|
Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах ИСО серии 9000Исследования, проведенные специалистами ряда экономических лабораторий, показали, что до 1997 г. финансовыми аспектами решения проблем качества занималось менее 30% предприятий, сертифицировавших свои системы качества по стандартам серии ИСО 9000, а в 2000 г. эта цифра выросла почти до 70%. Следует отметить, что введение новой версии стандартов серии ИСО 9000 значительно расширяет применение и использование экономических аспектов качества как в виде рекомендаций по улучшению деятельности, так и требований к системе менеджмента качества, выполнение которых обязательно для получения сертификата. Хотя в новой версии стандартов серии ИСО 9000:2000 не существует явного указания по реализации тех или иных экономических аспектов менеджмента качества, но без их реализации выполнение некоторых требований стандартов не представляется возможным. Одним из принципов, заложенных в основу стандарта ИСО 9000:2000, является применение процессного подхода, необходимого для постоянного улучшения деятельности с учетом требований всех заинтересованных сторон. В качестве процесса может рассматриваться любая деятельность, при которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы. Можно ожидать, что использование процессной модели системы менеджмента качества (СМК) принесет наиболее ощутимые результаты и выгоды для предприятия в том случае, если процессы будут оцениваться с точки зрения не только достижения результата, но и экономической эффективности процессов менеджмента. В соответствии с другим, не менее важным принципом СМК целью организации является постоянное улучшение деятельности. В старой версии стандартов серии ИСО основной упор делался на качество продукции, и в это понятие не включались экономические характеристики. В версии 2000 г., где основной упор сделан на качестве менеджмента, экономические характеристики становятся основой для постоянного улучшения в самом широком смысле. Рассмотрим основные требования стандарта ИСО 9001:2000, применительно к которым использование экономических методов (в том числе и определение эффективности) является обязательным для подтверждения соответствия действующей на предприятии СМК. В пункте 5.1 «Обязательства руководства» указано, что высшее руководство должно обеспечивать выполнение своих обязательств по постоянному повышению качества и эффективности посредством выделения необходимых ресурсов, к которым относятся инфраструктура, производственная среда, людские, информационные, природные и финансовые ресурсы, а также поставщики и партнеры. Для того чтобы реализовать эти требования, необходимо учитывать и анализировать затраты на качество любой деятельности (процессов) в рамках СМК. При этом учет затрат на качество по видам деятельности позволит обеспечить оперативный контроль над используемыми ресурсами, выявить неэффективные виды деятельности, а также оценить инвестиции. В пункте 5.4.1 «Цели в области качества» выдвинуты требования по достижению поставленных целей. Цели должны быть не только измеряемыми и согласуемыми с «политикой в области качества», но и оцениваемыми в стоимостном (денежном) выражении, что необходимо для сопоставления достигнутых результатов с основными финансовыми показателями деятельности организации. В пункте 5.6 «Анализ со стороны руководства» и пункте 8.2.2 «Внутренний аудит» указано, что методы экономического анализа необходимо использовать при проведении оценивания СМК. В пункте 8.5.1 «Постоянное улучшение» подчеркивается, что улучшение должно рассматриваться в широком смысле: это не только улучшение качества продукции или услуг, но и улучшение процессов менеджмента за счет повышения их эффективности, снижения издержек производства, снижения себестоимости и повышения удовлетворенности потребителей путем снижения цены продукции. Таким образом, введение новой версии стандартов серии ИСО 9000 привело к изменению статуса финансовых аспектов менеджмента качества: из рекомендованных (а значит, необязательных) они становятся обязательными к применению в тех случаях, когда это возможно, необходимыми для полноценного функционирования СМК, а также приносящими ощутимую выгоду от их использования. Практически в стандартах дана установка на удовлетворение всех заинтересованных сторон — и потребителей, и производителей, и акционеров, и общества. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1.На какие категории делятся затраты на качество?; 2. Что необходимо выполнить для идентификации затрат на качество?; 3. Из чего складываются внутренние и внешние затраты на дефекты?; 4. Из чего складываются затраты на предупредительные мероприятия?; 5. По каким признакам и как можно классифицировать затраты?; 6.Из каких источников можно получить информацию необходимую для определения затрат на качество?; 7. Что можно использовать в качестве базы измерений при определении затрат на качество?; 8. С какой целью проводится анализ затрат на качество?; 9. Что представляет собой отчет по затратам?; 10. Для чего проводится функционально-стоимостной анализ, основное содержание метода?; 11. Перечислите основные требования стандарта ИСО 9001:2000, применительно к которым использование экономических методов является обязательным для подтверждения соответствия действующей на предприятии СМК. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|