Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Преступления, направленные против личности, личного и государственного имущества, моральных ценностей.





7.2.1 Столкновение судов и неоказание помощи на море представляет собой один из самых старых составов преступлений международного харак­тера. Сотрудничество государств по борьбе с этим преступлением на­чалось в 1899 г. Специфика этого преступления — оно имеет черты должностного преступления, поскольку его субъектом выступает только должностное лицо (капитан, помощник капитана и т.п.). Со­вершение данного деяния предполагает наличие вины экипажа морского судна. Столкновение морских судов является еще и нарушением техники безопасности и эксплуатации транспортных средств.

Столкновение судов и неоказание помощи на море — это ком­плексное преступление, в состав которого входят несколько само­стоятельных преступных деяний. Наступление ответственности возможно только при наличии вины. Столкновение судов вследствие не­преодолимой силы исключает ответственность за столкновение судов, но не освобождает от ответственности за неоказание помощи.

Возможны также сложные формы вины: умысел при нарушении правил кораблевождения и неосторожность по отношению к последствиям. В определенных случаях ответственность наступает только за осторожное нарушение правил эксплуатации морских судов.

Столкновение судов и неоказание помощи на море — это два само­стоятельных, но близких по характеру и месту совершения преступле­ния. Как правило, связаны друг с другом: неоказание помощи со сто­роны менее пострадавшего судна после столкновения; могут быть и не связаны между собой (неоказание помощи третьим судном, не участ­вовавшим в столкновении; неоказание помощи судну, потерпевшему аварию).

Если после столкновения виновное судно оказало помощь потер­явшему, это не освобождает его от ответственности за столкновение, но может расцениваться как смягчающее обстоятельство. Как правило столкновение судов совершается по неосторожности, а неоказание помощи — только умышленно.

Механизм, регулирующий вопросы сотрудничества государств по борьбе с этим преступлением международного характера: Брюссельская конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г.; Брюссельская конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г.; Международные правила по предупреждению столкновения судов на море 1948/1972 гг.; Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к уголовной компетенции вопросах столкновения судов и в других случаях, связанных с навигацией, 1952 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г.; Женевская конвенция об открытом море 1958 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1989 г.

Основным международно-правовым источником, регулирующим проблемы безопасности мореплавания, являются Международные правила по предупреждению столкновения судов 1972 г. Вопросы от­ветственности за столкновение судов и неоказание помощи на море в основном урегулированы в Брюссельских конвенциях 1910 г.

Брюссельская конвенция о помощи и спасании на море (ст. Ц) обязывает капитана морского судна, насколько это возможно без соз­дания опасности для своего судна, пассажиров и экипажа, оказать в море помощь всякому лицу, терпящему бедствие. Объект помощи: любое лицо — военное, пассажирское, торговое, грузовое, иное судно. Конвенция обязывает оказывать помощь даже враждебному лицу: ес­ли судно-спасатель принадлежит государству, находящемуся в состоя­нии войны с государством, под флагом которого ходит судно, терпя­щее бедствие, помощь все равно должна быть оказана.

Основания ответственности за неоказание помощи:

1. В открытом море обнаружены погибающие, но им не оказана помощь.

2. Капитан судна получил сигнал бедствия, находясь на расстоя­нии, позволяющем прибыть к месту бедствия, но не сделал этого.

3. После столкновения судов возможно было оказать помощь, не подвергая опасности собственное судно, экипаж и пассажиров.

Вопросы юрисдикции регламентируются Брюссельской конвен­цией 1952 г., Женевской конвенцией 1958 г., Конвенцией 1982 г. Брюс­сельская конвенция об уголовной компетенции при столкновении су­дов 1952 г. (ст. 1): в случаях столкновения или какого-либо происшест­вия с судами в открытом море, влекущих за собой ответственность капитана или иного лица, преследование таких лиц может быть возбу­ждено только перед судом того государства, под флагом которого хо­дило судно в момент такого происшествия (исключительная юрисдикция государства флага виновного судна).

Женевская конвенция 1958 г. расширяет круг государств, имеющих право на установление юрисдикции (норма воспринята Конвенции 1982 г.): в случае столкновения или какого-либо происшествия с судном в открытом море преследование может быть возбуждено только государстве флага судна или в том государстве, гражданами которого являются виновные лица.

