Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовые основания выдачи лиц, совершивших международные преступления и преступления международного характера





В современной доктрине существует концепция, согласно которой в международном праве существуют два одноименных, но принципи­ально различных явления — выдача уголовных преступников и выдача ЛИЦ, виновных в совершении международных преступлений.

Впервые вопрос об экстрадиции лиц, совершивших международ­ные преступления, возник после Первой мировой войны: ст. 227, 228 Версальского мирного договора предусматривали выдачу немецких военных преступников, в том числе кайзера Вильгельма II, — государ­ства должны обратиться к правительству Нидерландов (где скрывался кайзер) с просьбой о его выдаче для суда и наказания. Однако на практике это установление не было реализовано.

Уже в ходе Второй мировой войны началась подготовка междуна­родного соглашения, касающегося выдачи военных преступников, — Декларация об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства 1943 г.: «Виновные лица будут отправлены в места совершения ими своих преступлений и судимы там». Выдача лиц, совершивших пре­ступления против человечества как самостоятельный институт меж­дународного уголовного права, сложилась после Второй мировой войны.

Выдача лиц, совершивших преступления против человечества, рег­ламентируется не специальными экстрадиционными соглашениями, а международными документами, посвященными борьбе с такими Деяниями: Московская декларация трех союзных держав 1943 г., Лон­донское соглашение 1945 г., Потсдамское соглашение 1945 г., резолю­ции Генеральной Ассамблеи ООН 1946, 1947 и 1973 гг., конвенции о борьбе с геноцидом, апартеидом и расовой дискриминацией.

Обязанность выдачи военных преступников закреплена в мирных Договорах с Италией, Болгарией, Румынией, Венгрией, Финляндией 1946—1947. гг., в Законе № 10 Союзного контрольного совета в Герма­ми. Все эти документы декларируют обязанность выдачи, преследования и наказания лиц, совершивших преступления против человечества, и являются юридической основой производства экстрадиции.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1947 г., Формулирована обязанность государств выдавать указанных лиц независимо от наличия договора о выдаче. Резолюция Генеральной Ассамблеи, принятая в 1973 г., закрепила принцип международного сотрудничества в преследовании, выдаче и наказании лиц, совершивших преступления против человечества.

В настоящее время большинство юристов считают, что в международном праве существуют общепризнанные нормы, согласно кот рым для производства выдачи за совершение международных преступлений не обязательно наличия договора о выдаче. Во всех перечне ленных международных документах закреплено, что правовым основанием экстрадиции виновных лиц являются именно специаль­ные международные соглашения о борьбе с международными престу­плениями.

На практике государства и следуют этим установлениям, и нарушают их: в 1973 г. правительство Аргентины по требованию властей ФРГ в отсутствие договора о выдаче произвело экстрадицию в ФРГ нацист­ского преступника, офицера СС Швамбергера. В 1975 г. Боливия от­казала Франции в выдаче «лионского палача» Барбье, мотивируя свой отказ отсутствием экстрадиционного соглашения между Боливией и Францией. Боливийские власти не приняли во внимание ссылку французского правительства на существующие в рамках ООН между­народные соглашения о выдаче и наказании военных преступников. Под давлением международного сообщества Барбье в 1983 г. все-таки был выдан Франции.

Юридические основания выдачи лиц, совершивших преступления международного характера, занимают промежуточное положение ме­жду основаниями экстрадиции уголовных преступников и лиц, ви­новных в преступлениях против человечества. Правовыми основания­ми выдачи за совершение преступлений международного характера являются как специальные экстрадиционные соглашения, так и дого­воры о борьбе с преступлениями международного характера.

