|
АННА ИОАННОВНА (родилась в 1693 г.)
Воспитатели,учителя
| Предметы обучения
| С рождениявоспитанием занимались мамки-няньки.
Кириан Истомин.
Иоганн Дитрих.
Француз Стефан Рамбурх (тоже научить ничему не мог).
| Гуляли в садах, посещали хозяйственные заведения, местный стеклянный завод и др.
Обучал письму — списывание с рукописных прописей нравственного и общественного содержания, заучивался букварь.
Подрядился обучать немецкому языку, но сам был малообразован.
Пытался учить танцам и французскому языку.
| Анна Иоанновна осталась малообразованной, плохо воспитанной.
106
ЕЛИЗАВЕТА (родилась в 1709 г.)
Воспитатели, учителя
| Предметы обучения
| Имела многочисленных мамок-нянек и учителей.
Позднее была приставлена гувернантка-француженка.
| Под влиянием мамок была суеверна, боязлива, верила в леших и прочую нежить; была любительницей пиров, балов и выездов.
Владела в совершенстве танцами, знала немецкий, французский, английский, итальянский, шведский, русский и церковнославянский языки.
| 1 Учиться не очень любила. Увлекалась верховой ездой, охотой, греблей, ■ танцами и уходом за собой.
ПЕТР III (родился в 1728 г.)
Во все время своего детства был предоставлен надзору невнимательных, плохо подготовленных воспитателей, склонных к интригам и жес-токостям царедворцев и грубых слуг. Неудовлетворительным было попечение как о физическом, так и о нравственном развитии мальчика.
Воспитатели,учителя
| Предметы обучения
| Учиться начал на13-м годужизни — Академик Штелин составил план воспитания и образования царевича по указанию Елизаветы. Штелин не жалел ни времени, ни труда при обучении Петра III.
Иеромонах Тодорский. Исаак Веселовский.
| Учился русскому, французскому языкам. Используя наглядность и беседы, пытался объяснить начала истории и государственных наук, математики и фортификации.
Закон Божий, русская словесность. Русский язык.
| Для обучения Петра III по требованию Штелина были доставлены из Академии наук гравюры, коллекции медалей, великолепные издания разного рода. Однако успехи ученика остались неудовлетворительными. Он часто болел, отвлекался на участие в придворных празднествах и церемониях. Нередко оставался без всякого надзора, проводя время в беседах со слугами и в ребяческих забавах. Остался невежественным и малообразованным.
107
ЕКАТЕРИНА II (родилась в 1729 г.)
Была очень самостоятельной, всю жизнь стремилась к знаниям.
Воспитатели, учителя
| Предметы обучения
| В детстве (в Германии) большое вли-
| Приохотила к чтению франц. классических
| яние гувернантки-француженки Кар-
| драматургов, выработала вежливость и при-
| дель.
| ветливость.
| Другие учителя — проповедник, учи-
|
| тель рисования, нем. языка, музы-
|
| ки, лютеранский законоучитель.
|
| Учителя в России: Ададуров.
| Русский язык.
| Тодорский.
| Закон Божий.
| Екатериной прочитана серьезная литература: История Генриха Великого, История Германии и т. д. Изучен Энциклопедический словарь Беля. Круг ее чтения — Вольтер, Плутарх, Монтескье. Самообразование выработало сильный характер и просвещенный ум.
ПАВЕЛ I (родился в 1754 г.)
Воспитатели, учителя
| Предметы обучения
| С раннего детства окружают мамки-няньки.
Позднее— А.Г Жеребцов, графы М.К. Скавронс-кий и Ф.Д. Бехтеев. Для Павла печатается спец. учебник физики, календарь с картами России.
Н.И. Панин, один из образованнейших и лучших государственных людей.
Остервальд.
Сильное влияние оказывал Порошин, учитель математики, образованный человек, горячий патриот Родины, был привязан к Павлу, но очень мягкосердечен.
Архимандрит Платон.
Ф.И. Эпинус, профессор астрономии Берлинской академии.
| Обучали грамоте, арифметике, Закону Божьему.
