Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Развитие отечественных финансов до XIX века





 

3.1 Развитие финансовых отношений в XVI-XVII вв.

3.2 Финансовые преобразования Петра I

3.3 Финансовая политика России во второй половине XVIII

 

3.1 Развитие финансовых отношений в XVI-XVII вв.

 

С постепенным расширением и укреплением границ Русского государства росла казна, что требовало дополнительного контроля за сохранностью государственных средств. Это привело к усилению роли казначеев и появлению в XV в., во время правления Ивана III, казенных дворов и Казны – общегосударственного ведомства, хранившего деньги и драгоценности.

Эффективность государственного управления во многом определяется организационным построением учреждений, осуществляющих данную функцию. Впервые подобные специализированные учрежде­нии возникли в нашей стране в форме приказов в правление Ивана III. Для управлениягосударством были созданы 25 приказов, и практиче­ски все они имели отношение к финансовой деятельности.

Приказы — центральные учреждения с разнообразной компетен­цией, стоявшие во главе отдельных отраслей управления в Москов­ском государстве в XVI—XVII вв. Приказы, как постоянные учрежде­ния, стали складываться во второй половине XV в. Первоначально в XIV в. князья-феодалы давали единоличные поручения (приказы) своим подчиненным заведовать отдельной отраслью хозяйства. Тер­мин «приказы», означая именно учреждения, впервые появился в 15J2 г. Финансовые функции были распределены по различным при­казам. Это, прежде всего приказ Большого дворца (первое упомина­ние — 1547г.). Первейшая его функция — не финансы, а суд. Кроме того, приказ ведал гербовым сбором и рядом других налогов. Затем был создан Казенный приказ, или приказ Большая казна (1578г.). В ве­домстве этого приказа был монетный двор. Приказ заведовал государ­ственным золотом и иными запасами. К группе финансово-казенных приказов также относились: приказ Большого прихода, Счетный при­каз, Поместный, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий, Новая четверть и пр. Практически каждый приказ ведал своей статьей доходов, поэтому все они входили в состав финансово-казенного управления.

Приказ Большой приход брал деньги за каменные лавки, исполь­зуемые гостями и торговыми людьми, давал им грамоты, удостоверяв­шие право владения лавками. За это брались печатные пошлины в за­висимости от размера купленной части лавки: целая стоила 1,25 руб., а далее по расчету.

К функциям приказа Новая четверть относилось преследование и наказание людей, занимающихся производством и продажей алко­голя и табака без специальных «явок», т.е. разрешений. Наказание могло быть очень суровым, вплоть до смертной казни. У задержан­ных конфисковалось и продавалось имущество, а деньги от продажи поступали в государеву казну или казну приказа. Также приказ вы­давал «явки» на «вино, пиво и мед» и следил за тем, чтобы люди, ко­торым эти документы выдавались, не превышали дозволенное и указанное в документе количество выпускаемого вина. Табак был запрещен, его распространение каралось гораздо строже, чем прода­жа алкоголя.

С 1535 по 1538г. в Русском государстве была проведена первая ре­форма денежного обращения. Реформа, которую проводила Елена Глинская, стала одним из самых значительных событий в экономиче­ском и политическом развитии средневекового Русского государства. В результате реформы была создана устойчивая система денежного обращения, с единым эмиссионным центром, что явилось завершаю­щим этапом политического объединения русских земель и способ­ствовало их более интенсивному развитию. Важнейшим условием и одновременно причиной создания единой общерусской денежной системы стало объединение русских земель вокруг Москвы. Суще­ственным условием проведения реформы являлось наличие значи­тельного опыта русского монетного обращения, существовавшего к тому времени уже около 150 лет.

Помимо общих предпосылок денежной реформы в Русском госу­дарстве существовали причины, обусловившие ее проведение именно в 1530-е гг. Одной из них была необходимость ликвидировать дефицит государственного бюджета, образовавшийся в результате активной внешней политики Василия III.В результате проведения денежной реформы предстояло регламентировать эксплуатацию денежной рега­лии, осознанно осуществить государственное понижение достоинства денежных единиц с использованием разницы между себестоимостью денежного знака или его прежней стоимостью и номиналом.