Главным правовым основанием экстрадиции за совершение пре­ступлений международного характера являются специальные договоры о выдаче. Большинство универсальных конвенций о сотрудничестве государств по борьбе с такими преступлениями закрепляют обязан­ность государств включать данные деяния в их экстрадиционные со­глашения: Конвенция об уголовной ответственности за коррупции 1999 г. (ст. 27): «Уголовные правонарушения, признанные в качеств таковых в соответствии с настоящей Конвенцией, считаются входящими в число преступлений, влекущих выдачу в соответствии с любым договором о выдаче, действующим между Сторонами. Сторони обязуются включать такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любые договоры о выдаче, которые могут быть включены между ними».

Международное право не содержит безусловной обязанности государств выдавать лиц, совершивших преступления международного характера, в отсутствие специального соглашения о выдаче уголовных преступников. Все договоры о борьбе с преступлениями международ­ного характера содержат положения о факультативной, а не безусловной обязанности государств выдавать виновных лиц. Конвенции по борьбе с подобными преступлениями устанавливают безусловную обязанность государств преследовать за совершение соответствующих преступлений; выдача же является только одной из форм такого пре­следования.

Многие государства, получившие требование о выдаче лиц, винов­ных в совершении преступлений международного характера, отказы­вают в ее производстве по причине отсутствия специального экстрадиционного соглашения (например, Ирландия отказала Франции в 1986 г. в выдаче трех членов террористической организации ИНЗА по причине отсутствия договора об экстрадиции).

В некоторых соглашениях о борьбе с преступлениями международ­ного характера закреплены нормы, согласно которым государства, ставящие выдачу в зависимость от существования соглашения о выда­че, могут рассматривать данные конвенции в качестве юридического основания для ее производства (ст. 8 Гаагской конвенции 1970 г., ст. 8 Монреальской конвенции 1971 г., ст. 8 Нью-Йоркской конвенции 1973 г., ст. 10 Конвенции 1979 г., ст. 11 Конвенции 1980 г.). Дополни­тельный протокол к Единой конвенции о наркотических средствах ус­танавливает, что Единая конвенция может считаться правовым осно­ванием выдачи преступников для государств, ставящих выдачу в зави­симость от существования договора.

В Конвенции, принятой ООН против транснациональной организованной пре­ступности в 2000 г. (ст. 16 говорится):

1. Если государство-участник, обусловливающее выдачу наличием Договора, получает просьбу о выдаче от другого государства-участни­ка, с которым оно не имеет договора о выдаче, оно может рассматривать настоящую Конвенцию в качестве правового основания для выдачи в связи с любым преступлением, к которому применяется настоящая Конвенция.

2. Государства-участники, обусловливающие выдачу наличием договора:

а) при сдаче на хранение своих ратификационных грамот сообщают Генеральному секретарю ООН о том, будут ли они использовать настоящую Конвенцию в качестве правового основания для выдачи с другими государствами-участниками;

б) если государства не используют настоящую Конвенцию в качестве правового основания для выдачи, они стремятся к заключению договоров о выдаче с другими государствами — участниками Конвенции.

3. Государства-участники, не обусловливающие выдачу наличие договора, в отношениях между собой признают преступления, пере численные в Конвенции, в качестве преступлений, влекущих выдачу

Формулировки всех этих конвенций достаточно расплывчаты: «государство может при желании», «если оно решает выдать преступни­ка», «по своему усмотрению» рассматривать данные соглашения как юридические основания выдачи, т.е. установлено только право, но не обязанность государств.

В случае отказа в выдаче государство, на территории которого на­ходится лицо, совершившее преступление международного характера, обязано само без каких-либо исключений преследовать виновное лицо.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (ст. 27): «Если единственным основанием для отказа в выдаче в связке уголовным правонарушением, определенным в настоящей Конвен­ции, является гражданство лица, или запрашиваемая сторона считает, что данное правонарушение подпадает под его юрисдикцию, то запра­шиваемая сторона передает дело на рассмотрение своим компетент­ным органам».

