|
Тема 9. Финансовые отношения в период становления СССР
9.1. Финансовые преобразования в период НЭПа 9.2. Денежная реформа 1922-1924 гг. 9.3. Централизация финансовых отношений после 1930г. 9.4. Организация финансов в годы Великой Отечественной войны
9.1. Финансовые преобразования в период НЭПа
К началу 1920-х гг. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического, экономического, финансового кризиса, для преодоления которого на вооружение была взята новая экономическая политика — НЭП. В результате ее реализации началась реанимация рынка, стали интенсивно развиваться товарно-денежные отношения. Была поставлена задача воссоздания системы кредитных учреждений, появились ссудосберегательные товарищества. Осенью 1921г. учрежден Государственный банк, вскоре была проведена денежная реформа, стабилизировавшая финансовую систему страны и обеспечившая сбалансированное существование единой денежной системы. Министерство финансов СССР с 23 ноября 1922г. возглавил Григорий Яковлевич Сокольников. Еще в ноябре 1921г. он был назначен членом коллегии Наркомата финансов и, будучи заместителем наркома, фактически полностью руководил работой ведомства, так как нарком — Крестинский — в это время находился в Германии в качестве полпреда РСФСР. Под руководством Сокольникова заново создавались финансовые органы в центре и на местах, подбирались квалифицированные работники. Главной его заслугой является проведенная в 1922—1924 гг. денежная реформа, результатом которой стало изъятие из обращения 886,5 квадриллиона старых рублей и создание твердой национальной валюты — золотого червонца. Сокольников был одним из немногих, кто с самого начала принял предложенную в 1921г. Лениным программу НЭПа. Весной 1922г. в газете «Правда» вышла серия статей, посвященных финансовым вопросам, где Сокольников доказывал, что ни социализм, ни хозрасчет, ни кооперация невозможны без твердой валюты, так как все опять сведется к эмиссии. Именно ему принадлежит крылатое высказывание: «Эмиссия — опиум для народного хозяйства». Введение в СССР твердой валюты явилось главным условием и надежным фундаментом последующих преобразований в финансовом механизме государства: введения разветвленной системы налогов, займов и кредитных операций. Данные преобразования в свою очередь явились важнейшими инструментами государственного регулирования экономики. В результате уже в 1924г., после страшного голода 1921г., благодаря НЭПу страна не только накормила свое население, но и без всякого ущерба для себя продала за границу 180 млн. пудов зерна. Финансовые реформы значительно облегчили СССР прорыв экономической блокады, выход на международные рынки и получение дипломатического признания. С проведением НЭПа сложились благоприятные условия для возрождения страхования, начало организации которого было положено декретом СНК «О государственном имущественном страховании» от 6 октября 1921г. Одним из первых актов на пути осуществления НЭПа был декрет об учреждении Государственного банка Российской республики, который начал осуществлять свои операции с 16 ноября 1921г. Для образования его основного капитала из средств казны переводилось 2000 млрд. руб. Президиуму ВЦИК поручалось в недельный срок утвердить положение о Государственном банке. С учреждением Государственного банка был заложен фундамент денежного хозяйства Советской России. Национализированная промышленность, состоявшая до перехода к НЭПу на бюджетном обеспечении государства, стала перестраиваться на новые хозрасчетные начала. Началось кредитование предприятий промышленности и торговли на коммерческой основе. До тех пор пока не произошла стабилизация рубля, Государственный банк выдавал ссуды под весьма высокие проценты: от 8 до 12% в месяц, но постепенно процентная ставка снижалась. 