|
Тема 5. Финансы Российской империи в середине – конце XIX в.
5.1. Основные направления финансовой политики 5.2. Деятельность М.Х. Рейтерна на министерском посту 5.3. Кризис конца 1870-х гг. и начало финансовых преобразований 5.4. Деятельность Н.Х. Бунге на министерском посту 5.5. Финансовые преобразования И.А. Вышнеградского
5.1. Основные направления финансовой политики
В середине XIX в. у руля отечественных финансов последовательно стояли: Федор Павлович Вронченко в 1844—1852 гг.; Петр Федорович Брок в 1852-1858 гг.; Александр Максимович Княжевич в 1858— 1862 гг. На посту министра Ф.П. Вронченко показал себя продолжателем системы своего предшественника — Е.Ф. Канкрина. В 1845г. он предпринял попытку изменения таможенной политики государства, для чего внес представление об изменении некоторых статей тарифа. Вронченко обосновывал обложение пошлинами некоторых ввозимых товаров для защиты отечественных товаропроизводителей. Новый таможенный тариф вступил в силу лишь с 1851г. Роспись товаров, подлежащих обложению, была сокращена с 1176 статей до 472. Из 89 запрещенных по тарифу 1841г. товаров оставлено под запрещением только 25. Для покрытия увеличивающихся расходов кроме заключения займов приходилось обращаться к увеличению различных налогов. В 1846г. был удвоен вспомогательный земский сбор с крестьян, мещан и купцов, особое внимание обращено на питейный доход. Взамен откупной в 1847г. последовало уничтожение льгот, которыми пользовались 13 губерний и областей относительно продажи низших сортов табака; одновременно был увеличен бандерольный сбор на табак и введен акциз со свеклосахарного производства. Доход от сахара по росписи на 1849г. был исчислен в 221 тыс. руб., от табака — в 605 тыс. рублей. По представлению Вронченко за счет уравнения подати с частной золотопромышленности в зависимости от количества добываемого на приисках золота предполагалось увеличение дохода в 1849г. на 2 млн. руб. Таким образом, благодаря всем этим прибавкам средства государственного казначейства увеличивались на 3,5 млн. руб. Однако расходы значительно превысили доходы. Во многом на это повлияли Венгерская военная кампания и строительство Николаевской железной дороги. В результате поднялись цены на хлеб и другие продукты питания. Реальный дефицит за период с 1848 по 1850 г. составил 150 млн. руб. Лишь с окончанием Венгерской кампании финансовое положение государства несколько улучшилось. Финансовые мероприятия Брока диктовались главным образом тяжелыми условиями Крымской кампании 1853-1856 гг. Роспись доходов и расходов на 1853г., составленная Броком, сведена была со сравнительно небольшим дефицитом — 9,4 млн. руб. Однако начавшаяся Восточная война повлияла на финансовое положение, и дефицит бюджета в 1853—1854 гг. составил уже 178 млн. руб. Николай I повелел пересмотреть все сметы и перейти в режим «жесткой экономии» вплоть до сокращения штатов чиновников. Таким образом, «секвестры» начались уже тогда. Во время Крымской войны была проведена реорганизация налоговой системы. Было заключено несколько внешних займов, в результате общая сумма госдолга в 1855г. достигла 1198 млн. руб. Значительный дефицит госбюджета, образовавшийся во время войны, с 1853 по 1856 г. увеличился с 57 до 307 млн. руб., став причиной эмиссии большого количества кредитных билетов. До 1853г. их было выпущено на 311,4 млн. руб. с металлическим покрытием в 39,7%, а в 1858г. эта сумма возросла до 735,5 млн. руб. с покрытием всего в 16,2%. В 1854г. правительство вынуждено было прекратить их свободный размен на золото, а в 1858г. — на серебро. Кредитные билеты из кредитных денег, опиравшихся на государственный кредит, превратились в неразменные бумажные деньги. Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., перестала существовать. В России начался длительный период обращения кредитного рубля с резко колеблющимся валютным курсом. Для поддержания курса был запрещен вывоз золота за границу, ограничена (25 тыс. руб.) его выдача в одни руки в обмен на кредитные билеты. Подобными мерами курс кредитного рубля был поднят, но попытка Брока восстановить свободный размен кончилась неудачей, а спустя несколько месяцев снова пришлось прибегнуть к ограничительным мерам. Накопившиеся за годы войны вклады в кредитных учреждениях побудили Министерство финансов понизить проценты по ним с 4 до 3, с целью заставить свободные капиталы обратиться к производственному назначению, в том числе и на железнодорожное строительство. Но начался такой отлив вкладов, что во избежание банкротства кредитных учреждений пришлось ассигновать из государственного