|
Тема 8. Организация финансов в РСФСР
8.1. Состояние финансов накануне Октябрьской революции 8.2. Необходимость и основные направления коренной перестройки финансовых отношений 8.3. Характеристика финансов периода военного коммунизма
8.1. Состояние финансов накануне Октябрьской революции
Государственный долг, составлявший до войны 8,8 млрд. руб., к осени 1917г. достиг 55 млрд. руб. Вместо планировавшегося Терещенко предельного выпуска в обращение 8,4 млрд. руб. общий объем эмиссии составил 16,5 млрд. руб. Деньги катастрофически обесценивались, ситуация в обществе накалялась до предела, в этой обстановке резко увеличился объем вывода частных ценностей за границу. Чтобы приостановить этот отток, 12 октября 1917г. министр финансов Бернацкий вошел во Временное правительство с представлением о полном запрещении вывоза русских ценностей за границу. Что и было сделано, однако стабилизировать обстановку не удалось. В октябре было фактически приостановлено действие налоговых законов. Продолжавшаяся война поглощала все больше средств. Дефицит госбюджета в 1917г. достиг 22,6 млрд. руб. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогообложения, внутренние и внешние займы, эмиссия бумажных денег. За период с марта по ноябрь 1917г. Временному правительству за счет налогов удалось получить 1,16 млрд. руб. Средства «Займа Свободы» пошли на выполнение обычных расходных статей госбюджета. Военные расходы, составившие в 1917г. 22,6 млрд. руб., что соответствовало объему бюджетного дефицита, были покрыты на 3/4 за счет эмиссии бумажных денег. В результате за восемь месяцев нахождения у власти Временное правительство выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за предшествовавших два с половиной года войны. Эмиссия кредитных билетов за этот период составила 6,4 млрд. руб., разменных марок — 95,8 млн. руб. и разменных казначейских знаков — 38,9 млн. руб. Такой значительный выпуск сказался на ускорении обесценения денег, что вынудило правительство прибегнуть к эмиссии кредитных билетов крупного достоинства — 250 и 1000 руб. С августа начался выпуск казначейских знаков достоинством в 20 и 40 руб. Несмотря на крупную эмиссию, денег в обращении все время не хватало. Рост цен и увеличение денежного выражения товарной массы, изъятие и накопление крупных купюр состоятельными слоями населения (особенно в деревнях) вызывали недостаток денег в обращении и диспропорции в покупюрном составе денежной массы. В августе и сентябре денежный голод приобрел характер кризиса в связи с сезонным расширением товарооборота. С целью ликвидации этого кризиса Временное правительство допустило в обращение в качестве законного платежного средства ряд ценных бумаг и начало выпуск денежных знаков упрощенного типа — марок-денег. Недостаток в обращении денежных знаков, особенно мелких и средних купюр, привел к тому, что кроме общегосударственных денежных знаков в некоторых городах и губерниях появились свои средства обращения. Подобные эмиссии означали, что при Временном правительстве начался процесс распада единой денежной системы страны, усиливавший общую дезорганизацию и способствовавший дальнейшему усилению инфляции. За время нахождения у власти Временного правительства в обращение было выпущено бумажных денег на 9,5 млрд. руб. В результате общая сумма бумажных денег, находящихся в обращении на 1 ноября 1917г., составила 19,6 млрд. руб. Причем особенно большая эмиссия — 1,1 млрд. руб. — была осуществлена Временным правительством в марте 1917г., сразу же после прихода к власти. В итоге сумма непокрытых золотом кредитных билетов возросла с 6,5 млрд. руб. до 16,5 млрд. руб. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, оказались покрыты золотом только на 5,5%. Рост денежной массы в обращении сопровождался быстрым увеличением товарных цен: при Временном правительстве они выросли в 4 раза. К 1 ноября 1917г. покупательная стоимость довоенного рубля равнялась 6—7 коп. На 23 октября 1917г. задолженность Казначейства Государственному банку по учету краткосрочных обязательств составила 15,5 млрд. руб. против 7,9 млрд. руб. на 1 марта 1917г. Значительные средства Государственный банк предоставлял казне на закупки хлеба, сахара, мяса и угля. На 23 октября 1917г. сумма кредитов на эти цели составила 1,3 млрд. руб. против 301 млн. руб. на 1 августа 1917г., когда Государственным банком кредит на эти цели был выдан в первый раз. Кредиты Государственного банка под государственные ценные бумаги составили на 23 октября 1917г. 1,3 млрд. руб. По совокупности кредиты, связанные с войной, занимали накануне Октябрьской революции свыше 90% баланса Государственного банка, который составлял на 23 октября 1917г. 24,2 млрд. руб.