Поводом проведения в 1530-е гг. первой русской реформы денеж­ного обращения стало также распространение порчи монеты через понижение количества серебра. Это в значительной степени было вы­звано отсутствием абсолютной государственной монополии на выпуск монеты. В 1533г., в преддверии денежной реформы, прошла волна процессов над фальшивомонетчиками, завершившихся казнями ви­новных. Проведение реформы начиналось с принятия мер по защите новой русской монеты. Стремление защитить деньги от порчи приве­ло к установлению государственной монополии на выпуск монеты и консолидации мастеров на монетных дворах в Москве, Новгороде и Пскове. Русское государство не имело своих серебряных рудников, и сырьем для чеканки монеты было серебро, поступавшее в результате международной торговли, прежде всего из Германии.

При проведении реформы были унифицированы не только весо­вые соотношения вводимых типов монет, но и обозначения в виде изображений и надписей. Это также облегчало использование новых монет и их защиту от порчи. На новгородках, чеканившихся в Новго­роде и Пскове, был изображен князь на коне с копьем в руке, отчего деньги назывались копейные. Традиционно всадник с копьем был од­ним из типов изображений и на московских монетах, но на москов­ских «деньгах» после реформы Елены Глинской изображался другой вариант всадника — с саблей, а сами «деньги» получили название «сабленицы».

Проведение денежной реформы имело важнейшее значение для дальнейшего развития Русского государства. В результате реформы были окончательно унифицированы денежные системы ранее эконо­мически малосвязанных областей, прежде всего Новгорода и Москвы. Это позволило значительно успешнее развиваться общерусской эко­номике, особенно в середине XVI в., что также имело огромное значе­ние для активизации русской внешней торговли, в первую очередь с европейскими странами.

До середины XVII в. на Руси не существовало единой системы на­логообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения — «большая соха», тем самым установлена единая налоговая система.

Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден приказ Счета Большой казны (Счетный приказ). Его можно считать прообразом современной Счетной палаты РФ. Счетный при­каз вел учет доходов и расходов государства по книгам и документа­ции других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

В 1678—1679 гг. были составлены новые переписные книги, на основании которых единицей прямого налогообложения стал двор. Были установлены три главных налога: оброчная подать; стрелецкие деньги; ямская и полоняничная деньга, первая из которых шла на со­держание почтовой связи, а вторая — на выкуп взятых в плен русских воинов.

На основании ревизии приходных и расходных книг в 1680г. был составлен первый российский государственный бюджет — роспись доходов и расходов. Роспись доходов и расходов Московской Руси в 1680г. при царе Федоре Алексеевиче имела следующий вид. Сумма доходов составляла 1,5 млн. руб., самую крупную часть дохода (49%) составляли косвенные доходы (главным образом таможенные и ка­бацкие сборы), прямые налоги давали 44% (наибольшей статьей явля­лись чрезвычайные налоги — 16%). Почти половина расходов шла на военные нужды (более 46%). На содержание царского двора уходи­ло 15% бюджета, на средства сообщения — 5%. Последующие рос­сийские бюджеты всегда были прежде всего военными бюджетами, поскольку Россия участвовала в непрерывных войнах. При Петре I во­енные расходы возросли еще больше: если в 1680 г. на армию расходо­валось 700 тыс. руб., то уже к 1725г. расход на сухопутную армию со­ставлял более 5 млн. руб., а на флот — еще 1,5 млн. руб., что составляло не менее 2/з бюджета. Ситуация, когда армия и государственный аппа­рат поглощают большую часть казны, вполне типична для всех древ­них и средневековых государств. Например, в Византии суммарная доля этих расходов устойчиво составляла 80-90%.

Одним из самых заметных государственных деятелей конца XVII в., имевших отношение к решению финансовых вопросов, был Афа­насий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, сын скромного псковского помещика. В январе 1667г. в Андрусове он заключил перемирие с Польшей, положившее конец опустошительной для обеих сторон тринадцатилетней войне. После заключения этого перемирия он был пожалован в бояре и назначен главным управителем Посольского приказа с громким титулом «царской большой печати и государствен­ных великих посольских дел сберегателя», т.е. стал государственным канцлером.