Во многих договорах о борьбе с преступлениями международного характера, особенно давно заключенных, нет норм, согласно которым эти договоры могут считаться правовым основанием выдачи. Такие соглашения (о борьбе с распространением порнографии, морским пи­ратством, неоказанием помощи на море и т.д.) можно считать право­вым основанием экстрадиции на основе обычной нормы международ­ного права.

Некоторые соглашения по борьбе с преступлениями международ­ного характера содержат специальные установления, что правовым основанием выдачи являются именно специальные экстрадиционные соглашения: Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г. «Юридическим основанием экстрадиции по перечисленным в Кон­венции преступлениям являются специальные двусторонние договоры об экстрадиции и Европейская конвенция о выдаче преступников" 1957 г.».

7.3.2 Основные начала выдачи преступников; экстрадиционные преступления. При разрешении вопроса об экстрадиции может возникнуть конфликт юрисдикции. Это имеет место в случаях, когда преступник бежал в какое-либо государство, а требования о его выдаче поступили от разных государств: государства гражданства преступника, государства места совершения преступления и государства, против интересов которого преступление направлено. Юрисдикция государств может быть установлена на основе территориального, активного национального, пассивного национального, реального и универсального принципов действия уголовного закона в пространстве.

Практически во всех универсальных соглашениях о борьбе с преступлениями международного характера предусмотрены правила установления юрисдикции и способы разрешения их конфликта. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. устанавливает (ст. 7):

1. Каждое государство-участник принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции, когда:

а) преступление совершено на территории этого государства;

б) преступление совершено на борту судна, плавающего под флагом этого государства, или летательного аппарата, имеющего регистрацию в соответствии с законами этого государства во время совершения преступления;

в) преступление совершено гражданином этого государства.

2. Государство-участник может установить свою юрисдикцию в отношении любого такого преступления, когда:

а) преступление совершено лицом без гражданства, которое обычно проживает на территории этого государства;

б) преступление совершено на борту воздушного судна, эксплуатируемого правительством этого государства.

3. Каждое государство-участник принимает меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции, когда лицо, совершившее преступление, находится на его территории и оно

не выдает его.

4. Когда более чем одно государство-участник претендует на юрисдикцию, соответствующие государства-участники стремятся координировать свои действия, в частности в отношении порядка уголовного преследования и способов осуществления правовой помощи.

5. Без ущерба для норм международного права настоящая Конвенция не исключает возможности осуществления любой уголовной юрисдикции, установленной государством-участником в соответствии с его внутренним правом.

Представляется, что при разрешении конфликта юрисдикции при решении вопроса о выдаче лиц, совершивших международные преступления и уголовные преступления международного характера доминирующее значение должны иметь реальный и универсальный принципы действия уголовного закона в пространстве.

Основные начала выдачи преступников были разработаны еще в старом международном праве. Большинство из них действуют и в на­стоящее время. Можно перечислить следующие основные принципы выдачи преступников:

1. Принцип невыдачи собственных граждан. Как правило, преду­сматривается во всех соглашениях о выдаче (ст. 6 Европейской кон­венции о выдаче 1957 г., и в национальном законодательстве (ч.1 ст. 9 УК РК). Большинство соглашений устанавливают диспозитивный характер этого принципа — «государство может отказать в выдаче своих граждан» (ст. 6 Европейской конвенции 1957 г.).

В соглашениях о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, как правило, отсутствует специальная норма о невыдаче собственных граждан. Наоборот, кос­венным образом предусматривается возможность выдачи собствен­ных граждан — Конвенция против транснациональной организован­ной преступности 2000 г. (ст. 16).

2. Истечение срока давности — на момент получения требования о выдаче преследование не допускается вследствие истечения срока давности по закону запрашиваемого государства. Этот принцип не применяется к лицам, совершившим преступления против человече­ства — Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

3. Принцип двойной преступности (подсудности) — выдачу влекут только такие деяния, которые являются уголовно наказуемыми по за­конодательству обоих государств (ст. 2 Договора о выдаче между Российской Федерации и КНР 1995 г.).