казначейства 77 млн. руб., а также сделать внешний заем в 12 млн. фунтов стерлингов, консолидировать часть вкладов и приостановить учреждение новых акционерных компаний. После Крымской войны финансовое положение России оказалось бедственным. В 1858г. министром финансов был назначен A.M. Княжевич. Он сразу заговорил о бережливости, но это оказалось тщетно, смету одного только военного ведомства увеличили на 16 млн. руб. В очередной раз пришлось обратиться к займам и усилению налогов. Выросли цены на гербовую бумагу, повышен акциз на табак, увеличены подушная и оброчная подати. Большую часть налогов, как и прежде, платили крестьяне. Накануне реформы 1861г. низшие податные слои покрывали 175 млн. руб. из общей суммы прямых налогов в 191 млн. руб. В 1860г. был выпущен 4,5%-ный заем, но реализовали его только в 1863г. Старые кредитные учреждения набрали вкладов на сумму в 1,3 млрд. руб., но неудачно их разместили: 500 млн. руб. — на казенные надобности, свыше 400 млн. руб. — в долгосрочные ссуды помещикам. К тому же по правительственным долгам банка был снижен процент. Уменьшение доходов банков повлекло за собой и понижение процентов, выплачиваемых по вкладам (с 4 по 3%). Востребование вкладов пытались задержать их консолидированием. Выпустили 4%-ные облигации с предложением обращать в них вклады, позднее эти облигации заменили 5%-ными билетами. Вместе с тем вытесненным деньгам некуда было деваться. Они ринулись в разные сомнительные предприятия, следствием чего было разорение массы людей. В результате всех этих перипетий назрела необходимость переустройства кредитных учреждений. В 1859г. была создана специальная комиссия для обсуждения мер по совершенствованию банковской и денежной систем в России, которая подготовила записку «Соображения к лучшему устройству банковской и денежной системы». В целях осуществления данной программы указом Александра II от 31 мая 1860г. бывший Коммерческий банк был преобразован в Государственный банк. Одновременно с учреждением Государственного банка был утвержден его Устав. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн. руб., резервный — 3 млн. руб. Государственный банк стал важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. В нем сосредоточились все кредитные операции за исключением долгосрочных ссуд под недвижимость. Переустройство банков было произведено, однако, не без ошибок. Проекты земских и городских банков не были им осуществлены, в результате долгосрочный кредит был уничтожен. С деятельностью Княжевича связывают и ошибки в таможенной политике. Им были отменены давние запреты по провозу в Россию чугуна и железа. Разрешение их свободных поставок для железных дорог, железнодорожных, механических заводов и судостроения сделали собственную металлургию делом излишним. Значительной была роль Министерства финансов в проводимой правительством крестьянской реформе. Оно занималось организацией выкупной операции, так как земля передавалась крестьянам не даром, а за выкуп. Поскольку погасить весь выкуп (342 руб.) самостоятельно крестьяне не могли, то правительство пошло на следующий шаг. За полученный надел крестьяне выплачивали непосредственно помещику 20% суммы выкупа. Остальные 80% помещикам возмещало государство ценными бумагами под 5%-ный годовой доход, а крестьяне обязывались вернуть их государству в течение 49 лет. Процесс выкупа земель принес государству немалый доход, так как оно при расчетах с помещиками удержало с них все накопившиеся долги по заложенным в казне имениям на сумму около 400 млн. руб., в то время как общий размер выкупной суммы составил 867 млн. руб. К заслугам Княжевича относится поднятый им вопрос о гласности государственной росписи. В результате этого в 1862г. состоялось повеление о публикации бюджета. Во время руководства Княжевича была проведена винная реформа, в ходе которой откупа были заменены акцизами. В 1860г. винные откупщики заплатили в казну 128 млн. руб., а их собственные доходы от продажи вина были в несколько раз больше. Эпоха Александра II дала России легендарного государственного деятеля — В.А. Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, тот предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи независимости финансового контроля. Далеко не все из предложенного им было реализовано на практике. Лишь к концу XIX в. в России сложилась эффективная система контроля, в основу которой легли идеи реформатора. Началом этих преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введение единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862г. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.