8.2. Необходимость и основные направления коренной перестройки финансовых отношений
Финансовая политика, с которой большевики пришли к власти в октябре 1917г., была сформулирована Лениным еще в Апрельских тезисах и принята решением VI съезда партии. Она предполагала, что в целях борьбы с финансовым крахом необходимы следующие меры: прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты государственных долгов, как внешних, так и внутренних, с соблюдением, однако, интересов мелких подписчиков. Планировалось: преобразование всей налоговой системы путем введения поимущественного налога, налога на прирост имуществ и высоких косвенных налогов на предметы роскоши, реформа подоходного налога и постановка оценки доходов от имуществ под действенный контроль как в центре, так и на местах. Выход из критической ситуации в экономике включал в себя: ■ национализацию банков и ряда синдицированных предприятий ■ рабочий контроль над производством и распределением; ■ правильный обмен между городом и деревней (кооперативы ■ правильное распределение рабочей силы на производстве; ■ отмену коммерческой тайны; ■ борьбу с локаутами. Утвержденный II Всероссийским съездом рабочих и солдатских депутатов в качестве наркома финансов Иван Иванович Скворцов-Степанов, находившийся в то время в Москве, по целому ряду причин не мог прибыть в Петроград для выполнения своих обязанностей. В связи с этим 20 января 1918г. Совет Народных Комиссаров (СНК) в должности наркома финансов утвердил Вячеслава Рудольфовича Менжинского. Весь последующий «период Смольного» Менжинский руководил работой Наркомфина, сосредоточив главное внимание на борьбе с саботажем чиновничества в финансовых органах. Первым крупнейшим актом в реализации этой политики стала национализация банков (14 декабря 1917г.). Частные банки закрылись 26-27 октября, но самой болезненной акцией протеста оказалась для большевиков забастовка Государственного банка и Государственного казначейства. 30 октября Совнарком приказал всем государственным и частным банковским учреждениям приступить на следующий день к работе. Он предупредил, что отказ учитывать законные чеки и финансовые документы, исходящие от правительственных организаций, повлечет немедленный арест дирекции. Под этой угрозой несколько частных банков вынуждены были открыть двери, однако по-прежнему не хотели признавать чеков Совнаркома. Отчаянно нуждаясь в деньгах, большевики решили прибегнуть к более жестким мерам. 7 ноября Менжинский появился в Государственном банке с группой вооруженных матросов и солдат. Он потребовал 10 млн. руб. Банк отказался выдать деньги. Спустя четыре дня Менжинский вернулся с еще более внушительным отрядом и предъявил ультиматум: если в течение 20 минут ему не будут выданы деньги, персонал Государственного банка не только потеряет работу и право на пенсии, но все служащие призывного возраста будут немедленно мобилизованы, однако вновь получил отказ. Отвергли сотрудники Государственного банка и просьбу Совнаркома о «краткосрочной ссуде» в 25 млн. руб. Большевики решились прибегнуть к силе. 17 ноября Менжинский вновь появился в Государственном банке, когда в здании не было никого, кроме сторожей и курьеров. Под конвоем туда доставили руководителей банка. И когда они вновь отказались выдать деньги, красногвардейцы силой оружия принудили их открыть сейф, откуда Менжинский извлек 5 млн. руб. Однако забастовка банковских служащих продолжалась, несмотря на периодические аресты дирекции. Почти все финансовые учреждения оставались закрыты. 7 декабря 1917г. специально для того, чтобы сломить забастовку банковских служащих, была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). 25 ноября 1917г. были упразднены созданные еще при Бунге государственные земельные банки. Фактически всей работой Наркомфина в первые месяцы Советской власти руководили помощники Менжинского — Д.П. Боголепов и А.