Им, задумавшим использовать средства земств для кредитования «маломожных» купцов и повышения их конкурентоспособности в от­ношениях с иностранцами, еще в XVII в. был предложен проект мест­ных коммерческих банков. Но на практике эти идеи были воплощены в жизнь лишь частично через 100 лет, когда появились местные казен­ные банки (уездные казначейства).

Его преобразовательная программа сводилась к улучшению прави­тельственных учреждений и служебной дисциплины, а также к выбору добросовестных, умелых управителей и к увеличению казенной при­были и государственных доходов посредством подъема народного бо­гатства путем развития промышленности и торговли. Многие его пре­образовательные идеи и планы впоследствии были осуществлены Петром I.

 

3.2 Финансовые преобразования Петра I

 

Петр I особое значение придавал реформированию финансов, что, по мнению некоторых ученых, было важнейшим и даже единствен­ным направлением петровских экономических преобразований.

Еще до начала Северной войны были приняты решительные меры по изысканию новых источников пополнения казны. Широко приме­нялась монетная регалия, был введен ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунских полков, гербовый сбор, табачный от­куп, сбор на постройку судов. Уже в 1701г. только новые источники дали сумму в 1257,3 тыс. руб., что практически равнялось бюджету 1680г. При этом все старые налоги были сохранены.

Увеличение военных расходов с началом Северной войны побуди­ло правительство по примеру Западной Европы активно использовать регальные права. Особенно возросла роль монетной регалии. Петр I запретил допускавшуюся ранее чеканку монеты частными ремеслен­никами и установил государственную монополию в монетном деле. В 1701г. передел монеты принес государству 791 729 руб., в 1702г. — 1 296 978 руб., в 1703г. — 738 647 руб. Помимо значительного пополне­ния бюджета это дало возможность упорядочить денежную систему и превратить рубль из условно-расчетной в реальную денежную единицу.

К началу XVIII в. в России остро ощущалась нехватка денег ввиду отсутствия достаточного количества металлов для их изготовления. Денежный оборот состоял преимущественно из мелких медных монет и небольшого количества серебряных копеек. В 1704г. Петр I начал денежную реформу, в ходе которой стали выпускаться серебряные рублевые монеты. Также было уменьшено содержание серебра в моне­тах, введены медные и золотые монеты. От ручной чеканки денег пе­решли к машинной. В основу денежной системы был положен прин­цип десятичного счета: 1 рубль = 10 гривенникам = 100 копейкам. В обращении также находились:

■ полтинник — 50 коп.;

■ полуполтинник —25 коп.;

■ пятиалтынный — 15 коп.;

■ пятак— 5 коп.;

■ алтын — 3 коп.

В поисках новых источников доходов правительство перевело в го­сударственную собственность ряд объектов, установив за пользование ими оброк. Была запрещена порубка лесов и проведена их опись (1703г.), описаны и изъяты в казну рыбные ловли, постоялые дворы, торговые пристани, мельницы, мосты, перевозы, торговые площади, бани (1704г.). Описанные объекты поступали с торгов на оброк.

Затем была установлена государственная монополия на наиболее прибыльные виды торговли. Никогда обложение внутренней торговли в России не было столь сложно и обременительно, как при Петре I. С 1 января 1705г. была взята в государственную монополию продажа соли, причем акциз составил 100%. С 4 апреля 1705г. — торговля таба­ком; в 1707г. — торговля дегтем, рыбьим жиром, мелом, салом, смо­лой; в 1709 г. — щетиной; в 1711г. — икрой, нефтью, льном, моржовой костью, поташом, рыбой, корабельным и пильным лесом, досками. Недостаток поступлений от многочисленных косвенных налогов вы­нудил государство вновь обратиться к прямым, раскладывая каждый новый расход едва ли не на каждый двор.

