Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Технология разработки управленческого решения.





Качество управленческого решения зависит от соблюдения технологического процесса его разработки.

При организации производства материальных объектов необходимо, прежде всего, ответить на следующие вопросы:

1. Цель принятия решения?

2. Что делать (качество и количество объекта)?

3. С какими затратами (ресурсы)?

4. Как делать (по какой технологии)?

5. Кому делать (исполнители)?

6. Для кого делать (потребители)?

7. Где делать (место)?

8. Что это дает (экономический, социальный, экологический, технический эффект)?

Если найдены ответы на все вопросы и увязаны элементы в пространстве и времени, конкретно определены ресурсы и исполнители, то можно считать, что не произошло нарушение технологического процесса принятия решения.

Технол-ий процесс принятия управл. решения включает в себя следующие этапы:

1 – выявление управленческой проблемы;

2 – предварительная постановка цели;

3 – сбор необходимой информации;

4 – анализ информации;

5 – определение исходных параметров проблемы и ограничений;

6 – уточнение цели;

7 – обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;

8 – разработка альтернативных вариантов решения проблемы;

9 – выбор метода решения;

10 – экономическое обоснование выбранного решения;

11 – согласование решения с органами управления и исполнителями;

12 – окончательное оформление и утверждение решения;

13 – организация выполнения решения;

14 – контроль выполнения решения;

15 – стимулирование качества, сроков выполнения и экономии ресурсов;

16 – установление обратной связи между принимающим решение и исполнителем и при необходимости корректировка цели и задач.

Сопоставимость альтернативных вариантов обеспечивается по восьми факторам: времени, качеству, масштабу, освоенности объекта, методам получения информации, условиям применения объекта, инфляции, риску и неопределенности.



Основные правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений следующие:

- число альтернативных вариантов должно быть не менее трех;

- в качестве базового варианта должен приниматься последний по времени, остальные приводятся к базовому корректирующими коэффициентами;

- формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности решения;

-для сокращения времени, повышения качества решения и снижения затрат рекомендуется шире применять методы кодирования и прогрессивные технические средства информационного обеспечения процесса принятия решений.

При принятии управленческих решений оценка риска является весьма актуальным и важным вопросом.

Наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности и риски:

1) риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства, экономической ситуацией, условием инвестирования и использования прибыли;

2) внешнеэкономический (введение ограничений на торговлю и поставки, закрытие границ и т. п.);

3) неопределенность политической ситуации;

4) неполнота и неточность информации о динамике технико-экономических показателей, технологии и технике;

5) колебание рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т. д.;

6) неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;

7) производственно-технологические риски (неотлаженность техпроцессов и оборудования, поломки и аварии технологических устройств, изменение свойств сырья или материалов); 8) неопределенность целей, интересов, поведения участников и т. п.;

9) неполнота информации или неточность данных о финансовом положении и деловой репутации участников.

С повышением уязвимости бизнеса от финансовых рисков на предприятии должны быть специалисты, способные управлять рисками.

Виды управленческих решении в зависимости от личных качеств разработчика

Уравновешенные принимаются лицами; относящимися внимательно и критически к своим действиям;

Импульсивные - их авторы легко генерируют идеи и в большом количе­стве, но без детальной оценки;

Инертные - результат осторожного поиска, но в них маловероятна ори­гинальность;

Рискованные - отличаются от импульсивных тем, что авторы не нужда­ются в тщательном обосновании своих предложений;

Осторожные — основаны на тщательной оценке всех вариантов, сверхкритическом подходе к принятию решения.

Экономическое обоснование управленческого решения (самостоятельно)

Комплексное технико-экономическое обоснование является завершающим этапом процесса разработки решения. Одновременно этот этап является самым ответственным, так как по результатам обоснования принимается к реализации один из альтернативных вариантов решения. Экономический результат реализации решения у изготовителя товара проявляется после его продажи, а у потребителя – после покупки в процессе потребления товара. Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к этим расчетам.

К принципам экономического обоснования решения относятся:

• учет фактора времени;

• учет затрат и результатов за жизненный цикл товара;

• применение системного подхода к расчетам;

• применение комплексного подхода к расчетам;

• обеспечение многовариантности технических и организационных решений;

• обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации.

Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какой-нибудь проект, через несколько лет получит большую сумму. Разницу между этой суммой и размером первоначальных вложений и составит прибыль от инвестиций.

Применение системного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что эффект считается по выходу системы.

