Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Финансы Российской империи в начале XIX века





 

4.1 Образование Министерства финансов

4.2 Результаты деятельности первых российских министров

4.3 Реформа финансов М.М. Сперанского

4.4 Причины неудачи реализации реформы

 

4.1 Образование Министерства финансов

 

Императору Александру I от его предшественников досталось тя­желое финансовое наследство: общая сумма внутренних и внешних долгов плюс ассигнации равнялась приблизительно 408 млн. руб. — цифра, равная сумме тогдашних государственных доходов за четыре года. Нужны были исключительно благоприятные обстоятельства, а также знающие и честные люди для того, чтобы преодолеть сложив­шиеся финансовые затруднения.

С этой целью в 1802-1811 гг. была проведена реформа высших ор­ганов управления. Первоначально 8 сентября1802 г. были созданы во­семь министерств (военных сухопутных сил, морских сил, иностран­ных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения) взамен старых петровских коллегий, позже их количе­ство увеличилось до 12.

Вступительная часть Манифеста императора Российской империи Александра I «Об учреждении министерств» определяла необходимость проведения реформы государственного аппарата с целью усиления контроля над доходами и расходами государственного бюджета.

Пятый пункт данного манифеста регламентировал непосредствен­но деятельность Министерства финансов и его руководителя. На министра финансов возлагалась обязанность ежегодно в начале октября предоставлять подробный план доходов и расходов государства на следующий год.

В ходе реализации данного манифеста вся ответственность за ре­шаемые дела ложилась единолично на министров, что было более удобно для управления. Но вместе с тем усилилась бюрократическая сущность государственного аппарата.

В XVIII в. организация финансового контроля не достигла серьез­ных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило их развитие. В про­должение реформы органов государственного управления Высочай­шим Манифестом от 25 июля 1810г. император Александр I учреждает Главное управление ревизии государственных счетов во главе с Госу­дарственным контролером. Первым Государственным контролером в истории России стал барон Балтазар Кампенгаузен. В результате данного преобразования государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. Одной из его обязанностей было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операци­ях». Это были своеобразные ростки аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого неза­висимого ведомства привели к позитивным изменениям. Ранее суще­ствовавший ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Однако подобная ситуация сохранялась недолго, уже к концу царствования Александра I многие реформатор­ские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший прин­цип финансового контроля — осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скры­вать подлинное положение дел.

 

4.2 Результаты деятельности первых российских министров

 

Согласно царскому Манифесту от 8 сентября, взамен коллегий были созданы министерства, в том числе и финансов, и первым его руководителем был назначен Алексей Иванович Васильев, имевший на тот момент большой опыт финансового администрирования.

Ему поручались крупные работы — составление государственной окладной книги, так как штатс-контора (финансовое управление) не имела точных сведений о доходах и расходах. С уничтожением Штатс-коллегии Васильев был назначен в 1781г. во вновь учрежден­ную экспедицию для ревизии государственного счетоводства. При Павле I он был назначен Государственным казначеем (финанс-министром), в этой должности с 1796 по 1800г. заведовал поступлением и распределением казначейских налогов и составлял смету. Васильев ввел значительные улучшения в счетоводство, которое при его пред­шественниках находилось в крайне неудовлетворительном состоя­нии. 22 ноября 1800г. он был уволен, но с восшествием на престол Александра I в 1801г. опять назначен Государственным казначеем.

С образованием Министерства финансов был установлен новый порядок составления росписи (бюджета) доходов и расходов на бли­жайший год. Содержание росписи считалась государственной тайной и скрывалось даже от Сената. Когда А.И. Васильев представил первый отчет о своих действиях за 1802г. и Сенат потребовал от него сведений о государственных доходах и расходах, министр объяснил, что по при­нятому издавна правилу и употреблению количество государственных доходов и расходов почиталось государственной тайной. Соответственно такому порядку бюджет до 1806г. рассматривался в Комитете Министров в присутствии императора, потом — в негласном финан­совом комитете, и только с 1810г. рассмотрение его доверили Государ­ственному совету.

