Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Положения теории криминалистической идентификации и отдельных отраслевых учений криминалистики.





Как представляется, на современном этапе развития криминалистической науки к таким предпосылкам следует отнести:

4. Положения теории информации.

5. Положения теории кибернетики.

6. Закономерности создания и функционирования компьютерных технологий.

Причем следует особо подчеркнуть то важное место, которое занимают в развитии системы криминалистических учетов именно компьютерные технологии.

Следствием этого, с одной стороны, явилась определенная трансформация системы криминалистических учетов, а с другой – значительное расширение возможностей учетов, а также повышение научной обоснованности получаемых в результате применения учетов результатов, в том числе и в случае использования учетных данных при проведении экспертиз и исследований.

Несмотря на то, что в своем большинстве результаты применения компьютерных технологий в каждом конкретном случае специфичны и ориентированы на решение конкретной задачи, все же компьютерные технологии обладают рядом общих свойств.

Во-первых, в основе их применения лежат такие принципы правовой информатики и кибернетики, как принцип системной организованности объекта познания, количественных определенностей и использования математического аппарата, функциональный и алгоритмический подход к самому процессу познания и познаваемому объекту.

Во-вторых, методологической предпосылкой, звеном, предшествующим формированию и применению учетов с использованием компьютерных технологий, являются математическое (а для ряда учетов и кибернетическое) моделирование объекта и разработка (или выбор) алгоритма процесса его познания. В данном случае под математическим моделированием имеется в виду более широкий класс средств познания, чем класс средств, используемых при решении чисто математических задач. Здесь моделирование предполагает не только построение модели решения определённой задачи, но и создание модели объекта анализа, модели сравнительного анализа признаков объектов и т. д. Названные же модели в значительной степени являются содержательными и строятся не математиками, а заинтересованными в использовании учетов лицами.



В-третьих, независимо от индивидуальных особенностей каждого из учетов, можно вычленить общие элементы, присущие для любого из учетов.

Например, такие, как постановка задачи и определение цели использования учета; расчленение общей задачи на частные подзадачи; определение конкретных средств и приёмов реализации; собственно практическая деятельность, состоящая из совокупности операций; получение результата и его оценка; принятие решения.

В-четвертых, ни одна технология, основанная на использовании компьютеров, не охватывает всего процесса решения учетной задачи. Их использование, как правило, объективизирует и автоматизирует лишь ту или иную операцию (или группу операций), которая может относиться как к самому процессу познания, так и к оценке полученных результатов. Поэтому использование компьютерных технологий ни в коем случае не исключает использование качественного подхода к объекту познания.

Криминалистическая регистрация тесно связана с наукой криминалистикой и особенно с ее отраслью – криминалистической техникой. Она, прежде всего, базируется на закономерностях развития таких разделов криминалистической техники, как криминалистическая фотография, трасология, оружиеведение, почерковедение, техническое исследование документов, габитоскопия, фоноскопия, криминалистическое исследование материалов, изделий и веществ и других разделов криминалистической техники.

Эта частная криминалистическая теория включает в себя элементы других частных криминалистических теорий: криминалистического учения о механизме следообразования; криминалистического учения о признаках; криминалистического учения о фиксации доказательственной информации; криминалистического учения о способе совершения преступлений; теорию криминалистической идентификации; теорию криминалистической диагностики и ряда других.

Криминалистическая регистрация имеет тесную связь не только с диалектическими методами, но и с теорией информации. Принцип ее функционирования – информационный. Специфика данного вида правоохранительной деятельности в значительной степени обусловлена характером используемой информации.

В криминалистике принято различать криминалистически значимую информацию, которая находится в причинно-следственной связи с событием преступления, и информацию, которая опосредована к совершенному преступлению, то есть носит потенциально криминалистическое значение (справочная информация, сведения об источниках происхождения вещества и т.д.). Однако в своей совокупности они составляет систему, обеспечивающую накопление, обработку, хранение и поиск такой информации, которую принято называть криминалистической регистрацией[27].

Как представляется, в настоящее время сложилось несколько направлений компьютеризации учетной деятельности. Их можно подразделить по ряду оснований, в частности:

1. По характеру математического аппарата, на базе которого строятся компьютерные технологии и конкретные методики учетов. Это позволит выделить методики создания учетов, основанные на данных метрологии, теории вероятностей и математической статистики, проективной геометрии и т. д.;

2. По характеру решаемых учетных задач. В этом случае можно говорить о применении математического аппарата (любого) и вычислительной техники для решения идентификационных, классификационных и диагностических задач.

