|
Понятие преступлений международного характера; их классификация.Уголовные преступления, ради борьбы с которыми заключены многосторонние международные соглашения (преступления международного характера), посягают на интересы международного сообщества в целом, т.е. нарушают межгосударственные интересы и обладают международной общественной опасностью. Преступления международного характера могут преследоваться как на основе норм национального закона, так и непосредственно на основе положений международного права, закрепленных в договорах о борьбе с такими деяниями. Объекты посягательства преступлений международного характера: общий — различные стороны сотрудничества между государствами, интересы всего мирового сообщества, нормальное функционирование международной системы; непосредственный — различные сферы международной жизни. Эти преступления по своей общественной опасности занимают промежуточное положение между обычными уголовными преступлениями и международными преступлениями. Они более опасны для всего международного сообщества, чем обычные уголовные преступления, но не представляют собой непосредственной угрозы международному миру и безопасности человечества, как международные преступления. В принципе преступления международного характера представляют собой именно уголовные преступления. Их состав в общем виде: 1. Субъект преступления — физическое лицо или группа лиц, действующих вне связи с политикой государства. 2. Субъективная сторона — и умысел, и неосторожность. Как правило, преступления международного характера совершаются умышленно, неосторожная вина встречается редко. Однако есть составы, предусматривающие именно неосторожную вину (разрыв и повреждение подводных кабелей, столкновение судов). 3. Объективная сторона — и действие, и бездействие. 4. Объект преступления — общий, непосредственный и косвенный. Специфика преступлений международного характера определяется характером их общественной опасности, вытекающей из объекта Посягательства. Общественная опасность таких деяний имеет повышенный характер, поскольку их совершение наносит вред любому государству. Специфическим последствием преступлений международного характера является осложнение международной обстановки. Лица, виновные в совершении преступлений международного характера, своими действиями могут нарушать как положения национального закона, изданного во исполнение международного договора или просто нормы национального права, так и непосредственно нормы международного права. Совершение подобных преступлений влечет за собой привлечение к ответственности в национальных правоприменительных органах. Юрисдикция Международного уголовного суда согласно его Статута (ст. 5) распространяется только на международные преступления, но не на преступления международного характера. Создание Международного уголовного суда для привлечения к ответственности за совершение преступлений международного характера может сыграть положительную роль в борьбе с ними. Для эффективной борьбы с такими деяниями недостаточно только национально-правовой юрисдикции. Преследование лиц, совершивших преступления международного характера, является международно-правовой обязанностью государств, вытекающей из его международных соглашений (и из обычных норм международного права). Во всех соглашениях о борьбе с отдельными видами преступлений международного характера прямо предусмотрена обязанность государств преследовать лиц, виновных в совершении подобных деяний, независимо от того, есть ли нормы об их наказуемости в национальном праве государств — участников договора. Общие черты преступлений международного характера: 1. Объект посягательства — различные стороны международного сотрудничества. 2. Общественная опасность имеет международный характер, поскольку угрожает интересам всех государств. 3. Субъект преступления — физическое лицо или группа лиц, действующие вне связи с политикой государства. 4. Борьба регулируется нормами как национального, так и международного права. 5. Виновные лица могут привлекаться к ответственности и национальными судами, и международными судебными органами. Отсутствие общепринятого термина для обозначения преступлений международного характера влечет за собой отрицательные последствия, так как приводит к смешиванию этой группы преступлений с международными преступлениями или обычными уголовными преступлениями, отягощенными иностранным элементом. Унифицированная терминология отсутствует даже на уровне официальных документов. В международно-правовых актах преступления международного характера в основном именуются международными преступлениями. Наиболее удачным и точным термином является термин «уголовные преступления международного характера», поскольку в данном обозначении отражено и то, что такие деяния являются типично уголовными и входят в категорию уголовных преступлений, и то, что они