Государство флага является компетентным во всех случаях, а вопрос юрисдикции государства гражданства возникает только в том случае, если виновные лица избежали ответственности в государстве флага, либо государство гражданства само пожелало лишить своих граждан диплома или квалификационного свидетельства.

В некоторых случаях к столкновению судов и неоказанию помощи на море применимы положения Римской конвенции о борьбе с неза-5нными актами, направленными против безопасности морского сходства, 1988 г., — например, повреждение в результате террористического акта навигационного оборудования, которое привело к столк­новению судов. В подобных случаях вопросы юрисдикции могут даться в соответствии с положениями Римской конвенции 1988 г.

7.2.2 Распространение порнографических изданий также является одним из «старых» составов преступлений международного характера. Порнография представляет собой непристойное изображение интимных : отношений; изготовление каких-либо предметов, создание литератур­ных и художественных произведений, в которых непристойным обра­зом отображается интимная жизнь.

С точки зрения международного сообщества порнография являет­ся преступлением международного характера, поскольку представляет собой противоестественное явление, угрожает моральным ценностям человечества и может спровоцировать совершение иных насильствен­ных преступлений против личности (в этом заключается главная об­щественная опасность порнографии).

С 1910 по 1949 г. было заключено шесть международных соглаше­ний о борьбе с распространением порнографии. Парижское согла­шение 1910 г. (участвовали 15 государств) установило обязанность государств предоставлять друг другу взаимную информацию с целью облегчения розыска преступников, ознакомления с законодательством и судебными решениями. Соглашение не содержало конкрет­но перечня преступлений, связанных с распространением порнографии.

В настоящее время основным универсальным международным соглашением о борьбе с этим преступлением является Женевская концепция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. Конвенция 1923 г. устанавливает перечень преступ­ай, уголовная ответственность за которые должна быть закреплена национальном законодательстве государств-участников:

1. Изготовление и хранение порнографических изделий с целью их продажи, распространения или публичного выставления.

2. Ввоз, провоз, вывоз в таких целях указанных предметов или выпуск их в обращение.

3.Торговля, распространение, публичное выставление, сдача прокат порнографических изделий в качестве профессионального занятия.

4. Оглашение путей, через которые можно достать такие изделия в Конвенции 1923 г. содержится примерный перечень порнографических изделий, который может быть дополнен в национальное законодательстве: любые сочинения, фильмы, открытки, рисунки гравюры, картины, печатные и изобразительные издания, афиши изображения, фотографии, эмблемы. Произведение считается порнографическим, если изображение интимных отношений имеет непри­стойный, вульгарный, неприличный характер (попытка отграничить порнографию от эротики).

Изготовление порнографических изделий — это создание их цели­ком или частично любым способом: лепка, рисование, фотография и т.д. Распространение порнографических изделий — их продажа или дарение с целью ознакомления двух и более лиц. Корыстная цель, по­лучение какой-либо выгоды не имеют значения для наличия состава преступления. Рекламирование сходно с распространением. Хране­ние порнографических изделий наказывается в том случае, если оно осуществляется с целью продажи или распространения. Хранение для личного пользования не образует состава преступления и не влечетуголовной ответственности.

Женевская конвенция 1923 г. ратифицирована почти 70 государст­вами (попытки к расширению сферы ее действия не увенчались успе­хом), но в международно-правовом плане борьба с этим преступлением не ведется, а сама Конвенция не действует. Одна из основных причин подобного положения вещей — трудность в отграничении порногра­фии от эротики, изготовление и распространение которой разрешено во многих государствах.

7.2.3 Рабство, работорговля, принудительный и обязательный труд, институты и обычаи, сходные с рабством.Необходимость борьбы с эти­ми деяниями была признана международным сообществом еще в на­чале XIX в. Рабство и работорговля явились первыми уголовными преступлениями, признанными в качестве преступлений международного характера на конвенционном уровне. В XIX в. был принят многосторонних международных соглашений о борьбе с работорговлей. Однако все эти соглашения предусматривали борьбу именно с работорговлей, но не с рабством в целом.

