Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Марши в особых условиях обстановки.





Ночные мар- ши.

Выгодной стороной ночных движений является возможность скрыть передвижение от глаз противника, что так трудно достижимо ныне другими способами. Правда, при нынешней эволюции техники ночь уже далеко не всегда скрывает движение войск: шоссе, да еще в лунную ночь, хорошо наблюдается летчиками, помогает этому и прожектор, устанавливаемый на самолете. Тем не менее, даже и при этом условии ночью все-таки легче найти себе укрытие. Поэтому войска должны уметь совершать ночные марши быстро и сноровисто, преодолевая возникающие при этом затруднения, которые исходят в общем из того, что, плохо видя ночью, человек легко сбивается с пути, теряет связь, скорее утомляется и медленнее движется, чем днем, а также более нервен, легче поддается панике, теряет порядок, боится даже ничтожного признака опасности.

Невыгодные стороны ночных маршей парализуются лучше всего частой практикой в них. Часто работая ночью, человек мало-по-малу привыкает к темноте и вырабатывает в себе ряд полезных привычек и сноровок, ослабляющих вредное влияние темноты. На войне, учитывая трудность этих маршей, следует производить их неутомленными {208} войсками, давая людям возможно более полный отдых, а главное сон, ибо на утомленном человеке вредное влияние темноты сказывается всегда особенно сильно. Поэтому ночные марши нельзя практиковать больше чем 2—3 ночи под ряд. В остальном при совершении ночного марша надо тщательно соблюдать уставные правила: 1) возможно лучше предварительно изучить пути движения и подобрать надежных проводников, хорошо умеющих ориентироваться на местности ночью; 2) охранение составлять только из пехоты, направлять его только по дорогам, а для обеспечения марша с фланга применять неподвижное охранение, которое высылать заблаговременно, по возможности днем; 3) охранение усиливать, сближать с колонной, а в колонне уменьшать дистанции между частями; 4) в голову колонны при наступлении выдвигать пехоту, а сзади — конницу и артиллерию, имея при пехоте ограниченное число конных, лишь для посылки донесений и приказаний; при малейшей вероятности боя все повозки должны быть убраны в хвост колонны, при отступлении — наоборот; 5) при движении на всех перекрестках оставлять посты, так называемые «маяки», для указания дорог сзади идущим частям; 6) число малых привалов надо сократить, а большой выбросить совершенно; 7) особенно тщательно наблюдать за порядком на марше, ибо ночью он легче всего нарушается; 8) в целях маскировки марша воспрещаются громкие разговоры и команды, курение, зажигание костров, стрельба и подача световых и звуковых сигналов за исключением указанных свыше; фонари должны применяться только дающие свет вниз и назад. При остановках следует располагаться внизу, а не на возвышенных местах, ибо ночью снизу вверх виднее. При наличии у противника прожекторов на самолетах надо лечь при появлении таковых; 9) следует тщательно рассчитать движение, особенно если после него ожидается бой.



Если нужно совершать часть перехода ночью, а часть днем, то желательно, как уже выше отмечено, начинать переход ночью и заканчивать днем, а не наоборот, ибо ночью человеку, уже утомленному за день, особенно трудно итти, а затруднительность ориентироваться в темноте ведет иногда на войне к тому, что части при занятии позиции ночью окапываются друг против друга флангом, а той тылом к противнику. Если ночной марш будет продолжаться затем и днем, то выгодно перед рассветом дать людям поспать хотя бы 11/2—2 часа.

Вообще же ночные марши совершаются тем легче, чем войска более натренированы и чем яснее им необходимость в таковых.

В 1916 г., после развития немцами воздушных действий, никто не претендовал на передвижения по ночам, наоборот, не пользовались популярностью именно дневные марши.

Марши в жару и холод.

Жара является злейшим врагом войск, особенно пехоты, тем более, что при движении в густой колонне, в духоте создается обстановка, весьма благоприятная для развития солнечных и тепловых ударов. Поэтому в жару при отсутствии предохранительных мер можно рисковать потерять на походе большое число людей отсталыми и даже умершими.

Главнейшей заботой при движении в жару является обеспечение людей водой; перед началом перехода фляги должны быть наполнены; за каждым батальоном и даже, если возможно, ротою следует бочка с водою. При прохождении через селения жители по требованию высланных вперед дозоров должны выставлять на дорогу ведра с водой. {209} Тщательно надо разведать места с хорошей водой, а при недостатке таковой возить ее с собою. Строжайше воспрещается пить из луж, болот и вообще всякую стоячую, испорченную воду. Привалы следует делать в тени или на совершенно открытом месте, но отнюдь не в углублениях и частом кустарнике, где нет притока воздуха. Продолжительность привалов надо увеличивать. Воспрещается ложиться на разгоряченную почву. Под фуражку рекомендуется класть мокрый платок или капустный лист. Следует увеличивать дистанцию между частями особенно при движении вздвоенными рядами. Наконец, как выше отмечено, самим расчетом движения можно ослабить вредное влияние жары: именно выступать как можно раньше, делить переход на две части, совершая первую половину утром, а вторую вечером, наконец, весь переход совершить ночью.

