|
Тема 7. Борьба с международной преступностью и сотрудничество государств по уголовным делам. (2 часа)7.1 Борьба с организованной преступностью. Сотрудничество государств в борьбе с организованной преступностью вызвано интернационализацией уголовных преступлений. Сам феномен «организованная преступность» возник в 20-х гг. ХХ в., а международная организованная преступность представляет собой качественно новое явление последних десятилетий. Главная цель организованной преступности состоит в получении прибылей, и ее можно определить как продолжение бизнеса преступными средствами. Во второй половине 80-х гг. XX в. размах транснациональной преступности продемонстрировал несовершенство существующих в международном праве методов и форм борьбы с такими деяниями. В со. временном международном уголовном праве появилось новое понятие — «международная преступная деятельность». В качестве преступления международного характера организованная преступность впервые была определена в Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. Правонарушения, связанные с отмыванием преступных доходов (ст. 6): 1. Конверсия или передача имущества, если известно, что это имущество получено преступным путем. 2. Утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения или движения имущества и прав на него, если известно, что это имущество получено преступным путем. 3. Приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно добыто преступным путем. Каждое государство принимает меры для квалификации перечисленных деяний в качестве уголовных правонарушений, если такие деяния совершены при наличии умысла. Государство-участник может принять меры, чтобы квалифицировать в качестве правонарушений действия, указанные в ст. 6, когда правонарушитель: 1. Должен был предполагать, что имущество является доходом, полученным преступным путем. 2. Действовал с целью получения выгоды. 3. Действовал с целью способствовать продолжению преступной деятельности. В Конвенции дано определение используемых терминов: 1. «Доход» — любая экономическая выгода, полученная в результате совершения уголовного правонарушения. 2. «Имущество» — любое имущество, вещественное или невещественное, движимое или недвижимое, юридические акты или документы, дающие право на такое имущество. 3. «Орудия» — любое имущество, использованное или предназначенное для совершения уголовного правонарушения. 4. «Конфискация» — мера, назначенная судом в результате разбирательства по уголовному делу и состоящая в лишении имущества. 5. «Основное правонарушение» — любое уголовное правонарушение в результате которого были получены доходы, которые могут тать объектом правонарушения. Каждое государство рассматривает вопрос о принятии необходимых мер, позволяющих использовать специальные приемы расследования, облегчающие идентификацию и розыск доходов. Эти приемы могут включать постановление о негласном контроле, наблюдение, перехват сообщений по сетям электросвязи, доступ к компьютерным системам. Государства обязаны сотрудничать в проведении расследований и судебных разбирательств в целях конфискации орудий и доходов. Каждое государство принимает меры, позволяющие ему удовлетворять просьбы: 1. О конфискации конкретного имущества, представляющего собой доходы или орудия, о конфискации доходов. 2. О помощи в проведении расследований и о принятии временных мер, имеющих целью одну из форм конфискации. Государства оказывают друг другу помощь в определении и обнаружении орудий, доходов и другого имущества, подлежащего конфискации. Эта помощь включает меры по предоставлению и поиску информации, касающейся существования, места нахождения, движения, характера, юридического статуса и стоимости упомянутого имущества. Первая универсальная конвенция по борьбе с организованной преступностью — Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (Россия ратифицировала эту Конвенцию в 2004 г.). Цель Конвенции — содействие сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. Статья 2 дает толкование используемых терминов: 1. «Организованная преступная группа» — структурно оформления группа в составе трех или более лиц, существующая в течение определенного времени и действующая с целью совершения преступлений. 2. «Серьезное преступление» — преступление, наказуемое лишением свободы на срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания. 3.«Имущество» — любые активы, материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, документы, подтверждающие право на такие активы. 4. «Доходы от преступления» — любое имущество, приобретенное в результате совершения преступления. 5. «Конфискация» — окончательное лишение имущества по Постановлению суда или другого компетентного органа. 5. «Основное правонарушение» — любое правонарушение, в результате которого получены доходы, в отношении которых могут быть совершены указанные в Конвенции деяния. 6. «Контролируемая поставка» — метод, при котором допускаются вывоз, провоз или ввоз на территорию государства незаконных партий груза с ведома и под надзором компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в его совершении. Перечень преступлений, борьба с которыми регулируется Конвенцией, дается в нескольких статьях (2, 5, 6, 8, 23). К преступлениям по смыслу ст. 2 Конвенция применяется только в случаях, если эти преступления носят транснациональный характер и совершены при участии организованной преступной группы. Преступление носит транснациональный характер: 1. Совершено более чем в одном государстве. 