Как до, так и в период, когда министерством управлял А.И. Васильев, в государственных финансах не было элементарного порядка. Так, на 1802г. предполагался дефицит в 2 млн. руб. Но исполнение роспи­си не соответствовало смете: перерасход выразился в сумме 26 млн. руб., а доход оказался выше предположенного на 30 млн. руб. Таким образом, получилось даже небольшое превышение доходов над рас­ходами, но полученный излишек был истрачен без всякой системы и плана. Росписи на 1803 и 1804 гг. были сведены без дефицита, но во второй из них этого достигли выпуском ассигнаций на 3,5 млн. руб. и перенесением некоторых расходов со счетов казначейства на сум­мы, возвращающиеся из ассигнационного банка. Сметы на 1805, 1806 и 1807 гг. были заготовлены со значительным дефицитом, который покрывался суммами из ассигнационного банка, заемного банка и других источников. Несоответствие между сметными предположе­ниями и исполнением росписи наблюдалось и в последующие годы. В 1805г. доходов было запланировано 102 млн. руб., а фактически по­лучено 147 млн. руб., расходов — 112 млн. руб., в действительности из­держано 125 млн. руб.

Однако следует отметить, что с пребыванием Васильева на посту министра финансов связаны две важные меры. В 1802г. получил утверждение Устав о государственных лесах, внесший значительные улучшения в порядок заведования лесным имуществом. В 1806г. по­лучило силу закона выработанное под непосредственным руковод­ством Васильева Горное положение, которое с небольшими измене­ниями служило долгое время основанием горного законодательства. Кроме того, он объединил Вспомогательный банк для дворянства с Заемным банком, разрешил устройство частных банков в Лифляндской и Эстляндской губерниях.

Однако эти мероприятия не привели к сколько-нибудь значимому улучшению государственных финансов в целом. Управляя министер­ством в период, когда все возрастающие военные расходы сильно рас­шатали русские финансы, Васильев оставил после себя казну в тяже­лом состоянии.

Одновременно с назначением Васильева министром финансов ме­сто Государственного казначея занял Федор Александрович Голубцов. После смерти Васильева он занял пост министра финансов и пробыл в этой должности до 1 января 1810г.

Экономическое положение России во время его руководства министерством было серьезно расстроено вследствие войн и господства континентальной системы, не в лучшем положении находились и отечественные финансы. По предварительной смете на 1808г. дефицит равнялся 46 млн. руб., но потом путем добавления всяких чрезвы­чайных доходов смету свели с превышением доходов над расходами в 2 млн. руб. В действительности же война со Швецией вызвала дефи­цит более чем в 120 млн. руб. То же случилось и со сметой на 1809г., когда вместо предположенного превышения доходов над расходами в 3 млн. руб. получился дефицит более чем в 140 млн. руб., причем этот дефицит был выше тогдашнего годового дохода государства.

Вместо упорядочения финансов для покрытия имевшегося дефи­цита Голубцов прибегал к различного типа займам. Причем впервые долговые государственные бумаги появились и на внутреннем россий­ском рынке. Условия их выпуска и основные правила были определе­ны Высочайшим указом от 25 марта 1809г., согласно которому размер дохода был определен в 6% годовых и плюс 1% грация (премия). До­ходность на государственные ценные бумаги была выше, чем та, кото­рую предоставляли государственные кредитные учреждения. Однако последние имели более глубокие традиции, пользовались доверием вкладчиков, разветвленная сеть делала их доступной и удобной для широкой публики, и население предпочитало делать вклады в сохран­ную и ссудную кассы, а также в Приказы общественного призрения, хотя там платилось лишь 5% годового дохода. Поэтому для успешного размещения ценных бумаг его владельцам предоставлялись опреде­ленные льготы. Так, облигации могли приниматься в залог по всем подрядам и откупам, в определенной части приниматься в уплату ка­зенных сборов и таможенных пошлин. Процент и грация по облига­циям выплачивались ежегодно вперед за год. Однако первая попытка имела незначительный эффект: за два года было реализовано облига­ций лишь на 3,3 млн. руб.

Несмотря на определенные трудности, связанные со становлением рынка государственных долговых обязательств, в дальнейшем в пери­од с 1809 по 1816гг. было выпущено бумаг на сумму 354 млн. руб. Успеш­ное размещение первых займов положило начало регулярному ис­пользованию этого источника финансирования государственной казны. Однако до середины XIX в. внутренние государственные займы покрывали лишь около 10% государственного долга, остальное казна получала за счет размещения российских займов за рубежом, а также за счет ежегодного выпуска бумажных денег, количество которых к 1810г. увеличилось до 577 млн. руб.

