|
Преступления, направленные против личности, личного и государственного имущества, моральных ценностей.7.2.1 Столкновение судов и неоказание помощи на море представляет собой один из самых старых составов преступлений международного характера. Сотрудничество государств по борьбе с этим преступлением началось в 1899 г. Специфика этого преступления — оно имеет черты должностного преступления, поскольку его субъектом выступает только должностное лицо (капитан, помощник капитана и т.п.). Совершение данного деяния предполагает наличие вины экипажа морского судна. Столкновение морских судов является еще и нарушением техники безопасности и эксплуатации транспортных средств. Столкновение судов и неоказание помощи на море — это комплексное преступление, в состав которого входят несколько самостоятельных преступных деяний. Наступление ответственности возможно только при наличии вины. Столкновение судов вследствие непреодолимой силы исключает ответственность за столкновение судов, но не освобождает от ответственности за неоказание помощи. Возможны также сложные формы вины: умысел при нарушении правил кораблевождения и неосторожность по отношению к последствиям. В определенных случаях ответственность наступает только за осторожное нарушение правил эксплуатации морских судов. Столкновение судов и неоказание помощи на море — это два самостоятельных, но близких по характеру и месту совершения преступления. Как правило, связаны друг с другом: неоказание помощи со стороны менее пострадавшего судна после столкновения; могут быть и не связаны между собой (неоказание помощи третьим судном, не участвовавшим в столкновении; неоказание помощи судну, потерпевшему аварию). Если после столкновения виновное судно оказало помощь потерявшему, это не освобождает его от ответственности за столкновение, но может расцениваться как смягчающее обстоятельство. Как правило столкновение судов совершается по неосторожности, а неоказание помощи — только умышленно. Механизм, регулирующий вопросы сотрудничества государств по борьбе с этим преступлением международного характера: Брюссельская конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г.; Брюссельская конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г.; Международные правила по предупреждению столкновения судов на море 1948/1972 гг.; Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к уголовной компетенции вопросах столкновения судов и в других случаях, связанных с навигацией, 1952 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г.; Женевская конвенция об открытом море 1958 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1989 г. Основным международно-правовым источником, регулирующим проблемы безопасности мореплавания, являются Международные правила по предупреждению столкновения судов 1972 г. Вопросы ответственности за столкновение судов и неоказание помощи на море в основном урегулированы в Брюссельских конвенциях 1910 г. Брюссельская конвенция о помощи и спасании на море (ст. Ц) обязывает капитана морского судна, насколько это возможно без создания опасности для своего судна, пассажиров и экипажа, оказать в море помощь всякому лицу, терпящему бедствие. Объект помощи: любое лицо — военное, пассажирское, торговое, грузовое, иное судно. Конвенция обязывает оказывать помощь даже враждебному лицу: если судно-спасатель принадлежит государству, находящемуся в состоянии войны с государством, под флагом которого ходит судно, терпящее бедствие, помощь все равно должна быть оказана. Основания ответственности за неоказание помощи: 1. В открытом море обнаружены погибающие, но им не оказана помощь. 2. Капитан судна получил сигнал бедствия, находясь на расстоянии, позволяющем прибыть к месту бедствия, но не сделал этого. 3. После столкновения судов возможно было оказать помощь, не подвергая опасности собственное судно, экипаж и пассажиров. Вопросы юрисдикции регламентируются Брюссельской конвенцией 1952 г., Женевской конвенцией 1958 г., Конвенцией 1982 г. Брюссельская конвенция об уголовной компетенции при столкновении судов 1952 г. (ст. 1): в случаях столкновения или какого-либо происшествия с судами в открытом море, влекущих за собой ответственность капитана или иного лица, преследование таких лиц может быть возбуждено только перед судом того государства, под флагом которого ходило судно в момент такого происшествия (исключительная юрисдикция государства флага виновного судна). Женевская конвенция 1958 г. расширяет круг государств, имеющих право на установление юрисдикции (норма воспринята Конвенции 1982 г.): в случае столкновения или какого-либо происшествия с