3. По характеру задач, не связанных с работой по конкретному учету, но направленных на оптимизацию и повышение эффективности решения учетных задач одной направленности или учетной деятельности в целом.

Здесь выявляются следующие направления: автоматизация первичной обработки данных; создание и эксплуатация автоматизированных банков данных о свойствах разнообразных объектов; решение сложных вычислительных задач, возникающих в процессе работы по учетам; создание и эксплуатация программ для логического анализа данных; использование автоматизации для решения задач управления в системе регистрации и её нормального функционирования; сбора и оценки информации о свойствах и признаках криминалистических объектов и многого другого[28].

Представляет интерес проследить происходившую трансформацию наименования данной отрасли правоохранительной деятельности в зависимости от понятия и объема вкладываемого в него представления.

Одним из первых, кто высказался о криминалистическом учете как элементе уголовной регистрации, был известный советский криминалист И. Н Якимов. Под регистрацией преступников он понимал «… учет преступного элемента страны в целях наилучших способов борьбы с преступностью и обезвреживанию самих преступников»[29].

Как отмечает Р. С. Белкин, с 1968 г. сам термин «криминалистический учет» стали употреблять в юридической литературе «… лишь как пояснение термина «уголовная регистрация» или элемент его содержания. Более того, в криминалистической теории начинает складываться другое представление об основах систематизации учетных данных. В качестве оснований классификации регистрации, наряду с самими регистрируемыми объектами, включаются и их идентифицирующие признаки: 1) признаки анкетно-установочных данных; 2) признаки внешнего строения объектов; 3) признаки, характеризующие навык человека»[30].

В последующих работах под уголовной регистрацией стали понимать систему криминалистических учетов определенных объектов, попавших в сферу уголовного процесса или оперативной деятельности и осуществляемых путем фиксации и сосредоточения характеризующих эти объекты данных[31].

Ранее уже было отмечено, что термин «уголовная регистрация» возник в одно время с терминами «уголовная техника» и «уголовная тактика». С течением времени последние были изменены на «криминалистическую технику» и «криминалистическую тактику», так как обозначали соответствующие разделы науки криминалистики. В то же время регистрация по-прежнему именовалась «уголовной». Однако и это понятие нуждалось в корректировке. «Во-первых, потому, что оно не отражает криминалистической природы обозначаемого им института правоохранительной деятельности и принадлежности содержащихся в нем знаний к криминалистической теории. А во-вторых, оно не позволяет провести разграничение самой системы и результатов регистрации от уголовной статистики, также являющейся учетом определенных сведений о преступности и преступниках, их регистрацию и выражение в определённых формах. Акцент же на криминалистический характер регистрации как криминалистического института подчёркивает её качественный, а не количественный характер»[32]. Принимая во внимание все вышеизложенное, в дальнейших рассуждениях об этом виде правоохранительной деятельности нами далее будет употребляться термин «криминалистическая регистрация». По нашему мнению, термин «криминалистическая регистрация» наиболее точно отражает ее направленность, цели, задачи, методы, средства их достижения, функциональные возможности.

Содержательной стороной криминалистической регистрации является каждого отдельного объекта по его индивидуальным, отдельно взятым, не суммирующимся признакам.

В информационном процессе криминалистической регистрации большое значение имеет сравнение признаков объекта. Извлекаемая в процессе регистрации информация сопоставляется методами сравнительного исследования с данными, сосредоточенными в криминалистических учетах. При отсутствии информационных данных в регистрационном массиве информация об объекте заносится в автоматизированную базу данных для возможного использования при проверке последующих запросов. При этом необходимо подчеркнуть, что согласно теории идентификации, объект, признаки которого отобразились в следе, относится к идентифицируемым объектам, а соответственно зарегистрированный в автоматизированных банках данных (АБД) – к идентифицирующим.

