|
Тема 7. Финансы Российской империи в начале XX в.
7.1. Финансовые проблемы периода Русско-японской войны и революции 1905-1907 гг. 7.2. Деятельность В.Н. Коковцова на министерском посту 7.3. Обострение финансовых проблем в период Первой мировой войны 7.4. Финансовая политика Временного правительства
7.1. Финансовые проблемы периода Русско-японской войны и революции 1905-1907 гг.
После отставки Витте в 1903г. пост министра финансов последовательно непродолжительное время занимали: Эдуард Дмитриевич Плеске в 1903—1904 гг.; Владимир Николаевич Коковцов в 1904-1905 гг.; Иван Павлович Шипов в 1905—1906 гг. Через год после окончания экономического кризиса и последовавшей за ним депрессии началась Русско-японская война, а затем революция 1905-1907 гг. Это было тяжелейшее испытание для созданной менее 10 лет назад денежной системы. Выдержав общеэкономический кризис и войну, финансовая система оказалась слишком подорванной, чтобы выдержать еще и революцию. В начале XX в. золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения, к 1904г. на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. Русско-японская война и революция 1905—1907 гг. внесли коррективы в эту тенденцию, и с 1905г. эмиссия кредитных рублей стала возрастать. Происходило усиленное востребование вкладов золотом и предъявление кредитных билетов к размену на золото. Несмотря на повышение официальной учетной ставки до 8%, значительно вырос спрос на кредит со стороны торгово-промышленных предприятий. Невозможность акционерных коммерческих банков удовлетворить этот спрос из-за сильного отлива из них вкладов заставила Государственный банк во избежание массовых банкротств увеличить свои учетно-ссудные операции. Начался отток золота за границу. С 16 октября по 1 декабря 1905г. золотой фонд Государственного банка уменьшился с 1318,8 до 1126,1 млн. руб. К 19 декабря 1905г. золотое покрытие кредитных рублей опустилось ниже предела, предусмотренного законом 1897г. Кризис был ликвидирован благодаря заключению в январе 1906г. во Франции займа на 100 млн. руб., погашенного выручкой от займа, заключенного в апреле того же года. Усиленный переучет Государственным банком векселей частных банков, являвшийся в 1905-1906 гг. мерой борьбы с кризисом, в последующие годы стал одним из основных направлений деятельности. Государственный банк начал превращаться из банка краткосрочного коммерческого кредита в «банк банков». Общая задолженность частных банков Государственному банку с 37,3 млн. руб. на начало 1910г. выросла за два года до 342,3 млн. руб. Управление финансами в период Русско-японской войны сводилось к изысканию источников для покрытия военных расходов. Для этого был произведен целый ряд займов, увеличены пошлины с наследств, акцизы с пива, спичек, дрожжей, нефти, гербовый сбор. 15 июля 1904г. заключен крайне невыгодный для России торговый договор с Германией на 12-летний срок. Также были предприняты работы по введению подоходного налога. После неудачи военного займа во Франции в мае был заключен краткосрочный заем на 150 млн. руб. в Германии, а с августа выпущен внутренний заем на 200 млн. руб. Золотой запас за первое полугодие 1905г. возрос на 41 млн. руб. В дни переговоров с Германией о новых займах был представлен доклад, в котором сообщалось, что при использовании всех трех доступных России крупных денежных рынков — Парижского, Берлинского и Амстердамского — в течение 1905г. удастся занять не более 500 млн. руб., которых хватит лишь на восемь месяцев войны. В декабре 1904г. в Германии приступили к реализации займа в 231 млн. руб., заключенного через банкирский дом Мендельсона. Эти деньги должны были поступать правительству Российской империи небольшими суммами в течение всего 1905г. Остальные 270 млн. руб. необходимо было получить в Париже. Но начавшиеся в марте 1905г. переговоры с французскими банкирами были неожиданно сорваны. 