Впервые положения о запрете и рабства, и работорговли были за креплены в Сен-Жерменском мирном договоре 1919 г. В 1926 г. эгидой Лиги Наций была принята Конвенция относительно рабства (изменения внесены Протоколом 1953 г.). Понятие рабства и работорговли (ст. 1):

1. Рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности.

2. Торговля невольниками включает всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи или обмена, как и вся­кий акт торговли и перевозки невольников.

В Конвенции 1926 г. перечислены обязанности государств:

1. Предотвращать и пресекать торговлю невольниками.

2. Добиваться полной отмены рабства во всех его формах.

3. Принимать меры для строгого наказания нарушителей.

4. Обязанность сообщать друг другу обо всех законах и правилах, принятых во исполнение Конвенции.

Конвенция 1926 г. не указала признаки составов преступлений раб­ства, работорговли и принудительного труда, только обязала государ­ства принять национальные законы для борьбы с этими деяниями.

В 1930 г. в рамках МОТ (Международной организации труда) была принята Конвенция № 29 относительно принудительного или обяза­тельного труда, запретившая использование принудительного труда. Однако принудительный труд не связывался с состоянием рабства, хотя в Конвенции 1926 г. подчеркивалось, что принудительный или обязательный труд может привести к состоянию, сходному с рабством (ст. 3).

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 4) установила, что никто не должен содержаться в рабском или подневольном состоя­нии; рабство и работорговля запрещены во всех видах.

В настоящее время борьба с этим преступлением на универсаль­ном уровне регулируется Дополнительной конвенцией об упраздне­нии рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. Определение составов преступлений:

1. Обращение другого лица в рабство, или склонение другого лица к отдаче себя, или лиц, зависящих от него, в рабство; тайный сговор для совершения любого из этих действий.

2. Склонение другого лица к отдаче себя или зависящих от него лиц в подневольное состояние, возникающее в результате действия институтов и обычаев, сходных с рабством.

3. Преступления, связанные с рабовладением: клеймение, искалечение, выжигание, иные способы нанесения знаков рабского или невольного состояния; совершение таких действий с целью наказания или по каким-либо иным причинам.

4.Обычаи, сходные с рабством: долговая кабала, семейное и домашнее рабство.

Субъекты этих преступлений — только физические лица, действующие вне связи с государством. Если подобные деяния совершается в рамках государственной политики, они образуют составы международных преступлений — расовую дискриминацию, геноцид и апартеид.

Обязанности государств:

1. Включать перечисленные составы преступлений в свои национальные уголовные законы и наказывать виновных лиц.

2. Обмениваться информацией, чтобы обеспечить координации мер по борьбе с работорговлей; уведомлять друг друга о каждом случае работорговли и попытках совершения таких преступлений.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. закрепил противоправный характер рабства, работорговли, сходных с ними институтов и обычаев, принудительного и обязательного труда. Положения о борьбе с рабством и работорговлей содержатся в Женев­ской конвенции об открытом море 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Конвенция 1982 г.: каждое государство обязано принимать эффек­тивные меры против перевозки рабов на судах, плавающих под его флагом, и налагать наказание за такую перевозку, а также за незакон­ное использование его флага в таких целях. Раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно ни плавало, ipso facto счита­ется свободным.

В открытом море военный корабль имеет право досмотреть нево­енное судно любого другого государства, если есть основания пола­гать, что оно занимается перевозкой рабов.

7.2.4 Торговля женщинами и детьми и эксплуатация проституции треть­ими лицами.Вопрос о борьбе с этим составом преступлений междуна­родного характера возник в XIX в. одновременно с началом борьбы против рабства и работорговли. Первый многосторонний договор по борьбе с торговлей женщинами в целях разврата был принят в 1904 г

В 1910 г. была подписана Парижская конвенция о запрещении тор­говли белыми рабынями, устанавливающая уголовную ответствен­ность лиц, торгующих белыми женщинами и детьми и вовлекают женщин в занятие проституцией. Уголовными преступлениями был объявлены склонение или вовлечение в разврат женщин и детей. Деяние является преступным в отношении совершеннолетних женщин том случае, если вовлечение в разврат совершено посредством обмана, насилия, угроз, запугивания, злоупотребления властью или иным способом принуждения.

Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г. (с Дополнительным протоколом 1947 г.) дополнила положения соглашений 1904 и 1910 гг., признав преступлениями торговлю детьми и вовлечение женщин в занятие проституцией. Конвенция )13 г. распространила действие норм Конвенции 1921 г. на торговлю рослыми женщинами даже с их согласия.

Всe эти документы заменила ныне действующая Нью-Йоркская конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г. Конвенция перечисляет преступления, вносящиеся к данному составу:

1. Сводничество, склонение или совращение в целях проституции тугого лица даже с его согласия.

2. Эксплуатация проституции других лиц даже с их согласия.

3. Содержание домов терпимости или управление ими, финанси­рование такой деятельности или участие в финансировании.

4. Сдача в аренду или наем здания или другого места, зная, что они будут использованы в целях проституции.

Конвенция 1950 г. значительно расширила перечень деяний, которые государства согласились считать преступными. В Конвенции формулирован широкий круг обязанностей государств:

1. Оказание правовой помощи по делам, возбужденным в связи с совершением преступлений, перечисленных в Конвенции.

2. При осуществлении эмиграции и иммиграции принимать все меры для пресечения торговли людьми обоего пола с целью прости­туции.

3. Собирать сведения об иностранцах, занимающихся проституци­ей, и сообщать властям государства гражданства с целью репатриации этих лиц.

7.2.5 Морское пиратство является самым древним составом преступлений международного характера. Понятие пиратства— одно из наиболее запутанных и аморфных в правовой науке. На протяжении многих -ков в судебной практике пиратские действия отождествлялись с актами убийства, грабежа, другими неправомерными насильственными действиями.

К понятию «пиратство» примыкает понятие «каперства» — пиратства, санкционированного государством. В строгом смысле слова каперство не является пиратством, поскольку каперы имеют каперское свидетельство и действуют под контролем государственных властей. XVIII в. каперство квалифицируется как патентованное пиратство. В основном каперство имеет место в военное время. До начала XX в. не существовало универсальных международных соглашений по борьбе с пиратством. Преследование этого преступления Регулировалось нормами обычного права или двусторонними (реже -многосторонними) соглашениями государств. Универсальные международные договоры по борьбе с пиратством появились только после Первой мировой войны. В 1937 г. было принято два Нионских договора о борьбе с пиратсвом (Великобритания, Болгария, Греция, Египет, Румыния, Турция,Югославия, СССР):

1. Нападение подводных лодок и военных кораблей на торгового суда, не принадлежащие воюющей стороне, представляет собой нарушение международного права и является актом пиратства.

2. Устанавливалась система коллективных мер против пиратских нападений на торговые суда в открытом море и в Средиземноморье.

3. Установлено право государств-участников уничтожать пират­ские суда и самих пиратов.

4. Установлены конкретные виды и размеры санкций за пиратство.
В настоящее время не существует специальных универсальных соглашений по борьбе с пиратством. Преследование этого преступления осуществляется на основе норм Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Женевская конвенция 1958 г. содержит перечень действий, квали­фицируемых как пиратство:

1. Любой неправомерный акт насилия, задержания и грабежа, со­вершенный с личной целью экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата и направлен­ный:

а) в открытом море против какого-либо другого судна или лета­тельного аппарата, или против лиц и имущества, находящихся на их борту;

б) против какого-либо судна или летательного аппарата или лип, или имущества в местах, находящихся за пределами юрисдикции какого-либо государства.

2. Добровольное участие в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если лицо знает о пиратской деятельности та­кого судна или летательного аппарата.

Пиратские действия, совершенные государственным или военный судном, экипаж которого поднял мятеж и захватил власть над этим судном или летательным аппаратом, приравниваются к пиратски действиям, совершаемым частновладельческим судном. Все так» действия совершаются исключительно в личных целях, в основном в корыстных.

Женевская конвенция 1958 г. впервые в международном праве ввела понятие воздушного пиратства: это преступление, совершаемое вне воздушного судна, направленное на его захват и происходящее при полете над открытым морем, Антарктикой и другими международными территориями. Отличие воздушного пиратства от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации: акты незаконного вмешательства совершаются лицами, находящимися на борту этого судна и в любом месте. Аналогичные положения о воздушном пиратстве содержатся и в Конвенции 1982 г.