Система налогов за 1801-1810 гг. совершенно не менялась: главную роль в структуре доходов играли окладные и питейные сборы, на ко­торые приходилось до 60-70% всех доходов, на другие оставалось 30— 40%. Не изменился за это время и общий характер смет расхода: около половины расходов приходилось на Военное и Морское министер­ства; на финансы и государственное хозяйство шло около 12%; на Вы­сочайший Двор — около 10%; столько же на администрацию и суд, а также на погашение государственных долгов, но так как эти долги являлись результатом преимущественно военных затрат, военные рас­ходы государства занимали 60% всей расходной сметы, в то время как на народное просвещение приходилось 1—2%.

 

4.3. Реформа финансов М.М. Сперанского

 

В начале XIX в. излюбленным средством правительства для покры­тия дефицитов были выпуски ассигнаций, которые оно долго не хоте­ло признать государственным долгом. Уже к 1804г. их прибавилось (с 1801г.) на 30 млн. руб., а общая сумма достигла 260,5 млн. руб. К 1810г. их выпустили еще на 272,5 млн. руб. Соответственно увеличе­нию количества ассигнаций падала их цена. В 1805г. ассигнационный рубль стоил 77 коп. серебром, затем цена его, падая в последующие годы, дошла в 1809г. до 44,5 коп., а в декабре 1810г. — даже до 20 коп., причем в разных местах России курс ассигнационного рубля был различен.

В то время финансовое хозяйство и, в частности, счет государ­ственным долгам велись беспорядочно. Отчеты об исполнении бюджетных росписей представлялись с большим запозданием: например, отчет за 1809г. был представлен только в 1816г., отчет за 1811г. — в 1821г. Такое состояние государственных финансов требовало коренных реформ, и их план был составлен Сперанским в 1810г.

Михаил Михайлович Сперанский — знаменитый государственный деятель. Сын священника, родился 1 января 1772г., учился во влади­мирской семинарии, затем в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге, в которой по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затем и фи­лософии. Одновременно Сперанский стал домашним секретарем кня­зя Алексея Борисовича Куракина, поселился в его доме, где сблизился с гувернером Брюкнером, ревностным последователем взглядов Воль­тера и энциклопедистов того времени. По вступлении на престол Пав­ла I князь Куракин стал генерал-прокурором, в 1797г. Сперанский по­ступил на службу в его канцелярию и продолжал служить там и при трех его преемниках. Вскоре по восшествии на престол императора Александра I Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802г. перешел на службу в Министерство внутренних дел.

При предварительном обозрении финансового положения на 1810г. открылся дефицит в 105 млн. руб., и Сперанскому было по­ручено составить твердый план финансов. Профессор Балугьянский написал обширную записку, которую Сперанский переделал и допол­нил. Она подверглась совместному обсуждению при участии Потоц­кого, Мордвинова, Кочубея, Кампенгаузена, а затем в особом комите­те, собиравшемся у министра финансов Гурьева. Подготовленный таким образом план финансов был вручен Александром I председате­лю Государственного совета в день его открытия — 1 января 1810г.

Основная мысль финансовой реформы Сперанского заключалась в том, что всякий финансовый план, предлагающий легкие способы и не помогающий в расходах, — явный обман, влекущий государство в погибель. Поэтому он предлагал «сильные меры и важные пожерт­вования». Его план состоял из двух частей: первая относилась к 1810г., вторая — к последующим годам. Ближайшей задачей финансового управления Сперанский считал: прекращение выпуска ассигнаций; сокращение бюджетных расходов; установление лучшего контроля над государственными издержками; введение новых налогов.

Во исполнение плана Сперанского Манифест 2 февраля 1810г. признал тяжелое финансовое положение страны и объявил ассигна­ции государственным долгом — обеспечением их должны служить все богатства страны, новый их выпуск прекращался, и деятельность ас­сигнационного банка ограничивалась только обменом ветхих ассиг­наций на новые. С другой стороны, манифест обещал сокращение расходов в 1810г. на 20 млн. руб., с тем чтобы сокращение затем продолжалось в течение всего года, если к этому представится возмож­ность. Суммы, полученные от сокращения расходов, должны идти на уплату государственных долгов. Все чрезвычайные расходы долж­ны проходить через Государственный совет. Затем увеличивались по­душная подать, а также оклады и сборы с мещан и купцов, повыша­лась цена соли (с 40 коп. за пуд до 1 руб.), вводился налог на все земли по 50 коп. с ревизской души данного имения, увеличивалась цена гер­бовой бумаги, повышались таможенные пошлины и пр. Также было заявлено, что роспись на 1811г. «будет возвещена в течение сего года заблаговременно». Средства для погашения ассигнаций предполага­лось получить за счет продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и образо­вана комиссия для погашения государственных долгов.