Е. Аксельрод. В ведении Боголепова находились Департамент государственного казначейства, Департамент окладных сборов и Главное управление неокладных сборов, в ведении Аксельрода — Особенная канцелярия по кредитной части. По свидетельству Боголепова, Менжинский чувствовал себя только временным заместителем и невмешивался в финансовые дела, уделяя внимание лишь борьбе с саботажем. Присутствуя в заседании СНК, Менжинский редко участвовал в прениях. Все заключения по финансовым вопросам Боголепов брал на себя. Вторым заметным шагом в финансовой сфере стало аннулирование государственных займов царского и Временного правительств (21 января 1918г.). В феврале под руководством Менжинского и при его непосредственном участии был составлен и утвержден первый бюджет Советского государства на 1918г. Помимо осуществленных мероприятий в декабре 1917г. предполагалось проведение денежной реформы за счет сокращения размеров бумажно-денежного обращения, а также реализация налоговых преобразований. Однако в то время данные мероприятия осуществлены не были. В марте 1918г. после переезда Советского правительства в Москву, когда прежний нарком Менжинский остался в Петрограде, встал вопрос об утверждении нового наркома финансов. Он решался в условиях начала осуществления плана социалистического строительства, изложенного в развернутом виде в ленинских работах весны 1918г. («Очередные задачи Советской власти», «О „левом" ребячестве и мелкобуржуазности» и др.). В этой обстановке Ленин отнюдь не случайно остановил свой выбор на кандидатуре Исидора Эммануиловича Гу-ковского, который уже 9 марта был назначен заместителем наркома финансов. Чрезмерное увлечение национализацией к тому времени прошло, установилось нечто вроде «новой экономической политики». Назначение Гуковского было одним из ярких выражений нового курса. Именно в это время (апрель 1918г.) Ленин сам готовил документ «Основные положения хозяйственной и в особенности банковой политики» и тезисы специально по этой политике. Была создана финансовая комиссия ВЦИК для разработки данного вопроса, которому Ленин, входивший в состав комиссии, придавал большое значение. Большой интерес в этом плане представляли тезисы Гуковского, зачитанные им на заседании ВЦИК. Кроме требования строжайшей сметной дисциплины, сокращения расходов, увеличения налогового обложения и построения правильной налоговой системы (при отмене всякого рода контрибуций) в тезисах также указывалось на необходимости установить точные и ясные нормы, регулирующие деятельность частного капиталистического производствам торговли. Было подчеркнуто, что в экстренном порядке должны быть приняты меры к восстановлению в стране кредитного аппарата, к оздоровлению и укреплению денежного обращения, а также к возвращению в кассы банка денежных знаков. Эти тезисы подверглись горячему обсуждению в Центральном Исполнительном Комитете, причем оппозиция против них была настолько велика, что речь шла о необходимости немедленного смещения товарища Гуковского, В мае 1918г. состоялся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, выступая на котором Ленин призывал не забывать, что всякие радикальные реформы будут обречены на неудачу, если не будет успеха в финансовой политике.
8.3. Характеристика финансов периода военного коммунизма
С 16 августа 1918г. должность наркома финансов РСФСР занимал Николай Николаевич Крестинский, фактически по октябрь 1921г., формально числился руководителем Наркомата финансов до конца 1922г. Крестинский входил в состав коллегии Минфина еще с февраля 1918г., его назначение наркомом финансов означало начало новой полосы в работе Наркомата финансов, связанной с политикой военного коммунизма. Руководство Крестинским наркоматом финансов пришлось на один из самых драматических этапов в истории страны — Гражданскую войну. Период военного коммунизма характеризовался практически полным игнорированием экономических законов развития общества и роли денег, обесцененных в результате инфляции в миллионы раз. В своем рассказе «Голубые города» Алексей Толстой описывает характерную сценку той поры: «Седой человек в старом офицерском пальто с костяными пуговицами остановился, посмотрел и спросил уныло: —Почем веники? —Два миллиарда, — сердито ответила баба». Именно в то время рождаются своеобразные денежные термины — «кусок» (тысяча рублей), «лимон» (миллион рублей), «лимонард» (миллиард рублей). В создавшихся условиях набор финансовых инструментов, которые могло использовать правительство, на практике сократился до минимума. Общий развал хозяйства, необходимость жесткой централизации снабжения, борьба государства против частной торговли неизбежно сопровождались натурализацией отношений распределения. Задача мобилизации ресурсов для снабжения армии и