Все участники Женевской конвенции 1958 г. в случае захвата лиц, совершивших акты пиратства, обязаны наказывать их в соответствии со своими национальными уголовными законами, которые должны одержать положения об ответственности за такие деяния. Женевская конвенция устанавливает обязательства для государств, не участвую­щих в ней: все государства в полной мере должны содействовать унич­тожению пиратов.

Статья 19 Женевской конвенции 1958 г. устанавливает принцип универсальной юрисдикции: любое государство вправе захватить пи­ратское судно или летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц и захватить имущество. Судебные органы государства, захва­тившего пиратское судно, должны предпринять уголовное преследо­вание и наказание пиратов. Пираты могут быть схвачены и преданы суду любого государства, даже не имеющего никакой связи с данным актом пиратства, поскольку пираты — враги всего человечества. Ана­логичная норма содержится в ст. 105 Конвенции 1982 г.

В вопросах определения вида и размера наказания за пиратство ме­ждународное право предоставляет государствам свободу выбора, но рекомендует применять суровые меры наказания. Ранее пиратство влекло за собой единственный вид наказания — смертную казнь.

Конвенция 1982 г. в ст. 100—107 воспроизводит основные положе­ния Женевской конвенции 1958 г., однако в ней есть и нововведения:

1. Судно или летательный аппарат, уполномоченные захватить пи­ратов, должны иметь четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящих на правительственной службе.

2. Все положения по борьбе с пиратством относятся не только к от­крытому морю, но и к исключительной экономической зоне.

Конвенция 1982 г. расширила пространственную сферу действия пиратства — не только международные территории, но и исключительная экономическая зона.

До сих пор в договорном порядке не урегулирован вопрос о пират­стве в территориальных водах. На основе обычной нормы насильственные корыстные действия в территориальных водах квалифицируется как пиратство. Основное отличие от пиратства в открытом морского право преследования пиратов: в территориальных водах это право принадлежит только прибрежному государству, в открытом море - любому государству.

Женевская конвенция 1958 г. и Конвенция 1982 г. устанавливают право военных судов всех государств в открытом море останавливать любое заподозренное в пиратстве судно, производить досмотр и обыск, а в случае подтверждения — право захвата такого судна. Это основной принцип всех международно-правовых норм по борьбе с пиратством, имеющий особый характер, так как он представляет со­бой изъятие из принципа свободы открытого моря.

Понятие пиратства охватывает все совершенные в личных целях незаконные акты насилия одного судна или летательного аппарата против другого судна или летательного аппарата. Обязательный эле­мент пиратства — наличие двух судов: судна-нарушителя и судна-потерпевшего. В этом отличие пиратства от терроризма на море, при совершении которого, как правило, наличествует только одно судно. Наиболее точное определение пиратства дано в «Ежегодном докладе о пиратстве и вооруженных нападениях на суда» за 2001 г. Аналити­ческого центра по проблеме пиратства Международного морского бюро: пиратство — это акт высадки на борт судна с намерением со­вершения ограбления или другого преступления с применением силы.

Ранее понятие пиратства отграничивалось от государства, — если преступники действовали по указу государства, деяние не расценива­лось как пиратство (резолюция Комиссии международного права 1956 г.). В настоящее время проблема государственного пиратства яв­ляется одной из самых острых в международном праве. Общая точка зрения — государственное пиратство представляет собой акт косвен­ной агрессии, государственный терроризм.

Информационный центр предупреждения пиратства в Малайзии (функционирует с 1992 г.) регистрирует все заявленные факты пират­ства и предостерегает по радио торговые суда от опасных рейсов в юж­ных морях. Статистика отмечает не только устойчивый рост пиратства (в 2003 г. количество актов пиратства возросло на 20% по сравнению с 2002 г.; в 1991—2000 гг. имело место более 1600 пиратских нападений на суда), но и возрастающую жестокость современных морских пира­тов. Если раньше пираты орудовали ножами и мачете, то сегодня они вооружены по последнему слову техники.