Реально в 1810г., вместо сокращения в расходах, издержали 241 млн. руб., что вызвало дефицит, на покрытие которого выпустили на 43 млн. руб. ассигнаций. Внутренний заем 1810г. дал 13 млн. руб. банковыми билетами и ассигнациями, государственного имущества было продано всего на 20% от предполагавшейся суммы, что, по мнению Сперанско­го, объяснялось отсутствием надлежащего управления ими. Комиссия погашения долгов, учрежденная в 1810г., не оправдала надежд, было погашено всего на 5 млн. руб.; монетная система не была упорядочена. Наиболее удачной мерой, не вызывавшей неудовольствия против Спе­ранского, было введение в 1810г. покровительственного таможенного тарифа, который узаконил протекционизм начала царствования Алек­сандра I (вместо частичных запретительных тарифов 1804-1805 гг.). Новый тариф был встречен в России сочувственно, но разгневал На­полеона, как явное уклонение от континентальной системы. Тариф 1810г., дав сильный толчок развитию русской фабричной промышлен­ности, положительным образом сказался на улучшении вексельного курса. Это проявилось в постепенном, но неуклонном росте стоимости ассигнационного рубля: в январе 1811г. он стоил 19,8 коп. серебром, а в декабре — уже 29,7 коп. Этот рост продолжался до сентября 1812г., когда ассигнационный рубль стоил уже 64 коп., после чего цена его вновь падает, опустившись в декабре до 42 коп.

Не больше повезло второй части плана Сперанского, которая име­ла целью упорядочить на будущее время доходы и расходы государ­ства, показав, как должны составляться образцовые сметы. Правила относительно этого были изданы 29 августа 1810г.; они вносили боль­ший порядок в счетоводство, давали твердые начала отчетности и по­верки финансового управления, однако не помогли избежать в 1810г. дефицита. Дело в том, что деятельность Сперанского в финансовой сфере встретила сильное противодействие со стороны тогдашнего ми­нистра финансов Д.А. Гурьева, который систематически тормозил их проведение, желая доказать непрактичность реформ. Согласно жур­налу Государственного совета от 29 августа 1810г., Гурьев должен был составить на 1811г. «образцовую» смету, но в декабре этого года он до­нес Государственному совету, что составить такой сметы он не мог, так как министерства еще не образовались окончательно и поэтому не со­ставили частных смет. Основываясь на этом, Гурьев составил смету по старому образцу, и по ней предвиделся дефицит в 44,8 млн. руб. Госу­дарственный совет даже увеличил этот дефицит, найдя, что к нему надо присоединить еще 4,3 млн. руб. по двум статьям. Но чтобы избе­жать дефицита, Совет решил прибавить доходы по разным статьям. В результате дефицитная смета оказалась бездефицитной, с остатком в 6,8 млн. руб. Но действительность разрушила эту иллюзию, и 1811г. закончился с дефицитом, который был лишь немногим меньше пред­ложенного первоначально — 40,4 млн. руб. Для покрытия дефицита выпустили ассигнации, что было прямым нарушением плана Сперанского.

Неудовольствие против Сперанского росло, однако от его плана прямо еще не отказывались; на 1811г. оставили, например, в силе все налоги 1810г., которые объявлялись временными, за исключением сбора с помещичьих земель. Была повышена пошлина на соль, и по новой народной переписи увеличено число плательщиков.

 

4.4 Причины неудачи реализации реформы

 

После принятия «Плана финансов» Сперанского казалось, что и России наступает новая эра финансового управления. Но это только Казалось или могло казаться: порядок, возвещенный Манифестом 2 февраля 1810г., просуществовал недолго и потому не успел дать тех результатов, которых от него можно было ожидать. Через два с не­большим года после составления финансового плана Сперанский был удален от дел, и правительство отказалось от дальнейшей реализации его проекта. Но и за эти два года удалось сделать далеко не все из за­планированного. Противодействие придворных дворянских кругов, оппозиция министра финансов Гурьева, всеобщее недовольство но­выми налогами, новые военные затруднения — все это расстраивало реформу Сперанского и ослабляло ее значение.

