|
Тема 3. Развитие отечественных финансов до XIX века
3.1 Развитие финансовых отношений в XVI-XVII вв. 3.2 Финансовые преобразования Петра I 3.3 Финансовая политика России во второй половине XVIII
3.1 Развитие финансовых отношений в XVI-XVII вв.
С постепенным расширением и укреплением границ Русского государства росла казна, что требовало дополнительного контроля за сохранностью государственных средств. Это привело к усилению роли казначеев и появлению в XV в., во время правления Ивана III, казенных дворов и Казны – общегосударственного ведомства, хранившего деньги и драгоценности. Эффективность государственного управления во многом определяется организационным построением учреждений, осуществляющих данную функцию. Впервые подобные специализированные учреждении возникли в нашей стране в форме приказов в правление Ивана III. Для управлениягосударством были созданы 25 приказов, и практически все они имели отношение к финансовой деятельности. Приказы — центральные учреждения с разнообразной компетенцией, стоявшие во главе отдельных отраслей управления в Московском государстве в XVI—XVII вв. Приказы, как постоянные учреждения, стали складываться во второй половине XV в. Первоначально в XIV в. князья-феодалы давали единоличные поручения (приказы) своим подчиненным заведовать отдельной отраслью хозяйства. Термин «приказы», означая именно учреждения, впервые появился в 15J2 г. Финансовые функции были распределены по различным приказам. Это, прежде всего приказ Большого дворца (первое упоминание — 1547г.). Первейшая его функция — не финансы, а суд. Кроме того, приказ ведал гербовым сбором и рядом других налогов. Затем был создан Казенный приказ, или приказ Большая казна (1578г.). В ведомстве этого приказа был монетный двор. Приказ заведовал государственным золотом и иными запасами. К группе финансово-казенных приказов также относились: приказ Большого прихода, Счетный приказ, Поместный, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий, Новая четверть и пр. Практически каждый приказ ведал своей статьей доходов, поэтому все они входили в состав финансово-казенного управления. Приказ Большой приход брал деньги за каменные лавки, используемые гостями и торговыми людьми, давал им грамоты, удостоверявшие право владения лавками. За это брались печатные пошлины в зависимости от размера купленной части лавки: целая стоила 1,25 руб., а далее по расчету. К функциям приказа Новая четверть относилось преследование и наказание людей, занимающихся производством и продажей алкоголя и табака без специальных «явок», т.е. разрешений. Наказание могло быть очень суровым, вплоть до смертной казни. У задержанных конфисковалось и продавалось имущество, а деньги от продажи поступали в государеву казну или казну приказа. Также приказ выдавал «явки» на «вино, пиво и мед» и следил за тем, чтобы люди, которым эти документы выдавались, не превышали дозволенное и указанное в документе количество выпускаемого вина. Табак был запрещен, его распространение каралось гораздо строже, чем продажа алкоголя. С 1535 по 1538г. в Русском государстве была проведена первая реформа денежного обращения. Реформа, которую проводила Елена Глинская, стала одним из самых значительных событий в экономическом и политическом развитии средневекового Русского государства. В результате реформы была создана устойчивая система денежного обращения, с единым эмиссионным центром, что явилось завершающим этапом политического объединения русских земель и способствовало их более интенсивному развитию. Важнейшим условием и одновременно причиной создания единой общерусской денежной системы стало объединение русских земель вокруг Москвы. Существенным условием проведения реформы являлось наличие значительного опыта русского монетного обращения, существовавшего к тому времени уже около 150 лет. Помимо общих предпосылок денежной реформы в Русском государстве существовали причины, обусловившие ее проведение именно в 1530-е гг. Одной из них была необходимость ликвидировать дефицит государственного бюджета, образовавшийся в результате активной внешней политики Василия III.