5.2. Деятельность М.Х. Рейтерна на министерском посту
Михаил Христофорович Рейтерн родился 12 сентября 1820г. в семье боевого генерала. Получив начальное домашнее образование, продолжил его в Александровском лицее, который окончил в 1839г. с серебряной медалью. 20 января 1840г. поступил в министерство финансов в особую канцелярию по кредитной части. В 1843г. перешел в департамент Министерства юстиции, а в 1854г. назначен старшим чиновником для особых поручений при начальнике Главного морского штаба. С 1855 по 1858г. находился за границей. С 1858г. — управляющий делами Комитета железных дорог. С 1859г. — член Совета Министерства финансов, с января 1860г. — управляющий делами Комитета финансов. В 1862г. стал членом Государственного совета. 23 января 1862г. назначен управляющим Министерством финансов, а с 6 декабря того же года — министром финансов, в качестве которого прослужил до 7 июля 1878г. После восшествия на престол Александр III лично пригласил Рейтерна на должность председателя Комитета министров, которую тот занимал с 1881 по 1886г. В январе 1890г. Рейтерн был произведен в графское достоинство. Положение отечественных финансов на момент вступления Рейтерна в должность министра было неблагополучное. Каждый год заканчивался с дефицитом, долги, как процентные, так и беспроцентные, росли, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Упорядочение государственных расходов Рейтерн начал с внесения в управление финансами принципов либерализма — гласности, законности и большего административного контроля. Уже в первый год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей. Были выработаны новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерством, одновременно введено единство кассы. Сверхштатные ассигнования при нем были снижены с 35 до 9—15 млн. руб. Начиная с 1868г. наряду с обнародованием росписей ежегодно стали публиковаться и отчеты об их исполнении. С 1872г. Рейтерн стал сводить росписи с превышением доходов над расходами, почти не прибегая при этом к помощи государственного кредита для бюджетных целей. Лучшее средство для увеличения государственных доходов он видел в развитии производительных сил страны. Для этого следовало устранить два препятствия: громаднейшие расстояния и отсутствие частного кредита. При Рейтерне железнодорожная сеть увеличилась на 20 тыс. верст, что дало большой толчок развитию хлебной торговли и расширению сбыта мануфактурных изделий. А всего с 1861 по 1891г. протяженность железных дорог в России возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. Рейтерн не был сторонником казенного хозяйства, при нем строились частные железные дороги, а имевшиеся государственные продавались (Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская). До Рейтерна частный кредит в России существовал только в виде ростовщического и дисконтного. Благодаря поддержке министра стали создаваться акционерные коммерческие банки, возникли частные земельные банки, начали зарождаться ссудосберегательные товарищества, в результате этого в 60-х гг. XIX в. в России сформировалась капиталистическая банковская система. Однако при этом железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Среди прочих мероприятий крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию национальной нефтяной промышленности, а также отмена в 1863г. всех вывозных пошлин. В результате этого казначейство потеряло 1,2 млн. руб., зато еще больше выиграла отечественная заграничная торговля. Государственный банк большую часть своих ресурсов в 1860— 1870 гг. вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал краткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн. руб. Погашение долга, начавшееся в 1881г., закончилось в 1901г. В конце 1860-х — начале 1870-х гг. в России разгорелась настоящая учредительская горячка. До реформы в стране насчитывалось