В современном международном праве различают три вида пират­ства:

1. Вооруженные шайки пиратов атакуют с ножами и пистолетами суда в открытом море или в гавани, используя фактор внезапности нападение длится примерно 30—60 минут. Добычей становятся на­личные деньги экипажа и пассажиров судна, груз.

2. Жестокое нападение хорошо организованных и вооруженных банд, обычно сопровождаемое убийствами, истреблением всего эки­пажа судна, и захватом груза.

3. Хорошо скоординированные действия международных органи­зованных групп по захвату кораблей с особо пенными грузами. Эки­паж корабля уничтожается или высаживается, а груз перегружается на пиратское судно. Захваченный корабль после этого продается по под­ложным бумагам или используется для собственных целей. Сюда же относятся и захваты команд судов с целью получения выкупа.

Первый тип грабежей осуществляется криминальными слоями ме­стного населения портовых городов стран «третьего» мира. Второй и третий типы пиратства носят организованный характер и совершают­ся специализированными пиратскими группами, являясь, по сути, формой организованной преступности. В 2003 г. пиратство преврати­лось в одну из самых быстро развивающихся сфер нелегального биз­неса.

По статистике Центра информации о пиратстве Международного морского бюро, 80% всех нападений на море за последние 10 лет про­изошли в пределах территориальных вод, т.е. в портах или на рейдах прибрежных государств. Слабая законодательная база не позволяют военным кораблям оперативно реагировать на факты пиратства. В ча­стности, они не могут входить в территориальные воды других госу­дарств без дипломатической регистрации и разрешения властей.

7.3. Понятие и правовые основания выдачи преступников. Выдача преступников (экстрадиция) представляет собой наиболее древний институт международного уголовного права. В современном понимании институт экстрадиции сложился в XIX в. Выдача преступ­ников — это основанный на международных договорах и общепри­знанных принципах международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного лица государст­вом, на территории которого оно находится, государству, на террито­рии которого данное лицо совершило преступление, или граждани­ном которого оно является, или государству, потерпевшему от престу­пления, для привлечения виновного к уголовной ответственности или Для приведения в исполнение приговора.

Основные черты выдачи:

1. Все вопросы, связанные с экстрадицией, входят во внутреннюю Компетенцию государств. Государства принимают национальные за­коны о выдаче, заключают соответствующие международные согла­шения. Субъект выдачи — физическое лицо, находящееся вне территории государства, требующего выдачи.

2. Выдача возможна только после совершения уголовного преступления. Правонарушения, влекущие гражданскую или административ­ную ответственность, не могут служить основанием для выдачи.

3. Выдача предполагает последующее уголовное преследование вы­данного лица.

4. Выдача представляет собой процесс, т.е. совокупность действий по выдаче преступника. Однако институт выдачи имеет комплексный характер и сочетает в себе как процессуальные, так и материальные нормы.

Международный договор является в настоящее время основным правовым основанием выдачи. Общепризнанно, что выдача — это право, а не обязанность государства. Государство имеет право выдать преступника во всех случаях, но обязанным к этому оно становится только в случае наличия специального договора о выдаче, причем только за те преступления и на тех условиях, которые закреплены в договоре.

В настоящее время в мире существует почти 2000 договоров о вы­даче преступников. В основном это двусторонние договоры (у Рос­сии — с Индией и Китаем), но много и многосторонних — в Европе, Латинской Америке, на Ближнем Востоке (т.е. региональных между­народных соглашений). В рамках Европейского Союза принята новая концепция экстрадиции, которая нашла свое отражение в Конвенции об упрощенной процедуре экстрадиции 1995 г., Конвенции об экстра­диции 1996 г. и в Рамочном решении Европейского Совета «О евро­пейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государст­вами-членами» 2001г. Универсального международного договора об экстрадиции не существует.

Правовым основанием выдачи являются не только специальные экстрадиционные соглашения, но и договоры по другим вопросам, регулирующие в том числе вопросы выдачи (в основном, международ­ные договоры о правовой помощи). У России существует система та­ких соглашений, в том числе многосторонняя Конвенция СНГ о пра­вовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (в 2002 г. подписана новая Конвенция).