В результате проведения денежной реформы предстояло регламентировать эксплуатацию денежной регалии, осознанно осуществить государственное понижение достоинства денежных единиц с использованием разницы между себестоимостью денежного знака или его прежней стоимостью и номиналом. Поводом проведения в 1530-е гг. первой русской реформы денежного обращения стало также распространение порчи монеты через понижение количества серебра. Это в значительной степени было вызвано отсутствием абсолютной государственной монополии на выпуск монеты. В 1533г., в преддверии денежной реформы, прошла волна процессов над фальшивомонетчиками, завершившихся казнями виновных. Проведение реформы начиналось с принятия мер по защите новой русской монеты. Стремление защитить деньги от порчи привело к установлению государственной монополии на выпуск монеты и консолидации мастеров на монетных дворах в Москве, Новгороде и Пскове. Русское государство не имело своих серебряных рудников, и сырьем для чеканки монеты было серебро, поступавшее в результате международной торговли, прежде всего из Германии. При проведении реформы были унифицированы не только весовые соотношения вводимых типов монет, но и обозначения в виде изображений и надписей. Это также облегчало использование новых монет и их защиту от порчи. На новгородках, чеканившихся в Новгороде и Пскове, был изображен князь на коне с копьем в руке, отчего деньги назывались копейные. Традиционно всадник с копьем был одним из типов изображений и на московских монетах, но на московских «деньгах» после реформы Елены Глинской изображался другой вариант всадника — с саблей, а сами «деньги» получили название «сабленицы». Проведение денежной реформы имело важнейшее значение для дальнейшего развития Русского государства. В результате реформы были окончательно унифицированы денежные системы ранее экономически малосвязанных областей, прежде всего Новгорода и Москвы. Это позволило значительно успешнее развиваться общерусской экономике, особенно в середине XVI в., что также имело огромное значение для активизации русской внешней торговли, в первую очередь с европейскими странами. До середины XVII в. на Руси не существовало единой системы налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения — «большая соха», тем самым установлена единая налоговая система. Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден приказ Счета Большой казны (Счетный приказ). Его можно считать прообразом современной Счетной палаты РФ. Счетный приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов. В 1678—1679 гг. были составлены новые переписные книги, на основании которых единицей прямого налогообложения стал двор. Были установлены три главных налога: оброчная подать; стрелецкие деньги; ямская и полоняничная деньга, первая из которых шла на содержание почтовой связи, а вторая — на выкуп взятых в плен русских воинов. На основании ревизии приходных и расходных книг в 1680г. был составлен первый российский государственный бюджет — роспись доходов и расходов. Роспись доходов и расходов Московской Руси в 1680г. при царе Федоре Алексеевиче имела следующий вид. Сумма доходов составляла 1,5 млн. руб., самую крупную часть дохода (49%) составляли косвенные доходы (главным образом таможенные и кабацкие сборы), прямые налоги давали 44% (наибольшей статьей являлись чрезвычайные налоги — 16%). Почти половина расходов шла на военные нужды (более 46%). На содержание царского двора уходило 15% бюджета, на средства сообщения — 5%. Последующие российские бюджеты всегда были прежде всего военными бюджетами, поскольку Россия участвовала в непрерывных войнах. При Петре I военные расходы возросли еще больше: если в 1680 г. на армию расходовалось 700 тыс. руб., то уже к 1725г. расход на сухопутную армию составлял более 5 млн. руб., а на флот — еще 1,5 млн. руб., что составляло не менее 2/з бюджета. Ситуация, когда армия и государственный аппарат поглощают большую часть казны, вполне типична для всех древних и средневековых государств. Например, в Византии суммарная доля этих расходов устойчиво составляла 80-90%. Одним из самых заметных государственных деятелей конца XVII в., имевших отношение к решению финансовых вопросов, был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, сын скромного псковского помещика. В январе 1667г. в Андрусове он заключил перемирие с Польшей, положившее конец опустошительной для обеих сторон тринадцатилетней войне. После заключения этого перемирия он был пожалован в бояре и назначен главным управителем Посольского приказа с громким титулом «царской большой печати и государственных великих посольских дел сберегателя», т.е. стал государственным канцлером. Им, задумавшим использовать средства земств для кредитования «маломожных» купцов и повышения их конкурентоспособности в отношениях с иностранцами, еще в XVII в. был предложен проект местных коммерческих банков. Но на практике эти идеи были воплощены в жизнь лишь частично через 100 лет, когда появились местные казенные банки (уездные казначейства). Его преобразовательная программа сводилась к улучшению правительственных учреждений и служебной дисциплины, а также к выбору добросовестных, умелых управителей и к увеличению казенной прибыли и государственных доходов посредством подъема народного богатства путем развития промышленности и торговли. Многие его преобразовательные идеи и планы впоследствии были осуществлены Петром I.