13 марта банкиры не явились на переговоры и внезапно отбыли из Санкт-Петербурга, причиной чего стали массовые политические митинги и забастовки, в которых принимали участие и служащие Государственного банка. Однако банкирский дом Мендельсона ссудил русскому правительству еще 150 млн. руб. Война стоила России около 2 млрд. руб., Японии — почти столько же — около 2 млрд. иен, но налоговое бремя в связи с военными расходами выросло в Японии на 85%, в то время как в России всего на 5%. В период руководства Министерством финансов Шиповым обстановка, сложившаяся в тот период в России, в том числе и в области финансов, была чрезвычайно сложной. В доверии к власти отказали даже имущие классы, переводя свои капиталы за границу. С 16 октября по 8 декабря 1905г. золотой запас Государственного банка сократился на 242 млн. руб. В результате в начале декабря Шипов внес в Комитет финансов предложение о прекращение размена бумажных денег на золото, которое, однако, не было принято. Для ликвидации последствий Николай II распорядился отпустить Министерству финансов 50 тыс. руб. на пособия семьям пострадавших. Манифестом от 3 ноября 1905г. были сначала сокращены, а затем и отменены выкупные платежи, что привело к значительному увеличению бюджетного дефицита. Однако к этому времени крестьяне выплатили сумму почти в 3 раза больше установленной по первоначальным расчетам — свыше 1,5 млрд. руб.
7.2. Деятельность В.Н. Коковцова на министерском посту
Владимир Николаевич Коковцов родился 6 апреля 1853г. в Новгороде в семье помещика из старинного дворянского рода. По окончании Александровского лицея (1872) работал в Министерстве юстиции (1873-1879). В 1890г. перешел в Государственную канцелярию, в 1895г. назначен товарищем Государственного секретаря. С 1 марта 1896г. по 14 апреля 1902г. Коковцов — товарищ министра финансов, заведовал казначейской и податной частями. В 1902г. назначен Государственным секретарем, а 5 февраля 1904г. — министром финансов, сохранял этот пост в правительствах Витте (с перерывом в октябре 1905г. — апреле 1906г.), Горемыкина и Столыпина. После смерти Столыпина, 9 сентября 1911г., Коковцов назначен председателем Совета министров, сохранил за собой пост и министра финансов. Свою деятельность в качестве министра финансов Коковцов начал с попыток приспособить текущий бюджет страны к нуждам Русско-японской войны. На протяжении всего периода руководства Минфином он неизменно стремился к поддержанию бездефицитного бюджета за счет винной монополии и введения новых налогов. Подобная политика не всегда находила понимание. Вот яркий тому пример. В.Б. Лопухин в своих воспоминаниях о периоде 1911-1914 гг. пишет: «Коковцов был в упоении власти. Наступила для него эра никем и ничем не стесняемой и не сдерживаемой болтовни, составлявшей преобладавшее его пристрастие, он окончательно свел свою финансовую политику к одной непроизводительной охране казенного сундука, всячески урезывая испрашивавшиеся ассигнования на самые неотложные нужды». К другим недостаткам его деятельности недоброжелатели относят то, что в период 1906-1914 гг. управление Коковцовым государственными финансами не обнаружило смелости и оригинальности финансовой мысли; он повышал старые налоги, ввел новый налог на гильзы, по-прежнему основывал бюджет на винной монополии и косвенных налогах; стремился к накоплению возможно значительной золотой