23 апреля 1922 г. по инициативе бывших банковских работников возник Юго-Восточный коммерческий банк в Ростове-на-Дону. Это был первый в Советской России коммерческий банк. Он был создан как на частные, так и на государственные средства, 50% его капитала внес Госбанк. В конце 1922г. возникает еще ряд банков, среди акционеров которых были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица, а также иностранные предприниматели: Торгово-промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий 0 государственных трудовых сберегательных кассах. В результате сберегательное дело стало одним из приоритетных направлений финансовой политики Советского правительства. В 1923г. в стране существовало 17 самостоятельных банков, в 1926г. их число возросло до 61. Доля Госбанка в общих кредитных вложениях банковской системы снизилась за это время с 66 до 48%. Летом 1922г. предпринят еще один шаг к стабилизации финансовой системы: была открыта подписка на первый государственный хлебный заем на общую сумму в 10 млн. пудов зерна ржи. Государство выпустило беспроцентные облигации достоинством в 100 пудов, которые подлежало оплатить в период с 1 декабря 1922г. по 31 января 1923г. натурой или наличными деньгами по полной рыночной цене ржи в день оплаты. Вслед за этим был выпущен 6%-ный заем на 100 млн. золотых рублей. Все это проводилось с целью подготовки условий для денежной реформы, поскольку облигации служили в качестве внутреннего кредита, а также средством выкупа обесцененных бумажных денег. Постановлением СНК от 20 октября 1922г. для совершения операций с ценными бумагами были организованы фондовые биржи. На 1 октября 1926г. в стране функционировало 114 бирж. Их членами Одним из любопытных явлений в Москве того времени была «черная биржа», или «американка». Она была неофициально признана властью, на ее существование смотрели сквозь пальцы. На «американке» преобладали частники. Они активно работали с ценностями, не допущенными к обращению в фондовых отделах бирж. Обменные валютные операции происходили в одном из помещений ГУМа. Как писала в то время пресса, под «черной биржей» в 1923г. разумелись те места, где собирались для своих махинаций частные дельцы. Узнавая друг от друга коммерческие новости, они заключали соглашения и продавали какую угодно валюту, золото, платину, ценные меха, драгоценные камни и т.д. Там же происходила и скупка аннулированных ценных бумаг (акций, облигаций) дореволюционного времени. В результате акции и облигации, которые в 1919-1920 гг. встречались даже на базаре как обертка, исчезли и оказались за границей. Биржа, будучи организмом рыночной экономики, в эти годы с большим трудом пыталась подстроиться под плановое ведение хозяйства. Одновременно с денежной реформой была проведена и налоговая реформа. Логическим следствием возврата к рыночной экономике стал переход от натурального налогообложения крестьянских хозяйств к денежному. В период между августом 1921г. и февралем 1922г. были установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные воды и другие товары. К последнему кварталу 1922г. Сокольников заявил, что треть всех поступлений бюджета получена за счет денежного налогообложения, меньше трети — за счет выпуска банкнот, а остальная часть — за счет натурального налога. Уже в конце 1923г. основным источником доходов государственного бюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги с населения. Главным результатом налоговой реформы стало преодоление с 1924г. бюджетного дефицита. Сокольников неоднократно предлагал ликвидировать партмаксимум (200—360 руб.), повысить зарплату работникам партаппарата до уровня квалифицированных специалистов, связать результаты партработы с экономической отдачей всего хозяйства.
9.2. Денежная реформа 1922-1924 гг.