Применение комплексного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что наряду с прямым экономическим эффектом от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные (сложные по методике расчета), а также социальный и экологический эффекты от повышения (улучшения) показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям относятся: сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду; повышение уровня автоматизации управления; снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей среды.

Обеспечение многовариантности технических и. организационных решений является одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа международного опыта, непосредственных конкурентов не следует инвестировать капитал, поскольку это равносильно трате средств впустую.Необходимо рассматривать не менее трех вариантов. К реализации принимается вариант с наибольшим экономическим эффектом.

Сопоставимость вариантов расчета по исходной информации обеспечивается путем приведения их к одному объему (как правило, по новому варианту), к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На практике не всегда одновременно проявляются перечисленные факторы. Некоторые из них приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчета.

С учетом рассмотренных требований приведем методы расчета экономического эффекта совершенствования системы менеджмента фирмы. За счет системности и комплексности эти методы приемлемы для обоснования любых организационно-технических мероприятий по совершенствованию входа, процесса и выхода любой системы.

Мероприятия по повышению качества входа системы – качества сырья, материалов, комплектующих изделий, получаемых изготовителем. Экономический эффект внедрения этих мероприятий проявляется:

а) у изготовителя товара – за счет повышения качества процесса, что влияет на снижение себестоимости товара вследствие сокращения остановок производства при применении качественных материалов и комплектующих, снижения производственного брака;

б) у потребителя товара – за счет повышения качеств его изготовления (качество разработки не изменяется), что позволяет изготовителю повысить цену товара. Так как сырье, материал и комплектующие изделия входят в текущие затраты (себестоимости товара), то затраты на повышение качества входа системы могут превысить экономию производственных затрат при применении качественных материалов и комплектующих за счет сокращения остановок производства и брака. В этом случае суммарная составляющая изменения себестоимости товара будет отрицательной.

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества сырья, материалов и комплектующих изделий (качества входа системы) рассчитывается по формуле:

 
 


где Эт – ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по приобретению более качественных сырья, материалов и комплектующих изделий (качества входа системы) за срок применения мероприятий (Т);

ΔСвх – перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году (t) за счет приобретения более качественного сырья, материалов и комплектующих изделий (дополнительные расходы на повышение качества входа системы, поэтому они со знаком минус);

ΔС'пр – снижение себестоимости единицы товара в году за счет повышения качества процесса, обусловленного высоким качеством входа системы;

Цtн – прогноз цены нового товара (после внедрения мероприятий) в году;

Цtс –то же старого товара;

Nt – прогноз объема выпуска данного товара в году (т., шт.,м. и т. п.);

Звх. – единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества входа системы (анализ ситуации, формулирование проблемы, заключение новых договоров, разработка организационных приемов и т. п.).

При выполнении расчетов по приведенной формуле обязательно следует соблюдать рассмотренные выше принципы оценки (фактор времени, сопоставимость вариантов, многовариантность и др.).

Мероприятия по повышению качества процесса в системе – по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления, повышению уровня автоматизации. В этом случае эффект получается у потребителя за счет «переноса»высокого качества входа системы через процесс системы к ее выходу. Экономический эффект разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение качества процесса у изготовителя товара, определяется по следующей формуле:

Эт=∑ ∑ (Цit – Cit – Hit) Nit – ∑Зпр,

где i=1,2…n – количество наименований товаров, выпускаемых данным предприятием;

Цit – прогноз цены единицы i-го товара в году t;

Cit – прогноз себестоимости единицы I-го товара в году;

Hit – прогноз налогов по единице i-го товара в году;

Nit – прогноз объема выпуска i-го товара.

Зпр – единовременные затраты на повышение качества процессов.

Допустим, качество входа системы отвечает требованиям конкурентоспособности, т. е. оценивается на «отлично», а качество процесса удовлетворительное, т. е. технология и организация процессов не отвечают требованиям «входа». Тогда на выходе системы будет оценка «удовлетворительно». Для использования преимуществ высокого качества входа системы обязательно следует повысить качество процесса (в данном примере до уровня «отлично»). На это мероприятие изготовителю требуются дополнительные затраты (себестоимость товара, как правило, повышается).

Эффект, получаемый потребителем за счет применения более качественного товара и соответственно более полного удовлетворения его потребностей либо выпуска с применением данного товара более качественной проекции (реализуемой по более высокой цене) или в больших количествах (за счет повышения качества товара), в условиях конкуренции автоматически распределяется между изготовителем и потребителем товара через его цену на рынке.