наличности, для чего заключил три крупных иностранных займа 1906, 1908 и 1909 гг. (первые два — 5%, последний — 4,5%). Ни одной широкой финансовой реформы Коковцов не провел. Увеличению расходов на культурные потребности он не раз противился. Точно так же он противился пересмотру бюджетных правил 9 марта 1906г. и всегда был склонен толковать финансовые права Государственной думы в возможно ограничительном смысле. В 1910г. Коковцов совершил невыгодную для государственных финансов сделку, продав по биржевой, весьма в то время невысокой цене принадлежавшие казне акции Владикавказской железной дороги, вскоре значительно в цене повысившиеся. Отстаивая финансовые интересы страны, Коковцов порой не боялся идти вразрез с вышестоящими лицами, примером чему служит весьма показательная ситуация. Основным направлением в осуществляемых Столыпиным аграрных реформах было освоение новых земель с созданием на них образцовых хозяйств. Это требовало значительных средств, которые выделялись главным образом Крестьянским банком. Но получение кредитов в этом банке было связано с рядом трудностей. Такая несогласованность тормозила реформы и беспокоила Столыпина. У него возникла идея о передаче Крестьянского банка в ведение Министерства земледелия. Коковцов возразил, что никакой министр финансов не может согласиться на то, что кто-то другой будет управлять кредитным учреждением, так как тем самым нарушится принцип единства государственного кредита, а это разрушит денежный рынок. В докладе Коковцов особо подчеркнул невозможность без риска для государственного кредита изъять из-под надзора Министерства финансов эмиссию закладных листов Крестьянского банка. И добавил, что в случае неблагоприятного для его министерства решения вопроса о Крестьянском банке он будет вынужден подать в отставку. За 1909-1933 гг. общее превышение государственных доходов над расходами составило 383,5 млн. руб. (за вычетом дефицита 1912г. в размере 64,3 млн. руб.). Золотой запас Государственного банка составил 1604 млн. руб., что примерно на 250 млн. руб. превышало практическую необходимость. Банкноты были обеспечены золотом на 97%. В бытность министра финансов России Коковцов подчеркивал, что «нет другой области, которая менее подавалась бы новшествам, как область финансового управления, и нет другой области, в которой всякие неудачные эксперименты не проявили своего гибельного влияния так быстро, как эксперименты в области финансов». После отставки с министерского поста в 1914-1917 гг. Коковцов занимал ответственные посты в ряде крупных частных банков, одновременно являясь председателем экономического департамента Госсовета. В 1917 г. он — член совета Русского для внешней торговли банка, почетный член ряда благотворительных организаций. С ноября 1918г. жил во Франции. С 1910г. Государственный банк в рамках государственного регулирования хлебной кампании начал строительство элеваторов и зернохранилищ. Создание государственной системы элеваторов должно было способствовать минимизации потерь зерна при перевозках. В начале 1917г. сеть элеваторов Государственного банка состояла из 42 элеваторов общим объемом 26 млн. пудов, строилось еще 28 зернохранилищ. Вплоть до Первой мировой войны финансовая политика России чрезвычайно дорожила сохранением золотой валюты как основы внешнего государственного кредита. Золотое покрытие рубля постоянно поддерживалось на очень высоком уровне. После кризисного 1906г. оно не опускалось ниже 93%, а в 1909-1911 гг. было выше 100%. В условиях России конца XIX — начала XX в. это обеспечивало приток иностранного капитала, необходимого для индустриального развития страны.