Первая мировая война, две революции и Гражданская война коренным образом разрушили денежное обращение в стране. Уже в 1915г. десятирублевые золотые монеты продавались за 16-17 бумажных рублей. К началу 1917г. количество денег в обращении увеличилось в 6 раз, в результате чего 1 рубль приравнивался к 27 довоенным копейкам. После Октябрьской революции, исходя из идеи скорейшей отмены денег, правительство начало проводить сознательную политику по их обесценению путем неограниченного выпуска. За пять лет бу Для подготовки денежной реформы был приглашен опытный финансист Н.Н. Кутлер, который участвовал в проведении знаменитой реформы Витте в 1895—1897 гг. В течение всего 1922г. шла острая дискуссия о том, как проводить денежную реформу, что взять за мерило ценности при переходе на новые деньги. Предлагался так называемый товарный рубль, который был бы связан лишь со средним курсом товаров или с товарным индексом. Сокольников настаивал на золотом стандарте, и к концу 1922г. было решено проводить реформу на основе золотого стандарта. Для стабилизации рубля провели деноминацию денег, т.е. изменение их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых знаков к новым знакам. В 1922г. старые деньги обменивались на совзнаки в отношении 10 000:1, а в 1923-м — 1 млн. прежних денег или 100 руб. совзнаков образца 1922г. на 1 руб. совзнаков 1923г. Эмиссия совзнаков помогала правительству бороться с бюджетным дефицитом и регулировать уровень потребления. Одновременно с совзнаками в ноябре 1922г. в обращение была выпущена новая твердая валюта — червонец, приравненная к 7,74 234г чистого золота, или к дореволюционной десятирублевой монете. Они выпускались в виде банкнот номиналом 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев, а также золотой монеты достоинством в 1 червонец, и предназначались прежде всего для обеспечения крупных финансовых операций и оптовой торговли. Выпуск червонцев означал перелом в развитии финансовой системы России, они на 25% были обеспечены золотом, а на 75% легкореализуемыми товарами, их выпуск позволил восстановить золотой стандарт. Было строго запрещено использовать червонцы для покрытия бюджетного дефицита. На 1 января 1923г. доля червонцев в денежной массе составляла всего 3% и сосредоточивалась главным образом в кассах Госбанка, но уже во втором полугодии они почти полностью вытеснили совзнаки из крупного хозяйственного оборота. Осенью крестьяне соглашались продавать зерно только за червонцы, порой даже снижая цены, лишь бы получить «золотые банкноты», которые к концу 1923г. составляли 4/5 всей бумажно-денежной массы. Устойчивость червонца подтверждалась тем, что Госбанк обменивал все предъявляемые банкноты на иностранную валюту по твердому курсу. Осенью 1922г. были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа валюты, золота, облигаций государственных займов по свободному курсу. Если курс червонца поднимался выше официального паритета, Госбанк скупал золото и иностранную валюту на бирже, выпуская дополнительное количество червонцев, и наоборот. В результате этого в течение 1923г. курс червонца повышался по отношению к иностранным валютам. Так, если на 2 января 1924г. курс доллара на московской бирже составлял 2 руб. 20 коп., то к 1 апреля того же года он достиг 1 руб. 95,5 коп. и на этом уровне остановился. То же самое происходило с фунтом стерлингов, франком, маркой и другими валютами. Уже в 1925г. червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира. Заключительным этапом реформы стал выкуп совзнаков в марте 1924г. в соотношении 50 тыс. руб. совзнаков образца 1923г. на 1 рубль казначейскими билетами, выпускаемыми в обращение номиналом в 1, 3 и 5 руб. Новые бумажные деньги выпускались не Госбанком, а Наркоматом финансов СССР под государственные гарантии и не обеспечивались золотом. Выкуп совзнаков завершился к 1 июня 1924г. Одновременно появились 10, 15, 20 и 50-копеечные монеты, 1 руб. из серебра и медная разменная монета достоинством 1, 2, 3, 5 коп. в счет выпуска казначейских билетов. В 