В 1710г. была создана Счетная или Казначейская контора, кото­рая должна была следить за верным поступлением налогов, она про­существовала до 1742г. В 1717г. проведена серьезная реформа нало­гообложения. Все прямые постоянные и временные сборы (в том числе и подворная подать) были заменены подушной податью. Это потребовало поголовной переписи населения (1720г.), что суще­ственно пополнило государственные доходы. Подушная подать заме­няла собой оброчную подать с государственных крестьян и однодвор­цев и подать с гостиной сотни и с посадских. Введенная с 1724г. новая система прямого налогообложения принесла в бюджет 4,6 млн. руб. (прежде собиралось 1,8 млн. руб.), увеличив доходную часть бюджета с 6,0 до 8,5 млн. руб.

Постоянно сталкиваясь со знаменитой «московской волокитой», характерной для деятельности приказов, Петр пришел к убеждению, что максимальная эффективность работы государственного аппарата может быть достигнута лишь с помощью детальной регламентации деятельности всех учреждений и каждого из чиновников. Этому убеж­дению царя вполне отвечала камеральная система, которая была не­мыслима без детально разработанного и соблюдаемого документа — регламента, фиксировавшего все необходимое для существования бюрократического учреждения: его функции, обязанности чиновни­ков, режим работы, делопроизводство, оплату труда.

Достигнув военной победы над столь «регулярным» народом, как шведы, Петр поставил задачу реорганизации российской государ­ственности с помощью той же «регулярности». Шведская государ­ственная система была построена на принципах камерализма — учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе XVI—XVII вв. Петр сам тщательно изучал европейскую прак­тику государственного управления во время посещения западных стран. В 1716г. он послал в Швецию камералиста Генриха Фика для изучения устройства системы органов государственного управления. В 1717г. была проведена подготовительная работа, и в 1718г. почти вся многочисленная, сложная, запутанная, бессистемная «толпа» при­казов была заменена коллегиями — новыми органами управления. В отличие от приказов, имевших, как правило, региональную компе­тенцию, коллегии имели общегосударственные полномочия, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.

Петр лично составил программу преобразований: он определил ко­личество и компетенции коллегий, назначил в них президентов. Пре­зидент коллегии, как правило, был русским, а вице-президент ино­странцем. В этой связи интересен документ от 12 декабря 1718г. озаглавленный «Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит». В нем представлена первоначальная структура нового центрального аппарата.

Основу основ камеральной системы представляла группа финан­совых коллегий. Главной фискальной коллегией была Камер-коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием посту­плений. Кроме того, в ее ведении были монетное дело, подряды, со­ляные промыслы, содержание государственных дорог, снабжение на­селения хлебом во время неурожаев.

Расход на нужды государства осуществлялся через Штатс-контор-коллегию, игравшую роль центральной кассы. Она составляла роспи­си расходов на содержание армии, государственного аппарата, в каче­стве государственного казначейства выдавала денежные средства учреждениям по распоряжению императора или Сената.

Наблюдение и контроль за работой финансовых органов поручался независимой от других Ревизион-коллегии. Она следила за расходова­нием денежных средств центральными и местными учреждениями, сверяя данные приходных и расходных книг. Функции Ревизион-коллегии совпадали с функциями старого Счетного приказа. Впрочем, этим сходство коллегий и приказов ограничивалось. Полномочия кол­легий в отличие от приказов распространялись на всю территорию го­сударства. В коллегиях были более четко разделены сферы управления и решены вопросы подчинения ведомств. Порядок ведения дел был установлен совещательный, по большинству голосов присутствия.

Трехчленное деление фиска имело огромное значение в государ­ственном управлении. В старом приказном аппарате эти три финансовые функции — приход, расход и контроль — осуществлял практи­чески каждый приказ. Как правило, приказ сам облагал население налогами, часто шедшими на его собственные нужды и под его соб­ственным контролем. Теперь все изменилось коренным образом — финансовая чересполосица XVII в. была существенно потеснена. В организации финансовых коллегий большую роль сыграл иностра­нец барон фон Люберас.

Состав коллегий при жизни Петра и в дальнейшем претерпевал су­щественные изменения. Ревизион-коллегия и Штатс-контор-колле-гия со временем были лишены статуса центральных учреждений и ста­ли конторами Сената. Камер-коллегия в связи с передачей сбора государственных доходов в губернские казенные палаты, учрежден­ные в 1775г., была в 1785г. упразднена. В 1797г. она вновь временно восстановлена Павлом I, а в 1801г. окончательно закрыта.