2. Совершено в одном государстве, но часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве. 3. Совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве. 4. Совершено в одном государстве, но его последствия имеют место в другом государстве. Конвенция определяет в качестве преступных и наказуемых четыре комплексных состава преступления. Каждый из этих составов включает в себя целый ряд деяний, любое из которых образует отдельный состав преступления. Статья 5 «Криминализация участия в организованной преступной группе»: 1. Сговор относительно совершения преступления, преследующего цель, связанную с получением финансовой или иной материальной выгоды. 2. Деяния какого-либо лица, которое осознанно принимает участие в деятельности организованной преступной группы. 3. Организация, руководство, пособничество, подстрекательство отношении преступления, совершенного при участии организованной преступной группы. Каждое государство-участник принимает меры, чтобы признать качестве уголовно наказуемых перечисленные деяния, когда они совершаются умышленно. Государства обеспечивают, чтобы их внутреннее законодательство относило к числу серьезных преступлений все преступления, совершаемые при участии организованных преступных групп. Статья 6 «Криминализация отмывания доходов от преступлений»: 1. Конверсия или перевод имущества, если такое имущество представляет собой доходы от преступлений, в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества. 2. Сокрытие или утаивание подлинного характера, места нахождения, перемещения прав на имущество, если такое имущество представляет собой доходы от преступлений. 3. Приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений. Статья 8 «Криминализация коррупции»: 1. Обещание или предоставление публичному должностному лицу неправомерного преимущества, чтобы это лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей. 2. Вымогательство или принятие публичным должностным лицом неправомерного преимущества, чтобы это лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей. Каждое государство принимает меры, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых деяния, когда в них участвует какое-либо иностранное публичное должностное лицо или международный гражданский служащий. Статья 23 «Криминализация воспрепятствования осуществлению правосудия»: 1. Применение физической силы, угроз или запугивания, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний или вмешательства в процесс дачи показаний в связи с совершением преступлений, охватываемых Конвенцией. 2. Применение физической силы, угроз или запугивания с целью вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства связи с совершением преступлений, охватываемых Конвенцией. Конвенция устанавливает ответственность не только физических, но и юридических лиц: каждое государство-участник принимает меры для установления ответственности юридических лиц за участие в серьезных преступлениях, к которым причастна организованная преступая группа. Ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданско-правовой или административной. Возложение такой ответственности не наносит ущерба уголовной ответственности физических лиц совершивших преступления. Каждое государство-участник обеспечивает применение в отношении юридических лиц, привлекаемых к ответственности, эффективных, соразмерных уголовных или неуголовных санкций. Статья 15 разрешает вопросы юрисдикции: 1. Преступление совершено на территории государства. 2. Преступление совершено на борту водного или воздушного судна, которое несло флаг данного государства в момент совершения преступления. Государство может также установить свою юрисдикцию в отношении перечисленных в Конвенции преступлений: 1. Преступление совершено против гражданина этого государства. 2. Преступление совершено гражданином этого государства или лицом без гражданства, которое обычно проживает на его территории. 3. Преступление совершено за пределами его территории с целью совершения серьезного преступления на его территории. Каждое государство-участник принимает меры, чтобы установить свою юрисдикцию, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, находится на его территории, и государство не выдает такое лицо на том основании, что оно является его гражданином. Каждое государство должно предусматривать применение таких санкций, которые учитывают степень опасности этих преступлений (ст. 11). Государства могут принимать более строгие или суровые меры, чем меры, предусмотренные Конвенцией. Каждое государство устанавливает надзор в отношении банков, финансовых учреждений и других органов, являющихся особо уязвимыми с точки зрения отмывания денежных средств. Государства обязаны принимать меры по выявлению перемещения наличных денежных средств через их границы и по контролю за таким перемещением, не создавая каких-либо препятствий перемещению