7.3. Обострение финансовых проблем в период Первой мировой войны
В результате интенсивного развития промышленности в конце XIX в. Россия вошла в пятерку экономически наиболее развитых стран мира и заняла достойное место среди европейских стран. Столыпинские преобразования и промышленный подъем 1909-1914 гг. способствовали дальнейшему экономическому росту царской России. 1913г. был годом экономического роста России, столь бурного, что даже скептически настроенные современники признавали ее относительное экономическое и финансовое благополучие. Итоги хозяйственного подъема 1909-1914 гг. впечатляли. За это время промышленное производство в России выросло в среднем на 67%. За этот период образовались 579 акционерных обществ с капиталом в 903 млн. руб. (для сравнения: за 1901-1904 гг. было открыто 198 акционерных обществ с капиталом в 177 млн. руб.). Внешнеторговый баланс России имел устойчивое положительное сальдо: в 1909г. — 521 млн. руб.; в 1913г. — 146 млн. руб. Это вело к росту золотого запаса страны и, следовательно, к упрочению курса национальной валюты. По настоянию Распутина с 30 января 1914г. управляющим Министерством финансов, а с мая — министром назначен Петр Львович Барк. 26 января 1914г. Барк на аудиенции у Николая II заявил, что нельзя строить благополучие казны на продаже водки, необходимо ввести подоходный налог и принять все меры для сокращения потребления водки. По его инициативе законом от 16 сентября 1914г. на время войны была прекращена торговля водкой. Установленная ранее винная монополия государства в результате привела, с одной стороны, к развитию тайного винокурения, а с другой — к тому, что государственный бюджет потерял четверть своих доходов. Кроме отмены винной монополии и, как следствие, преобразования налоговой системы, Барком было запланировано изменение Устава Государственного банка, расширение его эмиссионного права и предоставление ему несколько большей самостоятельности в рамках Министерства финансов. В 1915г. Барк разрабатывал проект реформы финансовой системы, одним из звеньев которого являлся подоходный налог. С началом войны Россия, как и другие страны Европы, столкнулась с проблемой приспособления экономики к военным нуждам. В это время мировой денежный рынок исчез, как и мировой товарный рынок, когда разорвались торговые сношения между странами и капиталы перестали переливаться свободно в соответствии с размерами учетного процента и потребностями торгового оборота. Народное хозяйство и финансы сделались не только национальными. Они приняли военную окраску, были приспособлены к требованиям военного времени. Деятельность банков направлялась, с одной стороны, на финансирование государства в военных целях, с другой — на создание и развитие военной промышленности; с третьей — на прямое или косвенное расширенное участие в товарных операциях. Государственный банк также переориентировал свою деятельность. Происходило сокращение коммерческих операций банка с целью кредитования казны, постоянно нуждавшейся в денежных средствах для покрытия дефицитов военного времени. В первые месяцы войны в акционерных коммерческих банках повсеместное востребование вкладов приобрело массовый характер. Попытки исправить ситуацию установлением более высокого процента по вкладам не имели успеха. С закрытием фондовой биржи 16 июля 1914г. банки лишались также возможности получать необходимые средства путем продажи части портфеля ценных бумаг. С началом войны в целях аккумулирования временно свободных средств населения Государственный банк усиленно распространял внутренние займы, причем к решению этой задачи были привлечены акционерные коммерческие банки, сберегательные кассы и даже небольшие казначейства. Подписка на займы шла успешно: только за 1915г. было реализовано три долгосрочных внутренних займа на общую сумму 2,5 млрд. руб. и 4%-ные билеты Государственного казначейства на общую сумму 550 млн. руб. Кроме того, Государственный банк в 1915г. распространял и 5%-ные краткосрочные обязательства Государственного казначейства. Однако полученных по займам средств не хватало на ведение войны, и Государственный банк воспользовался правом денежной