Очевидно, что работа с криминалистическими учетами решается не только в идентификационном плане установления тождества или различия сравниваемых объектов по их характерным групповым и индивидуальным признакам. Практика пошла по пути использования криминалистически значимой информации для розыска совершивших преступления лиц и в целях криминалистической диагностики. При диагностическом исследовании изучаются состояние и свойства объектов, их соответствие определенным параметрам и характеристикам. Здесь в информационном аспекте используются не только данные самого объекта, но и, например, соответствие ГОСТу и другим требуемым характеристикам сравниваемых объектов. При сопоставлении признаков этих объектов можно прийти к выводу об отнесении исследуемого объекта к определенной модели, типу, классу и т.д. (например, оружия, запирающих устройств, ценных бумаг и других объектов). В последующем они ставятся на учет. Объектами криминалистических учетов в соответствии с положениями криминалистической диагностики могут быть образцы для установления пригодности, например, типов и моделей оружия к стрельбе, замков для запирания и т.п.

В настоящее время криминалистическая регистрация, как отрасль практической деятельности, направленной на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, представляет собой единство как вещественных средств, методов, способов и приемов регистрации, так и непосредственных действий, обеспечивающих определенное, слаженное и целенаправленное функционирование всей системы в целом. В свою очередь, учение о криминалистической регистрации представляет собой систематизированное знание об определённом круге объектов и явлений окружающего мира: о видах криминалистической регистрациикриминалистических учетах, их связях между собой и с другими криминалистическими средствами; о характере и содержании регистрируемой (собираемой) информации, принципах, способах и формах её собирания, систематизации, хранения, поиска и передачи; об оптимальной организации и управлении регистрационными аппаратами и т.д. В широком смысле слова объектом этой теории является криминалистическая регистрация как разновидностьпрактической деятельности по борьбе с преступностью. Правильное понимание сущности организации и функционирования аппарата криминалистических учетов возможно на основе уяснения понятия «система»[33].

В научной литературе по разному трактуется понятие «система»: 1) как «…комплекс некоторых объектов или элементов, находящихся в определенном отношении друг к другу»[34], 2) и как «…совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам»[35], 3) и как «… множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношениям, обладающее вполне определенными качествами. Это множество характеризуется единством, которое выражается в интегральных свойствах и функциях множества»[36].

Представление о «системе», как о едином целом, возможно только с учетом наличия в данной системе определенных связей. Причем для функционирования такой организации, как система, определяющее значение имеют так называемые системообразующие связи, которые и могут быть выявлены именно на системном уровне. Рассмотрение же всей совокупности связей, их характеристик, дает представление о структуре системы. В свою очередь, структура понимается как: 1) строение объекта[37], 2) закономерная связь между элементами[38], 3) как единство элементов, их связи и целостности[39], 4) устойчивая совокупность связей и элементов множества[40].

Мы присоединяемся к мнению Р. С. Белкина, что слагаемые системы криминалистической регистрации более удобно именовать, в общем, «криминалистическими учетами», так как они отличаются друг от друга и характерными, учитываемыми данными, и формами, и средствами, и методами, способами, приемами их систематизации, сосредоточения, пользования ими[41].

Таким образом, на сегодняшний день функционирующая система криминалистической регистрации в России существует как система криминалистических учетов, главным предназначением которой является обеспечение эффективной деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, а также и иных видов правоохранительной деятельности.

Это своеобразная информационная система, собирающая, обрабатывающая и хранящая информацию о преступлениях, причастных к ним лицах и предметах, и передающая эту информацию органам, непосредственно ведущим борьбу с преступностью.

Исходя из вышесказанного, представляется, что с научной точки зрения криминалистическая регистрация – это частная криминалистическая теория, отражающая объективные закономерности сбора, сосредоточения, обработки, систематизации и использования криминалистически значимой информации с целью информационного обеспечения деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений с помощью криминалистических и иных научных средств и методов.

С другой стороны, из этого следует, что существующая современная система криминалистической регистрации – это основанная на компьютерных технологиях информационная система, объединяющая оперативно-справочные, криминалистические и разыскные учеты, коллекции, картотеки, справочно-вспомогательные учеты, справочно-информационные фонды, служащая для обеспечения эффективной деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и их взаимодействия с правоохранительными органами других государств в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и правонарушений, защиты прав и свобод человека и гражданина.

В свою очередь, современный компьютеризированный криминалистический учет – это вид информационной системы, основанной на компьютерных технологиях, обеспечивающий накопление, обработку, хранение информации о субъектах и объектах преступлений и правонарушений, иных объектах материального мира, их свойствах и отношениях, процессах, явлениях действительности, а также ее поиск и использование в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, в интересах правоохранительной деятельности.