Двусторонние договоры представляют собой более простой путь регулирования вопросов выдачи преступников, так как в двусторон­них отношениях легче согласовать различные позиции государств в отношении конкретных вопросов экстрадиции. Однако нельзя утвер­ждать, что многосторонние договоры с правовой точки зрения явля­ются более слабым основание выдачи или действуют менее эффективно (например, успешное действие Европейской конвенции о выдаче преступников 1957 г. и Дополнительных протоколов к ней 1975 и 1978 гг.).

В рамках ООН разработан Типовой договор об экстрадиции (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 45/116). Институт международного права рекомендовал государствам заключать экстрадиционные соглашения, поскольку именно они являются безусловным основанием выдачи.

Институтом международного права была принята резолюция, согласно которой закон или договор о выдаче может применяться к преступлениям, совершенным ранее его вступления в силу. Аналогичное правило содержится в некоторых национальных законах и двусторонних соглашениях об экстрадиции.

Хотя в современном международном праве не существует нормы, обязывающей государства производить выдачу в отсутствие соответствующих соглашений, Институт международного права и Международный конгресс уголовного права рекомендовали государствам производить экстрадицию и в отсутствие договора.

Национальные законы также являются правовыми основаниями выдачи преступников. Большинство государств имеет в своем внутреннем праве нормы об экстрадиции. Они включаются в конституции, УК и УПК, в специальные законы о выдаче. Эти нормы провозглашают общие правила, которых конкретное государство придерживается в вопросах экстрадиции.

В некоторых государствах выдача допускается только в соответствии с положениями национальных законов и не может им противоречить. Иногда государства при заключении международных договоров 0 выдаче ограничивают их действие ссылкой на свое национальное законодательство.

Национальные экстрадиционные законы можно разделить на два вида:

1. Предусматривающие выдачу только при наличии международного соглашения (Гана, Малайзия).

2. Допускающие выдачу в отсутствие международного договора Великобритания, США, Бельгия, Израиль, Нидерланды, Турция), международно-правовым основанием выдачи в отсутствие международного договора является обычное право.

Национальные экстрадиционные законы устанавливают совпавшие в основном правила: принципы невыдачи политических мигрантов и собственных граждан; возможность преследования выданного лица только за преступления, послужившие основанием трепания о выдаче, и др.

В Казахстане отсутствует специальный закон об экстрадиции. Нормы о выдаче преступников закреплены в УК РК и в УПК РК 2014г. Статья 9 УК РК «Выдача лиц, совершивших преступление» устанавливает принцип невыдачи собственных граждан. УК РК предусматривает единственное правовое основание экстрадиции — международный договор, но даже при его наличии выдача (по смыслу УК) — это право, а не обязанность государства. Конкретные аспекты производства экстрадиции регулируются в гл. 60 УПК РК.

Принцип (условие) взаимности.Взаимность в международных отно­шениях вытекает из принципа равенства государств. В соглашениях о выдаче и национальном законодательстве государств часто встречает­ся указание о выдаче на условиях взаимности (ст. 646 УК Аргентины, ст. 460 УПК РФ). В судебной практике государств широко применяет­ся ссылка на условие взаимности (например, в 1950 г. Верховный суд Венесуэлы одобрил выдачу по причине наличия взаимности, а Вер­ховный суд Чили отказал в выдаче из-за ее отсутствия).

Понятие взаимности применительно к экстрадиции используется в разных значениях:

1. Стороны международного договора, придерживающиеся раз­личных взглядов по отдельным проблемам выдачи, в договоре соглас­ны отступить от своей обычной практики в случае такого же поведе­ния другой стороны.

2. Стороны договора подробно не оговаривают правила выдачи, а просто включают в договор норму о взаимности для единообразного разрешения возникающих проблем.

Многие государства в своей международной практике строго сле­дуют принципу взаимности, — например, в ФРГ в принципе не допускается выдача в отсутствие взаимности (даже при наличии международного договора). Большинство же государств считают, что в наказании уголовных преступников заинтересованы все государства, поэтому не предъявляют категорического требования соблюден взаимности (УПК Польши, законодательство США).

X Международный конгресс уголовного права выразил пожелание, чтобы взаимность не являлась твердым правилом выдачи, так как декларирование взаимности в качестве обязательного условия экстрадици может привести к тому, что в выдаче всегда можно будет отказать по причине неполного соблюдения условия взаимности.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.