рабочего класса диктовала большевикам необходимость направления финансовых рычагов на подавление враждебных классов, для перераспределения ресурсов из частного сектора в целях укрепления материальной базы государства. Характерной чертой финансовой политики военного коммунизма являлись «чрезвычайные налоги» на эксплуататорские классы. Декрет СНК от 18 октября 1918г. предоставил право местным органам советской власти устанавливать единовременные чрезвычайные революционные налоги для лиц, принадлежащих к буржуазным классам. Одновременно декретом от 30 октября 1918г. был установлен единовременный десятимиллиардный чрезвычайный революционный налог на буржуазию. Собрать этот налог оказалось исключительно трудным делом. Некоторые губернии собрали всего 50%, другие — 25% от сумм, которыми они были обложены, а. общий сбор в мае 1919г. составил менее 10% обложения, т.е. не достиг и миллиарда рублей. Другие налоги, такие как подоходный и промысловый, также не дали каких-либо существенных результатов. Акцизная форма обложения при глубоко идущей централизации и натурализации хозяйственных связей в общественном хозяйстве теряла свое значение и декретом от 17 января 1920г. была отменена. Декретом от 19 января 1920г. был ликвидирован Народный банк с превращением его в Центральное бюджетно-расценочное управление. В течение двух последующих лет кредита и банков в России не существовало. Наиболее важным материальным источником в тот период служила продразверстка. Но денежные налоги и натуральные методы изъятия путем продразверстки не могли извлечь и перераспределить средства, необходимые для финансирования всех государственных задач в нужных объемах. На полулегальных и легальных рынках обращались значительные товарные массы, и государство, ведя беспощадную войну с частным рынком, одновременно стремилось использовать имеющиеся в его распоряжении финансовые рычаги для извлечения этих ресурсов в своих целях. Наиболее эффективным инструментом для этого оказалась эмиссия. Главное ее назначение заключалось в использовании как метода экспроприации буржуазии. Вся сумма изъятий путем эмиссии составила, по расчетам некоторых экономистов, 1163 млн. довоенных рублей, в то время как изъятия путем продразверстки выразились в сумме 931 млн. довоенных рублей. Однако роль эмиссии и продразверстки изменялась в противоположных направлениях. Если в 1918-1919 гг. эмиссия дала почти в 4,5 раза больше, чем продразверстка, то в 1920-1921 гг., наоборот, получения по продразверстке в 2,3 раза превысили поступления от эмиссии. В это время Советское правительство твердо держалось позиции о скором уничтожении денег и замене их в качестве мерила ценности в государственном хозяйстве особой трудовой единицей. Однако осуществиться этому было не суждено. Таким образом, эмиссия, продразверстка и в известной степени денежные налоги — вот рычаги, обеспечившие материальными ресурсами государственные преобразования в период Гражданской войны. Централизованная система управления хозяйством позволила сосредоточить в бюджете всю совокупность доходов и расходов, которые должны были отражать передвижение ценностей в государстве. В создавшихся условиях государственный бюджет периода военного коммунизма был не чем иным, как пустой формальностью. Например, на вторую половину 1918г. разрабатывался такой же бюджет, как и на его первую половину, и формально утверждался к концу периода. Бюджет на первую половину 1919г. был утвержден Совнаркомом 30 апреля 1919г. После этого никакие наметки бюджета не представлялись Наркомфином вплоть до введения НЭПа в 1921г., когда они были формально утверждены за прошедшие годы. Растущая девальвация бумажных денег и отказ от них на протяжении 1919 и 1920 гг. делали бессмысленным любой бюджет. Несмотря на крайнюю непопулярность среди подавляющей части населения, политика военного коммунизма позволила коммунистам победить в Гражданской войне и удержаться у власти. Однако к началу 1921г. военный коммунизм полностью исчерпал себя, поэтому 3 февраля 1921г. были отменены все денежные налоги, прекращена эмиссия, а продразверстка заменена продналогом. Реализация этих мероприятий положила начало коренным преобразованиям в экономике государства и восстановлению финансовых институтов и механизмов. ![]() ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|