3.2 Финансовые преобразования Петра I
Петр I особое значение придавал реформированию финансов, что, по мнению некоторых ученых, было важнейшим и даже единственным направлением петровских экономических преобразований. Еще до начала Северной войны были приняты решительные меры по изысканию новых источников пополнения казны. Широко применялась монетная регалия, был введен ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунских полков, гербовый сбор, табачный откуп, сбор на постройку судов. Уже в 1701г. только новые источники дали сумму в 1257,3 тыс. руб., что практически равнялось бюджету 1680г. При этом все старые налоги были сохранены. Увеличение военных расходов с началом Северной войны побудило правительство по примеру Западной Европы активно использовать регальные права. Особенно возросла роль монетной регалии. Петр I запретил допускавшуюся ранее чеканку монеты частными ремесленниками и установил государственную монополию в монетном деле. В 1701г. передел монеты принес государству 791 729 руб., в 1702г. — 1 296 978 руб., в 1703г. — 738 647 руб. Помимо значительного пополнения бюджета это дало возможность упорядочить денежную систему и превратить рубль из условно-расчетной в реальную денежную единицу. К началу XVIII в. в России остро ощущалась нехватка денег ввиду отсутствия достаточного количества металлов для их изготовления. Денежный оборот состоял преимущественно из мелких медных монет и небольшого количества серебряных копеек. В 1704г. Петр I начал денежную реформу, в ходе которой стали выпускаться серебряные рублевые монеты. Также было уменьшено содержание серебра в монетах, введены медные и золотые монеты. От ручной чеканки денег перешли к машинной. В основу денежной системы был положен принцип десятичного счета: 1 рубль = 10 гривенникам = 100 копейкам. В обращении также находились: ■ полтинник — 50 коп.; ■ полуполтинник —25 коп.; ■ пятиалтынный — 15 коп.; ■ пятак— 5 коп.; ■ алтын — 3 коп. В поисках новых источников доходов правительство перевело в государственную собственность ряд объектов, установив за пользование ими оброк. Была запрещена порубка лесов и проведена их опись (1703г.), описаны и изъяты в казну рыбные ловли, постоялые дворы, торговые пристани, мельницы, мосты, перевозы, торговые площади, бани (1704г.). Описанные объекты поступали с торгов на оброк. Затем была установлена государственная монополия на наиболее прибыльные виды торговли. Никогда обложение внутренней торговли в России не было столь сложно и обременительно, как при Петре I. С 1 января 1705г. была взята в государственную монополию продажа соли, причем акциз составил 100%. С 4 апреля 1705г. — торговля табаком; в 1707г. — торговля дегтем, рыбьим жиром, мелом, салом, смолой; в 1709 г. — щетиной; в 1711г. — икрой, нефтью, льном, моржовой костью, поташом, рыбой, корабельным и пильным лесом, досками. Недостаток поступлений от многочисленных косвенных налогов вынудил государство вновь обратиться к прямым, раскладывая каждый новый расход едва ли не на каждый двор. В 1710г. была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за верным поступлением налогов, она просуществовала до 1742г. В 1717г. проведена серьезная реформа налогообложения. Все прямые постоянные и временные сборы (в том числе и подворная подать) были заменены подушной податью. Это потребовало поголовной переписи населения (1720г.), что существенно пополнило государственные доходы. Подушная подать заменяла собой оброчную подать с государственных крестьян и однодворцев и подать с гостиной сотни и с