4. Принцип поп bis in idem (дважды не отвечают за одно и то же) в отношении лица за то же самое преступление уже вынесен приговор судом запрашиваемого государства или любого иного государств (ст. 89 Конвенции СНГ о правовой помощи 2002 г.).

5. Принцип aut dedere aut punere (либо выдай, либо накажи) — если выдача по какой-либо причине не производится, запрашиваемого государство должно само судить преступника. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. (ст. 8): «Государство-участник, если оно не выдает виновное лицо, обязано без каких-либо исключений и неоправданных задержек передать это лицо своим ком­петентным органам для целей уголовного преследования». По от­ношению к лицам, совершившим международные преступления и преступления международного характера, действует принцип primo dederesecundo iudicare (лучше выдай, чем суди).

6. Совершение преступления на территории государства, от кото­рого требуется выдача, является основанием для отказа в ее производ­стве.

Выдача возможна не только в отношении предполагаемых пре­ступников (обвиняемых), но и в отношении уже осужденных лиц. Та­кая выдача, как правило, представляет собой передачу осужденных лиц в государство их гражданства для отбывания наказания. Передача осужденных лиц регламентируется специальными многосторонними соглашениями 1978 и 1983 гг., многосторонними и двусторонними до­говорами о правовой помощи.

Выдаче подлежат лица, совершившие не всякое уголовное престу­пление. Для определения круга экстрадиционных преступлений госу­дарства используют три системы:

1. В договоре дается перечень преступлений, за совершение кото­рых государства обязаны производить выдачу. Этот перечень имеет тенденцию к расширению: первый договор о выдаче между Велико­британией и США (1794) — два состава преступления (убийство и подделка денежных знаков), второй (1842) — шесть составов, третий (1932) — 27 составов. Данная система имеет серьезные неудобства: в различных государствах используется различная правовая терминоло­гия; изменение национального закона неизбежно должно приводить к изменению положений международного договора.

2. Государства вообще не дают перечня экстрадиционных преступ­лений, а применяют критерий тяжести наказания — совершение преступления, влекущего выдачу, должно наказываться лишением свобо­ды на срок не менее одного года или более тяжким наказанием (Ев­ропейская конвенция о выдаче преступников 1957 г.). Может быть наказан как минимум, так и максимум наказания (Закон о выдаче Франции 1927 г.). Обязательное условие при использовании такой системы — тяжесть наказания должна определяться одинаково по законодательству обоих государств. Данная система считается наиболее удачной и используется в подавляющем большинстве экстрадиционных соглашений.

3. Комбинация перечисления составов преступлений и критерии тяжести наказания. Эта система принципиально не отличается от первой: тот же исчерпывающий перечень преступлений, только с дополнительным условием относительно тяжести наказания. В итоге выдаче подлежат не все лица, совершившие экстрадиционные преступле­ния, а только те, кому назначено соответствующее наказание. Эта система используется в основном по отношению к осужденным.

Международные преступления представляют наибольшую опас­ность для всего международного сообщества, поэтому такие деяния по определению имеют экстрадиционныи характер. Их безусловно экстрадиционныи характер закреплен в специальных международных соглашениях о борьбе с такими деяниями (конвенции о борьбе с гено­цидом и апартеидом, Устав международного военного трибунала).

При применении критерия тяжести наказания международные преступления имеют экстрадиционныи характер, поскольку по на­циональному праву большинства государств относятся к тяжким или особо тяжким и всегда подпадают под обычный критерий тяжести на­казания, установленный для общеуголовных преступлений.

Большая часть международных соглашений, содержащих нормы о борьбе с преступлениями международного характера, не устанавливает положений о выдаче преступников. Нормы об экстрадиции есть в до­говорах по борьбе с отдельными видами таких преступлений: между­народный терроризм во всех его проявлениях, незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, торговля людьми, коррупция, организованная преступность.