обладают международной общественной опасностью. Этот термин четко разграничивает международные преступления, обычные уголовные преступления и уголовные преступления международного характера. Недостаток данного термина — он является слишком длинным, следовательно, неудобным в употреблении. Именно поэтому, несмотря на свою точность, термин «уголовные преступления международного характера» не смог стать общепринятым. В настоящее время наиболее часто употребляется термин «преступления международного характера», который отличается меньшей точностью, но большим удобством. Общепризнанного перечня преступлений международного характера не существует ни в доктрине, ни в международных документах. В принципе, никакой перечень составов преступлений не может быть закрытым и исчерпывающим, — с течением времени появляются новые общественно опасные деяния, а старые утрачивают свою общественную опасность. В международном праве существует комплекс договорных норм, закрепляющих согласие государств на признание тех или иных противоправных деяний преступлениями международного характера. Можно говорить о наличии международного обычая, согласно которому преступлениями международного характера могут считаться только те Деяния, относительно борьбы с которыми заключены международные соглашения. Составы таких преступлений должны быть прямо определены в международных соглашениях. Юридическое обоснование подобной позиции: принцип «нет преступления, нет наказания, если это не указано в законе» (nullum crimen nulla poena sine lege) действует и в международном уголовном праве; одним из необходимых элементов отнесения преступного деяния к разряду преступлений международного характера является регулирование борьбы с ним не только в национальном, но и в международном праве. Государства стремятся объединить свои усилия по борьбе со все большим количеством деяний. В настоящее время действует более 50 многосторонних (универсальных и региональных) международны,, соглашений по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера. Такие соглашения можно разделить на два вида. 1. Соглашения, непосредственно посвященные регламентации сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера (Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г.). 2. Международные договоры, отдельные нормы которых предусматривают обязанности государств по предотвращению и наказанию конкретных видов преступлений (Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция по морскому праву 1982г.). Классификация преступлений международного характера производится в зависимости от объекта посягательства: 1. Преступления, наносящие ущерб мирному сотрудничеству и нормальному осуществлению межгосударственных отношений: международный терроризм (индивидуалистический или групповой); бомбовый терроризм; финансирование терроризма; преступления против лиц, пользующихся международной защитой; захват заложников; акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; акты, направленные против безопасности морского судоходства и стационарных платформ на континентальном шельфе (терроризм на море); посягательства на безопасность ядерного материала; ядерныйтерроризм. Все перечисленные составы являются акциями международного терроризма или деяниями, связанными с ним (посягательства на безопасность ядерного материала). Международный терроризм — это родовое понятие; все иные преступления в этой группе — его виды. По борьбе со всеми, перечисленными составами есть отдельные международные соглашения, поэтому вполне логично выделение их в качестве самостоятельных составов преступлений. Эта группа преступлений отличается наивысшей степенью общественной опасности. 2. Преступления, наносящие ущерб экономическому и социально-культурному развитию государств и народов: фальшивомонетничество; хищение культурных ценностей; загрязнение моря вредными веществами; незаконный оборот наркотиков; разрыв и повреждение подводных кабелей и трубопроводов; пиратское радиовещание; коррупция; транснациональная организованная преступность; отмывание доходов от преступной деятельности; киберпреступность. В этой группе собраны разные по степени общественной опасности деяния. Такие составы как коррупция, транснациональная организованная преступность, отмывание преступных доходов можно уединить одним термином — «коррупционные преступления»; их о деление в отдельные составы обусловлено наличием самостоятельных международных соглашений по борьбе с данными деяниями. 