посадских. Введенная с 1724г. новая система прямого налогообложения принесла в бюджет 4,6 млн. руб. (прежде собиралось 1,8 млн. руб.), увеличив доходную часть бюджета с 6,0 до 8,5 млн. руб. Постоянно сталкиваясь со знаменитой «московской волокитой», характерной для деятельности приказов, Петр пришел к убеждению, что максимальная эффективность работы государственного аппарата может быть достигнута лишь с помощью детальной регламентации деятельности всех учреждений и каждого из чиновников. Этому убеждению царя вполне отвечала камеральная система, которая была немыслима без детально разработанного и соблюдаемого документа — регламента, фиксировавшего все необходимое для существования бюрократического учреждения: его функции, обязанности чиновников, режим работы, делопроизводство, оплату труда. Достигнув военной победы над столь «регулярным» народом, как шведы, Петр поставил задачу реорганизации российской государственности с помощью той же «регулярности». Шведская государственная система была построена на принципах камерализма — учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе XVI—XVII вв. Петр сам тщательно изучал европейскую практику государственного управления во время посещения западных стран. В 1716г. он послал в Швецию камералиста Генриха Фика для изучения устройства системы органов государственного управления. В 1717г. была проведена подготовительная работа, и в 1718г. почти вся многочисленная, сложная, запутанная, бессистемная «толпа» приказов была заменена коллегиями — новыми органами управления. В отличие от приказов, имевших, как правило, региональную компетенцию, коллегии имели общегосударственные полномочия, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Петр лично составил программу преобразований: он определил количество и компетенции коллегий, назначил в них президентов. Президент коллегии, как правило, был русским, а вице-президент иностранцем. В этой связи интересен документ от 12 декабря 1718г. озаглавленный «Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит». В нем представлена первоначальная структура нового центрального аппарата. Основу основ камеральной системы представляла группа финансовых коллегий. Главной фискальной коллегией была Камер-коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием поступлений. Кроме того, в ее ведении были монетное дело, подряды, соляные промыслы, содержание государственных дорог, снабжение населения хлебом во время неурожаев. Расход на нужды государства осуществлялся через Штатс-контор-коллегию, игравшую роль центральной кассы. Она составляла росписи расходов на содержание армии, государственного аппарата, в качестве государственного казначейства выдавала денежные средства учреждениям по распоряжению императора или Сената. Наблюдение и контроль за работой финансовых органов поручался независимой от других Ревизион-коллегии. Она следила за расходованием денежных средств центральными и местными учреждениями, сверяя данные приходных и расходных книг. Функции Ревизион-коллегии совпадали с функциями старого Счетного приказа. Впрочем, этим сходство коллегий и приказов ограничивалось. Полномочия коллегий в отличие от приказов распространялись на всю территорию государства. В коллегиях были более четко разделены сферы управления и решены вопросы подчинения ведомств. Порядок ведения дел был установлен совещательный, по большинству голосов присутствия. Трехчленное деление фиска имело огромное значение в государственном управлении. В старом приказном аппарате эти три финансовые функции — приход, расход