления программы (планирования осуществления процесса);

7. Матрица приоритетов (анализ матричных данных).

Применению данных инструментов должен предшествовать сбор исходных данных, например, с использованием метода «мозговой штурм». После этого отбираются данные и используются для их обработки наиболее подходящие из приведенных выше семи инструментов управления и планирования.

Задания к выполнению практической части

Задание 1

Построить матричную диаграмму для определения приоритетности требований туристов.



План выполнения задания

Предварительно были опрошены туристы, которых просили указать на недостатки в их обслуживании. В результате опроса выяснились следующие пробелы в обслуживании: ошибки в оформлении документов на тур; гостиница не соответствовала заявленной категории; не работал кондиционер в номере; частично не выполнена экскурсионная программа.

Для выяснения важности установленных недостатков в обслуживании был произведен повторный опрос туристов. Туристам раздавались карточки с парным сочетанием установленных недостатков, и им следовало указать на один недостаток из двух, который соответствует следующим параметрам:

1. Существенно важнее второго (первый оценивается в 9 баллов, а второй в: 1/9 = 0,11 балла);

2. Важнее второго (первый оценивается в 5 баллов, а второй в: 1/5 = 0,2 балла;

3. Так же важен, как и второй (оба эти недостатка оцениваются в 1 балл);

4. Менее важен, чем второй (первый недостаток оценивается в 0,2 балла, а второй в 5 баллов);

5. Существенно менее важен, чем второй (первый недостаток оценивается в 0,11 балла, а второй – 9 баллов).

Усредненные ответы туристов с их оценкой по данной шкале заносятся в матрицу (форма 7). Затем осуществляют нормирование столбцов этой матрицы путем деления данных каждого столбца на сумму по этому столбцу и получают нормированную матрицу (форма 8). Далее проводится суммирование строк данной матрицы (графа 6 в форме 8). Одинаковость полученных сумм по строкам и столбцам матрицы говорит об отсутствии ошибок при ее заполнении.

Для определения степени важности недостатков при обслуживании туристов в процентах и установления приоритетности мер по их устранению сумму по строкам нормированной матрицы делят на общую сумму по этому столбцу (т.е. на 4) и полученное отношение умножают на 100% (последний столбец нормированной матрицы, графа 7).

Форма 7

Матрица парных сравнений недостатков в обслуживании туристов

Недостатки в обслуживании туристов Ошибка в оформлении документов на тур Гостиница не соответствовала заявленной категории Не работал кондиционер в гостинице Частично не выполнена экскурсионная программа
Ошибка в оформлении документов на тур     0,11    
Гостиница не соответствовала заявленной категории        
Не работал кондиционер в гостинице     0,11    
Частично не выполнена экскурсионная программа     0,2   0,2  
Сумма по столбцам        

Форма 8

Нормированная матрица парных сравнений недостатков

в обслуживании туристов

Недостатки в обслуживании туристов Ошибка в оформлении документов на тур Гостиница не соответствовала заявленной категории Не работал кондиционер в гостинице Частично не выполнена экскурсионная программа Сумма по строкам Приоритетность мер по устранению недостатков, % (сумма по строкам :4,0)
Ошибка в оформлении документов на тур            
Гостиница не соответствовала заявленной категории            
Не работал кондиционер в гостинице            
Частично не выполнена экскурсионная программа            
Сумма по столбцам            

В выводе укажите, с каких мероприятий необходимо начинать процесс улучшения обслуживания туристов.

Задание 2

Спланируйте этапы выполнения работ по возведению дома «под ключ» в течении 12 месяцев и представьте их в виде диаграммы Ганта ( СД - стрелочной диаграммы).

Теоретические предпосылки

СД позволяет спланировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для скорейшей и успеш­ной реализации поставленной цепи. Она используется после того, как выявлены проблемы, требующие своего решения, и определены необ­ходимые меры, сроки и этапы их осуществления.

СД представляет собой диаграмму хода про­ведения работ, из которой должны быть наглядно видны порядок и сро­ки проведения различных этапов изо дня в день. Этот инструмент ис­пользуется для обеспечения уверенности, что планируемое время выполнения всей работы и отдельных ее этапов по достижению конеч­ной цели является оптимальным. Этот инструмент широко применя­ется не только при планировании, но и для контроля выполнения за­планированных работ, а также при разработке различных проектов

План выполнения задания

§ Составить план (см. ниже), который должен содержать все этапы работ и информацию об их продолжительности. Так, для строительства дома необходимо выполнить операции в следующей последовательности (в скобках указан срок в месяцах):

  Операции 1 вариант (последняя цифра шифра нечетная)   2 вариант (последняя цифра шифра нечетная)
1. Возведение фундамента январь-февраль июнь-июль
2. Возведение стен март-июнь август-ноябрь
3. Строительство лесов июль-август декабрь-январь
4. Внешняя отделка дома сентябрь февраль
5. Интерьер стен июль-август декабрь-январь
6. Водопровод июль-август декабрь-январь
7. Электрические работы июль декабрь
8. Установка дверей и окон июль-сентябрь декабрь-февраль
9. Покраска внутренних стен сентябрь-октябрь февраль-март
10. Окончание внутренней отделки октябрь-ноябрь март-апрель
11. Конечная инспекция и сдача дома декабрь май

§ Порядок и сроки выполнения работ по строительству дома «под ключ» за 12 месяцев представить в виде диаграммы Ганта (т.е. закончить форму 9).

Стрелочная диаграмма или диаграмма Ганта представляет собой таблицу, в которой указывается порядок проведения операций и запланированные сроки их выполнения в виде стрелок.

Форма 9

Пример планирования постройки дома за 12 месяцев по методу

диаграммы Ганта

№ п/п Операция М е с я ц ы
Фундамент                        
  Остов                      

4. Блок контроля освоения дисциплины

Общие указания

Блок контроля освоения дисциплины включает:

 

1. Задания на контрольную работу и методические указания к ее выполнению. Контрольная работа состоит из четырех заданий. Порядок выбора индивидуальных заданий указан в пункте 4.2.

Студенты ДОТ высылают выполненную контрольную работу на учебный сайт для проверки.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.