3. Преступления, наносящие ущерб личности, личному и государственному имуществу, моральным ценностям: столкновение судов и ^оказание помощи на море; морское пиратство; рабство, работорговля, институты и обычаи, сходные с рабством; торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографии. Классификация преступлений международного характера является условной. В отдельную группу можно было бы выделить преступления против окружающей среды (загрязнение моря вредными веществами, противоправное использование ядерного материала). Незаконный оборот наркотиков в современном мире прямо связан с международным терроризмом, а с точки зрения объекта посягательства это преступление можно отнести к преступлениям против личности. В стадии становления в качестве преступлений международного характера находятся нелегальная эмиграция и контрабанда. 6.2 Международный терроризм представляет собой наиболее сложный и опасный из всех составов преступлений международного характера. Понятие «международный терроризм» включает в себя несколько разнородных, но одноименных составов: террористические акции внутри государства, терроризм как международное преступление (государственный терроризм), терроризм как преступление международного характера. Термин «терроризм» для обозначения состава международного преступления впервые в международном праве был применен в резолюции II Международного конгресса по унификации уголовного законодательства (Брюссель, 1930 г.) — это действие, способное породить общую опасность. Долгое время терроризм понимался как форма весовых политических преступлений (ст. 1 резолюции о терроризме Конгресса по унификации уголовного законодательства). Элементы состава международного терроризма как преступления международного характера: субъект — физическое лицо или группа; субъективная сторона — вина в форме прямого умысла; объектная сторона — только активные действия; объект посягательства — мирное сотрудничество и нормальное осуществление международных отношений. Международный (иностранный) элемент в составе преступления терроризма проявляется в совершении этого деяния на территории иностранного государства, нескольких государств, на территории, не подпадающей под юрисдикцию ни одд0 го государства; иностранным гражданином; в отношении иностранных граждан, собственности иностранных юридических или физических лиц. Понятие терроризма неразрывно связано с применением насилия, которое является определяющим и обязательным элементом этого деяния. Насилие представляет собой основу, стержень международного терроризма и обусловливает его особую общественную опасность из общей массы насильственных преступлений терроризм выделяется прежде всего как политическое преступление. Однако для заложников, например, безразлично, какими мотивами руководствуются террористы, поэтому во всех соглашениях о борьбе с терроризмом подчеркивается, что это преступление независимо от его мотивов не может считаться политическим. Террористический акт представляет собой совершение насильственных действий против отдельных лиц (групп лиц), представителей государственной власти, политических и общественных деятелей с целью их запугивания и принуждения к выполнению действий, на достижение которых направлена деятельность террористов. С точки зрения международного права совершение террористического акта подпадает под его действие: 1. Формы и методы террористического акта запрещены по международному договору или в силу обычая, который приобрел силу ius optio (общего права) в международных отношениях. 2. Объект посягательства террористов пользуется международной защитой. 3. Насильственные действия совершены субъектами международного права — государством либо физическим или юридическим лицом, деятельность которых имеет международные последствия. Понятие насильственных действий включает в себя нападение, захват, похищение; причинение телесных повреждений, убийство; деяния, угрожающие официальным представителям государства и членам их семей; захват, причинение ущерба или уничтожение имущества, средств транспорта. Терроризм представляет собой преступление в двояком смысла это одновременно угроза жизни, свободе и здоровью индивидов угроза международному правопорядку. Во всех международных документах отмечается «комплексный» («обобщающий») характер состава международного терроризма, т.е. в его состав входят самостотельные составы преступлений международного характера (финансирование терроризма, захват заложников, угон воздушных судов и т.п.) Международные соглашения по борьбе с отдельными видами терроризма в качестве специфических элементов состава выделяют Международно-правовой статус жертвы; совершение преступления на борту водных или воздушных судов, в аэропортах; место нахождения преступника после совершения преступления; гражданство жертв, гражданство террористов и место их ареста. Цели террористического акта достигаются путем психологического воздействия на лиц, не являющихся непосредственными жертвами насилия. С середины 80-х гг. XX в. международное сообщество в полной мере осознало чрезвычайную опасность терроризма для всего мира. Основная масса многосторонних международных соглашений, заключенных в последнее десятилетие XX в., — это конвенции о борьбе с терроризмом в целом, его отдельными