и контроль — осуществлял практически каждый приказ. Как правило, приказ сам облагал население налогами, часто шедшими на его собственные нужды и под его собственным контролем. Теперь все изменилось коренным образом — финансовая чересполосица XVII в. была существенно потеснена. В организации финансовых коллегий большую роль сыграл иностранец барон фон Люберас. Состав коллегий при жизни Петра и в дальнейшем претерпевал существенные изменения. Ревизион-коллегия и Штатс-контор-колле-гия со временем были лишены статуса центральных учреждений и стали конторами Сената. Камер-коллегия в связи с передачей сбора государственных доходов в губернские казенные палаты, учрежденные в 1775г., была в 1785г. упразднена. В 1797г. она вновь временно восстановлена Павлом I, а в 1801г. окончательно закрыта. Однако реформа органов государственного управления не решила проблему дефицита бюджета. Повсеместно были распространены хищения, возросли недоимки. В 1723 г. недоимка таможенных сборов составляла 402 523 руб., канцелярских и оброчных поступлений — 309 322 руб. из 714 756 руб. Пчелиного налога было собрано 15 330 руб. из 35 414руб., с мельниц —33 696 руб. из 71 704 руб., с рыбной ловли— 43 942 руб. из 89 083 руб. С пашенных земель и сенокосов — 7637 руб. из 18 812 руб., с мостов и перевозов — 23 598 руб. из 40 469 руб. Таким образом, недоимки составляли порядка 50—60% ожидаемых поступлений. Недобор преодолевался путем усиления налогового пресса. Очень дорого обошлось России военное строительство. Для постройки порта в Ревеле были опустошены леса Лифляндии и Эстляндии, но строительство было заброшено, так же как в Таганроге и Азове. В одном Таганроге погибло более 30 тыс. рабочих. Строительство Петербурга обошлось еще дороже. В 1712г. со всех губерний были собраны 40 тыс. работников и 120 тыс. руб. на их содержание, кроме того, 22 тыс. руб. на изготовление кирпича и 30 700 руб. на судостроение. В 1714г. в Петербург были согнаны 34 тыс. работников и собрано по 12 руб. в год на их содержание. Было заброшено строительство новой дороги Петербург — Москва (положили 120 верст и бросили). В Нарве сгнило по тем же причинам колоссальное количество конской сбруи. Были вырублены и брошены леса Воронежской области, а Азовский флот частью сгнил, частью отдан туркам. После смерти Петра осталось 16 тыс. орудий. Это выходит приблизительно по одному орудию на десять человек наличного состава армии — пропорция совершенно неразумная; пушки строили безо всякого расчета. Тысячи «инспецов» получали деньги неоправданно: то сырья не было, то рынка. Огромные деньги ушли на различные субсидии союзникам Петра. В целом все финансовые мероприятия Петра I преследовали исключительно фискальные цели, в их основе не были заложены новые принципы налоговой и бюджетной политики. Поэтому, хотя изменения представлялись значительными, собственно реформами их назвать можно лишь условно. Уравнительность налогообложения не была достигнута, напротив, усилилась его неравномерность. Прямые налоги по-прежнему не платили служилое дворянство и духовенство, наиболее богатые слои общества. Средства казны тратились почти исключительно на военные цели и содержание огромной армии чиновников. Так, почти 41% всех бюджетных расходов приходился на военные нужды, 37,6% — на содержание государственного аппарата и лишь 0,5% расходов направлялось на нужды просвещения, медицины, развитие почты. Значительным достижением можно считать усиление политики протекционизма, способствовавшей развитию отечественного предпринимательства.