эмиссии — именно как эмиссионный центральный банк, начавший выпускать кредитные билеты не в качестве «сертификатов на золото», как это было с конца XIX в., а как частично обеспеченные золотым запасом бумажные денежные знаки для формирования кредитных ресурсов. Подобно центральным банкам ведущих европейских стран, Государственный банк на основании закона от 27 июля 1914г. был вынужден отказаться от свободного размена кредитных билетов на золотую монету. Это было сделано во избежание оттока золота из касс банка. Предельные объемы эмиссии, не покрытой золотом бумажной денежной массы, установленные еще императорским указом от 29 августа 1897г. в размере 300 млн. руб., были увеличены до 1,5 млрд. руб. После издания закона от 27 июля 1914г. министру финансов Барку неоднократно приходилось посылать в Государственную Думу новые проекты, в которых говорилось о расширении эмиссионного права Государственного банка. В феврале 1916г. он предлагал предоставить Госбанку право на выпуск кредитных билетов «в каких угодно разме Проект Барка был отвергнут бюджетной и финансовой комиссиями Государственной Думы, которая в очередной раз высказалась за расширение эмиссионного права банка. С 1897г. это было уже четвертое разрешение на увеличение выпуска не покрытых золотом кредитных билетов: закон от 29 августа 1916г. доводил эту сумму до 5,5 млрд. руб. При этом сумма золотого запаса — неприкосновенного фонда, обеспечивающего кредитные билеты, — была определена в 1,5 млрд. руб. В конце 1916г. в Думу вносится очередное представление о расширении эмиссионного права банка еще на 1 млрд. руб. Циркулировавшие в обращении кредитные билеты (к 23 ноября 1916г. в обращении находилось 8,4 млрд. руб. кредитными билетами) были реально обеспечены золотым запасом лишь на 17%, а с учетом так называемого золота за границей — на 43%. С получением разрешения на дополнительную эмиссию обеспечение бумажного рубля еще больше снизилось: к началу 1917г. в обращении находилось кредитных билетов на сумму 9,1 млрд. руб., а золота и серебра в России и за границей — 3,7 млрд. рублей. Таким образом, в период Первой мировой войны Государственный банк вплотную приблизился к практике европейских центральных банков, формировавших свои кредитные ресурсы в основном за счет денежной эмиссии. Возраставшие военные расходы все в большей мере покрывались за счет внешних займов. Эти заимствования могли осуществляться и завуалировано — в виде так называемых золотых счетов Государственного банка. Дело в том, что после поездки Барка в Лондон осенью 1915г. английское правительство кредитовало Россию на сумму 973 млн. дол. под залог беспроцентных обязательств российского казначейства, которые должны были быть выкуплены в течение одного года после заключения мира. Целью этой сделки было увеличение золотого запаса Государственного банка для обеспечения кредитных билетов. Увеличение объема денег в обращении диктовалось большими потребностями армии в деньгах, преобладанием сделок за наличный расчет (а не в кредит), а также прекращением продажи алкогольных напитков, обеспечивавшей ускорение оборота денег в мирное время. Попытка Государственного банка в 1915г. ввести в стране чековое обращение и безналичные платежи не смогла остановить рост денежной массы. Интенсивная работа печатного станка и одновременное сокращение производства и переориентация его на выполнение военных расходов вызвали быстрый рост цен. Если в 1915г. цены выросли всего на 30%, то в 1916-м их рост составил уже 100%, В стране началась инфляция. Это свидетельствовало о том, что накануне Февральской революции денежное обращение было достаточно сильно дезорганизовано. Военные расходы России с начала Первой мировой войны до Февральской революции составили 28,0 млрд. руб. Дефицит государственного бюджета в 1916г. достиг 13,8 млрд. руб., а его покрытие на 29% происходило за счет эмиссии бумажных денег. Государственный долг составил (на 1 января): в 1914г. — 8,8 млрд. руб., в 1915г. - 10,5 млрд. руб., 1916г. - 18,9 млрд. руб., 1917г. -33,6 млрд. руб., а к 1 июля 1917г. достиг уже 43,9 млрд. руб. Ожидалось, что к началу 1918г. он поднимется до 60,0 млрд. руб.