Следует отметить, что, исходя из ведомственных интересов и целесообразности, в различных правоохранительных структурах могут быть даны свои, специфические ведомственные определения тем или иным видам учетов.

Так, сущность понятия «экспертно-криминалистический учет» определена в приказе МВД России от 10.02.2006 года № 70, следующим образом: Экспертно-криминалистическим учетом является система хранения и поиска экспертно-криминалистической информации об объектах учета, перечисленных в настоящей Инструкции, используемая для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Экспертно-криминалистическая информация, исходя из этого же приказа, представляет собой индивидуальную совокупность криминалистически значимых признаков объектов учета, выявляемых и фиксируемых с использованием специальных знаний, экспертно-криминалистических методов и средств.

Объекты экспертно-криминалистических учетов также чётко определены данным приказом и включают в себя 16 наименований. Однако перечень таких объектов не закрытый, так как в приказе сказано и о возможности создания учетов других объектов.

В свою очередь, другими приказами МВД России определены сущность и содержание иных учетов.

Например, как отмечено в приказе МВД России от 9 июля 2007 года № 612, утверждающем наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных криминалистических и разыскных учетов органами внутренних дел Российской Федерации, централизованные оперативно-справочные состоят из пофамильного и дактилоскопического учетов, а их объектами являются:

а) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, объявленные в розыск в соответствии с правовыми актами, регламентирующими организацию разыскной работы;

б) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или ЛБГ, подвергнутые административному аресту, совершившие административные правонарушения, если установить их личность иным способом невозможно;

в) иностранные граждане или ЛБГ, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;

г) иностранные граждане или ЛБГ, подлежащие административному выдворению за пределы территории Российской Федерации либо депортации;

д) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно.

Этим же приказом определено, что централизованные криминалистические и разыскные состоят: из учета преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении; учета похищенных и изъятых номерных вещей и документов; учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности; учета лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск; а утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения; учета разыскиваемых транспортных средств; учета похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную ценность; учета правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами или ЛБГ, а также в отношении их.

В правовом государстве функционирование, деятельность его органов должна быть основана на законе. Очевидно, что законные основания должна иметь и система криминалистической регистрации. Тем более что внедрение современных компьютерных технологий и перевод массивов криминалистических учетов на автоматизированные базы данных (АБД), позволяющие использовать их соответствующими правоохранительными органами других государств, настоятельно требует их правовой регламентации.

Сегодня правовой основой функционирования системы криминалистической регистрации являются:

· Конституция Российской Федерации;

· международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;

· федеральное законодательство, регламентирующее деятельность милиции и других правоохранительных органов;

· уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;

· законодательство в сфере оперативно-разыскной и государственной судебно-экспертной деятельности;

· нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и межведомственные нормативные правовые акты.

В свою очередь, множество ведомственных нормативных актов (приказы, инструкции) можно подразделить: 1) на нормы, устанавливающие правовой статус вычислительных центров, 2) нормы, регулирующие организацию информационных связей и потоков, 3) нормы, устанавливающие формы и виды, порядок образования носителей информации, 4) нормы, регулирующие технологический процесс машинной обработки информации и организации труда сотрудников и т.д.

Представляется, что вопросы создания упорядоченной системы правовой регламентации организации, функционирования и развития криминалистической регистрации не снимаются с повестки дня.

В этом направлении за последнее время была проведена большая, целенаправленная работа.

Например, в свое время была разработана «Концепция развития информационно-вычислительной техники МВД России на 20022006 годы» утвержденная приказом МВД России от 13 июня 2002 года № 562.

Приказом МВД России от 09.07.2007 № 612 года утверждено наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов, органов внутренних дел.

Отдельно приказом МВД России от 10 февраля 2006 года № 70 утверждены: «Инструкция по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации»; Перечень экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел; Правила ведения учетов органов внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, для организации действенного использования результатов криминалистической регистрации, в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, в масштабе России действует «Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или суду», утвержденная совместным приказом МВД РФ, ФСБ, Государственным таможенным комитетом, Службой внешней разведки 13 мая 1998 г.