Конвенции о борьбе с такими видами преступлений международ­ного характера прямо закрепляют экстрадиционныи характер пе­речисленных в них деяний. Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. (ст. 10): государства обязаны авто­матически распространять положения имеющихся и будущих согла­шений о выдаче на перечисленные в Конвенции преступления.

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (ст. 36): все перечисленные деяния являются экстрадиционными и подлежат включению во все договоры о выдаче преступников. Однако Единая конвенция автоматически не включает эти преступления в перечень экстрадиционных и не обязывает государства считать их влекущими выдачу, а только признает желательность этого. Государства имееть право отказать в выдаче, если, по их мнению, преступление не является достаточно серьезным. Аналогичная норма содержится в Венской конвенции о психотропных веществах 1971 г. (ст. 22).

Положения Единой конвенции и Венской конвенции 1971 г. представляются неудачными: государство практически всегда имеет возможность отказать в выдаче по причине недостаточно серьезного характера преступления. Конвенции не обязывают стороны в вопросах выдачи, а только признают ее желательность. Рекомендательный характер положений конвенций часто приводил к тому, что многие госу­дарства отказывали в выдаче именно под предлогом отрицания экстрадиционного характера незаконного оборота наркотиков (например, в практике США с 1974 по 1984 гг. имело место 56 случаев отказа в вы­даче под предлогом, что это преступление не имеет экстрадиционного характера).

Венская конвенция о борьбе против незаконного оборота наркоти­ческих средств и психотропных веществ 1988 г., на положения кото­рой оказали большое влияние нормы антитеррористических конвен­ций, совсем иначе регламентирует вопросы выдачи (ст. 3): государства обязаны включать перечисленные в Конвенции преступления в каче­стве тяжких преступлений в свои национальные уголовные законы, и в любые существующие и будущие договоры о выдаче — в качестве экстрадиционных преступлений.

Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г. главное внимание уделяет именно выдаче преступников. Положения всех до­говоров и договоренностей о выдаче, включая Европейскую конвен­цию о выдаче 1957 г., подлежат пересмотру в том случае, если они не­совместимы с настоящей Конвенцией. Если любое из преступлений, указанных в Конвенции, не приводится в любой конвенции или дого­воре о выдаче, действующих между государствами-участниками, в ка­честве преступления, влекущего выдачу, то такое преступление счита­ется включенным в такие конвенции или договоры (ст. 4).

Акты международного терроризма должны считаться экстрадиционными преступлениями. Нельзя отказать в выдаче виновного лица под предлогом того, что такое преступление не имеет экстрадиционного характера. Еще до принятия Европейской конвенции 1977 г. не­которые государства придерживались именно данной практики: Великобритания выдала ФРГ члена Фракции красной армии Астрид и Франция выдала Италии члена Красных бригад Оресте Скаццони.

Во всех универсальных международных конвенциях, регулирую­щих борьбу с отдельными актами международного терроризма, уста­влен экстрадиционный характер перечисленных в данных соглашениях преступлений.

Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных Д 1970 г., Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и Римский протокол к ней 1988 г. содержат идентичные положения: перечисленные в Конвенции преступления подлежат включению как преступления, влекущие выдачу, во все соглашения об экстрадиции, действующие между государствами-участниками. Государства обязаны включать такие преступления во все экстрадиционные соглашения, которые будут заключены.

В Конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. пре­дусмотрено (ст. 11), что: 1. Преступления, указанные в Конвенции, считаются подлежащи­ми включению в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, заключенный между государствами-участниками до вступления настоящей Конвенции в силу. Государства-участники обя­зуются включать такие преступления в качестве преступлений, влеку­щих выдачу, во все договоры о выдаче, которые будут заключаться между ними.