Однако реформа органов государственного управления не решила проблему дефицита бюджета. Повсеместно были распространены хи­щения, возросли недоимки. В 1723 г. недоимка таможенных сборов составляла 402 523 руб., канцелярских и оброчных поступлений — 309 322 руб. из 714 756 руб. Пчелиного налога было собрано 15 330 руб. из 35 414руб., с мельниц —33 696 руб. из 71 704 руб., с рыбной ловли— 43 942 руб. из 89 083 руб. С пашенных земель и сенокосов — 7637 руб. из 18 812 руб., с мостов и перевозов — 23 598 руб. из 40 469 руб. Таким образом, недоимки составляли порядка 50—60% ожидаемых поступле­ний. Недобор преодолевался путем усиления налогового пресса.

Очень дорого обошлось России военное строительство. Для по­стройки порта в Ревеле были опустошены леса Лифляндии и Эстляндии, но строительство было заброшено, так же как в Таганроге и Азове. В одном Таганроге погибло более 30 тыс. рабочих. Строительство Петербурга обошлось еще дороже. В 1712г. со всех губерний были со­браны 40 тыс. работников и 120 тыс. руб. на их содержание, кроме того, 22 тыс. руб. на изготовление кирпича и 30 700 руб. на судострое­ние. В 1714г. в Петербург были согнаны 34 тыс. работников и собрано по 12 руб. в год на их содержание. Было заброшено строительство но­вой дороги Петербург — Москва (положили 120 верст и бросили). В Нарве сгнило по тем же причинам колоссальное количество кон­ской сбруи. Были вырублены и брошены леса Воронежской области, а Азовский флот частью сгнил, частью отдан туркам. После смерти Петра осталось 16 тыс. орудий. Это выходит приблизительно по одно­му орудию на десять человек наличного состава армии — пропорция совершенно неразумная; пушки строили безо всякого расчета. Тысячи «инспецов» получали деньги неоправданно: то сырья не было, то рын­ка. Огромные деньги ушли на различные субсидии союзникам Петра. В целом все финансовые мероприятия Петра I преследовали ис­ключительно фискальные цели, в их основе не были заложены новые принципы налоговой и бюджетной политики. Поэтому, хотя измене­ния представлялись значительными, собственно реформами их на­звать можно лишь условно. Уравнительность налогообложения не была достигнута, напротив, усилилась его неравномерность. Пря­мые налоги по-прежнему не платили служилое дворянство и духовен­ство, наиболее богатые слои общества. Средства казны тратились поч­ти исключительно на военные цели и содержание огромной армии чиновников. Так, почти 41% всех бюджетных расходов приходился на военные нужды, 37,6% — на содержание государственного аппара­та и лишь 0,5% расходов направлялось на нужды просвещения, меди­цины, развитие почты. Значительным достижением можно считать усиление политики протекционизма, способствовавшей развитию отечественного предпринимательства.

 

3.3 Финансовая политика России во второй половине XVIII

 

Первым официальным государственным кредитным учреждением в России была созданная еще при Петре I Монетная контора, зани­мавшаяся чеканкой монет. В 1733г. указом Анны Иоанновны «О пра­вилах займа денег из Монетной конторы» она получила право выда­вать ссуды под залог золота и серебра. Анна Иоанновна оставила в государственной казне 2 млн. руб. наличными.

До второй половины XVIII в. чрезвычайными финансовыми ресур­сами для Российского государства и его правительства служили преи­мущественно реквизиции (принудительное отчуждение) или прину­дительные займы у монастырей и частных лиц. Принудительный характер кредитных отношений государства с кредиторами казны объ­яснялся в основном дефицитом свободных капиталов в России, кото­рые могли бы быть добровольно отданы в ссуду правительству.

Указ Елизаветы Петровны от 13 мая 1754г. об учреждении Государ­ственного заемного банка положил начало организации Государст­венного ипотечного кредита для дворянства, а также подтоварного кредита для купечества. Было создано два банка — Дворянский и Ку­печеский — как государственные кредитные организации для поддержания двух жизненно важных для России сословий. Хотя в указе об основании банков они объединялись общим названием Госу­дарственный банк, это были два разных банка даже по подчинению — Купеческий банк подчинялся Коммерц-коллегии, а конторы Дворян­ского банка — Сенату.