Отчет об исполнении росписи в 1812г. показал, что даже грозные события 1812г. не научили правящую бюрократию управлению фи­нансами. Дополнительно во время войны было выпущено ассигнаций на сумму 64,5 млн. руб.

Кроме общей росписи для министра финансов на 1812г., была составлена отдельная роспись для комиссии погашения долгов, а ее до­ходы были отделены от доходов государственного казначейства. Таких доходов было исчислено до 72,4 млн. руб.; для их пополнения были сделаны надбавки в податях и различных пошлинах, введены новые пошлины и т.д. Комиссия погашения государственных долгов действовала независимо и отдельно от Министерства финансов, однако она не смогла выполнить своего назначения, и государственный долг в 1812г. не только не уменьшился, но даже увеличился. Не принес су­щественной пользы государственному хозяйству и ряд других мер, принятых в начале 1812г. — продление срока действия положения о внешней торговле 1811г. на 1812г., повышение некоторых ввозных пошлин и т.д.

Удаление Сперанского отдел, последовавшее 17 марта 1812г., яви­лось несомненным ударом для государственных финансов. Состав­ленный им «План финансов» был оставлен без дальнейшего исполне­ния, а Гурьев получил свободу действий. Он, считавший идеи реформы Сперанского отчасти истинными и неоспоримыми, отчасти — неудо­боисполнимыми и произвольными, уже 20 марта подал Александру I записку. В этой записке Гурьев отмечал, что со стороны правительства было большой ошибкой торжественное признание своих долгов в Ма­нифесте 2 февраля 1810г. и причисление к ним ассигнаций, настаи­вая, что они не имеют ни одного из свойств действительного долга. Со своей стороны он предлагал объявить ассигнации знаками госу­дарственной монеты.

Первым ударом для плана Сперанского был указ 3 апреля 1812г. «О соединении Государственного совета департаментов законов и государственной экономии и о правах оных во время Высочайшего от­сутствия из столицы». После этого указа председатель департамента государственной экономии Н.С. Мордвинов, выступавший сторонни­ком реформ Сперанского, вышел в отставку, что было серьезной поте­рей для государственных финансов, зато освобождало Гурьева от знаю­щего и авторитетного противника. Кроме того, по указу от 3 апреля должны были быть пересмотрены все финансовые меры, принятые по­сле 1810г. Уже 9 апреля появляется указ, который возвращает ассигна­циям значение счетной денежной единицы, сохраняя, однако, и преж­нюю монетную единицу, определенную Манифестом от 20 июня 1810г. Для платежей в казну указ от 9 апреля устанавливал временный обяза­тельный курс ассигнаций, только в некоторых случаях предоставив плательщикам свободу выбора при взносе казенных сборов между се­ребром и ассигнациями. Относительно частных сделок указ предостав­лял договаривающимся сторонам больший простор. В результате поя­вились два самостоятельных вида денег — металлические и бумажные, отношение ценности которых устанавливалось не законом, а соглаше­нием частных лиц, и при этом чуть не для каждой сделки отдельно; от­чего в последующем последовали страшные колебания в курсе ассигнаций.

Одно из основных положений «Плана финансов» Сперанского — сокращение количества бумажных денег — было полностью уничто­жено. Попытки, предпринимаемые Гурьевым по стабилизации курса ассигнационного рубля за счет их изъятия из обращения (300 млн. руб.), не увенчались успехом. Курс ассигнаций вырос незначительно, торговые обороты были ничтожны и продолжали падать, промышлен­ность не развивалась, деньги из ценного металла уплывали за границу, а бюджетный дефицит не уменьшался. За рубль серебром давали 4 руб­ля ассигнациями.

За первые 11 лет царствования Александра 1 финансовое хозяйство так и не вышло из состояния постоянной неустойчивости, не измени­лись ни система налогов (косвенные по-прежнему преобладали над прямыми), ни система эксплуатации государственных имуществ, ни характер расходной и приходной сметы, ни способы покрытия де­фицитов. Все это привело к тому, что Россия встретила войну 1812г. неподготовленной в финансовом отношении и только новые хозяй­ственные ресурсы, открывшиеся благодаря начавшемуся переходу к капиталистическому хозяйству, помогли стране справиться с затруд­нениями войны.








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.