Целью правового обеспечения криминалистических учетов является повышение эффективности информации, сосредоточенной в их массивах, для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений; создание нормативных средств правового регулирования разработок и внедрения автоматизированных банков данных, их взаимодействие с различными уровнями криминалистических учетов, а также укрепления законности при использовании баз данных учетов[42].

Исходя из этой посылки, нормативно-правовое регулирование информатизации криминалистических учетов необходимо рассматривать в трех аспектах.

Во-первых, это соблюдение законности при построении и функционировании баз данных учетов, то есть защита законных прав граждан и их интересов в сфере личной информации.

Во-вторых, совершенствование информационного обеспечения самих учетов[43].

В-третьих, укрепление законности в процессе раскрытия и расследования преступлений с помощью рассматриваемых учетов.

Правовыми основами криминалистических учетов являются требования законов и подзаконных актов, определяющих их цели, объекты, условия допустимости, порядок функционирования и использования результатов проверки по ним объектов в целях раскрытия и расследования преступлений.

Как уже было отмечено, сейчас общей законодательной основой организации и функционирования всей системы криминалистических учетов является Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, в том числе и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ).

Непосредственные к правовым основам системы криминалистических учетов следует отнести ряд федеральных законов России, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты.

В частности:

1) Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (с соответствующими изменениями на данный период)[44].

Так, согласно ст.11 п. 15 милиция вправе производить регистрацию, фотографирование и ряд других действий в отношении лиц, заключённых под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении умышленных преступлений, подвергнутых административному аресту, а также подозреваемых лиц при невозможности установления личности;

2) Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.[45] дает право создания и использования информационных систем органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность;

3) Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 февраля 1995 г.[46]. В частности, ст. 2 закона определяет информационную систему как организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации);

4) Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г.[47]. Данный закон определяет цели, принципы и виды государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации, устанавливает основные требования к проведению такой масштабной деятельности, а также правила хранения и использование дактилоскопической информации;

5) Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г.[48];

6) Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г.[49];

7) Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1815 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества»[50];

8) Постановление Правительства РФ №1543 от 25 декабря 1998г. №1543 «Об утверждении положения о направлении материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию в органы внутренних дел»[51];

9) Приказ МВД Российской Федерации от 9 июля 2007г. № 612 утверждающий наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации;

10) Приказ МВД РФ от 10 февраля 2006 года № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации»;

11) Приказ МВД РФ от 1 июня 1993г. № 261 «О повышении эффективности экспертно – криминалистического обеспечения деятельности Органов внутренних дел Российской Федерации»;

12) Приказ МВД РФ № 288 от 28 марта 2002 г. «Типовое положение о ГИЦ и ИЦ МВД РФ»;

13) Приказ МВД РФ от 13 июля 2002 г. № 562 «Об утверждении Концепции развития Информационно-вычислительных систем МВД РФ». В нем предлагалось до ноября 2002 года разработать и утвердить местные концепции. В соответствии с ним и на его основе был разработан и ряд ведомственных нормативных актов, например приказ ГУВД Волгоградской области от 18.02. 03 г. № 95 «Об утверждении концепции и комплексной программы развития автоматизированной информационной системы ГУВД Волгоградской области»;

14) Концепция правовой информатизации России от 28 июня 1993 г.[52] Положениями Концепции правовой информатизации России предусматривалось в качестве одного из элементов информационного обеспечения Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (РАСИПО), наряду с оперативными банками материалов судебной практики, банками статистической информации, регистрационными банками о состоянии и движении гражданских, уголовных, арбитражных дел и ведение оперативных баз данных[53];

15) Приказ МВД России от 26 марта 2008 года № 280 утверждающий положение об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений.

На уровне субъектов Федерации также принимаются нормативные акты: например, в Республике Башкортостан издано два специальных нормативных документа, посвященных непосредственно криминалистической регистрации, в частности приказы МВД Республики Башкортостан от 31 мая 1999 г. № 302 «О повышении эффективности комплексного использования экспертно-криминалистических учетов в раскрытии и расследовании преступлений», от 3 мая 2000 г. № 234 «Об организации республиканского автоматизированного дактилоскопического учета»[54].

Однако необходимо отметить, что ряд именно законодательных актов, а не подзаконных непосредственную организацию, функционирование и применение информации учетных массивов не регламентирует.

