Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ-МАТЕРИАЛИСТОВ XVIII В.





 

Дени Дидро (1713-1784) Клод Адриан Гельвеции (1715—1771)
Философ-материалист, атеист, просветитель, писа­тель. Выпускник иезуитского колледжа. Книги: Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке»; План университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства. Признавал материальность мира. Отрицал всемогущество воспитания и отсутствие индиви­дуальных различий у детей. Источник знаний— ощущения. Благоприятными задатками наделены всевне зависимо­сти от происхождения. Протестовал против сословного об­разования. За просвещение народных масс:отстаивал принцип все­общего обязательного бесплатного нач. образования, бес­платные учебники и питание в нач. школе, стипендии в ср. и высшей школе. Цель воспитания— честный человек, обладающий твер­достью и справедливостью, здравым, просвещенным, об­ширным умом, вкусом ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», крепким здоровьем. Учитель— профессионал своего дела, «честная и чувстви­тельная душа». Должен быть хорошо материально обеспе­чен. Школыдолжны быть изъяты у духовенстваи отданы го­сударству. Противзасилья религиии классическогообразования. За реальные знания.На первый план выдвигал физ.-мат. и естественные науки. Философ-материалист. Выпускник иезуитского колледжа, был близок с Монтескье, Вольтером, входил в кружок Д. Дидро и П. Гольбаха. Книги: Об уме, О человеке, его умственных способностях и его воспитании. Основные идеи в области воспитания: 1) врожденное равенство всех людей; 2) личный интерес как движущая сила индивидуального разви­тия людей и их деятельности; 3) воспитание как направляющая сила в развитии интересов; 4) полит, система как определяющее начало воспитания. «Человек — продукт обстоятельств». Нет врожденных идей и стра­стей. Человек от природы невежествен и невоспитан. Цель— стремление к всеобщему благу. Отрицал индивидуальные различия у детей. Различия в способ­ностях людей — следствие различий в условиях воспитания. Отвергал неравенство:умственное, социальное, националь­ное, расовое. Признавал право всех на образование:женщина равна муж­чине. Признавал всемогущество воспитания.Под воспитанием по­нимал и совокупность всех условий жизни индивидуума. Предлагал покончить с засильем латынии вооружиться ре­альными знаниями. Признавал природную добротучеловека. Одна из задач воспитания — воспитание патриотов,соеди­няющих идею личного блага и блага нации.

Дени Дидро (1713-1784) Клод Адриан Гельвеции (1715—1771)
Придавалважное значение хорошим учебникам,к ра­боте над которыми надо привлекать крупных ученых. «Воспитание не всесильно, но оно означает очень мно­гое». «Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо». Доказывал преимущество общественного воспитания перед семейным. Обучениедолжно быть наглядным,строиться наличном опыте ребенка, учебный материал должен быть прост. Школадолжна быть светскойи государственной. «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся».

Считали воспитание средством изменения общественного строя.




ЖАН ЖАК РУССО (1712-1778), теоретик свободного естественного воспитания


Биографические сведения


Социально-политические и философские взгляды


Педагогические взгляды


 


Родился в семье женевского ремесленника-часовщика. Не получил система­тического образо­вания. Много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий. В 30 лет приехал в Париж, где познакомился со многими публици­стами, филосо­фами.

1749 г.— побе­дил на конкурсе Дижонской академии сочине­ний на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов».

1756-1762 г.-

написаны основ­ные произведе­ния, сделавшие его имя извест­ным во всем мире.

Книги Руссо сжигались, сам он бежал в Англию из Парижа по при­глашению фило­софа Д. Юма, но впоследствии вернулся на родину.


Для мировоззрения харак­терен дуализм: признание изначального существова­ния духа и материи. В обл. гносеологии — сенсуалист, что сказалось и на его пед. системе.

Как деист признавалналичие высшей силы, которая создала весь мир.

Защищал идею равенства людей,их естественные права на свободу. Выступал за ликвидацию крупной собственности. Мелкую собственность как резуль­тат личного труда считалнеприкосновенной.

Физический труд

непременная обязанность общественного человека. «Труд есть неизбежная обязанность обществен­ного человека». При воспитании нужно постоян­но приучать руки к труду и полезным для человека занятиям.

Настоящая религия — религия сердца.Размыш­ляя о мудром устройстве Вселенной,ребенок сам приходит к мысли о ее Творце. Каждый свободен верить по-своему.

Взгляды Руссо сыграли важную роль в идейной подготовке франц. буржуаз­ной революции конца XVIII в.Якобинцы чрезвычайно высоко ценили его.


Воспитание должно быть естественным,или природо-сообразным,т. е. соответ­ствующим возрасту ребенка, и осуществляться в естествен­ных условиях на лоне приро­ды.

Выдвинул идею свободного воспитания,которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки.

Выступал против авторита­ризма и отрицал наказания,

считая, что детей должны ограничивать непреложные законы природы, а не запреты воспитателя.

Основные факторы воспита­ния:природа, люди и предме­ты окружающего мира.

Природа обеспечивает разви­тие и совершенствование органов чувств и способнос­тей.

Столкновение с вещами обогащает личный опыт ребенка.

Воспитание людьми и вещами должно действовать согласо­ванно с естественным разви­тием ребенка, не зависящим от воли человека.

Задача воспитателя

тактично, незаметно для ребенка направлять всю его деятельность, формировать его интересы и взгляды.

Свободомыслящая лич­ность, живущая своим трудом,— результат такого воспитания.


76









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.