|
Не возражал против наказаний.
Цель обучения — формирование самостоятельного мышления. Образование для Гегеля имеет глубокое социально-философское значение. Большое место в образовании должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии), психологию и логику; философию природы и философию духа.
Выделял существенные пед. особенности сократического метода обучения и воспитания — от известного — через осознание недостаточности имеющегося знания — к научному достоверному пониманию сути дела.
Обязанность воспитания детей — обязанность семьи и государства. Все начинается с семьи. Она должна создать, воспитать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нравственность должна быть укоренена в ребенке как чувство. В семье ребенок ценится как непосредственная «единичность», индивидуальность. В школе ребенка оценивают в соответствии с общим идеалом.
Предлагал участие церкви в образовании и воспитании детей. Религия дает в форме чувственных и сверхчувственных образов целостное миросозерцание. Одновременно подвергал церковь резкой критике как политический и воспитательный институт. Считал необходимым отделение церкви от школы, светское воспитание и свободу совести, но не ставил под сомнение религиозности как таковой и религиозного воспитания.
Все государственные учреждения вместе с обычаями, традициями и нравами имеют образовательную функцию.
Важнейшим воспитательным учреждением Гегель считал гимназию.
Учитель должен выполнять свою работу не только по обязанности, но и с удовольствием.
ИОГАНН ФРИДРИХ ГЕРБАРТ (1776-1841)
Труды
| Понятия, введенные в науку
| Философские и психологические основы педагогики
| Цели воспитания
| Задачи
|
Обучения
| Управления
| Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806);
Учебник психологии (1816); ' '
Письма о приложении психологии к педагоги- ке(1831);
Очерк лекций по педагоги- ке(1835).
| Ассоциация.
Апперцепция.
Воспитывающее обучение.
| Из философии выводил цели воспитания. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Разработал эстетическую теорию. Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Педагогику понимал как науку об искусстве вос-питания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй.
| Цель воспитания— формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цели делятся на: — возможные, нужные для будущей профессии; — необходимые, нужные в любой сфере. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости.
| Развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков и математики.
| Дисциплини-рование детей, упорядочение их поступков и желаний, «подавление дикой резвости ребенка».
Управление понимал только как установление дисциплины, как одно из условий воспитания, не рассматривая ее как средство и результат воспитания.
| ДИДАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
1. Перед тем как перейти к объяснению нового, надо вызвать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала.
2. В преподавании следует широко пользоваться наглядностью.
3. В изложении учителя должно быть связано одно с другим.
4. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его легкость только вредит делу.
5. Необходимо делать все, чтобы не забывался изученный материал.
Типы
| Виды
| Методы
| Виды
| Виды обуче-
| Задачи нрав-
| школ
| интересов
| управле-
| внима-
| ния
| ственного
|
|
| ния
| ния
|
| воспитания
| 1.
| Основа
| 1. Основ-
| Непро-
| Описатель-
| 1. Удерживать
| Эле-
| обучения —
| ные:
| изволь-
| ное:выявить
| воспитанника.
| мен-
| интерес.
| угроза,
| ное:
| опыт ребенка
| 2. Определять
| тар-
| 1 группа:
| надзор,
| прими-
| и дополнить
| воспитанника.
| ная.
|
| приказа-
| тивное,
| его.
|
|
| эмпиричес-
| ние,
| аппер-
|
| 3.Устанавливать
| 2. Го-
| кий, умоз-
| запреты,
| цептив-
| Аналитичес-
| четкие правила
| родс-
| рительный,
| наказа-
| ное.
| кое:испра-
| поведения.
| кая.
| эстетичес-
|
|
| вить и усо-
|
| о
| кий.
| ния,
телесные
| Произ-
| вершенство-
| 4. Не давать
| о.
|
|
| воль-
| вать мысли
| основания для
| Гимназия.
| 2 группа: симпати-
| наказания.
| ное.
| ученика.
| того, «чтобы воспитанник
|
| ческий,
| 2. Вспо-
|
| Синтетичес-
| усомнился в
|
| социальный,
| мога-
|
| кое:построе-
| истине».
|
| религиозный.
| тельные:
|
| ние стройной системы
| 5. Волновать
|
|
| авторитет,
|
| мысли.
| душу ребенка
|
|
| любовь.
|
|
| одобрением и
|
|
|
|
|
| порицанием.
| СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
| 6. Увещевать
|
|
|
|
| воспитанника,
|
| Психология
| Дидактика
| указывать на его
|
|
|
|
| промахи, исправ-
| 1. Ясность — углубле-
| => мобилизован- =>
| введение
| лять их.
| ние в состоянии
| ное внимание
| нового
| ***
| покоя
|
|
| материала.
|
| II. Ассоциация —
| =» ожидание
| установление
| Отсутствует
| углубление в состоя-
|
|
| связи между
| трудовое воспи-
| ние движения
|
|
| старым и
| тание — стре-
|
|
|
| новым.
| мился воспитать
| III. Система — поиск
| = искание
|
| обобщение,
| мыслителя, а не
| выводов, определе-
|
|
| выводы,
| деятеля.
| ний, законов на ос-
|
|
| определения.
| Уделял большое
| нове новых знаний,
|
|
|
| внимание ре-
| связанных со стары-
|
|
|
| лигиозному
| ми представлениями
|
|
|
| воспитанию.