3.3 Финансовая политика России во второй половине XVIII
Первым официальным государственным кредитным учреждением в России была созданная еще при Петре I Монетная контора, занимавшаяся чеканкой монет. В 1733г. указом Анны Иоанновны «О правилах займа денег из Монетной конторы» она получила право выдавать ссуды под залог золота и серебра. Анна Иоанновна оставила в государственной казне 2 млн. руб. наличными. До второй половины XVIII в. чрезвычайными финансовыми ресурсами для Российского государства и его правительства служили преимущественно реквизиции (принудительное отчуждение) или принудительные займы у монастырей и частных лиц. Принудительный характер кредитных отношений государства с кредиторами казны объяснялся в основном дефицитом свободных капиталов в России, которые могли бы быть добровольно отданы в ссуду правительству. Указ Елизаветы Петровны от 13 мая 1754г. об учреждении Государственного заемного банка положил начало организации Государственного ипотечного кредита для дворянства, а также подтоварного кредита для купечества. Было создано два банка — Дворянский и Купеческий — как государственные кредитные организации для поддержания двух жизненно важных для России сословий. Хотя в указе об основании банков они объединялись общим названием Государственный банк, это были два разных банка даже по подчинению — Купеческий банк подчинялся Коммерц-коллегии, а конторы Дворянского банка — Сенату. С 1 января 1754г. были отменены внутренние таможенные пошлины, установленные Новоторговым уставом 1667г. До середины XVIII в. н России насчитывалось около 17 видов внутренних пошлин, которые должны были платить купцы при своем перемещении внутри страны. В результате этого казна потеряла статью доходов, для компенсации потери ее сумму перенесли на внешнюю торговлю. С 5 до 13% были повышены внешние пошлины. В 1756г. граф П.И. Шувалов представил на рассмотрение проекты, посвященные монетным делам. Они касались в основном «облегчения» веса медной монеты и распространения вексельного обращения. Часть предлагаемых им мер легла в основу указа от 6 ноября 1757г. «Меры вексельного производства». Указ предусматривал введение переводной операции между Санкт-Петербургом и 50 наиболее важными городами империи, что должно было облегчить трудоемкую перевозку денег, заменив ее безналичными расчетами. Шувалову нужно было реанимировать вексель, чтобы европейские традиции вексельных сделок распространились в России, в ее внутреннем обороте. При этом Шувалов, скептически относясь к частной инициативе, всецело отдал вексельное обращение в руки государства, которое, как он полагал, должно было «насадить» вексель, с тем, чтобы облегчить денежное обращение и способствовать развитию кредита. Указом от 21 июля 1758г. переводная операция была окончательно оформлена созданием специализированного банка, подобного жиробанкам в Европе. В Санкт-Петербурге и Москве были созданы «Банковые конторы для обращения внутри России медных денег», известные как Медный банк. В 1763г. Екатерина II приняла решение о его ликвидации как убыточного для казны. Однако к тому времени Медный банк выполнил задачи, определенные ему в свое время: в стране было положено начало вексельному обращению, откупщики, насыщавшие казну деньгами, уже имели средства на развитие предприятий и создание новых заводов и фабрик. В середине XVIII в. ими было создано несколько крупных предприятий в России, а внешнеторговый баланс страны имел неизменное положительное сальдо. В 1760г. при артиллерийской и инженерной школе в Санкт-Петербурге был учрежден «Банк артиллерийского и инженерного корпусов», или Артиллерийский банк. Школа готовила офицерские кадры для элитных подразделений русской армии — артиллерии. Артиллерийский банк должен был покрыть расходы не только этого заведения, но и часть расходов на обучение русской армии. Кроме того, этот банк рассматривался правительством как кредитное учреждение для покрытия экстренных расходов государственного бюджета, в особенности в военное время. Его капитал был составлен за счет денег, полученных при переплавке старых пушек в монету. Артиллерийский банк просуществовал недолго и был ликвидирован почти одновременно с Медным банком. Екатерина II прекратила свободный обмен медных денег на серебряные, отменив его указом от 30 апреля 1763г. В отличие от Шувалова, который при весьма трудном положении страны в военное время не прибегал к внешним займам, Екатерина II благодаря успешным внешнеполитическим шагам положила начало российской традиции занимать деньги у европейских банкиров. В 1769г. был осуществлен первый такой заем в Голландии (Амстердаме), что можно считать исторической точкой отсчета в возникновении российского фондового рынка. Любопытна истории погашения этого займа. Когда пришло время его возвращать, Екатерина II заявила, что ввиду отсутствия средств в