законного капитала. В Конвенции установлено применение специальных мер расследования преступлений, связанных с отмыванием денег. Под специальными методами расследования понимается система контролируемые поставок. Каждое государство принимает меры, чтобы использовать контролируемые поставки и другие специальные методы расследования (электронное наблюдение, агентурные операции) в борьбе против организованной преступности. Государства-участники оказывают друг другу правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательства, если имеются основания подозревать, что преступление является вненациональным по своему характеру, либо к совершению этого преступления причастна организованная преступная группа. Государства не могут отказать в предоставлении правовой помощи основании банковской тайны и на том основании, что преступление считается связанным с налоговыми вопросами, но вправе отказать в ее предоставлении на основании отсутствия обоюдного признания соответствующего деяния преступлением. Запугивание потенциальных свидетелей является одним из основ IX препятствий на пути успешного преследования организованной преступности. Конвенция требует от государств создания системы физической защиты свидетелей. В дополнение к традиционной практике поощряется применение современных технических методов, таких как общение со свидетелями по видеосвязи. Защите жертв преступления уделяется основное внимание в двух протоколах, которые были открыты к подписанию одновременно с Конвенцией. Протокол по предотвращению, пресечению и наказанию за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, представляет собой гуманитарный инструмент, способствующий прогрессу в деле защиты прав человека. В Протоколе по борьбе с нелегальным ввозом мигрантов в страну по суше, морю и воздуху оговариваются особые проблемы защиты жертв преступлений. Третий Протокол к Конвенции посвящен торговле огнестрельным оружием. Этот Протокол был утвержден в 2004 г. Протоколы и Конвенция представляют собой новый стандарт, отражающий современные методы борьбы с организованной преступностью. Впервые конкретные статьи посвящаются предотвращению преступности. В них прямо говорится о наличии связи между бедностью и преступностью и подчеркивается значение общественного Мнения как инструмента предотвращения преступности. Конвенция открыта для подписания не только государствам, но и региональным организациям экономической интеграции, если одно из государств-членов такой организации подписало Конвенцию. Предоставляемые Интернет возможности преобразили многие законные формы бизнеса. Однако Интернет способствует и ведению незаконного бизнеса, многократно увеличивая его прибыльность. Теневая сторона Интернет — это не только мошенничество и воровство, распространение порнографии, но и наркоторговля, и преступные организации, которые эксплуатируют сеть в своих интересах. Интернет и развитие электронной коммерции создают широкие перспектив для незаконного обогащения. Интернет предоставляет каналы для новых видов воровства — На пример, кражи из действующих в онлайновом режиме банков или хищение интеллектуальной собственности. В то же время сеть открывает и новые пути совершения старых видов преступлений, таких как мошенничество и вымогательство. Организованные преступные группы используют Интернет для совершения мошенничества и воровства в крупных размерах. Кроме того, Интернет используется для отмывания денег. По мере распространения электронных денег и электронных банковских операций расширяются возможности для сокрытия перемещения преступных доходов. Борьба со сращиванием организованной преступности и преступности в сфере компьютерных технологий должна быть основана на применении комплексной стратегии. В 2001 г. в рамках Совета Европы принята Конвенция о борьбе с преступлениями в сфере компьютерных технологий, которую можно считать началом процесса установления норм и стандартов, необходимых для введения в национальную законодательную, нормативную и правоприменительную практику. В основе Конвенции лежит признание необходимости гармонизации законодательств отдельных стран. Как подчеркивает руководитель Центра по изучению проблем транснациональной преступности, введение однородных законов в разных странах «расширяет зону риска, в которой приходится действовать преступным организациям». Все страны должны пересмотреть нормы о представлении доказательств, правилах обыска и конфискации, электронного прослушивания и других правилах, касающихся цифровой информации, современных компьютерных и коммуникационных систем. Более высокая степень координации в сфере процессуального права будет способствовать сотрудничеству при проведении расследований, в которые участвуют несколько государств. Важным компонентом борьбы с преступностью в сфере компьютерных технологий является партнерство между правительствами и частными компаниями. В последние годы крупные нефтяные компании, несмотря на высокий уровень конкуренции между собой, договорились об обмене информацией и взаимодействии с правоохранительными органами в целях борьбы с организованной преступность и криминальными компаниями.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|