всего 78 акционерных компаний с общим капиталом в 72 млн. руб. За годы так называемой учредительской горячки было создано 357 акционерных компаний с капиталом в 1116 млн. руб. Правда, многие из этих компаний, возникших на волне биржевого ажиотажа, оказались дутыми и лопнули. Процесс концентрации крупных российских капиталов, как и в других странах, начался преимущественно в сфере железнодорожного строительства. Из всего совокупного капитала в промышленность было вложено лишь 14%, тогда как в железнодорожный транспорт — более 60%, что сыграло существенную роль в бурном росте данной отрасли. В 1864—1873 гг. было учреждено около 40 акционерных банков, среди них: Частный коммерческий банк (1864) в Санкт-Петербурге, Московский купеческий банк (1866), Харьковский торговый банк и Киевский частный коммерческий банк (1867). Причем с самого начала они занимали большой удельный вес в совокупных ресурсах страны, пять крупнейших банков в 1875—1881 гг. охватывали около половины, а 12 банков — до 75% всех банковских ресурсов России. В те годы самым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системы этого периода было наличие банков земельного кредита, которые отвлекали денежные ссуды от их производительного использования в аграрном секторе. С 1867г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение 1867-1876 гг. разменный фонд увеличился с 78,3 млн. руб. до 310,1 млн. руб. Приняв финансовое ведомство с дефицитом бюджета в 20 млн. руб., Рейтерн после 16 лет работы в должности министра добился превышения доходов государства над расходами на 24 млн. руб., при этом объем бюджета увеличился втрое. Однако не все его мероприятия, направленные на достижение данных целей, можно считать удачными. Так, например, в целях ликвидации бюджетного дефицита он провел несколько неудачных коммерческих сделок, наиболее известной из которых является продажа Аляски США в 1867г. за 7,2 млн. дол., что в переводе на нынешние деньги составляет 8,4 млрд. дол. По подсчетам чистый доход американцев от владения Аляской за первые 50 лет превысил 750 млн. дол. Самое парадоксальное, что для того, чтобы «уговорить» американцев купить Аляску, было затрачено 100 тыс. дол. на взятки.
5.3. Кризис конца 1870-х гг. и начало финансовых преобразований
Накануне Русско-турецкой кампании в 1876г. Рейтерн предоставил царю записку, в которой доказывал, что в случае войны Россия сразу и надолго потеряет все достигнутые ей благодаря 20-летним реформам результаты. Общая сумма чрезвычайных военных расходов в 1876—1878 гг. составила 888 млн. руб., которая покрывалась займами и эмиссией (450 млн. руб.). Как только в июле 1878г. в Берлине был заключен мир, Рейтерн ушел в отставку. Русско-турецкая война обошлась России в два годовых бюджета. Расходы по обслуживанию государственного долга увеличились на 66 млн. руб., расходы министерств — на 85 млн. руб. Чуть сократились, но не исчезли чрезвычайные расходы — в 1879г. они составили 168 млн. руб., в 1880 году — 99 млн. руб. Чтобы сводить концы с концами, Министерство финансов было вынуждено отказаться от созидательной работы и обратиться к обычным мерам: налогам и займам. Новый министр финансов Самуил Алексеевич Грейг (1878-1880 гг.) достиг большего успеха в займах. Сразу по окончании подписки на второй восточный заем в 300 млн. руб. (первый был в 200 млн. руб.) и выпуск краткосрочных обязательств казначейства на 150 млн. руб. и затем еще на 50 млн. руб. в мае 1879 г. началась подписка на третий восточный заем, опять в 300 млн. руб. Финансисты встретили его с огромным недоверием, но при помощи российских банков Грейгу удалось заем протолкнуть. Такие займы отличались от заключенных Россией ранее тем, что Грейг не прибегал к помощи иностранных банкиров с их обычным вознаграждением в 2—4%, а действовал через отечественные банки с предоставлением им комиссионных в