судном в открытом море преследование может быть возбуждено только государстве флага судна или в том государстве, гражданами которого являются виновные лица. Государство флага является компетентным во всех случаях, а вопрос юрисдикции государства гражданства возникает только в том случае, если виновные лица избежали ответственности в государстве флага, либо государство гражданства само пожелало лишить своих граждан диплома или квалификационного свидетельства. В некоторых случаях к столкновению судов и неоказанию помощи на море применимы положения Римской конвенции о борьбе с неза-5нными актами, направленными против безопасности морского сходства, 1988 г., — например, повреждение в результате террористического акта навигационного оборудования, которое привело к столкновению судов. В подобных случаях вопросы юрисдикции могут даться в соответствии с положениями Римской конвенции 1988 г. 7.2.2 Распространение порнографических изданий также является одним из «старых» составов преступлений международного характера. Порнография представляет собой непристойное изображение интимных: отношений; изготовление каких-либо предметов, создание литературных и художественных произведений, в которых непристойным образом отображается интимная жизнь. С точки зрения международного сообщества порнография является преступлением международного характера, поскольку представляет собой противоестественное явление, угрожает моральным ценностям человечества и может спровоцировать совершение иных насильственных преступлений против личности (в этом заключается главная общественная опасность порнографии). С 1910 по 1949 г. было заключено шесть международных соглашений о борьбе с распространением порнографии. Парижское соглашение 1910 г. (участвовали 15 государств) установило обязанность государств предоставлять друг другу взаимную информацию с целью облегчения розыска преступников, ознакомления с законодательством и судебными решениями. Соглашение не содержало конкретно перечня преступлений, связанных с распространением порнографии. В настоящее время основным универсальным международным соглашением о борьбе с этим преступлением является Женевская концепция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. Конвенция 1923 г. устанавливает перечень преступай, уголовная ответственность за которые должна быть закреплена национальном законодательстве государств-участников: 1. Изготовление и хранение порнографических изделий с целью их продажи, распространения или публичного выставления. 2. Ввоз, провоз, вывоз в таких целях указанных предметов или выпуск их в обращение. 3.Торговля, распространение, публичное выставление, сдача прокат порнографических изделий в качестве профессионального занятия. 4. Оглашение путей, через которые можно достать такие изделия в Конвенции 1923 г. содержится примерный перечень порнографических изделий, который может быть дополнен в национальное законодательстве: любые сочинения, фильмы, открытки, рисунки гравюры, картины, печатные и изобразительные издания, афиши изображения, фотографии, эмблемы. Произведение считается порнографическим, если изображение интимных отношений имеет непристойный, вульгарный, неприличный характер (попытка отграничить порнографию от эротики). Изготовление порнографических изделий — это создание их целиком или частично любым способом: лепка, рисование, фотография и т.д. Распространение порнографических изделий — их продажа или дарение с целью ознакомления двух и более лиц. Корыстная цель, получение какой-либо выгоды не имеют значения для наличия состава преступления. Рекламирование сходно с распространением. Хранение порнографических изделий наказывается в том случае, если оно осуществляется с целью продажи или распространения. Хранение для личного пользования не образует состава преступления и не влечетуголовной ответственности. Женевская конвенция 1923 г. ратифицирована почти 70 государствами (попытки к расширению сферы ее действия не увенчались успехом), но в международно-правовом плане борьба с этим преступлением не ведется, а сама Конвенция не действует. Одна из основных причин подобного положения вещей — трудность в отграничении порнографии от эротики, изготовление и распространение которой разрешено во многих государствах. 