актами и деяниями, смежными с терроризмом (наркобизнесом, организованной преступностью, коррупцией). На универсальном уровне были приняты Венская конвенция о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г.; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.; Всемирная конвенция по борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. На региональном уровне были приняты Кодекс ОИК по борьбе с международным терроризмом 1994 г.; Договор о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 г.; Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.; Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.; Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г.; Конвенция Совета Европы о международной уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. ООН приняла ряд резолюций о борьбе с международным терроризмом — например, Декларация ООН о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г.; резолюция Генеральной Ассамблеи (2001 г.). борьба с международным терроризмом ведется в двух правовых сферах; государственной и национально-правовой. Международно-правовой механизм борьбы с терроризмом: 1.Универсальные международные конвенции по борьбе с отдельными террористическими актами международного характера — конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о защите ядерного материала 1980 г., Международная конвенция по борьбе бомбовым терроризмом 1997 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и др. 1. Специальные региональные конвенции — Конвенция ОАГ с предупреждении и наказании актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц и связанного с этим вымогательства, когда эти акты носят международный характер, 1971 г., Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1977 г., Конвенция СААРК о пресечении терроризма 1987 г., Кодекс Организации Исламской Конференции по борьбе с международным терроризмом 1994 г. 2. Двусторонние соглашения о борьбе с терроризмом в целом и его отдельными актами. Первым универсальным соглашением по борьбе с терроризмом явилась Конвенция Лиги Наций о предупреждении и пресечении терроризма 1937 г. Основная цель Конвенции 1937 г. — защита глав государств, государственных и общественных деятелей. Конвенцию подписали 24 государства, но ратифицировала только Индия; Конвенция в силу не вступила. Практической ценности этот документ не представляет, но в нем содержится решение некоторых вопросов юридической техники, которое учитывается при подготовке современных соглашений. В Конвенцию включены нормы, направленные на борьбу не только с собственно террористическими актами, но и общеуголовными, и политическими преступлениями; с иными деяниями, совершенными против отдельных лиц и нацеленными на уничтожение государственного или общественного имущества. Определение акта терроризма (ст. 1) — это преступное действие, направленное против государства, цель и характер которого состоят в том, чтобы вызвать ужас у определенных лиц или среди населения, т.е. террористический акт —это преступное деяние, имеющее своей целью терроризирование отдельных лиц, групп лиц или населения в целом. В 1972 г. Секретариат ООН пришел к выводу, что положения Конвенции 1937 г. устарели и не охватывают всю проблему защиты невинных людей от акций международного терроризма. Одним из наиболее интересных документов, посвященных борьбе с международным терроризмом в целом, является Европейская (Страсбургская) конвенция по борьбе с международным терроризм0 1977 г., принятая в рамках Совета Европы. Это региональный международно-правовой документ; государства-участники сделали к Конвенции большое число оговорок, в значительной степени ограничивших ее действие. Конвенция 1977 г. закрепляет широкий перечень актов международного терроризма: 1. Преступления, предусмотренные Гаагской конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. 2. Преступления, предусмотренные Монреальской конвенцией о борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации 1971 г. 3. Преступления, предусмотренные Нью-Йоркской конвенцией о борьбе с преступлениями против лиц, пользующихся международной защитой, 1973 г. 4. Похищение, захват заложников или незаконное лишение свободы. Преступления, при совершении которых использовались бомбы, гранаты, пакеты, автоматическое огнестрельное оружие, посылки- Кроме перечисленных преступлений, состав международного терроризма образует всякое серьезное деяние, не указанное в ст. 1, но направленное против жизни, неприкосновенности или свободы личности; любой иной серьезный насильственный акт, посягающий на иностранный предмет. В соответствии со Страсбургской конвенцией международный терроризм включает в себя следующие составы преступлений: 1. Преступления против безопасности гражданской авиации. 2. Преступления против жизни, здоровья свободы и неприкосновенности имущества лиц, пользующихся международной защитой. 