Отвечал за воспитание Павла.
История, география, русск. и нем. яз.
Арифметика, геометрия.
Закон Божий. Физика, астрономия.
|
Воспитатели, учителя
| Предметы обучения
| А. Греков.
| Рисование.
| Гильфердинги Гранже.
| Танцы.
| Тед и Тремамундо.
| Фехтование.
| Манфредини.
| Музыка.
| Актер Бомон. При обучении Павла воспитательными средствами служили чтение и театр.
| Декламация.
| С 14 лет:
Григорий Теплов отнесся к обучению небрежно и вызвал у Павла неприязнь к государственным и политическим наукам.
| Курс государственных и политических наук.
| Левек.
| История.
| ГЛ. Николаи — плодовитый немецкий писатель.
| Политические знания.
| Ф.Г. Лаферньер — писал басни, сочинял пьесы для домашнего театра. Эти педагоги придавали образованию Павла литературный характер. Павел много читал, делал основательные выписки, знал отрывки из французских пьес.
| Европейская культура, французская изящная словесность.
| И.Л. Голенищев-Кутузов. Павел принимал активное участие в жизни морского корпуса директором котрого был его учитель.
| По морской части.
| Любимое занятие — военное дело. К совершеннолетию его образование было закончено.
АЛЕКСАНДР I (родился в 1777 г.)
Александр был любимым внуком Екатерины II, и она сама руководила его воспитанием.
Воспитатели,учителя
| Предмет обучения
| В раннем детстве — воспитательница СИ. Бенкендорф.
|
| Гувернантка П.И. Геслер.
| Закаливание, ежедневные ванны, прогулки, чтение, легкие учебные занятия, физи-ческийтруд
| Учился читать по азбуке, составленной бабушкой Екатериной, на 4-м году жизни. На 6-м году— надзор за его воспитанием поручен гене-рал-адьютанту графу Н.И. Салтыкову, человеку умному, доброму, набожному, опытному придворному. Помощник Салтыкова Протасов — глубоко религиозный, русский человек.
|
| В.М. Муравьев.
| Русская словесность и история.
| П.С. Паллас — известный ученый и путешественник.
| Естественные науки.
| Крафт.
| Экспериментальная физика
| Массан.
| Математика.
| А.А.Самборский — протоиерей.
| Законоучительидуховник^и-тель английского языка.
| Ф.С. Лагарп — швейцарский политический деятель, высокообразованный человек, приверженец идей Просвещения, республиканец и либерал по убеждениям, человек высоких добродетелей, самых строгих правил и сильного характера, требовал от воспитанника напряженной работы, строго взыскивал за проступки.
| Французский язык, география, зарубежная история.
| Занятия с Александром велись в виде беседу уроков. Преподаватели давали диктанты, использовали записки разного характера (с изложением нового материала, материалом для повторения и др., настаивали на чтении избранных сочинений.
Несмотря на подбор блестящих преподавателей, Александр не получил основательного образования. Учителя отмечали в ученике нелюбовь к серьезному учению, медлительность, леность, склонность к праздности. Он не умел сосредоточиться, мало читал, обладая незаурядным умом, быстро схватывал всякую мысль, но так же быстро ее забывал. Женитьба в 16 лет положила конец учебным занятиям Александра.
110
НИКОЛАЙ I (родился в 1796 г.)
Воспитатели, учителя
| Предметы обучения
| До 7 летмамки-няньки под руководством статс-дамы Ш.К. Ливен. Особое влияние оказала гувернантка Е.В. Лайон.
С 7 летглавный надзор осуществляли генерал М.И. Ламадорф, А.К. Шторх, М.А. Балугьянский,Ф.П. Аделунгидр.
| Внушила юному воспитаннику понятия о долге, чести, о рыцарских добродетелях и передала ему ряд своих предрассудков.
Экономика и право, история
| Учился Николай I без старания, с трудом переносил «усыпительные лек-ции» своих наставников, увлекался военными играми.
АЛЕКСАНДР II (родился в 1818 г.)