7.2.3 Рабство, работорговля, принудительный и обязательный труд, институты и обычаи, сходные с рабством. Необходимость борьбы с этими деяниями была признана международным сообществом еще в начале XIX в. Рабство и работорговля явились первыми уголовными преступлениями, признанными в качестве преступлений международного характера на конвенционном уровне. В XIX в. был принят многосторонних международных соглашений о борьбе с работорговлей. Однако все эти соглашения предусматривали борьбу именно с работорговлей, но не с рабством в целом. Впервые положения о запрете и рабства, и работорговли были за креплены в Сен-Жерменском мирном договоре 1919 г. В 1926 г. эгидой Лиги Наций была принята Конвенция относительно рабства (изменения внесены Протоколом 1953 г.). Понятие рабства и работорговли (ст. 1): 1. Рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности. 2. Торговля невольниками включает всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи или обмена, как и всякий акт торговли и перевозки невольников. В Конвенции 1926 г. перечислены обязанности государств: 1. Предотвращать и пресекать торговлю невольниками. 2. Добиваться полной отмены рабства во всех его формах. 3. Принимать меры для строгого наказания нарушителей. 4. Обязанность сообщать друг другу обо всех законах и правилах, принятых во исполнение Конвенции. Конвенция 1926 г. не указала признаки составов преступлений рабства, работорговли и принудительного труда, только обязала государства принять национальные законы для борьбы с этими деяниями. В 1930 г. в рамках МОТ (Международной организации труда) была принята Конвенция № 29 относительно принудительного или обязательного труда, запретившая использование принудительного труда. Однако принудительный труд не связывался с состоянием рабства, хотя в Конвенции 1926 г. подчеркивалось, что принудительный или обязательный труд может привести к состоянию, сходному с рабством (ст. 3). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 4) установила, что никто не должен содержаться в рабском или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещены во всех видах. В настоящее время борьба с этим преступлением на универсальном уровне регулируется Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. Определение составов преступлений: 1. Обращение другого лица в рабство, или склонение другого лица к отдаче себя, или лиц, зависящих от него, в рабство; тайный сговор для совершения любого из этих действий. 2. Склонение другого лица к отдаче себя или зависящих от него лиц в подневольное состояние, возникающее в результате действия институтов и обычаев, сходных с рабством. 3. Преступления, связанные с рабовладением: клеймение, искалечение, выжигание, иные способы нанесения знаков рабского или невольного состояния; совершение таких действий с целью наказания или по каким-либо иным причинам. 4.Обычаи, сходные с рабством: долговая кабала, семейное и домашнее рабство. Субъекты этих преступлений — только физические лица, действующие вне связи с государством. Если подобные деяния совершается в рамках государственной политики, они образуют составы международных преступлений — расовую дискриминацию, геноцид и апартеид. Обязанности государств: 1. Включать перечисленные составы преступлений в свои национальные уголовные законы и наказывать виновных лиц. 2. Обмениваться информацией, чтобы обеспечить координации мер по борьбе с работорговлей; уведомлять друг друга о каждом случае работорговли и попытках совершения таких преступлений. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. закрепил противоправный характер рабства, работорговли, сходных с ними институтов и обычаев, принудительного и обязательного труда. Положения о борьбе с рабством и работорговлей содержатся в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция 1982 г.: каждое государство обязано принимать эффективные меры против перевозки рабов на судах, плавающих под его флагом, и налагать наказание за такую перевозку, а также за незаконное использование его флага в таких целях. Раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно ни плавало, ipso facto считается свободным. В открытом море военный корабль имеет право досмотреть невоенное судно любого другого государства, если есть основания полагать, что оно занимается перевозкой рабов. 7.2.4 Торговля женщинами и детьми и эксплуатация проституции третьими лицами. Вопрос о борьбе с этим составом преступлений международного характера возник в XIX в. одновременно с началом борьбы против рабства и работорговли. Первый многосторонний договор по борьбе с торговлей женщинами в целях разврата был принят в 1904 г В 1910 г. была подписана Парижская конвенция о запрещении торговли белыми рабынями, устанавливающая уголовную ответственность лиц, торгующих белыми женщинами и детьми и вовлекают женщин в занятие проституцией. Уголовными преступлениями был объявлены склонение или вовлечение в разврат женщин и детей. Деяние является преступным в отношении совершеннолетних женщин том случае, если вовлечение в разврат совершено посредством обмана, насилия, угроз, запугивания, злоупотребления властью или иным способом принуждения. Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г. (с Дополнительным протоколом 1947 г.) дополнила положения соглашений 1904 и 1910 гг., признав преступлениями торговлю детьми и вовлечение женщин в занятие проституцией. Конвенция)13 г. распространила действие норм Конвенции 1921 г. на торговлю рослыми женщинами даже с их согласия. Всe эти документы заменила ныне действующая Нью-Йоркская конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г. Конвенция перечисляет преступления, вносящиеся к данному составу: 1. Сводничество, склонение или совращение в целях проституции тугого лица даже с его согласия. 2. Эксплуатация проституции других лиц даже с их согласия. 3. Содержание домов терпимости или управление ими, финансирование такой деятельности или участие в финансировании. 4. Сдача в аренду или наем здания или другого места, зная, что они будут использованы в целях проституции. Конвенция 1950 г. значительно расширила перечень деяний, которые государства согласились считать преступными. В Конвенции формулирован широкий круг обязанностей государств: 1. Оказание правовой помощи по делам, возбужденным в связи с совершением преступлений, перечисленных в Конвенции. 2. При осуществлении эмиграции и иммиграции принимать все меры для пресечения торговли людьми обоего пола с целью проституции. 3. Собирать сведения об иностранцах, занимающихся проституцией, и сообщать властям государства гражданства с целью репатриации этих лиц. 7.2.5 Морское пиратство является самым древним составом преступлений международного характера. Понятие пиратства— одно из наиболее запутанных и аморфных в правовой науке. На протяжении многих -ков в судебной практике пиратские действия отождествлялись с актами убийства, грабежа, другими неправомерными насильственными действиями. К понятию «пиратство» примыкает понятие «каперства» — пиратства, санкционированного государством. В строгом смысле слова каперство не является пиратством, поскольку каперы имеют каперское свидетельство и действуют под контролем государственных властей. XVIII в. каперство квалифицируется как патентованное пиратство. В основном каперство имеет место в военное время. До начала XX в. не существовало универсальных международных соглашений по борьбе с пиратством. Преследование этого преступления Регулировалось нормами обычного права или двусторонними (реже -многосторонними) соглашениями государств. Универсальные международные договоры по борьбе с пиратством появились только после Первой мировой войны. В 1937 г. было принято два Нионских договора о борьбе с пиратсвом (Великобритания, Болгария, Греция, Египет, Румыния, Турция,Югославия, СССР): 1. Нападение подводных лодок и военных кораблей на торгового суда, не принадлежащие воюющей стороне, представляет собой нарушение международного права и является актом пиратства. 2. Устанавливалась система коллективных мер против пиратских нападений на торговые суда в открытом море и в Средиземноморье. 3. Установлено право государств-участников уничтожать пиратские суда и самих пиратов. 4. Установлены конкретные виды и размеры санкций за пиратство. Женевская конвенция 1958 г. содержит перечень действий, квалифицируемых как пиратство: 1. Любой неправомерный акт насилия, задержания и грабежа, совершенный с личной целью экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата и направленный: а) в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата, или против лиц и имущества, находящихся на их борту; б) против какого-либо судна или летательного аппарата или лип, или имущества в местах, находящихся за пределами юрисдикции какого-либо государства. 2. Добровольное участие в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если лицо знает о пиратской деятельности такого судна или летательного аппарата. Пиратские действия, совершенные государственным или военный судном, экипаж которого поднял мятеж и захватил власть над этим судном или летательным аппаратом, приравниваются к пиратски действиям, совершаемым частновладельческим судном. Все так» действия совершаются исключительно в личных целях, в основном в корыстных. Женевская конвенция 1958 г. впервые в международном праве ввела понятие воздушного пиратства: это преступление, совершаемое вне воздушного судна, направленное на его захват и происходящее при полете над открытым морем, Антарктикой и другими международными территориями. Отличие воздушного пиратства