7.4. Финансовая политика Временного правительства
Из всей более чем 200-летней истории Министерства финансов 1917г. следует выделить отдельно по следующим причинам: 1)он является переходным от одного исторического этапа в развитии страны к другому; 2)в течение этого года отечественное финансовое ведомство возглавляло рекордное число руководителей — семь; 3)это был год, который Россия прожила без финансового плана — бюджета; 4)за этот год министерство (наркомат) входило в состав трех принципиально различных правительств: январь—февраль — царского правительства; Первая мировая война коренным образом разрушила денежное обращение в стране. К началу 1917г. количество денег в обращении увеличилось по сравнению с довоенным уровнем в 6 раз, рубль на внутреннем рынке обесценился почти в 4 раза, и его покупательная сила составила 27 довоенных копеек. В начале 1917г. Россия в области финансов, как и в других областях, двигалась к краху. Ежедневные расходы на войну составляли 54 млн. руб. Долги государства приближались к 40 млрд. рублей. По окончании войны одних процентов с этой суммы пришлось платить бы по 2,5-3,0 млрд. руб. ежегодно. Придя к власти, бывшие лидеры IV Государственной думы столкнулись с теми же экономическими трудностями, что и царский Совет министров. Им пришлось решать не самые легкие вопросы. За счет каких доходов в отсутствие утвержденного бюджета финансировать военные действия? Если печатать деньги, то как удержать курс рубля? С первых дней прихода к власти Временное правительство приступило к активной эмиссии денег. Указом от 4 марта Госбанку был разрешен выпуск денежных знаков до 8,4 млрд. руб. Следует отдать должное первому министру финансов Временного правительства — Михаилу Ивановичу Терещенко, он не ограничился одной эмиссией и подготовил конкретную программу действий в области финансов. Основным направлением в работе его министерства стала реализация программы «Заем Свободы». Облигации были выпущены сроком на 49 лет под 5% годовых. Их погашение предусматривалось начиная с 1922г. ежегодными тиражами. Подписная цена облигаций составляла 85%. Заем был размещен на сумму 3,7 млрд. руб., что, однако, оказалось гораздо меньше ожидаемого объема. Ввиду низких результатов подписки на заем сроки его реализации дважды продлевались: первый раз — до 15 июля 1917г., второй — до открытия Учредительного собрания. Также им были подготовлены предложения по перестройке бюджетной системы «на демократические начала» и поиску безболезненных путей финансовой реформы. Главным звеном в задуманных мероприятиях был пересмотр налоговой системы с усилением прямого обложения за счет снижения косвенного. Однако осуществить намеченное Терещенко не успел: спустя два месяца он получил новый пост — министра иностранных дел (в то время это рассматривалось как повышение) и вынужден был полностью отойти от финансовых дел. Пытаясь решить финансовые проблемы, Временное правительство предоставило широкие полномочия Госконтролю, которому разрешалось проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности. Находясь на посту министра финансов, Терещенко не стремился навязывать личных программ, в апреле по проекту Минфина было созвано совещание для выработки плана финансовых преобразований, на котором наряду с чиновниками присутствовали крупные промышленники и ученые-экономисты. Однако сколько-нибудь значимых результатов созыв данного совещания не дал. Ни один из последователей Терещенко во Временном правительстве заниматься реализацией разработанных им программ не пожелал. Да и пожелай они того, на положительный исход дела никаких надежд не было, ибо, как известно, в апреле в Петроград приехал В.И. Ленин, и Временное правительство с решения экономических задач практически полностью переключилось на политические. Второй министр финансов — Андрей Иванович Шингарев (5 мая — 2 июля), получив министерский портфель, сразу включается в кампанию по пропаганде «Займа Свободы», выпущенного правительством в апреле. Активность Шингарева была столь заметна, что даже вдохновляла сатириков. Например, журнал «Бич» изображал, как Шингарев — врач «по финансовым и продовольственным болезням» — колдует над телом старушки-России с бутылкой снадобья («Заем Свободы»): «В качестве бывшего земского врача должен констатировать совершенное истощение жизненных соков. Однако, гражданка Россия, не отчаивайтесь. Примите вот этой микстуры миллиардов на