размере 0,5%. И доказал, что русский кредит не обязан раскошеливаться и унижаться перед иностранцами. К сожалению, Грейг был почти бессилен в отношении расходов министерств, большая часть которых была основана на штатах и положениях. По этому поводу он даже писал, что многие расходы — это обветшалые памятники прежних порядков, а государственное управление — самое дорогое в свете. Между тем увеличение налогов Грейг считал неудобным приемом с нравственной и политической стороны, полагая, что народ готов нести это бремя, но ждет усилий от правительства для сокращений расходов. Дополнительным сбором были обложены водочные изделия, увеличен акциз с пива и табака. С 5 до 75 коп. была увеличена пошлина на страхование имущества от огня. Увеличился гербовый сбор. Был обложен пошлиной в 40 коп. с пуда хлопок. В начале 1880 г. увеличены пошлины на привозные металлы, металлические изделия и машины и уничтожены все изъятия из металлического тарифа в пользу железных дорог, тормозивших отечественное производство. Из введенных новых налогов большие споры вызвал налог на пассажирские билеты и перевозки большой скорости по железной дороге. Из серьезных мероприятий в налоговой сфере того времени выделяют предложения по отмене подушной подати. Была даже создана комиссия, но скорое падение Грейга остановило решение этого вопроса до 1882г. Кризис 1873г. и последовавшая за ним депрессия сопровождались крахом ряда банков, в результате чего число акционерных коммерческих банков сократилось в России за 1878-1880 гг. с 39 до 33. Финансовая политика Грейга нравилась далеко не всем. Его ругали, упрекали в недостаточной решительности. Население было недовольно введенными налогами. Ко всему прочему 1880г. оказался очень тяжелым. Неурожаи в ряде губерний, почти голод. Дошло до того, что начали завозить сало, уже подумывали везти хлеб из Америки. К сентябрю стали обнаруживаться признаки близкого кризиса: падение производства, вексельного курса. Так все сошлось, что дни Грейга-министра оказались сочтены. Начало финансовых преобразований в России в 1880г. связано с деятельностью Александра Агеевича Абаза, занявшего в этом же году пост министра финансов, взамен ушедшего в отставку Грейга. Будучи министром финансов, он провел отмену соляного акциза. Им также была предпринята попытка выкупа лишних кредитных билетов на 400 млн руб., выпущенных в период Русско-турецкой войны. Предполагалось выкупать по 50 млн руб. в течение восьми лет. Но результат оказался неудачным, за пять первых лет реализации программы было выкуплено всего 87 млн. руб. В 1881г. Абаза вышел в отставку в знак протеста против издания Манифеста императора Александра III «О незыблемости самодержавия». Отставка Абазы стала значимым событием для российских финансов, на биржах царила паника, деньги и бумаги падали в курсе. Но и после отставки Абаза остался влиятельнейшим политиком. Без его совета не предпринимались никакие экономические и финансовые действия. В бюджетной работе, таможенной политике он по-прежнему был главным специалистом, поддержкой которого старались заручиться самые значительные сановники. Сам государь прибегал к его услугам и справедливо оценивал заслуги, считая особенно полезной деятельность по рассмотрению и составлению государственной росписи. Вышнеградский, находясь на посту министра финансов, без совета с Абазой не проводил ни одного важного дела. Впрочем, и о предшественнике Вышнеградского — Бунге говорили, что он без Абазы, как «карточный король без туза». В 1880-х гг. появились первые русские монополии в промышленности и первое картельное объединение двух петербургских акционерных банков — Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако первое монополистическое объединение в России возникло еще в 1875г. в страховом деле, когда восемь страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия.