от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации: акты незаконного вмешательства совершаются лицами, находящимися на борту этого судна и в любом месте. Аналогичные положения о воздушном пиратстве содержатся и в Конвенции 1982 г. Все участники Женевской конвенции 1958 г. в случае захвата лиц, совершивших акты пиратства, обязаны наказывать их в соответствии со своими национальными уголовными законами, которые должны одержать положения об ответственности за такие деяния. Женевская конвенция устанавливает обязательства для государств, не участвующих в ней: все государства в полной мере должны содействовать уничтожению пиратов. Статья 19 Женевской конвенции 1958 г. устанавливает принцип универсальной юрисдикции: любое государство вправе захватить пиратское судно или летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц и захватить имущество. Судебные органы государства, захватившего пиратское судно, должны предпринять уголовное преследование и наказание пиратов. Пираты могут быть схвачены и преданы суду любого государства, даже не имеющего никакой связи с данным актом пиратства, поскольку пираты — враги всего человечества. Аналогичная норма содержится в ст. 105 Конвенции 1982 г. В вопросах определения вида и размера наказания за пиратство международное право предоставляет государствам свободу выбора, но рекомендует применять суровые меры наказания. Ранее пиратство влекло за собой единственный вид наказания — смертную казнь. Конвенция 1982 г. в ст. 100—107 воспроизводит основные положения Женевской конвенции 1958 г., однако в ней есть и нововведения: 1. Судно или летательный аппарат, уполномоченные захватить пиратов, должны иметь четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящих на правительственной службе. 2. Все положения по борьбе с пиратством относятся не только к открытому морю, но и к исключительной экономической зоне. Конвенция 1982 г. расширила пространственную сферу действия пиратства — не только международные территории, но и исключительная экономическая зона. До сих пор в договорном порядке не урегулирован вопрос о пиратстве в территориальных водах. На основе обычной нормы насильственные корыстные действия в территориальных водах квалифицируется как пиратство. Основное отличие от пиратства в открытом морского право преследования пиратов: в территориальных водах это право принадлежит только прибрежному государству, в открытом море - любому государству. Женевская конвенция 1958 г. и Конвенция 1982 г. устанавливают право военных судов всех государств в открытом море останавливать любое заподозренное в пиратстве судно, производить досмотр и обыск, а в случае подтверждения — право захвата такого судна. Это основной принцип всех международно-правовых норм по борьбе с пиратством, имеющий особый характер, так как он представляет собой изъятие из принципа свободы открытого моря. Понятие пиратства охватывает все совершенные в личных целях незаконные акты насилия одного судна или летательного аппарата против другого судна или летательного аппарата. Обязательный элемент пиратства — наличие двух судов: судна-нарушителя и судна-потерпевшего. В этом отличие пиратства от терроризма на море, при совершении которого, как правило, наличествует только одно судно. Наиболее точное определение пиратства дано в «Ежегодном докладе о пиратстве и вооруженных нападениях на суда» за 2001 г. Аналитического центра по проблеме пиратства Международного морского бюро: пиратство — это акт высадки на борт судна с намерением совершения ограбления или другого преступления с применением силы. Ранее понятие пиратства отграничивалось от государства, — если преступники действовали по указу государства, деяние не расценивалось как пиратство (резолюция Комиссии международного права 1956 г.). В настоящее время проблема государственного пиратства является одной из самых острых в международном праве. Общая точка зрения — государственное пиратство представляет собой акт косвенной агрессии, государственный терроризм. Информационный центр предупреждения пиратства в Малайзии (функционирует с 1992 г.) регистрирует все заявленные факты пиратства и предостерегает по радио торговые суда от опасных рейсов в южных морях. Статистика отмечает не только устойчивый рост пиратства (в 2003 г. количество актов пиратства возросло на 20% по сравнению с 2002 г.; в 1991—2000 гг. имело место более 1600 пиратских нападений на суда), но и возрастающую жестокость современных морских пиратов. Если раньше пираты орудовали ножами и мачете, то сегодня они вооружены по последнему слову техники. В современном международном праве различают три вида пиратства: 1. Вооруженные шайки пиратов атакуют с ножами и пистолетами суда в открытом море или в гавани, используя фактор внезапности нападение длится примерно 30—60 минут. Добычей становятся наличные деньги экипажа и пассажиров судна, груз. 2. Жестокое нападение хорошо организованных и вооруженных банд, обычно сопровождаемое убийствами, истреблением всего экипажа судна, и захватом груза. 