Холод при совершении перехода, обратно, является более суровым врагом других родов войск, а не пехоты, ибо движение с грузом само по себе разогревает человека. При самой организации походного движения в холод следует иметь в виду следующее:

1. Снабдить войска заблаговременно теплой одеждой надлежащего качества и в должном количестве.

2. Обильно питать людей, по возможности усиливая дачу мяса и жира.

3. Останавливаться для отдыха по возможности в теплых помещениях, а в случае остановки в поле снабдить войска топливом в изобилии или расположить в лесу.

4. При расчете марша принять во внимание, что при движении при гололедице или по глубокому снегу скорость движения пехоты без лыж падает до 1—2 верст в час, скорость же лыжников доходит до 6—7 верст в час. Поэтому, если не вся пехота, то разведка, охранение и особые подвижные отряды должны быть на лыжах. Вследствие уменьшения скорости движения и короткого дня зимою величину переходов естественно приходится уменьшать. Больших привалов лучше вовсе не назначать, но с утра следует выдавать людям мясную порцию, чтобы они ее съели в пути.

5. На марше, при движении по глубокому снегу, следует чаще менять голову колонны, ибо ей приходится протаптывать путь; при ветре менять ряды, идущие с наветренной стороны, ибо здесь люди легче подвергаются обмораживанию.

6. На остановках не позволять людям садиться и засыпать.

7. Глубокий снег сильно затрудняет, а временами почти исключает боевые действия, если не имеется лыж, и дает во всяком случае все преимущества стороне, снабженной таковыми. Действия конницы во всяком случае исключаются. В то же время зима выгодна в том отношении, что сковывает льдом все водяные препятствия.

8. В сильный мороз затрудняется и исключается применение химических средств.

9. Очень затрудняется движение артиллерии и обозов, которые надо ставить на санный ход.

10. Зимой возможность бурана и метели увеличивает неблагоприятные случайности. Так, при переходе через Балканы в 1877 г. колонна Дандевиля, направленная через Баба-гора, потеряла из-за бурана обмороженными более 800 человек и должна была вернуться назад. {210}

Следует иметь в виду, что зима является очень удобным временем для боевых действий той стороны, которая меньше боится холода и лучше обеспечена теплой одеждой. Так, зимние походы русских против турок неизменно бывали успешны и стоили значительно меньше потерь, чем те же походы летом.

марши в го- рах.

Горная война требует прежде всего войск крепких и хорошо тренированных, а также снабженных известными средствами для облегчения передвижения артиллерии и обоза.

Опыт показывает, что равнинные жители только сначала задыхаются, попав на большие высоты, затем легкие скоро приспособляются к разреженному воздуху, а нескольких простых сноровок достаточно, чтобы вполне освоиться с походом в горах:

Характерными особенностями маршей в горах являются:

1. Значительное уменьшение скорости движения, а отсюда и величины перехода. Скорость движения по горным тропам часто не превосходит 1 версты в час, а величина перехода колеблется между 15 — 20 верстами, иногда и значительно меньше.

2. Перед походом в горы желательно возможно облегчить пехотинцев, для чего полезно приобрести по 10—12 ослов на роту в качестве ротного вьючного обоза.

3. При движении в горах надо итти очень спокойно, медленным шагом, как бы прогуливаясь, ибо малейшее ускорение шага вызывает немедленно одышку. Малые привалы следует делать чаще, чем в равнине, именно — в конце каждого получаса, но не более как на 5 минут, чтобы только дать перевести дух.

4. Впереди войск следует иметь особые рабочие отряды с саперами для разработки пути; при артиллерии и обозах — команды или роты с канатами и лямками для подъема орудий и повозок на руках.

5. При организации марша нельзя пускать много войск в одной колонне по одной дороге.

6. При расположении на отдых вблизи противника очень опасно оставаться в долинах, не владея окружающими высотами, ибо в горах бой есть борьба за командующие высоты, а не долины. Так, 1 февраля 1916 г., при взятии Эрзерума, 18 Туркестанский стр. полк, овладев д. Тафта, тотчас занял командующую высоту, результатом чего явилось пленение целого турецкого полка, имевшего неосторожность стать на отдых у подошвы этой высоты.1

7. Охранение походного движения в горах обыкновенно затруднительно, главным образом потому, что нет вблизи параллельных дорог или троп, по которым можно было бы выслать боковые отряды и заставы, а выслав поддерживать с ними связь.

В безлесных горах с огромным кругозором с вершин во все стороны можно с выгодою применять неподвижное охранение, занимая последовательно заставами и наблюдательными постами удобные для наблюдения вершины. В лесистых горах это средство часто не достигает цели, и предохранять колонну от неожиданностей лучше всего при помощи разведки и тщательного изучения карты, что дает возможность предугадывать опасные места и предварительно тщательно их осматривать. {211}

8. Особое внимание надо уделять оптическим средствам связи и радио, ибо прочие средства связи на пересеченной местности действуют с большим замедлением.

Заключение. Итак, организация и проведение маршей в разных условиях представляет собой трудную и сложную работу, которая в то же время оказывает огромное влияние на успех боевых операций.

Отсюда, искусством маршей надо владеть не менее, чем искусством ведения боя, тем более, что в наше время очень трудно определить, где собственно кончается марш и начинается бой, и наоборот.

 

 


  {212}  

ГЛАВА ШЕСТАЯ.

Встречный бой.









Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.