2. Когда государство-участник, которое обусловливает выдачу на­личием договора, получает просьбу о выдаче от другого государства-участника, с которым оно не имеет договора о выдаче, запрашиваемое государство-участник может по своему усмотрению рассматривать на­стоящую Конвенцию в качестве правового основания для выдачи.

3. Государства-участники, не обусловливающие выдачу наличием договора, рассматривают в отношениях между собой преступления, указанные в Конвенции, в качестве преступлений, влекущих выдачу.

4. В случае необходимости преступления, указанные в Конвенции, рассматриваются для целей выдачи, как если бы они были совершены не только в месте их совершения, но и на территории государств, ко­торые установили свою юрисдикцию.

5. Положения всех договоров и договоренностей о выдаче между государствами-участниками считаются измененными в отношениях между государствами-участниками в той мере, в какой они несовмес­тимы с настоящей Конвенцией.

6. Ни одно из преступлений, указанных в Конвенции, не рассмат­ривается для целей выдачи или правовой помощи как преступление связанное с налогами.

Таким образом, во все современные договоры о борьбе с преступлениями международного характера непременно включаются положения, декларирующие экстрадиционный характер таких преступлений. Государства-участники не вправе отказать в выдаче по причине того, что данные деяния не включены в перечень экстрадиционных в национальный уголовный закон или международный договор о выдаче.

7.4 Политические преступления и невыдача политических эмигрантов. В науке международного права разработаны объективная, субъек­тивная и смешанная теории установления политического характера преступления и классификация политических преступлений: а) абсолютно или чисто политические; б) комплексные (смешанные) или от­носительно политические; в) преступления, связанные с политиче­скими.

В настоящее время определение политического преступления при­нято давать в негативном смысле — путем перечисления деяний, ко­торые ни при каких обстоятельствах не могут считаться политическими. Начало такой практики — бельгийский Закон о выдаче 1832 г., закрепивший attentate clause (оговорка о покушениях или бельгийская клаузула), т.е. перечень деяний, которые не считаются политиче­скими.

Такими деяниями являлись преступления, в современном между­народном праве квалифицируемые как акты международного терро­ризма. Юридическая фикция бельгийской оговорки заключается в том, что террористические акты совершаются именно в политических целях или по политическим мотивам. Поскольку принцип невыдачи политических эмигрантов является наиболее распространенным ос­нованием отказа в производстве экстрадиции, то террористы практи­чески всегда могли рассчитывать на право получения убежища.

Терроризм представляет собой наиболее опасное преступление ме­ждународного характера. Несмотря на политические мотивы и цели этого преступления, в современном мире он признан преступлением, которое ни при каких обстоятельствах не может признаваться политическим. То же самое (и еще более категорично) можно утверждать относительно международных преступлений индивидов. Нормы современного международного права, регламентирующие преследование и устанавливающие невозможность признания политическими таких деяний, имеют императивный характер.

Противоправным с точки зрения международного права является предоставление убежища военным преступникам. Подобные лица подлежат выдаче в государство места совершения преступления для уда и наказания. Точно так же политические цели и мотивы преступлений международного характера не могут служить основанием для доставления убежища, несмотря на то, что политически мотивированные деяния считаются относительно политическими преступлениями.

Юридическими основаниями, позволяющими не рассматриваеть данные деяния в качестве политических преступлений, являются универсальные международные соглашения о борьбе с такими преступлениями. В этих соглашениях зафиксировано, что нельзя отказать в выдаче по причине наличия в преступлениях международного характер политических мотивов. В современном праве господствует принцип неотвратимого и обязательного наказания лиц, совершивших преступления международного характера.

Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г.:

1. Для целей выдачи ни одно из указанных преступлений не квали­фицируется в качестве политического преступления или преступле­ния, связанного с политическим преступлением, или преступления совершаемого по политическим мотивам:

а) преступление, подпадающее под действие положений Конвен­ции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 г.;

б) преступление, подпадающее под действие положений Конвен­ции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопас­ности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 г.;

в) серьезное преступление, связанное с покушением на жизнь, фи­зическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся меж­дународной защитой, включая дипломатических агентов;

г) преступление, связанное с похищением, захватом заложников или серьезным незаконным насильственным удержанием людей;

д) преступление, связанное с применением бомб, гранат, ракет, ав­томатического стрелкового оружия или взрывных устройств, вложен­ных в письма или посылки, если подобное применение создает опас­ность для людей.

2. Для целей выдачи государство может принять решение не квали­фицировать в качестве политического преступления, или преступле­ния, связанного с политическим, или преступления, совершаемого по политическим мотивам, не указанное в ст. 1 серьезное преступлений направленное против жизни, физической неприкосновенности или
свободы личности.

Однако ст. 13 ограничивает действие приведенных положений Европейской конвенции: «Любое государство может заявить о том, что оно оставляет за собой право отказать в просьбе о выдаче в отношен' любого преступления, указанного в статье 1, которое оно квалифицирует в качестве политического преступления, или преступления, связанного с политическим преступлением, или преступления, связаного политическими мотивами».

Шанхайская конвенция 2001 г. (ст. 3): стороны принимают такие меры, которые могут оказаться необходимыми для обеспечения того, чтобы деяния, указанные в Конвенции, не подлежали оправданию по соображениям политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и впекли наказание сообразно степени их тяжести.

7.5 Международная уголовная юстиция. Идея международной уголовной юстиции была реализована в 1945 г. созданием Нюрнбергского и Токийского международных военных три­буналов. Однако их деятельность закончилась с завершением процес­сов над преступниками Второй мировой войны. Эти трибуналы были созданы и функционировали в форме международных судов ad hoc.

Вопрос о создании международного уголовного суда Генеральная Ассамблея ООН поставила перед Комиссией международного права в 948 г. Тогда этот вопрос был связан с последствиями Второй мировой войны. Кроме того, одним из существенных препятствий на пути утверждения Кодекса преступлений против мира и безопасности чело­вечества считалась проблема создания международного судебного ор­гана со всеобъемлющей и обязательной юрисдикцией.

В последние 20 лет XX в. резко возросло количество внутренних и региональных международных вооруженных конфликтов (Африка, Латинская Америка, Азия, бывший СССР, бывшая Югославия). Совершаемые в ходе вооруженных конфликтов многочисленные военные преступления вновь поставили на повестку дня необходимость создания международных военных трибуналов. Нормативная основа издания таких трибуналов зафиксирована в конвенциях о борьбе с геноцидом и апартеидом — Конвенция о борьбе с геноцидом (ст. 6): «Лица, виновные в преступлении геноцида, должны быть судимы та­ким... международным уголовным судом, который может иметь юрис­дикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда».

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 827 1993 г.) был учрежден Международный трибунал с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии. Одновременно Совет Безопасности утвердил Устав (Статут) Трибунала. международный трибунал по Югославии обладает юрисдикцией в отношении лиц, совершивших серьезные нарушения Женевских кон- 1949 г., умышленное убийство или причинение тяжелых страданий пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконная депортация, применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страдание геноцид и т.д.

Генеральный секретарь ООН предлагает государствам — членам ООН и государствам, которые имеют постоянные миссии наблюдателей в Центральных учреждениях ООН, выдвигать кандидатуры на должности судей Международного трибуната. Совет Безопасности со­ставляет список кандидатов, при этом принимается во внимание принцип справедливого географического представительства. Из этого списка Генеральная Ассамблея избирает 27 судей Международного трибунала.

Первое заседание Трибунала прошло в 1994 г. В настоящее время Трибунал рассматривает дело бывшего главы Югославии Слободана Милошевича. В 2004 г. Трибунал вел шесть судебных процессов в от­ношении восьми обвиняемых. Еще 20 дел, по которым проходили 34 обвиняемых, находились на стадии досудебного разбирательства.