| IV. Метод — осозна-
| => действие
| применение
| Религиозный
| ние в состоянии дви-
|
|
| знаний,
| интерес у детей
| жения, применение
|
|
| умений.
| надо возбуждать
| полученных знаний к
|
|
|
| как можно
| новым фактам,
|
|
|
| раньше и посто-
| явлениям, событиям
|
|
|
| янно развивать.
|
|
|
|
| Религия требует
| Педагогическая работа проводится успешнее, если ей ]
| «чувства смире-
| предшествует овладение педагогической теорией. Не-
| ния» и необходи-
| кусство воспитания
| я приобретается в повседневной пе-
| ма как сдержива-
| дагогической деятельности.
|
|
| ющее начало.
|
| ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРЕБЕЛЬ (1782-1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания
|
|
| Краткая биография и основные работы
| Педагогические идеи и общие недостатки системы
| Теория развития ребенка
|
|
| Родился в семье приходского пастора. Первоначальное воспитание получил дома, затем у брата матери в Ильме.
В 15 лет— ученик лесничего, изучает естествознание и математику, посещает лекции в Йенском университете.
1805—1810 гг.— работал у Песталоцци в княжестве Шварцбург-Рудолыитадт. Уехал в Швейцарию.
В 1816г. открыл свое первое воспитательное учреждение — Универсальный Германский воспитательный институт. Обучал детей, следуя принципам Песталоцци. На их основе разрабатывал теорию своей воспитательной системы. Он также ориентировался на постулаты классической немецкой философии. Стал выпускать свои труды.
В 1827 г.в Германии усилилась реакция, и он был обвинен в распространении «вредных» идей. Пришлось закрыть институт.
В1833г. ему предложили руководить приютом в Швейцарии, где он проводил эксперименте дошкольниками.
1837г. — открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста».
| Находился под большим влиянием педагогических идей Песталоцци.
Считал необходимым сочетание образования с сельскохозяйственным и ремесленным трудом.
Нужно исходить из природных особенностей ребенка (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию).
Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении с др. детьми необходимо организовать занятия в обществе сверстников.
Впервые ввел понятие «детский сад» (1840).
Основная цель детских садов—
содействовать развитию природных особенностей ребенка.
Разработал свою методику работы воспитателей с детьми.
Подчеркивал огромное воспитательное и образовательное значение игры в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
Для развития ребенка в раннем возрасте (начиная с нескольких
| Считал, что педагогика
должна основываться на идеалистической философии,
которой, по его мнению, недоставало Песталоцци. Решил преодолеть эмпиризм Песталоцци и построить свою систему, основанную на философии. По его мнению, мир состоит из двух единых и противоположных начал: материи и духа, имеющих общее божественное происхождение.
На основе «закона единства в многообразии» он построил свою систему воспитания детей в д/с.
На ребенка смотрел как на носителя Божественной сущности,как на существо, развивающее в себе Божественное начало. Утверждал, что деятельность и поведение ребенка обусловлены врожденными инстинктами. Ребенок (по Фребелю) наделен 4 инстинктами:
|
|
|
|
Краткая биография и основные работы
| Педагогические идеи и общие недостатки системы
| Теория развития ребенка
| 1838—1840 гг.— издавал газету «Воскресный листок».
1849г. в Либенштейне организовал курсы по подготовке воспитательниц.
1851г. — прусское правительство запретило детские сады, работающие по системе Фребеля.
Основные работы:
К нашему немецкому народу; Воспитание человека — главный труд Фребеля, где он изложил свои пед. воззрения; Материнские и ласкательные песни; Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в д/с в Бланкенбурге; журнал — изложение попыток реализации идеи развивающе-воспиты-вающего образования. После его смерти была составлена книга Педагогика детского сада.
| месяцев) предложил свой дидактический материал — так называемые «дары Фребеля».
Ввел занятия — игры с рисованием, вышиванием и т.д.
Недостатки теории:
1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром;
2) жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом;
3) деятельность ребенка излишне регламентируется;
4) ограничивается свободное творчество ребенка.
| 1) деятельности (проявление единого творческого Божественного начала);
2)познания (стремление познать внутреннюю сущность вещей);
3) художественным, 4) религиозным.
Дал реалистическое и вместе с тем мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребенка.
| ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Цель воспитания — развитие природных способностей ребенка. Воспитание должно руководствоваться идеей самораскрытия, для этого необходимы разнообразные средства, вызывающее развитие внутренних тенденций.
В д/с следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивая тело, внешние чувства, знакомя с людьми, природой и т. д. Предоставлять детям свободу движений, подходящую одежду и питание, с/х работы, игры, прогулки и пр.
Ядром педагогики считал игру. Игры содействуют развитию воображения, фантазии, необходимы для детского творчества.
Для развития ребенка предложил «6 даров»:
1) мяч, шар как символ движения и бесконечности, утверждение и отри цание (мягкие, цветные);
2) шар, кубик и цилиндр из дерева — знакомство с разными формами Вселенной, предметов;
3) куб, разделенный на 8 кубиков, — дает представление о целом и со ставляющих частях;
4) куб, разделенный на 8 плиток, — широкая возможность строительных комбинаций;
5) куб, состоящий из 27 кубиков, 9 из которых разделены на более мел кие;
6) куб делится на еще более мелкие плитки и т.д. Фребель много внимания уделял развитию речи детей.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|