3. Хорошо скоординированные действия международных организованных групп по захвату кораблей с особо пенными грузами. Экипаж корабля уничтожается или высаживается, а груз перегружается на пиратское судно. Захваченный корабль после этого продается по подложным бумагам или используется для собственных целей. Сюда же относятся и захваты команд судов с целью получения выкупа. Первый тип грабежей осуществляется криминальными слоями местного населения портовых городов стран «третьего» мира. Второй и третий типы пиратства носят организованный характер и совершаются специализированными пиратскими группами, являясь, по сути, формой организованной преступности. В 2003 г. пиратство превратилось в одну из самых быстро развивающихся сфер нелегального бизнеса. По статистике Центра информации о пиратстве Международного морского бюро, 80% всех нападений на море за последние 10 лет произошли в пределах территориальных вод, т.е. в портах или на рейдах прибрежных государств. Слабая законодательная база не позволяют военным кораблям оперативно реагировать на факты пиратства. В частности, они не могут входить в территориальные воды других государств без дипломатической регистрации и разрешения властей. 7.3. Понятие и правовые основания выдачи преступников. Выдача преступников (экстрадиция) представляет собой наиболее древний институт международного уголовного права. В современном понимании институт экстрадиции сложился в XIX в. Выдача преступников — это основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного лица государством, на территории которого оно находится, государству, на территории которого данное лицо совершило преступление, или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения виновного к уголовной ответственности или Для приведения в исполнение приговора. Основные черты выдачи: 1. Все вопросы, связанные с экстрадицией, входят во внутреннюю Компетенцию государств. Государства принимают национальные законы о выдаче, заключают соответствующие международные соглашения. Субъект выдачи — физическое лицо, находящееся вне территории государства, требующего выдачи. 2. Выдача возможна только после совершения уголовного преступления. Правонарушения, влекущие гражданскую или административную ответственность, не могут служить основанием для выдачи. 3. Выдача предполагает последующее уголовное преследование выданного лица. 4. Выдача представляет собой процесс, т.е. совокупность действий по выдаче преступника. Однако институт выдачи имеет комплексный характер и сочетает в себе как процессуальные, так и материальные нормы. Международный договор является в настоящее время основным правовым основанием выдачи. Общепризнанно, что выдача — это право, а не обязанность государства. Государство имеет право выдать преступника во всех случаях, но обязанным к этому оно становится только в случае наличия специального договора о выдаче, причем только за те преступления и на тех условиях, которые закреплены в договоре. В настоящее время в мире существует почти 2000 договоров о выдаче преступников. В основном это двусторонние договоры (у России — с Индией и Китаем), но много и многосторонних — в Европе, Латинской Америке, на Ближнем Востоке (т.е. региональных международных соглашений). В рамках Европейского Союза принята новая концепция экстрадиции, которая нашла свое отражение в Конвенции об упрощенной процедуре экстрадиции 1995 г., Конвенции об экстрадиции 1996 г. и в Рамочном решении Европейского Совета «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами» 2001г. Универсального международного договора об экстрадиции не существует. Правовым основанием выдачи являются не только специальные экстрадиционные соглашения, но и договоры по другим вопросам, регулирующие в том числе вопросы выдачи (в основном, международные договоры о правовой помощи). У России существует система таких соглашений, в том числе многосторонняя Конвенция СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (в 2002 г. подписана новая Конвенция). Двусторонние договоры представляют собой более простой путь регулирования вопросов выдачи преступников, так как в двусторонних отношениях легче согласовать различные позиции государств в отношении конкретных вопросов экстрадиции. Однако