казне все деньги будут уплачены, но позже, а если кредиторы возмутятся и начнут требовать долг немедленно, то вообще ничего не получат. Кредиторы не решились «артачиться», и действительно позже деньги были выплачены. С тех пор Россия часто прибегала к иностранным заимствованиям, в основном 5%-ным, постепенно увеличивая свой внешний долг. К числу важнейших факторов, влиявших на формирование новой предпринимательской среды в эпоху правления Екатерины II, относится начало эмиссии ассигнаций (первых российских бумажных денег). Необходимость этого обусловливалась двумя причинами: во-первых, интересами казны, связанными, как и при Петре I, с финансовыми затруднениями, вызванными постоянными войнами; во-вторых, стремлением дать дополнительный импульс хозяйственной жизни, облегчив денежные расчеты, замедляемые обращением крайне тяжелых и громоздких медных денег. Эмиссия осуществлялась двумя «Променными банками», куда было положено по 1 млн. руб. монетой. В 1786г. Екатерина II объединила эти два «Променных банка» в единый Ассигнационный банк. Чтобы обеспечить доверие к бумажным деньгам, в указе об основании банка Екатерина II торжественно заявила, что «по тем государственным ассигнациям всегда исправная и верная последует выдача денег требующим оную из банков». Принципиально новым в деятельности банка стало соединение долгосрочных ссуд с выпуском ассигнаций, которые облегчали денежное обращение. Банк мог принимать вклады и производить учет векселей, но главной его операцией была эмиссионная. В России начался выпуск ассигнаций номиналом в 25, 50, 75 и 100 руб. Первый выпуск был успешным и превзошел ожидания правительства, скоро потребовались новые выпуски. В результате введения ассигнаций в российской денежной системе сложились две единицы: рубль серебряный и рубль ассигнационный. Изначально курс составлял: 1 руб. ассигнациями равнялся 1 руб. серебром. Это равновесие сохранялось еще в течение 17 лет, до того момента, когда бумажная масса не стала превышать монетную. В 1785г. российский бюджет стал дефицитным и продолжал оставаться таковым с небольшими перерывами до 1888г. В конце правления Екатерины II в обороте находилось 150 млн. бумажных денег. В 1787г. размен ассигнаций на серебряную монету был прекращен, т.е. курс начинает формироваться уже в соответствии с рыночными механизмами. В 1796г. 1 руб. ассигнациями имел покупательную способность в 79 коп. серебром. С этого момента в России начинается инфляция, и Ассигнационному банку не удается соответствовать своей главной цели — поддерживать прочность курса ассигнаций. Используя ассигнации для придания дополнительного импульса хозяйственной жизни и стремясь к развитию конкурентных начал в экономике, Екатерина II сделала ставку на нарождающееся третье сословие — сословие торговцев-промышленников. Манифест о свободе предпринимательства от 17 марта 1775г. закрепил право «всем и каждому... добровольно заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия, не требуя на то уже иного дозволения» высшей или местной власти, выделив, однако, из этого списка производства, обслуживавшие армию, а также горнозаводское дело. В 1775г. изданы «Учреждения для управления губерний Российской империи». Согласно этому документу, в каждой губернии создавались казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества». Хронический дефицит капиталов в России сохранился и при Павле I (1796-1801). Правительство продолжало пользоваться услугами печатного станка и занималось поиском путей получения новых кредитов, используя при этом и традиционные способы. Вместо упорядочения финансов правительство прибегало к займам различного типа, преимущественно внутренним, так как заключение внешних займов стало совершенно невозможно. Дело в том, что Голландия, в которой раньше преимущественно заключались российские займы, была занята французскими войсками и денег взаймы дать не могла. Кроме того, русский кредит за границей был сильно подорван тем, что император Павел предложил держателям русских займов обратиться за уплатой процентов к английскому правительству, которое, по расчетам нашего правительства, не доплатило часть субсидии, «выговоренной» за участие в войне с Францией. Александр I сразу по вступлении на престол отменил это распоряжение своего отца, но доверие к русскому кредиту было уже подорвано и восстановить его было нелегко. В этих условиях Павел I начал постепенную замену коллегий на министерскую систему, которая более жестко подчинялась бы ему через министров, но осуществить эту реформу он не успел. 4 декабря 1796г. была учреждена должность государственного казначея, ставшая первой самостоятельной высшей должностью в сфере управления финансами государства. До этого времени функцию руководства государственными финансами выполнял генерал-прокурор. ![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|