5.4. Деятельность Н.Х. Бунге на министерском посту
Николай Христианович Бунге родился 11 ноября 1823г. в Киеве в семье доктора медицины. Среднее образование получил в первой киевской гимназии, высшее — в Киевском университете, который окончил в 1845г. Изначально являлся представителем науки, с 1850г. читал лекции в Киевском университете, с 1852г. там же занял кафедру политической экономии и статистики, впоследствии — профессор и в течение 20 лет ректор Киевского университета. В дальнейшем выдвинулся на поприще финансового управления и законодательства, был директором Киевского отделения Государственного банка. Преподавал финансы и политическую экономию вначале Александру III (1863-1864), а затем и Николаю II (1886-1889). В 1887-1895 гг. Бунге занимал пост председателя Комитета министров. Бунге пришлось вступить в управление министерством при весьма тяжелых обстоятельствах. Наступившая после 1 марта 1881г. реакция отразилась и на финансовом состоянии страны. К тому же два года — 1884-й и 1885-й — ознаменовались почти повсеместным неурожаем, и это вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли. Первый бюджет 1881г. Бунге пришлось свести с дефицитом на сумму свыше 50 млн. руб. Сумма государственного долга на 1 января 1881г. достигла свыше 6 млрд. руб., и неизбежно было заключение целого ряда новых займов. Одним из первых действий Бунге явился выпуск золотой 6%-ной ренты 1883г., встретившей ввиду чрезвычайно высокого процента недоброжелательное отношение в обществе. Состояние курса кредитного рубля было весьма неудовлетворительным. В 1881г. средняя цена рубля составляла 65,8 коп. золотом, в 1886г. — 58,9. Платежный баланс был чрезвычайно неблагоприятен, на заграничных биржах производилась спекуляция с русскими фондами и кредитными рублями, против которой Бунге, руководствуясь системой невмешательства в биржевые отношения, не принимал надлежащих мер. В должности министра финансов основной своей задачей Бунге считал упорядочение совершенно расстроенной Русско-турецкой войной (1877—1878 гг.) денежной системы. С этой целью он проделал большую подготовительную работу по введению в России металлического денежного обращения. При нем явно определилась попытка приблизить бюджет царской России к бюджету развитых европейских буржуазных государств. В интересах промышленной буржуазии Бунге проводил протекционистскую таможенную политику. Также он явился инициатором ряда реформ в социальной и экономической сферах. Программа Бунге отличалась своей социальной направленностью, ибо он видел глубокую связь между улучшением финансового положения страны и повышением благосостояния народа. Она включала разработку фабрично-заводского законодательства, создание рабочих ассоциаций, привлечение трудящихся к участию в прибылях предприятий. В 1882г. издан закон, регулирующий эксплуатацию детского труда. Политическим идеалом Бунге была самодержавная монархия, основанная на законности, гласности и развитии местной общественной инициативы. На посту министра финансов Бунге продолжил реформирование податной системы в новом для России направлении — облегчение различных платежей с крестьян и повышение старых и введение новых прямых налогов для имущих классов общества. Это нашло отражение в повышении поземельного налога и налога с городских недвижимостей, введении налога с наследства и с денежных капиталов в размере 5% с дохода. Заслуга Бунге заключалась не только в отмене подушной подати (1882), но и в указании пути, которому должно следовать финансовое законодательство, — установление подоходного налога. Изменения, вносимые в систему обложения, особенно введение новых промысловых налогов, потребовали учреждения в 1885г. податной инспекции, которая сразу окупила расходы на свое содержание. Повышение косвенных налогов на водку, вино, пиво, табак и другие товары широкого потребления было связано в этот период с необходимостью компенсировать отмену подушной подати и понижение выкупных платежей с крестьян. Отказ от этого источника доходов госбюджета расценивался современниками Бунге как проявление геройства с его стороны. Тем не менее преодолеть бюджетный