С 1 января 1754г. были отменены внутренние таможенные пошли­ны, установленные Новоторговым уставом 1667г. До середины XVIII в. н России насчитывалось около 17 видов внутренних пошлин, которые должны были платить купцы при своем перемещении внутри страны. В результате этого казна потеряла статью доходов, для компенсации потери ее сумму перенесли на внешнюю торговлю. С 5 до 13% были повышены внешние пошлины.

В 1756г. граф П.И. Шувалов представил на рассмотрение проекты, посвященные монетным делам. Они касались в основном «облегче­ния» веса медной монеты и распространения вексельного обращения. Часть предлагаемых им мер легла в основу указа от 6 ноября 1757г. «Меры вексельного производства». Указ предусматривал введение пе­реводной операции между Санкт-Петербургом и 50 наиболее важны­ми городами империи, что должно было облегчить трудоемкую пере­возку денег, заменив ее безналичными расчетами. Шувалову нужно было реанимировать вексель, чтобы европейские традиции вексель­ных сделок распространились в России, в ее внутреннем обороте. При этом Шувалов, скептически относясь к частной инициативе, всецело отдал вексельное обращение в руки государства, которое, как он по­лагал, должно было «насадить» вексель, с тем, чтобы облегчить денеж­ное обращение и способствовать развитию кредита.

Указом от 21 июля 1758г. переводная операция была окончательно оформлена созданием специализированного банка, подобного жиро­банкам в Европе. В Санкт-Петербурге и Москве были созданы «Бан­ковые конторы для обращения внутри России медных денег», извест­ные как Медный банк. В 1763г. Екатерина II приняла решение о его ликвидации как убыточного для казны. Однако к тому времени Мед­ный банк выполнил задачи, определенные ему в свое время: в стране было положено начало вексельному обращению, откупщики, насы­щавшие казну деньгами, уже имели средства на развитие предприятий и создание новых заводов и фабрик. В середине XVIII в. ими было соз­дано несколько крупных предприятий в России, а внешнеторговый баланс страны имел неизменное положительное сальдо.

В 1760г. при артиллерийской и инженерной школе в Санкт-Петербурге был учрежден «Банк артиллерийского и инженерного корпусов», или Артиллерийский банк. Школа готовила офицерские ка­дры для элитных подразделений русской армии — артиллерии. Артиллерийский банк должен был покрыть расходы не только этого заведения, но и часть расходов на обучение русской армии. Кроме того, этот банк рассматривался правительством как кредитное учреж­дение для покрытия экстренных расходов государственного бюджета, в особенности в военное время. Его капитал был составлен за счет де­нег, полученных при переплавке старых пушек в монету. Артиллерий­ский банк просуществовал недолго и был ликвидирован почти одно­временно с Медным банком.

Екатерина II прекратила свободный обмен медных денег на сере­бряные, отменив его указом от 30 апреля 1763г. В отличие от Шувало­ва, который при весьма трудном положении страны в военное время не прибегал к внешним займам, Екатерина II благодаря успешным внешнеполитическим шагам положила начало российской традиции занимать деньги у европейских банкиров. В 1769г. был осуществлен первый такой заем в Голландии (Амстердаме), что можно считать исторической точкой отсчета в возникновении российского фондово­го рынка. Любопытна истории погашения этого займа. Когда пришло время его возвращать, Екатерина II заявила, что ввиду отсутствия средств в казне все деньги будут уплачены, но позже, а если кредито­ры возмутятся и начнут требовать долг немедленно, то вообще ничего не получат. Кредиторы не решились «артачиться», и действительно позже деньги были выплачены. С тех пор Россия часто прибегала к иностранным заимствованиям, в основном 5%-ным, постепенно увеличивая свой внешний долг.