3. Преступления, имеющие своей целью захват заложников. 4. Использование особо опасных видов оружия (но не оружия массового уничтожения), представляющих собой угрозу для жизни населения. Практически до конца 80-х гг. XX в. в советской литературе эта Конвенция объявлялась недействующей и считалась орудием реакции. С точки зрения СССР, основным недостатком Конвенции являлось отсутствие разграничения между террористическими акциями и национально-освободительной борьбой. В этом отношении позиция СССР была близка позиции Ирландии, которая отказалась подписать конвенцию, поскольку под ее действие подпадала деятельность ИРА Ирландской республиканской армии). Ирландия не считала возможем рассматривать деятельность ИРА как неполитическую, поскольку этадеятельность — составная часть национально-освободительной борьбы Северной Ирландии. В 1999 г. Российская Федерации подписала Страсбургскую конвенцию, в 2001 г. эта Конвенция вступила в силу для Российской Федерации. С конца 70-х гг. XX в. в рамках ООН предпринималось немало по пыток выработать единую универсальную многостороннюю конвенцию о борьбе с терроризмом. В 1979 г. Ассоциация международного права подготовила проект Единой конвенции по юридическому контролю за международным терроризмом, объектом посягательства которого являются отношения между государствами. В 1994 г. была принята Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по ликвидации международного терроризма, призывавшая все государства ратифицировать соглашения по борьбе с международным терроризмом. Декларация Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1996 г. особо подчеркнула, что террористические нападения с применением взрывных или иных смертоносных устройств приобретают все более широкие масштабы, а в существующих международных соглашениях такие нападения не рассматриваются должным образом. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 28 сентября 2001 г. содержит следующее указание: «Все государства в течение 90 дней должны внести поправки в национальные законы, установить уголовную ответственность за терроризм и признать его преступным». Глобальная опасность международного терроризма подчеркивается и в резолюциях Совета Безопасности ООН (от 19 октября 1999 г., от 12 сентября 2001 г., от 28 сентября 2001 г.). Эти резолюции квалифицируют любые акты международного терроризма как угрозу для международного мира и безопасности, подчеркивают значение антитеррористических конвенций и значимость универсального участия в их реализации. Совет Безопасности постановил учредить специальный Комитет для контроля за выполнением этих резолюций. Преступление терроризма представляет собой сложный состав. Его составными частями являются самостоятельные составы преступлений: захват заложников; преступления против лиц, пользующихся международной защитой; преступления против безопасности гражданской авиации и морского судоходства; использование особо опасных видов вооружения; посягательства на безопасность ядерного материала. Все эти деяния представляют собой акции международного терроризма и одновременно являются самостоятельными составами. относительно борьбы с которыми заключены отдельные международные соглашения. В 1997 г. была принята Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (для Российской Федерации вступила в СИЛУ 2001 г.). Из общего состава международного терроризма был выделен еще один самостоятельный состав преступления, условно обозначение как «бомбовый терроризм». В соответствии со ст. 2 Конвенции любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывчатое или иное смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта,объекта системы общественного транспорта или инфраструктуры. Взрывное или смертоносное устройство — это взрывное или зажигательное оружие или устройство, способное причинить смерть, серьезное увечье, существенный материальный ущерб. В Конвенции дано определение общественного транспорта, мест общественного пользования, объектов государственного и общественного пользования, т.е. всех тех мест, в пределах которых использование перечисленных видов вооружений представляет собой акт международного терроризма. Конвенция устанавливает подробный перечень мер по борьбе с бомбовым терроризмом; предполагается совмещение международных согласованных действий и мер национального характера. Среди региональных международных соглашений о борьбе с терроризмом в целом выделяется Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. (Казахстан участвует), статья 1 которой определяет понятия «терроризм», «сепаратизм», «экстремизм». Термин «терроризм» означает: 1. Какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении к Конвенции, и как оно определено в этом договоре. Приложение относит к акциям международного терроризма любые деяния, перечисленные в универсальных террористических конвенциях 70—90-х гг.XX