|
Силовой расчет стержневых конструкций
Стержневыми будем называть конструкции, состоящие из невесомых стержней, соединенных по концам шарнирами (рис. 2.5). Соединяющий шарнир Рис. 2.5. Рис. 2.6.
Все действующие на узел силы, активные и реактивные, сходятся в этом узле. Так, на узел
Координатные оси на расчетных схемах следует выбирать так, чтобы уравнения равновесия были для них наиболее простыми. Можно добиться, например, что в системе (2.1) каждое уравнение будет иметь одну неизвестную силу. Для этого оси х и у надо проводить перпендикулярно неизвестным силам. Вычисление реакций стержней и нитей производится с использованием условий равновесия. Эти реакции равны по модулю усилиям в соответствующих стержнях и нитях. После определения реакций силовой расчет указанных конструкций считается законченным. ЗАДАЧА 2.1. (1) Груз Р = 100 H подвешен в точке А стрелы, закрепленной на фундаменте с помощью шарнира В. Стрела удерживается в указанном положении тросом АС. Определить, пренебрегая весом стрелы и троса, усилие в стреле и натяжение троса. Решение: Выбираем за объект равновесия узел А. На узел действует вес груза
Из первого уравнения находим из второго – Для реакции стрелы Предлагаем определить реакции связей в расчетных схемах, изображенных на рис. 2.5 и 2.6, считая Ответы: – для схемы на рис. 2.5 – – для схемы на рис. 2.6 – ЗАДАЧА 2.2 (2) В узле
Решение:
Неизвестные силы
Подставив это соотношение во второе уравнение равновесия, после несложных преобразований получим
Теперь из соотношения (а) можно определить Искомые В данной задаче оси координат проведены традиционно: ось Как видим, выбор направления осей зависит от особенностей задачи. В некоторых задачах следует рассматривать несколько вариантов выбора осей. ЗАДАЧА 2.3 (4) Груз Р = 300 Н равномерно поднимается лебедкой D с помощью веревки, перекинутой через блок С. Ось блока поддерживается стержнями АС и ВС. Пренебрегая размерами блока, весом стержней и веревки, определить усилия в стержнях АС и ВС. Трение на блоке не учитывать.
Решение: Груз Р движется равномерно и прямолинейно, поэтому можно считать, что груз и вся конструкция находится в состоянии равновесия. Это значит, мы вправе для решения задачи применить условия равновесия статики. За объект равновесия принимаем узел С. Размерами блока по условию задачи можно пренебречь, поэтому будем считать, что сила
Ось х (рис. 2.10) направим так, чтобы она была перпендикуляра неизвестной силе
Отсюда, учитывая, что При выборе направления второй оси, учтем что величина
Отсюда Отметим, что при решении задачи 1 оси х и y были выбраны перпендикулярно неизвестным силам, в задаче 3 только ось х была выбрана перпендикулярно неизвестной силе, а ось y выбрана из условия, чтобы уравнение равновесия для нее было проще. В обоих вариантах выбора осей определение неизвестных реакций сводится к последовательному решению уравнений с одним неизвестным. Но второй вариант обычно более предпочтителен, так как уравнения равновесия в этом варианте получаются проще. Рассмотренную методику решения задач можно применить для силового расчета стержневых конструкций, состоящих из нескольких узлов. ЗАДАЧА 2.4 (5)
Решение: Заданная конструкция имеет два узла – C и D. Каждый из узлов может быть объектом равновесия. На узел C действуют силы: Искомая сила Q приложена к узлу D, на который действуют только неизвестные силы. Поэтому начинать решение задачи надо с рассмотрения узла C, к которому приложена известная сила
Отсюда находим Переходим теперь к узлу D. Из условия равновесия узла D нужно найти только силу Q, поэтому ось
Отсюда находим Силовой расчет пространственных стержневых конструкций выполняется по аналогичным методикам. ЗАДАЧА 2.5. (6)
Решение: За объект равновесия принимаем узел A, На узел действуют четыре силы: активная сила При составлении уравнений равновесия будем следовать рекомендациям п. 2.1.
Значения косинусов углов Из уравнений равновесия находим
![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|