дефицит Бунге не удалось в силу последовавших неурожаев (1882, 1884 и 1885 гг.), общего спада производства и неблагоприятного влияния на экономику России депрессии 1880-х гг. на мировом рынке. Однако он сознательно шел на допущение дефицита, ибо верил, что в недалеком будущем изменения, вносимые в систему налогов, должны принести свои плоды, что и случилось уже при следующем министре финансов. Бунге осуществлял государственное финансирование тяжелой промышленности. Он расширил строительство государственных железных дорог, способствовал выкупу частных железных дорог в казну. По его инициативе в 1885г. был создан Дворянский земельный банк для льготного кредитования помещиков. Одновременно с этим для поддержания самостоятельных крестьянских хозяйств в 1882г. был основан Крестьянский поземельный банк для выдачи ссуд крестьянам на покупку частных земель под 7,5—8,5% годовых. При Бунге началась подготовка денежной реформы — с осени 1884г. в Госбанке приступили к накоплению золота и золотых монет из поступлений в уплату таможенных пошлин и за счет внешних займов, в результате чего был образован запас в 125 млн. руб. Невыгодные условия внешних займов, неудачная попытка сокращения количества кредитных билетов, находящихся в обращении, а также продолжающийся дефицит бюджета и обесценивание рубля по отношению к золоту — все это явилось мотивом грубых нападок на Бунге в печати. Его обвиняли в половинчатости предпринимаемых решений, в слабости и нерешительности. Он же, обладая особой деликатностью и сдержанностью, ограничивался спокойными официальными опровержениями — строго по фактам. Однако не мог противостоять оппозиции, образовавшейся в высших кругах власти ввиду недовольства налоговой политикой и нуждающейся в более «покладистом» министре финансов, что явилось причиной его отставки. Бунге не удалось решить свою главную программную задачу — улучшить финансовое положение России и повысить благосостояние народа. Вместе с тем результаты его деятельности дали основание биографам считать, что он действительно проводил в жизнь определенную систему, выходившую довольно далеко за рамки финансовой политики, и его заслуги как министра финансов были прямым результатом и применением на деле его ранее сложившихся научных воззрений. Некоторые идеи Бунге, связанные с общинным землепользованием, переселенческим делом и рабочим вопросом, в измененном виде были использованы российским правительством в начале XX в. в связи с назреванием революционных событий.
5.5. Финансовые преобразования И.А. Вышнеградского
Иван Алексеевич Вышнеградский родился 20 декабря 1831г. в городе Вышний Волочок Тверской губернии в семье священника. По окончании в 1851г. Педагогического института некоторое время занимался преподавательской работой. В 1865-1875 гг. — профессор прикладной математики в Михайловской артиллерийской академии, в 1875—1878 гг. — директор Петербургского технологического института. Одновременно с конца 1860-х и до 1878г. служил инженером-механиком в Главном артиллерийском управлении. В 1886г. назначен членом Государственного совета по департаменту государственной экономии, с 1 января 1887г. — управляющий Министерством финансов, а с 1 января 1888г. — министр. Положение финансов было тогда тяжелым, и нового министра даже называли в шутку «председатель всероссийского конкурсного управления». Со своей ролью министр справился. Его политика не была оригинальной: во многом стала продолжением политики его предшественника — Бунге, но отличалась большей последовательностью и энергичностью. Главной своей целью Вышнеградский ставил борьбу с бюджетным дефицитом. Прежде всего он принялся сокращать расходные статьи бюджета. При этом скупился невероятно, многие действительные нужды страны оставляя без внимания. Против сверхсметных ассигнований министр боролся решительно, не уступая даже военным ведомствам, В трудных ситуациях обращался к помощи государя, который его поддерживал, иногда и в ущерб собственным планам. Крупным направлением работы министерства Вышнеградского было сокращение долгового бремени России. Воспользовавшись расположением французского рынка к русским