Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профсоюз – участник конституционного судопроизводства





 

Особым субъектом конституционной жалобы в защиту социально-трудовых прав являются профессиональные союзы, что в наиболее общем плане связано с их конституционно-правовым статусом специального института обеспечения прав и законных интересов работников.

 

2.2.1. Основы конституционного статуса профессиональных союзов как института защиты прав работников

 

Конституционный характер правозащитных функций профессиональных союзов является сегодня общепризнанным. Право на объединение в профсоюз провозглашено в ч. 2 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; оно напрямую регулируется основными законами многих зарубежных государств, включая, в частности, конституции Азербайджана (ч. 2 ст. 58), Армении (ст. 25), Беларуси (ст. 41), Германии (ч. 3 ст. 9), Греции (ч. 1 ст. 23), Италии (ст. 39), Кипра (ч. 2 ст. 21), Литвы (ст. 50), Молдавии (ст. 42), Польши (ст. 12). А, например, Конституция Венгрии, подчеркивая значимость профессиональных союзов для государства и общества, закрепляет соответствующий институт в § 4 главы 1 «Общие положения», то есть, фактически, как одну из основ конституционного строя.

В Российской Федерации профессиональные союзы также признаются на уровне Основного закона. Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Тем самым Конституция РФ утверждает право на создание профессиональных союзов одним из правомочий в составе более широкого по объему права на объединение, а сами профессиональные союзы как специальную организационную форму защиты интересов граждан. В соответствии с этим конституционные основы правового положения профсоюзов, базовые параметры их целей, задач, функций, содержания, пределов и форм деятельности, определяются также, в частности, ст. 13 (ч. 5), 15 (ч. 1 и 2), 17 (ч. 3), 29, 31, 32 (ч. 1), 33, 35, 37, 45 и 46 Конституции РФ, которые в приложении к профсоюзам предусматривают: их равенство перед законом, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы; недопустимость злоупотребления своими правами; возможности по осуществлению защиты интересов своих членов посредством распространения информации (в том числе путем организации средств массовой информации), которая, однако, не должна возбуждать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропагандировать социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство через проведение публичных мероприятий и направление обращений в органы публичной власти, включая суды; гарантии прав профсоюзов, в том числе защиту их собственности.

При этом следует иметь в виду, что нормы ч. 1 ст. 30 Конституции РФ напрямую не определяют круг защищаемых профсоюзами интересов, не ограничивают их какой-либо конкретной предметной сферой: употребляемая в ней формула «своих интересов» находится в логико-смысловой связи с установленным ею субъектом права на объединение, то есть с «каждым». Следовательно, профсоюзная защита может осуществляться в отношении разнообразных интересов личности. Вместе с тем вполне очевидно, что основным связующим интересом при создании профсоюза по самой сути этой организации выступает профессиональный интерес, вытекающий из определенной трудовой деятельности, а потому данная организационная форма предполагает путем социально-трудовой самоорганизации и совершения коллективных действий защиту, прежде всего, производственно-трудовых интересов работников, но, одновременно, не исключает обеспечение иных – внепроизводственных – интересов личности. Так, в России профсоюзы традиционно принимали активное участие в социально-культурных процессах, хотя приоритеты их деятельности в этом направлении в различные периоды развития государства менялись. В первой половине прошлого века это были борьба с неграмотностью, развитие профессионального образования, организация досуга, развитие туризма и санаторно-курортного лечения, экономическое просвещение и т.д. К середине 1980-х под контролем профсоюзов находились спорт, туризм, массовая культура, корпоративная культура на предприятиях, работа с детьми по месту жительства[36]. Содержание и объем социальной нагрузки профсоюзов таковы, что в научной литературе была сформулирована позиция о профсоюзе как самостоятельном базовом социальном институте, таком же, как государство, семья или церковь[37].

При анализе конституционных характеристик юридической природы и правового статуса профсоюзов нельзя забывать о том, что вне зависимости от внешнеформального выражения и закрепления в нормах Основного закона атрибутивных признаков этого института по своим глубинным социально-генетическим свойствам он находится в неразрывной связи с системой народовластия, тесно соприкасается с государственно-политическими институтами демократии. Ведь само появление профсоюзных организаций исторически обусловливалось необходимостью разрешения коренных противоречий между трудом и капиталом через формирование воли и организованное представительство социально-экономических интересов рабочих как политического класса. В советский период перед профсоюзами прямо ставилась конституционная цель в соответствии со своими уставными задачами участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов; кроме того, они наделялись правом выдвижения кандидатов в депутаты (ст. 7 и 100 Конституции СССР 1977 г.).