Если ввод нового товара у потребителя изменяет экологические или социальные параметры внешней среды, то они учитываются, но при условии, что эти параметры по новому товару не хуже, чем по старому. В общем виде этот эффект внедренного товара определяют из следующего выражения:

Эсоп.t=(Pc.t –Pн.t) Cед.pt

где Pс.t – экологический или социальный показатель старого товара в году t в натуральном измерении;

Pн.t – то же нового товара;

Сед.pt – стоимостная оценка единицы показателя Р.

Принципы планирования.

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Планирование – это функция управления, включающая: анализ ситуаций и внешней среды; прогнозирование, оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформированных на стадии стратегического маркетинга; разработку плана и его реализации.

К основным принципам планирования относят:

- преемственность стратегического и тактического планов;

- социальную ориентацию плана;

- ранжирование объектов планирования по их важности;

- адекватность плановых показателей;

-согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления; -вариантность плана;

-сбалансированность плана;

-экономическую обоснованность плана;

- автоматизацию системы планирования;

- обеспечение обратной связи системы планирования.

Качество плана – это совокупность параметров плана, отвечающих принципам и научным подходам к планированию и обеспечивающих минимальное отклонение запланированных параметров от фактических, полученных в результате реализации плана. Критерием качества разработки и выполнения планов может служить показатель

К=(Пфр)/Пф, где Пф и Пр

– соответственно фактическое значение планового параметра и расчетное значение планового показателя.

Условиями повышения качества планов являются: применение научных подходов к управлению; соблюдение принципов планирования; повышение качества информационного и методического обеспечения; стимулирование разработчиков за высокое качество планов.

Виды планов предприятия. Показатели плана

Различают следующие планы: стратегический, долговременный, бизнес-план, текущий, оперативный, инвестиционный проект.

Стратегический план разрабатывается на 10 – 15 лет. В нем сформулированы задачи, увязанные по времени и ресурсам, а также общая стратегия достижения поставленной цели.

Долговременный план разрабатывается на несколько лет (3 – 5) и направлен на решение отдельных самостоятельных проблем предприятия (модернизация оборудования, совершенствование организации работы транспорта, повышение качества выпускаемых изделий, улучшение условий работы). Такие планы часто разрабатываются как составная часть стратегических.

Бизнес – план разрабатывается, как правило, на один или три года. В нем излагается программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов.

Оперативные планы посвящены решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде, имеют узкую направленность, высокую степень детализации, характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов.

Инвестиционные проекты – планы капитальных вложений с использованием внешних и внутренних инвестиций, направлены на создание новых или реконструированных производственных мощностей.

Краткосрочные планы разрабатываются на месяц, квартал, полгода, год и служат ориентиром в текущей деятельности предприятия, поиске путей рационального использования ресурсов, они могу дополняться суточными производственными графиками.

Планы могут быть объединены в три основных типа планов: планы-цели; планы для повторяющихся действий; планы для неповторяющихся действий.

Прогнозирование и планирование деятельности предприятия представляет собой сложный многоступенчатый и интуитивный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем. Для их решения необходимо использовать самые разнообразные методы (существует свыше 150 методов). В качестве основных используются следующие методы: экспертных оценок, исторических аналогий и прогнозирования по образцу прогнозной экстраполяции, моделирования, экономического анализа (балансовый, нормативный, программно-целевой), экономико-математические.

Сущность планирования составляет разработку соответствующих показателей, отражающих содержание социально-экономических процессов.

Показатели плана подразделяются на:

-утверждаемые и расчетные;

-количественные и качественные;

-абсолютные и относительные;

- натуральные и стоимостные.

Утверждаемые показатели выступают в виде нормативов, лимитов и объемов финансирования. Стоимостные показатели характеризуют темпы роста, пропорции, структуру общественного производства, валовой внутренний продукт, инвестиции, розничный товарооборот, прибыль, экспорт, импорт и др. Эффективность использования ресурсов планируется с помощью относительных показателей производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости, освоения производственных мощностей, доходности, себестоимости, рентабельности.

На предприятиях в планах разрабатываются следующие показатели: темпы роста товарной продукции; производство продукции в натуральном выражении; объем реализации продукции; основные задания научно-технических программ по разработке, освоению и внедрению новой техники; удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства; производительность труда, затраты на 1 тыс. руб. продукции; прибыль; ввод в действие основных фондов.

Процесс разработки плана и методы организации работ по планированию.

Под организацией работ по планированию понимается процесс переработки входа системы планирования в ее выход по достижении целей предприятия.

Процесс планирования – это разработка и принятие управленческих решений по различным аспектам деятельности организации.