В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безопасности был создан Международный трибунал по Руанде с целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные на­рушения международного гуманитарного права, совершенные на тер­ритории этой страны, а также граждан Раунды, ответственных за со­вершение таких действий на территории других стран. Положения Ус­тава Трибунала по Руанде в основном аналогичны положениям Устава Трибунала по Югославии.

Международный трибунал ООН по Руанде был создан для суда над лицами, причастными к преступлениям против человечества, совер­шенным в середине 90-х гг. в Руанде, когда в этой стране к власти при­шли представители племени хуту. В результате начавшегося в стране геноцида хуту убили в 1994 г. около миллиона своих сограждан из пле­мени тутси.

Поскольку Трибунал для Руанды предназначен для суда над пре­ступлениями, совершенными в конфликте немеждународного харак­тера, то применимое международное гуманитарное право имеет несколько иной объем. В Уставе речь идет о преступлениях против че­ловечности, а также о нормах, относящихся к конфликтам немеждународного характера, как они определены в Женевских Конвенция 1949 г. и Дополнительном протоколе II.

Трибунал должен завершить расследования к концу 2004 г., судебные процессы — к концу 2008 г. и рассмотрение апелляций — к 2010 г. На конец 2004 г. Трибунал вынес 17 судебных решений в отношен 23 обвиняемых. Судебные процессы над 19 обвиняемыми находятся на различных стадиях.

В конце 2004 г. Прокуроры обоих Трибуналов проинформировали Совет Безопасности ООН о «стратегии заключительного этапа» «стратегии завершения») работы Международного уголовного трибу­нала ООН для бывшей Югославии (МТБЮ) и Международного уго-10Вного трибунала ООН для Руанды (МТР). Стратегия завершения заключается в том, что Трибуналы должны сосредоточить свое внима­ние на процессах над руководителями политических, военных и полувоенных подразделений, а дела с участием обвиняемых среднего уровня должны быть переданы для производства в национальные су­ды. Прокуроры заявили, что они близки к достижению поставленных целей, однако некоторые государства не хотят либо не могут помочь в аресте и выдаче подозреваемых. «20 обвиняемых еще скрываются на свободе», — заявила обвинитель МТБЮ Карла дель Понте. — «За­держки с арестом и выдачей этих лиц осложняют планирование судеб­ного процесса и подрывают эффективность правосудия».

Хорватия отказывается выдавать своих граждан, подозреваемых в военных преступлениях, заявляя, что будет проводить процессы «на своей территории». В 2005 г. около 10 представителей военного коман­дования югославской армии в 1993—1998 гг., обвиняемых в соверше­нии военных преступлений, добровольно сдались Гаагскому трибу­налу.

Правительство США критически отзывается о работе Междуна­родных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде, заявляя, что возникшие в них проблемы мешают процессу правосудия. США при­звали в 2007—2008 гг. закрыть эти трибуналы, а менее серьезные слу­чаи военных преступлений уже сейчас отдать на рассмотрение нацио­нальных судов.

Специальные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде были созданы Советом Безопасности ООН для рассмотрения конкретных ситуаций. Юрисдикция этих трибуналов ограничена временем и соот­ветствующими территориями. Они не предназначены для рассмотре­ния нарушений, которые произошли в других местах, или для предотвращения нарушений в будущем.

В 2002 г. был создан Специальный суд по Сьерра-Леоне (Междуна­родный Суд ООН по Сьерра-Леоне), предназначенный для проведения судебных процессов над теми, кто несет наибольшую ответственность за злодеяния, совершенные в ходе конфликта в этой стране. Нормативная основа деятельности — резолюция Совета Безопасности ООН. При Совете создан также временный вспомогательный орган — Комитет по вопросам управления для Специального суда по Сьерра-Леоне Деятельность Суда началась в 2003 г. Сп







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.