Воспитатели, учителя
| Предметы обучения
| Генерал К. К. Мерцер—человек редкого ума, кроткий и сердечный, с хорошим военным образованием. С воспитанником установились очень близкие и доверительные отношения. Всякая строгость и наказания были устранены.
|
| С 8 лет— поэт В.А. Жуковский. Главной задачей воспитания он считал нравственное воспитание будущего государя, развитие в нем человеколюбивых чувств, идей добра, милосердия и гуманности. Величайшей наградой воспитаннику должно быть изъявление удовольствия императора от успехов сына и величайшим наказанием — его неодобрение.
| Разработал 12-летний «План учения», одобренный государем. «Наследник престола должен быть не именно ученый, но человек просвещенный, любящий образование и уважающий науку».
| Юрьевич.
| Артиллерия и фор-щфикаиия.
| Христиани и Вессель.
| Военные науки.
| Профессор Плетнев.
| Русский язык.
| Липман.
| История.
| Арсеньев.
| География и статистика.
| Коллипс.
| Математика и физика.
| Триниус.
| Естественная история.
|
Воспитатели, учителя
| Предметы обучения
| Коммергер. ГГ. Павский. Цесаревич изучал.
| Химия. Законоучитель.
Французский, немецкий, английский, польский языки. Были уроки рисования, фехтования и танцев.
| Жуковский четко и строго расписал учебный год и учебный день цесаревича и его товарищей по учебе. Занятия начинались в 7 ч утра, длились по 2 ч в течение дня, прерываясь прогулками, военными занятиями, играми. В 10 ч вечера — отход ко сну. Перед сном — полный обзор дня под руководством воспитателя с записью своего поведения и результатов дня в особый журнал. В конце недели журнал анализировался государем и государыней. Каждая вина великого князя всегда влекла за собой наказание. Ежемесячно проводились экзамены в присутствии государыни, по окончании полугодия — государя.
Жуковский выпускал с царскими детьми журнал, куда входили их лучшие сочинения.
Александр с 9 лет проходил каждое лето службу и военное обучение в кадетском лагере; в 10 лет отлично ездил верхом на любой лошади. По достижении совершеннолетия совершил путешествие по России. Первый из дома Романовых посетил Сибирь. Молодой наследник был хорошо образован и воспитан.
НИКОЛАЙ II (родился в 1868 г.)
Воспитатели, учителя
| Предметы обучения
| Николай, его братья и сестры воспитывались со спартанской простотой. Дети спали на походных кроватях с волосяными подушками под головой. Главным наставником будущего царя был Константин Петрович Победоносцев — крупный мыслитель, философ, профессор Московского ун-та, обер-прокурор Святейшего Синода, был учителем отца Николая Александра III, враг парламентаризма.
| Николай получил прекрасное домашнее образование: ему прочли лекции по курсу гимназии, а затем юридического ф-та и академии генштаба. Хорошо знал историю, английский, немецкий и французский языки, великолепно ездил верхом, отлично танцевал, метко стрелял. В юности совершил несколько путешествий по Европе, Индии, Японии, которые завершили его образование.
|
ЕКАТЕРИНА II КАК ВОСПИТАТЕЛЬ
Основные произведения педагогической направленности: Инструкция для воспитания любезных наших внуков, Сказка о царевиче Хлоре, Сказка о царевиче Февее, Разговор и рассказы, Российская азбука, Гражданское начальное учение.
В основание составленного ею руководства по воспитанию внуков были положены взгляды Д. Локка. Руководство состояло из наставлений касательно здоровья и его сохранения, наклонностей к добру, добродетели, учтивости, поведения, обхождения наставников с воспитанниками.
Краеугольный камень педагогической системы императрицы — отноше- ] ние к ребенку как к личности. ■
Открывает для ребенка два пути: справедливости и любви к ближнему. Для этого необходимо иметь обширные и точные знания, здоровое тело и трезвый рассудок.
Дитя — это открытая система, познающая мир и определяющая свое место в нем. Запрещать или разрешать что-либо не следует. Надо стремиться, чтобы ребенок сам доходил до понимания добра и зла.
Страхом научить нельзя. Учить следует на примерах.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|