в. 2. Любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть кого-либо гражданского лица, не принимающего участия в военных действиях, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, нанести ущерб какому-либо материальному объекту, когда цель такого деяния включается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо деяние или воздержаться от его совершения. Термин «сепаратизм» означает какое-либо деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе а отделение от него части его территории, совершаемое насильственным путем и преследуемое в уголовном порядке в соответствии с начальным законодательством сторон. Термин «экстремизм» означает какое-либо деяние, направленное на насильственный захват или удержание власти, насильственное изменение конституционного строя, насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация незаконных вооруженных формирований или участие в них. В 2005 г. открыта для подписания Конвенция о предупреждении терроризма, разработанная в рамках Совета Европы. В Преамбуле Конвенции подчеркнуто, что терроризм представляет собой опасное социально-политическое явление. Он характеризуется технической оснащенностью, наличием значительных финансовых средств. В нынешних условиях особую значимость приобретает совершенствование антитеррористических международно-правовых мер. Основная конструкция Конвенции - превенция терроризма. Речь идет о расширении подлежащего уголовному преследованию круга лиц, которые стоят за террористами. Главное новшество Конвенции -криминализация публичного подстрекательства к совершению террористических актов, подготовки и вербовки террористов. Особое значение имеет статья о криминализации публичного подстрекательства, нацеленная на пресечение доступа террористов к СМИ и Интернету. Конвенция призвана обеспечить неотвратимость ответственности на основе принципа «либо выдай, либо суди». Планируется участие Международного уголовного суда в борьбе с терроризмом. В Конвенции по аналогии с пересмотренной в 2003 г. Европейской конвенцией о борьбе с терроризмом 1977 г. допускается возможность делать оговорки только в отношении ст. 20 (о непризнании политического характера за преступлениями по Конвенции для целей выдачи). Конвенция открыта для подписания как государствам - членам СЕ, так и государствам, не являющимися таковыми, но принимавшими участие в ее разработке (Канада, Мексика, США, Япония), а также Европейскому союзу и Ватикану. По приглашению Комитета министров СЕ к Конвенции могут присоединиться государства, не являющиеся членами СЕ и не принимавшие участия в ее разработке. В Кодексе поведения стран — членов ОИК в борьбе с международным терроризмом 1994 г. закреплено, что терроризм не может быть оправдан ни при каких обстоятельствах, и безоговорочно осуждаются все действия, методы и практика терроризма, независимо от его происхождения, причин и целей, не ущемляя при этом законных прав я рода, находящегося в условиях оккупации, на борьбу за свою независимость и самоопределение в соответствии с положениями Устав ОИК и ООН. Государства — члены ОИК выразили готовность бороться с терроризмом и предпринимать двусторонние и коллективные шаги для предотвращения актов терроризма во всех его формах; обязались придать все необходимые меры для того, чтобы их территории не использовались для планирования, организации, инициирования любой террористической деятельности или участия в ней, включая проникновение террористических элементов в их страны и получение в них убежища. Государства подтвердили свои обязательства обеспечивать защиту, охрану и безопасность дипломатов и консульских миссий. В 2005 г. были приняты Программа сотрудничества государств — частников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005—2007 гг. и Концепция сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. В ноябре 2005 г. страны Евросоюза, Ближнего Востока и Северной Африки приняли Антитеррористический кодекс. Нормы Кодекса могут стать правовой основой общепризнанного определения терроризма, сотрудничества по противодействию терроризму и проведению международных операций. В документах 11-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (апрель 2005 г.) подчеркивается, что успех борьбы с терроризмом немыслим без общепризнанной правовой основы. Такая основа заложена в резолюциях СБ ООН 2004— 2005 гг., в Докладе «Группы мудрецов», созданной по инициативе Генерального секретаря ООН. В 2005 г. по инициативе Российской Федерации подписана Международная конвенция ООН о борьбе с актами ядерного терроризма. Конвенция имеет превентивный характер и направлена на «опережение», т.