1925г. выпустили медную «полушку», просуществовавшую до 1928г. В 1931г. серебряные монеты заменили никелевыми, в 1935г. никелевые монеты получили другое оформление (рисунок), и в таком виде они находились в обращении до 1961г. На месте полностью разрушенного гиперинфляцией за годы двух войн и революции денежного обращения появился золотой червонец, который на мировых валютных рынках ценился выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14,5 центам США. Это был (и поныне остается) единственный подобный случай в истории нашей страны. Принято считать, что данная денежная реформа является самой эффективной из всех проводившихся в нашей стране на протяжении XX в. Однако стабильная ситуация в денежном обращении просуществовала недолго. Уже в «Контрольных цифрах народного хозяйства на 1925-1926 хозяйственный год», разработанных Госпланом, открыто утверждалась идея о подчинении денежного обращения возрастающей эмиссии. Под нажимом Госплана и Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) с июля по декабрь 1925г. денежная масса увеличилась по сравнению с 1924г. на 400 млн. руб., или в 1,5 раза, что привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и находившейся в обращении денежной массой. Возникла реальная угроза инфляции, признаком чего стал уже в сентябре 1925г. рост товарных цен и все более ощущавшийся дефицит промышленных товаров первой необходимости. Крестьянство очень быстро отреагировало соответствующим образом на эту ситуацию, что привело к срыву плана хлебозаготовок. Это в свою очередь повлекло за собой невыполнение экспортно-импортной программы и сокращение доходов от продажи хлеба за границей. Для поддержания устойчивого курса червонца на внутреннем рынке Госбанк был вынужден постоянно вводить в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки. Но эти меры приводили не к сокращению эмиссии, а к истощению валютных резервов. Так, собственно, был ликвидирован единый паритетный курс червонца, поддерживаемый Госбанком как на внешнем, так и на внутреннем рынке, в результате чего произошло раздвоение валютных курсов. Продажа инвалюты была разрешена только для тех, кто выезжал из страны, вследствие чего возросло количество операций по вывозу червонцев за границу, чтобы обменять их по официальному курсу. Для предотвращения этого процесса с июля 1926г. было запрещено вывозить червонцы, а вскоре прекратилась и их скупка на внешнем рынке, что означало полный отказ от котировки советских рублей за рубежом. Червонец, являвшийся одной из мировых валют, превратился в сугубо внутреннюю валюту СССР.
9.3. Централизация финансовых отношений после 1930г.
После отставки Сокольникова пост наркома финансов СССР занимал Николай Павлович Брюханов (16 января 1926г. — 18 октября 1930г.). Следующим руководителем Наркомфина СССР стал Григорий Федорович Гринько (18 октября 1930г. — 16 августа 1937г.). В 1926—1927 гг. наблюдался дальнейший рост денежной массы, объем которой составлял 1,3—1,4 млрд. руб., а к 1933г. он возрос до 8,4 млрд. руб. В результате цены свободного рынка в 1932г. по сравнению с 1927г. выросли почти в 8 раз, в том числе в 5 раз — на промышленные товары и в 13 — на продукцию сельского хозяйства. Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле на прежнем уровне, но это привело лишь к острому товарному дефициту, вследствие чего в 1928г. была введена карточная система распределения. Первоначально карточки вводятся в некоторых, а потом во всех городах страны; сначала на хлеб, потом — на основные продовольственные товары, а далее и на промышленные товары широкого потребления. К 1927г. официальными властями признавалось, что в истории развития послереволюционной биржевой сети имели место элементы стихийности, случайности и даже ложно понятого национального самолюбия (создание бирж в некоторых национальных центрах). Все это наводило на мысль о том, что биржевая система не выдержала испытания временем, не подходила новой экономической системе и возможно ее сокращение, а может, и ликвидация. В постановлении ЦИК СССР