К числу важнейших факторов, влиявших на формирование новой предпринимательской среды в эпоху правления Екатерины II, отно­сится начало эмиссии ассигнаций (первых российских бумаж­ных денег). Необходимость этого обусловливалась двумя причинами: во-первых, интересами казны, связанными, как и при Петре I, с фи­нансовыми затруднениями, вызванными постоянными войнами; во-вторых, стремлением дать дополнительный импульс хозяйствен­ной жизни, облегчив денежные расчеты, замедляемые обращением крайне тяжелых и громоздких медных денег. Эмиссия осуществлялась двумя «Променными банками», куда было положено по 1 млн. руб. мо­нетой. В 1786г. Екатерина II объединила эти два «Променных банка» в единый Ассигнационный банк.

Чтобы обеспечить доверие к бумажным деньгам, в указе об основа­нии банка Екатерина II торжественно заявила, что «по тем государственным ассигнациям всегда исправная и верная последует выдача денег требующим оную из банков». Принципиально новым в деятель­ности банка стало соединение долгосрочных ссуд с выпуском ассигна­ций, которые облегчали денежное обращение. Банк мог принимать вклады и производить учет векселей, но главной его операцией была эмиссионная.

В России начался выпуск ассигнаций номиналом в 25, 50, 75 и 100 руб. Первый выпуск был успешным и превзошел ожидания пра­вительства, скоро потребовались новые выпуски. В результате введе­ния ассигнаций в российской денежной системе сложились две еди­ницы: рубль серебряный и рубль ассигнационный. Изначально курс составлял: 1 руб. ассигнациями равнялся 1 руб. серебром. Это равно­весие сохранялось еще в течение 17 лет, до того момента, когда бумаж­ная масса не стала превышать монетную. В 1785г. российский бюджет стал дефицитным и продолжал оставаться таковым с небольшими пе­рерывами до 1888г. В конце правления Екатерины II в обороте нахо­дилось 150 млн. бумажных денег. В 1787г. размен ассигнаций на сере­бряную монету был прекращен, т.е. курс начинает формироваться уже в соответствии с рыночными механизмами. В 1796г. 1 руб. ассигнаци­ями имел покупательную способность в 79 коп. серебром. С этого мо­мента в России начинается инфляция, и Ассигнационному банку не удается соответствовать своей главной цели — поддерживать проч­ность курса ассигнаций.

Используя ассигнации для придания дополнительного импульса хозяйственной жизни и стремясь к развитию конкурентных начал в экономике, Екатерина II сделала ставку на нарождающееся третье сословие — сословие торговцев-промышленников. Манифест о сво­боде предпринимательства от 17 марта 1775г. закрепил право «всем и каждому... добровольно заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия, не требуя на то уже иного дозволе­ния» высшей или местной власти, выделив, однако, из этого списка производства, обслуживавшие армию, а также горнозаводское дело.

В 1775г. изданы «Учреждения для управления губерний Россий­ской империи». Согласно этому документу, в каждой губернии созда­вались казенные палаты «для домостроительных дел и управления ка­зенных доходов Императорского Величества».

Хронический дефицит капиталов в России сохранился и при Пав­ле I (1796-1801). Правительство продолжало пользоваться услугами печатного станка и занималось поиском путей получения новых кре­дитов, используя при этом и традиционные способы. Вместо упорядочения финансов правительство прибегало к займам различного типа, преимущественно внутренним, так как заключение внешних займов стало совершенно невозможно. Дело в том, что Голландия, в которой раньше преимущественно заключались российские займы, была заня­та французскими войсками и денег взаймы дать не могла. Кроме того, русский кредит за границей был сильно подорван тем, что император Павел предложил держателям русских займов обратиться за уплатой процентов к английскому правительству, которое, по расчетам нашего правительства, не доплатило часть субсидии, «выговоренной» за уча­стие в войне с Францией. Александр I сразу по вступлении на престол отменил это распоряжение своего отца, но доверие к русскому креди­ту было уже подорвано и восстановить его было нелегко.

В этих условиях Павел I начал постепенную замену коллегий на ми­нистерскую систему, которая более жестко подчинялась бы ему через министров, но осуществить эту реформу он не успел. 4 декабря 1796г. была учреждена должность государственного казначея, ставшая пер­вой самостоятельной высшей должностью в сфере управления финан­сами государства. До этого времени функцию руководства государ­ственными финансами выполнял генерал-прокурор.








ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.