е. принята до совершения террористических актов с применением ядерного оружия. Это первый универсальный международный Сговор, направленный на предотвращение террористических актов массового поражения. В настоящее время в рамках ООН разрабатывается Всеобъемлющая конвенция о международном терроризме. Обсуждение проекта, двинутого Индией в 1996 г., началось в 2000 г. Основные цели Всеобъемлющая конвенции — пресечение актов международного терроризма и выработка мер для их предотвращения. 6.3 Посягательства на безопасность гражданской авиации. Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации представляют собой одно из наиболее опасных проявлений международного терроризма, поскольку угрожают жизни многих невинных людей. Как правило, эти акты сопряжены с захватом заложников. Данное преступление принято обозначать условным термин «воздушное пиратство». Этот термин, естественно, не отражает специфики данной разновидности террористических актов, но является общепринятым. Первым универсальным международным соглашением по борьбе воздушным пиратством явилась Токийская конвенция о правонарушениях и других актах, совершенных на борту воздушного судна 1963 г. Статья 1 определяет сферу действия Конвенции: она применяется в отношении преступлений и других деяний, не подпадающей под действие уголовного закона (т.е. не являющихся преступлениями), но которые могут угрожать безопасности воздушного судна, лиц или имущества, находящихся на его борту. Конкретные составы преступления в Конвенции не определены и не разъяснено, какие именно «другие акты» подпадают под ее действие. Конвенция не применяется к воздушным судам, используемым на военной, таможенной или полицейской службе (это положение воспроизведено во всех дальнейших соглашениях о борьбе с воздушным пиратством). Она охватывает только те деяния, которые совершаются на борту воздушного судна, когда оно находится в полете над открытым морем либо другим районом, находящимся за пределами национальной юрисдикции. Это положение серьезно сужает сферу действия Конвенции. Вообще Токийская конвенция неоднократно подвергалась серьезной и обоснованной критике: 1. Оговорка о возможности присоединиться к ней только для государств — членов ООН или ее специализированных учреждений нарушает Принцип универсального участия государств в международных соглашениях. 2. Отсутствие четкой регламентации конкретных обязанностей государств по сотрудничеству в пресечении и наказаний акций воздушного пиратства. 3. Положения Конвенции имеют неопределенный, декларативный характер. 4. Главный недостаток Конвенции — отсутствие указания на обязанность государств принимать меры уголовного характера к виновным лицам, ввести перечисленные в Конвенции преступления в свои уголовные законы. Угон воздушного судна не рассматривается к уголовное преступление; его квалификация зависит от законодательства того государства, на чьей территории оказался преступник. Токийская конвенция закрепила применение института выдачи преступников в борьбе с преступлениями против безопасности воздушного транспорта. Однако в Конвенции нет обязанности «либо выдай, либо суди»; ст. 16 специально подчеркивает необязательность экстрадиции. В этой Конвенции формально закреплена юрисдикция только одного государства — государства регистрации воздушного судна. Однако в ст. 4 содержится оговорка, позволяющая установить юрисдикцию практически любого государства. Такое право имеет государство, не являющееся государством регистрации, если преступление имело последствия на территории этого государства; преступление направлено против безопасности данного государства; преступление заключается в нарушении действующего в этом государстве правила или регламента, относящегося к положению воздушных судов; осуществление юрисдикции необходимо для обеспечения выполнения обязательства государства по международным соглашениям. Для разрешения возникающих в связи с Конвенцией споров государства создают специальный арбитраж либо обращаются в Международный Суд ООН. Подчеркивается право каждого государства на оговорку о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда. Это положение включено во все последующие антитеррористические соглашения. В 1970 г. в Гааге была подписана Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, а в 1971 г. в Монреале — Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. В определенном смысле эти соглашения являются продолжением Токийской конвенции. Между собой Гаагская и Монреальская конвенции отличаются по предмету регулирования; в остальном их положения практически идентичны. Гаагская конвенция определяет понятие акта незаконного захвата воздушного судна, Монреальская — понятие акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Объект преступного посягательства — не права отдельных лиц, а безопасность гражданкой авиации в целом как средства транспорта. Конвенции не позволяют произвольно толковать понятие незаконных посягательств на деятельность гражданской авиации, прямо указывая их преступный характер и обязывая государства применя Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|