бумагам и избытком денежных средств, министр провел конверсию внешних займов из 5%-ных в 4%-ные. Прекрасно знающий железнодорожное дело, Вышнеградский не мог не обратить внимание на необходимость упорядочения финансовой неразберихи в этой отрасли. Существующий порядок предполагал выплаты из казны акционерам убыточных железных дорог по гарантиям правительства. Эти выплаты составляли ежегодно более 40 млн. руб. Чтобы сократить их, Вышнеградский принял решительные меры по введению государственного регулирования железнодорожных тарифов, отданных прежде на откуп частным компаниям. В Министерстве финансов создали особый департамент, в ведение которого передали финансовые дела железных дорог. С введением новых налогов Вышнеградский не торопился. С ним связывают только акцизы на спички и осветительные масла, результаты этой меры для казны были удачными. Вводить монополию на спирт и табак министр не решился. Ему удалось добиться увеличения доходов от этих товаров простым повышением акцизов, изменением системы сбора налогов были повышены и некоторые прямые налоги. Важной заботой Вышнеградского было улучшение торгового баланса. Заметными шагами здесь стали увеличение таможенного тарифа (1891) и поощрение продажи хлеба за границу. Одним из основных инициаторов и авторов нового протекционистского таможенного тарифа являлся известный российский химик Д.А. Менделеев. В результате этих мер государственные доходы стали быстро расти, даже по тем статьям, которые не были затронуты переменами. Бюджетный дефицит исчез, а курс рубля укрепился, и Вышнеградский, воспользовавшись этим, все печатал и печатал деньги, доведя объем кредитных билетов к 1893г. до 1296 млн. руб. Бумажные деньги ввиду их устойчивости обменивались на золото, объем которого в эти годы утроился — до 361,5 млн. руб. Вообще государственной биржевой игре министр уделял значительное внимание, справедливо полагая, что с такими ресурсами, как у государства, она всегда будет беспроигрышной. Ради благополучия финансов Вышнеградский был готов требовать многого, и русскому народу оставалось только терпеливо переносить действие вырабатываемых им мер. Если появлялись непредвиденные доходы, он радовался безмерно. «Молодцы, донские казаки, — говорил он, рассматривая акцизные поступления по регионам, — здорово в этом году выпили!» От жалоб дворян на послереформенную неустроенность он отмахивался и помогал им только по принуждению государя: «Если все их просьбы исполнять, мне придется повеситься. Они мне так надоели, что, если будет так продолжаться, я просто закрою Дворянский банк». Работой введенной до него фабричной инспекции, охранявшей труд малолетних детей, был недоволен. Но здравый смысл подсказывал ему необходимость учета социальных факторов. Экономическое потрясение в неурожайном 1891г. министр не торопился выправлять усилением налогов. Говорил, что это несвоевременно. В 1892г. был принят первый в истории России закон о государственном контроле, который имел решающее значение для укрепления государственного финансового контроля. В этом законе были закреплены те изменения в организации, формах, методах и деятельности государственного финансового контроля, которые произошли на протяжении почти двух с половиной столетий его развития. В министерстве у Вышнеградского царила жесткая дисциплина. Он никогда не хвалил подчиненных — не считал нужным, полагая, что ревностная работа есть их прямая обязанность. Сотрудников выслушивал внимательно, вникая в подробности. Сразу делал необходимые вычисления, поэтому доклады тянулись долго, а чиновники чувствовали себя словно на экзамене. Он мало доверял подчиненным и старался взвалить на себя работу даже начальников отделений. Каждую мелочь старался проверить. Если ночью его вдруг осеняла идея, тут же трубил сбор. Сонных чиновников доставляли к неутомимому начальнику разбирать детали. О необыкновенной работоспособности Вышнеградского впору складывать легенды. Он вставал очень рано и, несмотря на это, нередко засиживался за работой до двух-трех часов ночи. Работал по 16 и более часов в сутки.
![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|