от 21 января 1927г. указывалось, что чрезмерное развитие биржевой сети в стране делает контроль за ее деятельностью со стороны государственных органов затруднительным. Вывод следовал сам собой — биржи должны быть уничтожены. Уже к марту 1927г. в стране работало лишь 14 бирж: в Москве, Петрограде, Харькове, Ростове-на-Дону, Киеве, Баку, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Одессе, Саратове, Тифлисе, Ташкенте и Владивостоке. Это были крупнейшие биржи, на долю которых приходилось 74% общего объема торговли. К сентябрю 1929г. были закрыты все фондовые отделы, за исключением Москвы и Владивостока. Февраль 1930г. стал этапным для советских бирж — их ликвидация завершилась. Колесо социалистической экономики закрутилось по плану. Биржевой институт отпал за ненадобностью. 2 сентября 1930г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление об изменении налоговой системы. С 1 октября 1930г. были введены в действие положения о налоге с оборота предприятий, об отчислении прибылей госпредприятий, о подоходном налоге с предприятий, о единой госпошлине, о промысловом налоге с частных предприятий, о подоходном налоге с частных лиц. Эти положения свели воедино 56 ранее существовавших государственных и местных налогов и сборов. В 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа. Реформа оказалась довольно растянутой, официально к ее проведению готовились с марта по сентябрь 1929г. Необходимость проведения реформы была вызвана следующими причинами: 1) индустриализация и коллективизация страны требовали дополнительных кредитов из государственных банков; 2)ранее существовавшие формы кредитных и международных рас 3)взаимное коммерческое кредитование предприятий тормозило 4)многозвенность банковской системы затрудняла планомерное Реформа проводилась в связи с реорганизацией управления промышленностью, с перестройкой системы товарооборота, с проведением налоговой реформы 1930-х гг. Ее целью было приведение кредитных отношений в стране в соответствие с изменившейся экономической ситуацией — переходом от рыночной экономики к централизованной административно-командной. Для ее реализации созданы соответствующие предпосылки: ■ практически полное вытеснение частного капитала из промышленности и торговли; ■ быстрый рост социалистического (государственного) сектора, ■ расширение масштабов и повышение уровня хозяйственного ■ усиление роли финансово-кредитной системы, и в первую очередь госбюджета и Госбанка; ■ расширение прямого целевого кредитования Госбанка (в 1929г. ■ развитие безналичных расчетов через банки. Впервые в мировой банковской практике вводились новые формы и методы банковского дела, что предполагало применение дополнительных мер (в организации, укреплении хозрасчета и т.д.). Значение реформы заключалось в следующем. 1.Она завершила начатый в 1917г. с национализации банков процесс создания жестко централизованной административной социалистической банковской системы. Так, на L января 1933г. 98% всех кредитных вложений приходилось на Госбанк, а число учреждений Госбанка возросло с 582 в 1928г. до 2199 в 1933г. 2.Реформа способствовала развитию хозрасчета в стране, подъему 3.Было усилено внимание к «контролю рублем», в том числе и со На посту министра финансов Г.Ф. Гринько сменил Влас Яковлевич Чубарь, занимавший должность наркома с 16 августа 1937г. по 19 января 1938г. За время его непродолжительного руководства финансовым ведомством в 1937г. в целях повышения эффективности международных расчетов Советский Союз присоединился к «Единообразному вексельному закону», принятому в 1930г. в Женеве. 15 января 1938г. состоялось выделение из состава Наркомата финансов в самостоятельный орган Государственного банка СССР. Преемником Чубаря стал Арсений Григорьевич Зверев, с сентября 1937г. — заместитель наркома финансов СССР, а с 19 января 1938г. — нарком финансов. Эту должность он с небольшим перерывом занимал до 16 мая 1960г. Главной его заслугой на министерском посту является руководство финансами в годы Великой Отечественной войны.