Процесс разработки плана включает следующее: изучение проблемы; формирование системы планирования; уточнение нормативов конкурентоспособности планируемого объекта и других требований; разработка управленческого решения; оформление, согласование и утверждение плана; доведение плановых заданий до исполнителей; координация выполнения плана; учет и контроль выполнения конкретных плановых заданий и параметров; стимулирование выполнения плана.

Распространенными методами организации работ по планированиюявляются сетевые методы и построение оперограмм. Основными элементами сетевого графика является работа (изображается стрелкой) и событие (изображается кружком). Работа – это процесс или действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от одного события к другому.

Событие – это фиксированный момент времени, который представляет собой одновременно окончание предыдущей и начало последующей работы.

Плана производства продукции в стоимостном выражении;

Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг). Единица измерения - национальная валюта. Для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США.

Показателями производственной программы предприятия являются:

1. Объем продаж или реализованная продукция (РП) (валовой, средний и предельных доход). Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и оказывающего услуги;

2. Товарная продукция (ТП);

3. Валовая продукция (ВП);

4. Чистая продукция (ЧП).

Обобщающим показателем ПП предприятия является реализованная продукция (РП), или объем продаж.Первый термин применяется в отечественной практике, второй – в мировой. Понятие «реализованная продукция» более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Объем реализованной продукции рассчитывается по формуле:РП = ТП + Знп - Зкп

где ТП -объем товарной продукции за определенный период (месяц, квартал, год), руб.; Знп - Зкп – изменение остатков готовой продукции на складе за определенный период, руб.

Товарная продукция (ТП) включает стоимость продукции, которая будет произведена и подготовлена к реализации в планируемом периоде. Она включает готовую продукцию; запасные части, полуфабрикаты собственного производства и продукцию вспомогательных подразделений, поставляемую другим предприятиям или организациям; промышленные работы, выполняемые на сторону или для непромышленных хозяйств данного предприятия; капитальный ремонт и модернизацию оборудования. Товарная продукция определяется в рыночных оптовых ценах.

Объем товарной продукции планируют по каждой номенклатурной позиции:

- для каждого вида изделий или услуг ТПi = ОПi *Цi

- по всему объему товарной продукции ТП =ОПi * Цi + Sкр + Sу

ТПi - товарная продукция по i-му изделию, полуфабрикату.

ОПi - объем производства продукции i-того наименования в натуральном

выражении, шт., тн., м.

Цi - оптовая цена i-того вида продукции, полуфабриката, руб.

n - номенклатура изготовляемых изделий и полуфабрикатов для реализа-

ции на сторону

Sкр - затраты на капитальный и средний ремонты оборудования и транс-

портных средств, руб.

Sу- стоимость производственных услуг сторонним организациям и капи-

тальному строительству, руб.

ТП исчисляется в действующих отпускных ценах предприятия, а также неизменных (сравнимых) ценах и тарифах. Первая оценка позволяет определить плановую сумму дохода и прибыли предприятия, рассчитать средние издержки на рубль ТП, а вторая – темпы роста и изменение структуры производства.

Валовая продукция (ВП) характеризует весь объем работы, выполненной предприятием за определенный период времени. В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство.Незавершенное производство - незаконченная изготовлением продукции, находящаяся на различных стадиях производственного процесса и подлежащая последующей обработке, сборке, доводке или испытанию на данном заводе.

ВП = ТП + (Нк - Нн)

Нн - остаток незавершенного производства на конец планового периода, руб.

Нн - то же на начало этого периода, руб.

В условиях устойчивой номенклатуры изделий и короткого цикла производства (до двух месяцев) уровень незавершенного производства несущественных изменений и в плане не учитывается.

ТП и ВП искажает представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат его деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость материальных затрат, которая достигает 80% в издержках предприятия. Поэтому, чем выше стоимость используемых материалов, тем выше объем ТП и ВП, хотя выпуск в физических единицах может и не изменяется. Более правильно собственный вклад предприятия в конечный результат отражают ЧП и стоимость добавленная обработкой (ДС).

Чистая продукция (ЧП) – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата труда в виде заработной платы, оплата труда, не выплаченная в виде заработной платы, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений (Ос), а также прибыль. В ЧП не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные отчисления основных фондов), т.е. ЧП = З + Ос + Пр.

ДС включает ЗП с отчислениями в социальное страхование, амортизационные отчисления, прибыль предприятия.

(3) План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.Он составляется исходя из заключенных договоров на поставку готовой продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка.









Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.