пять». Выпуск займа, согласно трактовке Шингарева, является и способом борьбы с инфляцией, достигающей колоссальных масштабов. Ежедневно печатается 30 млн. руб., пришлось увеличить с 700 до 8 тыс. человек численность рабочих экспедиции Государственного казначейства, занятых выпуском денег, и, несмотря на это, каждый месяц казенные расходы превышают доходы на полмиллиарда рублей. С одной стороны, Шингарев пытается бороться с ростом расходов, вызванных шквалом требований рабочих и служащих о повышении зарплат и пенсий: «Угнетенное, бесправное прежде население потребовало себе во время революции прав в максимальных размерах; анархические проявления наших дней есть лишь доведенные до гипертрофии, до уродства требования. Весь ужас в том, что сознание прав обостряется до последней степени и не координируется сознанием обязанностей и ответственности». В то же время «министр-капиталист» Шингарев предлагает жесткие налоговые меры, бьющие по доходам буржуазных слоев, и пытается убедить представителей бизнеса, что такие меры необходимы. 12 июня правительство приняло налоговые законы, разработанные Шингаревым. В частности, предусматривался единовременный дополнительный сбор с наиболее крупных доходов (до 30% от доходов, превышающих 10 тыс. руб. в год). Увеличивался налог на сверхприбыли промышленных предприятий за время войны (так, если в 1916г. прибыль превышала 40%, то налог достигал 80%). Другие идеи Шингарева (повысить акцизы или ввести государственную монополию на сахар, чай, керосин, спички, установить высокие вывозные пошлины на лес и лен и т.д.) остались нереализованными. Введенный в июле 1917г. прогрессивный подоходный налог буржуазия саботировала. В этом отчетливо проявились политическая незрелость и недальновидность русских капиталистов. Предприятия практически прекратили налоговые платежи. Отдельные представители буржуазии готовы были временно пожертвовать даже большей частью доходов, но основная масса отнеслась к поддержке своей власти пренебрежительно. Временное правительство вынуждено было увеличивать косвенные налоги — акцизы. В августе удвоились хлебные цены, что, по замыслу, должно было стимулировать хлебозаготовки и умерить предпринимательский пыл спекулянтов. Но спекулянты и кулаки ожидали следующего повышения цен. Непонимание момента проявлялось и в том, что буржуазия как бы дорвалась до казенного сундука: многочисленные инициативы относительно повышения цен на контролируемые государством товары обычно приносили успех. Кузнецкий уголь благодаря этим инициативам подорожал с 21 до 29 коп. за пуд. Получались многочисленные авансы за просто так, не подкрепленные никакими гарантиями. Английские и французские банкиры уже не давали России внешних займов, не хотели рисковать. Только американцы еще проявляли интерес к ней как к потенциальному должнику. 26 сентября 1917г., за месяц до Октябрьской революции, к Временному правительству с коллективным представлением обратились Англия, Франция и Италия. В нем звучал недвусмысленный намек: общественное мнение союзников может потребовать от своих правительств отчета за материальную помощь России. Союзники открыли Временному правительству незначительные кредиты: 16 мая — на 100 млн. руб., 17 июля — на 75 млн. руб., 23 августа — на 100 млн. руб., 12 октября — на 50 млн. руб. Последний заем на 125 млн. руб., открытый 1 ноября 1917г., был поспешно аннулирован после получения известий о переходе власти к большевикам. Внутренний «Заем Свободы» не разошелся, уже при большевиках его облигации обращались как первые советские деньги, хотя соответствующее решение было принято в сентябре. Последний министр финансов Временного правительства, Михаил Владимирович Бернацкий (2 сентября — 25 октября), стал на путь демократизации русских финансов, однако он помешал Совету рабочих депутатов провести радикальную меру в виде принудительных займов и единовременного поимущественного налога. Вместо этих революционных приемов он прибег к введению всеобщего подоходного налога, повышению наследственных пошлин и налоговому обложению военных сверхприбылей. Когда наступившая разруха вызвала сильную инфляцию и уронила золотое покрытие кредитных билетов до 8,4%, Бернацкий постарался изъять излишнюю покупательную способность населения путем усиления косвенных налогов и введения государственной монополии на чай, сахар и спички. ![]() ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|