9.4. Организация финансов в годы Великой Отечественной войны
Уже с 1938г. происходило последовательное увеличение бюджетных расходов на оборону страны. Если в 1938г. они составили 23,2 млрд. руб., то в 1939г. — 39,2 млрд. руб., а в 1940г. — 56,8 млрд. руб. Одновременно укреплялась доходная база государственного бюджета. Однако мер по усилению обороноспособности, осуществленных в условиях предвоенного времени, оказалось недостаточно. Начавшаяся Великая Отечественная война обусловила коренную перестройку народного хозяйства, внесение существенных изменений в деятельность всей финансово-кредитной системы. Серьезные изменения в экономике страны, вызванные войной, потребовали от финансовой системы большой гибкости, быстрого приспособления к новым условиям. Особое значение приобретало четкое и оперативное планирование народного хозяйства и финансов в новых условиях. Уже через неделю после начала войны был принят «Мобилизационный народно-хозяйственный план» на III квартал 1941г., утверждены основные показатели бюджета на III, а затем на IV квартал 1941г. В первые месяцы войны экономика страны и бюджетная система оказались в чрезвычайно тяжелых условиях. К ноябрю 1941г. было оккупировано большинство западных районов страны, на которые приходилось 63% добычи угля, 58% производства стали, 71% — чугуна, 60% — алюминия. В этих районах располагались не только крупные промышленные предприятия, но и производилась значительная часть сельскохозяйственной продукции. В результате были потеряны крупные источники доходов бюджета. А из-за военных разрушений, эвакуации предприятий с запада на восток страны объем валовой продукции промышленности СССР с июня по ноябрь 1941г. уменьшился в 2,1 раза. В бюджете на IV квартал 1941г. и на 1942г. предусматривались замена выбывающих в ходе войны источников дохода другими, мобилизация новых ресурсов, жесточайшая экономия всех расходов и приспособление расходной части бюджета к потребностям военного времени. За годы войны существенно изменились направления распределения и использования валового внутреннего продукта. Если в довоенном 1940г. на накопление шло 19% ВВП, на потребление — 70%, а на военные расходы — 11%, то в наиболее тяжелом 1943г. — соответственно 7, 49 и 44%; таким образом, доля военных расходов возросла в 4 раза. Деятельность финансовой системы страны была коренным образом перестроена. Приоритетным ее направлением стало обеспечение военных нужд на фронте и в тылу. Бесперебойно выделялись деньги на приобретение вооружения, боеприпасов, снаряжения, содержание личного состава Вооруженных сил. В общих расходах государственного бюджета доля военных ассигнований в 1943г. достигла почти 60%, в 1944г. она несколько уменьшилась, а в 1945-м сократилась и абсолютная сумма затрат. Система финансового планирования и финансирования войск полностью определялась условиями военного времени. За четыре с половиной года — с 1 июля 1941г. по 1 января 1946г. — прямые военные расходы, связанные только с финансированием Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота, составили 551 млрд. руб. Значительная часть этих средств была направлена на медико-санитарное обслуживание, оплату горюче-смазочных материалов, закупку военного имущества, осуществление военных перевозок и другие нужды армии. В связи с ростом численности Вооруженных сил с 5,4 млн. человек в начале войны до 11,4 млн. в мае 1945г. были увеличены ассигнования на выплату денежного довольствия. В 1945г. потребовались крупные суммы на выплату единовременного вознаграждения демобилизованным из армии. За годы войны в государственный бюджет было мобилизовано 1117,1 млрд. руб., из них по налогу с оборота и отчислениям от прибылей поступило 545,8 млрд. руб., т.е. почти половина. В начале войны Президиум Верховного Совета СССР внес ряд изменений в налоговое законодательство. Уже 3 июля 1941г. была установлена на военное время надбавка к сельскохозяйственному налогу. Поступления от сельскохозяйственного налога увеличились с 2,1 млрд. руб. в 1942 г. до 5,5 млрд. руб. в 1945г. В 1942г. был введен военный налог. За 1942-1945 гг. по военному налогу в госбюджет поступило 72,1 млрд. руб. Кроме того, был введен налог на холостяков, одиноких, бездетных и малосемейных граждан. Помимо дополнительной мобилизации средств на военные нужды он был предназначен для финансирования расходов на содержание детей, лишившихся родителей, для оказания помощи многодетным матерям. За 1941-1945 гг. этот налог дал дополнительно в бюджет около 8,1 млрд. руб. Государственные пособия многодетным и одиноким матерям в