Например, отдельные положения УПК РФ лишь косвенно касаются криминалистических учетов. К ним можно отнести: собирание доказательств (ст. 86 УПК РФ), производство осмотра (ст. 177–178 УПК РФ), назначение экспертизы (ст. 195 УПК РФ), получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ). Необходимость в применении криминалистических учетов возникает и при установлении данных оперативно-разыскного значения, необходимых для обнаружения лица, причастного к совершению преступления, а также для установления иных обстоятельств, касающихся раскрытия и расследования преступления или установления личности.

Нормативными документами МВД России определяются: подразделения органов внутренних дел, осуществляющие криминалистическую регистрацию, формы ведения регистрации, назначение каждого учета; устанавливаются: объекты, подлежащие регистрации, порядок постановки на учет и снятия с него, порядок пользования учетными данными.

Однако, как справедливо отмечает А. Хвыля-Олинтер, «опыт создания и эксплуатации учетов ОВД России показывает, что регулирующие нормы не имеют реальной практической ценности до тех пор, пока их содержание и значение… не станут неотъемлемым элементом профессионализма каждого должностного лица, ответственного за поддержание правопорядка… Главным видом правоотношений для информационных служб ОВД России является регулирование порядка, формы и качества состава обмена данными»[55].

На сегодняшний день результаты криминалистической регистрации с достаточной широтой и полнотой используются в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, и в первую очередь в доказательственном аспекте. Выше уже отмечалось, что с законодательной точки зрения [56] ни в УК РФ, ни в УПК РФ не содержится даже упоминания о криминалистической регистрации. Данное обстоятельство не отвечает современным представлениям о деятельности правоохранительных органов в правовом государстве, требованиям, предъявляемым к регулированию деятельности, которая, в определённой мере все-таки вторгается в область конституционных прав и свобод граждан.

Представляется крайне необходимым придать ей более весомое правовое положение и законодательное оформление.

Таким образом, именно сейчас становится актуальным вопрос о разработке и принятии не только на уровне системы МВД Российской Федерации, но и для всей системы правоохранительных органов России соответствующего Федерального закона. Он мог бы, например, называться: «О государственной криминалистической регистрации», или «О системе регистрации в правоохранительных органах Российской Федерации».

Необходимость принятия такого закона обусловлена рядом объективных предпосылок, таких как рост преступности, в том числе транснациональной, возникновение новых видов преступлений, в связи с чем увеличивается число объектов подлежащих регистрации, разделение ответственности за достоверность, полноту и своевременность предоставления информации, регламентирование процесса сбора сведений на различных уровнях управления учетами и объема информационных потоков[57].

Мы присоединяемся к мнению, что закон должен, в частности, содержать следующие положения:

1. Общие положения по существующей системы регистрации, так и положения по системе криминалистической регистрации, функционирующей на основе автоматизированных баз данных (АБД). Конкретные указания: к АБД какого уровня и какому массиву необходимо обратиться в сложившейся ситуации.

2. Полномочия конкретного подразделения ОВД РФ по организации (сбор, предоставление данных в информационный центр, в том числе сбор информации по уголовным делам, находящимся в производстве не у следователей ОВД РФ) создания АБД, проверке и использованию информации учетных массивов.

3. Регулирование вопросов, касающихся ответственности сотрудников горрайорганов внутренних дел за непредоставление информации, предоставление некачественной информации и с нарушением установленных сроков, нарушение других нормативных предписаний по вопросам сбора, хранения и использования данных[58].

4. Форму хранения, использования и уничтожения информации АБД криминалистических учетов.

5. Органы, осуществляющие надзор и контроль за деятельностью подразделений, осуществляющих учетно-информационную деятельность, и за исполнением закона.

Мы поддерживаем точку зрения, высказанную в литературе, что криминалистические учеты ни в коей мере не являются способом осуществления контроля за гражданами, а со стороны государства и правоохранительных органов нет вмешательства в их личную жизнь[59].

Принятие такого закона не будет противоречить Конституции РФ. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Кроме того, представляется, что этому направлению уже сегодня возможно и необходимо принятие долгосрочной программы. Её следует назвать: «Комплексная, долгосрочная программа развития системы регистрации в правоохранительных органах Российской Федерации». В ней могли бы найти отражение перспективы развития данной системы, включающие возможность применения и использования новых средств и методов фиксации и учета доказательственной и ориентирующей информации.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.