Преобразование конституционного строя Российской Федерации на началах правовой социально-демократической государственности видоизменяет, но не отменяет публично-политические функции профсоюзных организаций. В системе новых конституционных координат генеральная целевая направленность деятельности профсоюзов переплетается с фундаментальной конституционной функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняющего труд и здоровье людей, гарантирующего минимальный размер оплаты труда, а также комплекс мер социальной защиты (ст.7 Конституции РФ). Не случайно Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[38], раскрывая в ч. 2 ст. 22 права профсоюзов на социальную защиту работников, определяет их путем почти буквального воспроизведения положений названной статьи Конституции РФ, а именно, предусматривает, что профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

На уровне регионального конституционного (уставного) законодательства профсоюзы нередко наделяются правом законодательной инициативы по вопросам их ведения. Это имеет место, в частности, в Республиках Алтай, Башкортостан, Карачаево-Черкесия, Мордовия, Саха (Якутия), Хакасия; в Алтайском, Красноярском и Приморском краях; в Архангельской, Брянской, Вологодской, Иркутской, Костромской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Сахалинской и Тульской областях, а также в Еврейской автономной области.

Тем самым и сегодня профсоюзы призваны обеспечивать вовлечение граждан в управление делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) посредством участия в выработке и реализации его социальной политики, формировании сбалансированных и гармоничных отношений социального партнерства между основными социальными группами, а также в определении справедливых параметров распределения национального дохода. При этом следует согласиться с тем, что в связи с отсутствием в современной политической системе российского общества такого элемента, как трудовые коллективы, роль профсоюзов в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод существенно возрастает[39].

Таким образом, в системе действующего конституционно-правового регулирования профессиональные союзы выступают, по существу, в двуедином качестве: как форма производственно-профессиональной самоорганизации работников и, одновременно, как элемент структуры государства, реализующий публичные функции. Свою основную конституционную функцию – защиту социально-трудовых прав – они осуществляют различными правовыми средствами, в том числе вступая с законодателем в спор о конституционности принимаемых им решений в процедуре конституционно-судебного контроля.

 

2.2.2. Профсоюз как субъект права на конституционную жалобу

Право профсоюза на конституционную жалобу (его процессуальная конституционно-судебная правосубъектность) в силу природы данной организации как объединения граждан прямо следует из ст. 96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», предусматривающей возможность обращения в Конституционный Суд РФ объединений граждан. То, что профессиональные союзы подпадают под категорию «объединение» по смыслу этого Федерального конституционного закона было специально подтверждено и самим Конституционным Судом РФ. Определением от 19 февраля 1996 года № 2-О Суд установил: из ч. 1 ст. 96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» следует, что профсоюз как объединение граждан, созданное для защиты прав и интересов своих членов, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле[40]. Иными словами, профсоюз вправе направлять конституционную жалобу в защиту своих членов.

Однако, как быть в том случае, если законом предположительно нарушаются права самого профессионального союза как самостоятельного субъекта права, например, на основании закона сужаются возможности по осуществлению профсоюзного контроля, производится отчуждение находящихся в собственности профсоюза имущественных объектов или изменяется правовой режим налогообложения? Данный вопрос, не получивший прямого ответа ни в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, ни в ст. 96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», был разрешен в практике Конституционного Суда РФ, взявшего при этом курс на наиболее оптимальное с точки зрения правозащитной функции и социального предназначения института конституционного контроля истолкование соответствующих взаимосвязанных нормативных положений. В Постановлении от 24 октября 1996 года № 17-П, признав допустимыми конституционные обращения акционерного общества, товарищества и общества с ограниченной ответственностью, поданные в защиту их экономических прав, Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, имеющую общее значение для оценки допустимости конституционной жалобы объединений: по смыслу ст. 96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности, самого объединения в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями). Нарушение законом конституционных прав и свобод служит основанием для обращения за их защитой в Конституционный Суд РФ[41]. Эта правовая позиция в полной мере распространяется и на профсоюзы.

На сегодняшний день по обращениям профсоюзов Конституционным Судом РФ принято 18 решений, включая 1 постановление, 11 определений и 6 решений (изданных Конституционным Судом РФ еще до принятия Конституции РФ 1993 года). Субъектами конституционной жалобы выступали: 1) Воронежская территориальная организация профсоюза работников банков, финансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов и обществ взаимного кредитования «Единство-Отечество»; 2) Воронежский областной профсоюз «Солидарность» (дважды); 3) Ивановское областное объединение организаций профсоюзов; 4) Московский городской и областной профсоюзы водителей; 5) Независимый территориальный профсоюз работников различных форм собственности «Урал» (трижды); 6) Объединение свободных профсоюзов «Справедливость»; 7) Профсоюз летного состава РФ; 8) Российская Конфедерация свободных профсоюзов; 9) Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (дважды); 10) территориальная организация профсоюза кредитных организаций Воронежской области; 11) Свободный профсоюз работников МП «Медавтортанс»; 12) территориальное объединение организаций профсоюзов Свердловской области «Уральский профсоюзный центр»; 13) Тюменская территориальная организация Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров РФ; 14) Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России (дважды); 15) Федерация профсоюзов Норильского горно-металлургического комбината им. А.П. Завенягина; 16) Центральный координационный совет Конфедерации свободных профсоюзов России; 17) Центральный совет профсоюза трудящихся горно-металлургической промышленности РФ; и 18) Якутский республиканский комитет профсоюзов местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.