нельзя утверждать, что многосторонние договоры с правовой точки зрения являются более слабым основание выдачи или действуют менее эффективно (например, успешное действие Европейской конвенции о выдаче преступников 1957 г. и Дополнительных протоколов к ней 1975 и 1978 гг.). В рамках ООН разработан Типовой договор об экстрадиции (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 45/116). Институт международного права рекомендовал государствам заключать экстрадиционные соглашения, поскольку именно они являются безусловным основанием выдачи. Институтом международного права была принята резолюция, согласно которой закон или договор о выдаче может применяться к преступлениям, совершенным ранее его вступления в силу. Аналогичное правило содержится в некоторых национальных законах и двусторонних соглашениях об экстрадиции. Хотя в современном международном праве не существует нормы, обязывающей государства производить выдачу в отсутствие соответствующих соглашений, Институт международного права и Международный конгресс уголовного права рекомендовали государствам производить экстрадицию и в отсутствие договора. Национальные законы также являются правовыми основаниями выдачи преступников. Большинство государств имеет в своем внутреннем праве нормы об экстрадиции. Они включаются в конституции, УК и УПК, в специальные законы о выдаче. Эти нормы провозглашают общие правила, которых конкретное государство придерживается в вопросах экстрадиции. В некоторых государствах выдача допускается только в соответствии с положениями национальных законов и не может им противоречить. Иногда государства при заключении международных договоров 0 выдаче ограничивают их действие ссылкой на свое национальное законодательство. Национальные экстрадиционные законы можно разделить на два вида: 1. Предусматривающие выдачу только при наличии международного соглашения (Гана, Малайзия). 2. Допускающие выдачу в отсутствие международного договора Великобритания, США, Бельгия, Израиль, Нидерланды, Турция), международно-правовым основанием выдачи в отсутствие международного договора является обычное право. Национальные экстрадиционные законы устанавливают совпавшие в основном правила: принципы невыдачи политических мигрантов и собственных граждан; возможность преследования выданного лица только за преступления, послужившие основанием трепания о выдаче, и др. В Казахстане отсутствует специальный закон об экстрадиции. Нормы о выдаче преступников закреплены в УК РК и в УПК РК 2014г. Статья 9 УК РК «Выдача лиц, совершивших преступление» устанавливает принцип невыдачи собственных граждан. УК РК предусматривает единственное правовое основание экстрадиции — международный договор, но даже при его наличии выдача (по смыслу УК) — это право, а не обязанность государства. Конкретные аспекты производства экстрадиции регулируются в гл. 60 УПК РК. Принцип (условие) взаимности. Взаимность в международных отношениях вытекает из принципа равенства государств. В соглашениях о выдаче и национальном законодательстве государств часто встречается указание о выдаче на условиях взаимности (ст. 646 УК Аргентины, ст. 460 УПК РФ). В судебной практике государств широко применяется ссылка на условие взаимности (например, в 1950 г. Верховный суд Венесуэлы одобрил выдачу по причине наличия взаимности, а Верховный суд Чили отказал в выдаче из-за ее отсутствия). Понятие взаимности применительно к экстрадиции используется в разных значениях: 1. Стороны международного договора, придерживающиеся различных взглядов по отдельным проблемам выдачи, в договоре согласны отступить от своей обычной практики в случае такого же поведения другой стороны. 2. Стороны договора подробно не оговаривают правила выдачи, а просто включают в договор норму о взаимности для единообразного разрешения возникающих проблем. Многие государства в своей международной практике строго следуют принципу взаимности, — например, в ФРГ в принципе не допускается выдача в отсутствие взаимности (даже при наличии международного договора). Большинство же государств считают, что в наказании уголовных преступников заинтересованы все государства, поэтому не предъявляют категорического требования соблюден взаимности (УПК Польши, законодательство США). X Международный конгресс уголовного права выразил пожелание, чтобы взаимность не являлась твердым правилом выдачи, так как декларирование взаимности в качестве обязательного условия экстрадици может привести к тому, что в выдаче всегда можно будет отказать по причине неполного соблюдения условия взаимности. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|