военное время составили 5,7 млрд. руб. В годы войны была осуществлена реорганизация системы местных налогов и сборов. В 1944г. поступления по ним в 3 раза превысили аналогичные поступления за 1940г. и составили около 20% всех доходов местных бюджетов. Для финансирования военных расходов были использованы остатки вкладов в сберкассах. Кроме того, средства специальных вкладов поступили в государственный бюджет СССР в качестве особого государственного займа. За 1941—1945 гг. Госстрах СССР передал в государственный бюджет в порядке приобретения облигаций госзаймов и в порядке отчисления от прибылей 7,2 млрд. руб. В период войны население страны передало в распоряжение государства значительную часть своих текущих доходов и сбережений. В фонды обороны и армии поступило деньгами свыше 17 млрд. руб. и 15 млн. руб. в иностранной валюте, более 4,5 млрд. руб. облигаций государственных займов, более 0,5 млрд. руб. вкладов в сберегательных кассах. Население передало государству 13кг платины, 131кг золота, 9519кг серебра, на 1,7 млрд. руб. других драгоценностей. В годы войны обязательные и добровольные взносы населения достигли 270 млрд. руб., что составило более 26% всех доходов государственного бюджета. Во время войны государственные цены на товары первой необходимости, распределяемые по карточкам, оставались без изменений. Вместе с тем были повышены цены на водку, табак, парфюмерию и ряд других товаров, что также способствовало увеличению доходов бюджета. В 1944-1945 гг. была организована государственная торговля по коммерческим ценам «товаров Наркомфина» (белые булочки и бублики), доходы от которой составили 16 млрд. руб. От местных руководителей требовалось обеспечить их продажу в декларируемых объемах. Все дополнительные средства направлялись на развитие производства вооружений, техники и другие военные нужды. В самом начале войны правительство по предложению Наркомата финансов приняло решение о сокращении всех расходов бюджета, не связанных непосредственно с обеспечением военных действий, в частности на содержание административно-управленческого персонала предприятий и организаций, на строительство ряда хозяйственных предприятий, на подготовку кадров, социальное страхование и др. Рост расходов бюджета на нужды фронта, естественно, обусловил снижение затрат на народное хозяйство, которые уже во втором полугодии 1941г. были сокращены на 21,6 млрд. руб. В 1942г. народно-хозяйственные расходы составили 31,6 млрд. руб., а в 1943-м — 33,1 млрд. руб. Строительство новых предприятий на востоке страны, развитие сельского хозяйства, восстановление районов, освобожденных от оккупации, потребовали значительного увеличения бюджетных ассигнований. В 1944г. эти ассигнования достигли 53,7 млрд. руб., а в 1945-м — 74,4 млрд. руб. Всего за четыре с половиной военных года на финансирование народного хозяйства было израсходовано 216,3 млрд. руб., или более 20% всех ресурсов государственного бюджета. Финансовые органы в центре и на местах сосредоточили свою работу на проведении жесткой экономии расходов, укреплении дисциплины в использовании средств, на поиске новых источников доходов. Одним из таких источников стали государственные займы. Было выпущено четыре военных займа на общую сумму 89,7 млрд. руб., а также четыре денежно-вещевые лотереи, общая сумма реализованных билетов которой составила 13,0 млрд. руб. На втором этапе войны бюджетные расходы на народное хозяйство начали резко возрастать. Эти средства в первую очередь направлялись на капитальные вложения, связанные с созданием промышленной базы на востоке страны на основе предприятий, эвакуированных из западных районов. В результате Урал и Сибирь стали надежной индустриальной базой военной экономики, обеспечивающей производство всех видов вооружения и военной техники. Всего за время войны в промышленности было построено и введено в действие 3500 новых и восстановлено 7500 крупных предприятий. За период войны ассигнования в тяжелую промышленность, машиностроение и промышленное строительство составили 125,0 млрд. руб. При этом лишь 26,8 млрд. руб. было направлено в легкую и пищевую промышленность. По-прежнему в государственном бюджете предусматривались крупные статьи расходов на народное образование, медицинское обслуживание населения, выплату пособий и пенсий, в том числе пособий многодетным матерям и семьям военнослужащих, пенсий инвалидам войны. Значительные ассигнования выделялись на подготовку рабочих кадров из числа молодежи и женщин для замены ушедших на войну мужчин. ![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|