|
Тема 3. Методы проведения оценки работ.
Традиционно деятельность сотрудников оценивают с нескольких точек зрения — по достигнутым результатам (управление по результатам), по выполнению функций (аттестация деятельности), по профессиональному потенциалу (личностным и деловым качествам). Каждый из подходов, безусловно, имеет свои сильные и слабые стороны.
К примеру, если оценивать только результаты сотрудника, можно упустить очень важный момент: как был достигнут такой результат - возможно, совершенно неприемлемым, недопустимым идеологией компании способом. Если оценка проводится только с точки зрения качества, можно упустить из виду цель и смысл выполнения работы. И, наконец, большой профессиональный потенциал - еще не гарантия эффективной работы: при низкой мотивации сотрудник может не использовать свой потенциал в полной мере. Увидеть целостную картину, получить наиболее точную и полную характеристику сотрудника позволяют технологии, объединяющие несколько методов оценки.
Ниже перечислены методы оценки, которые могут быть использованы параллельно.
Таблица. Методы оценки персонала
Название метода
| Краткое описание метода
| Биографический
| Анализ анкетных данных: листка по учету кадров, личных заявлений, автобиографии, документов об образовании, характеристик
| Интервьюирование (собеседование)
| Беседа с работником в режиме "вопрос-ответ" по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных
| Тестирование
| Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов (с последующей расшифровкой)
| Программированный контроль
| Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов
| Анкетирование
| Оценочная анкета представляет собой набор вопросов, на которые должен ответить сотрудник. Специалист, проводящий оценку (оценщик), анализирует наличие или отсутствие указанных черт и отмечает подходящий вариант
| Метод сравнительных анкет
| Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик делает пометку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику, в противном случае оставляет пустое место. Из суммы пометок складывается общий рейтинг анкеты данного работника
|
Название метода
| Краткое описание метода
| Описательный
| Оценщик должен выявить и описать положительные и отрицательные черты поведения сотрудника, составить список его основных достижений и сильных сторон. Отчет должен опираться на реальные факты
| Наблюдение
| Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) или в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и "фотографии рабочего дня". Оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом. Метод трудоемкий и требует существенных материальных затрат
| Метод "360 градусов"
| Сотрудник оценивается своим руководителем, коллегами и подчиненными. Конкретные формы оценки могут варьироваться, но все оценивающие заполняют одинаковые бланки. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого
| Ранжирование
| Сравнение между собой работников, оцениваемых по выбранному критерию, их расположение в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе)
| Сравнение по парам
| В группе участников, работающих на аналогичных должностях, сравнивается каждый с каждым, после чего подсчитывается, сколько раз сотрудник оказывался лучшим в своей паре
| Рейтинг, или метод сравнения
■
| Оценка соответствия работника занимаемой должности. Важнейший компонент данного вида оценки - список задач, которые должен выполнять аттестуемый. После составления этого списка изучается деятельность сотрудника с учетом времени, затрачиваемого им на принятие решений, и способов выполнения поставленных задач. Затем оцениваются перечисленные в списке качества аттестуемого, например, по 7-балльной шкале: 7 - очень высокая степень, 1 -очень низкая. Анализируется соответствие выявленных оценок эталонным, либо сравниваются результаты сотрудников, работающих на аналогичных должностях
| Метод инцидентов
| Сравниваются только достижения и проступки работников за отчетный период. В целях усовершенствования метода, оцениваемые факторы следует ранжировать
| Стандарты исполнения
| Метод позволяет оценить, достиг ли сотрудник результата, который считается нормой для данной должности. Способы определения рабочих стандартов: средняя продукция рабочей группы, время выполнения, работы по образцу, экспертное заключение
| Оценка по решающей ситуации
| Для использования этого метода специалисты по оценке готовят описания "правильного" и "неправильного" поведения работников в типичных ("решающих") ситуациях. Описания распределяются по рубрикам в соответствии с характером работы. Далее лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику и в соответствии с рубрикатором вносит примеры поведения по каждой рубрике. Позже этот журнал используется в оценке деловых качеств сотрудника
| Метод независимых судей
| Независимые члены комиссии (6-7 человек) задают оцениваемому сотруднику вопросы по разным сферам деятельности. Процедура напоминает перекрестный допрос. Судьи фиксируют верные и неверные ответы. По окончании процедуры выдается заключение. Возможна и компьютерная обработка ответов работника, тогда заключение выдает специальная программа
|
Название метода
| Краткое описание метода
| Экспертные оценки
| Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника
| Критический инцидент
| Создание критической ситуации и наблюдение за поведением сотрудника в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в стрессовой ситуации)
| Деловая игра
| Проведение деловой игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям (например, «генератор идей», «организатор», «критик», «эксперт», «делопроизводитель», «наблюдатель» и др.) и оценка способности работы в малой группе
| Анализ конкретных ситуаций (кейсы)
| Моделирование конкретной производственной ситуации. Задача сотрудника – анализ и подготовка предложений по ее разрешению
| Анализ достижения целей
| Сравнение плановых ключевых показателей деятельности с фактическими. Оценка результатов проводится совместно с руководителем и работником на основе индивидуальных стандартов реализации целей, однако руководитель обладает решающим голосом при подведении итогов.
| Оценка на основе модели компетенций
| Модели компетенций описывают интеллектуальные и деловые качества работника, навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках корпоративной культуры организации. Разрыв между необходимым и существующим уровнем компетенций – основание для разработки индивидуальных планов профессионального развития. Выполнение этих планов (конкретные результаты профессиональной деятельности) и является предметом оценки, самооценки и независимой экспертизы.
| Самооценка
| Самоанализ работника по заданным критериям
| 1.3 Использование результатов оценки
Оценку персонала можно считать эффективной только в том случае, если ее результаты будут использованы для развития сотрудника, и организации.
Результаты оценки могут быть использованы с целью:
- планирования вертикальной карьеры сотрудника;
- горизонтального развития карьеры;
- составления списка кандидатов в кадровый резерв;
- подготовки программы развития сотрудника;
- корректировки системы корпоративного обучения;
- принятия решения о перемещениях;
- формирования проектных групп;
- регулирования заработной платы;
- корректировки профессиональных целей;
- оптимизации управленческих технологий.
Большое значение для успешного проведения оценки имеет отношение сотрудников к самой процедуре. Поэтому задача организаторов – объяснять сотрудникам, что дает оценка им и организации, поддерживать постоянный интерес персонала к тому, как помочь компании достичь ее целей и как это отразится на зарплате и статусе конкретных работников.
Что дает сотруднику процедура оценки:
• поощрение правильного и корректировка неправильного поведения;
• аргументированное обоснование оценки его работы и определение карьерных перспектив;
• понятное и прозрачное обоснование размера заработной платы;
■ расстановка приоритетов в профессиональной деятельности и в программе личного развития;
• определение способов повышения личной эффективности.
По окончании процедуры оценки необходимо обсудить с сотрудниками результаты и наметить пути повышения эффективности их деятельности — например, определить приоритетные задачи по каждому направлению на предстоящий период, критерии их выполнения и сроки.
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ
1. Эффект ореола: комиссия оценивает участников как хороших или плохих, ориентируясь на какую-то одну характеристику, которая перевешивает все остальные. Снижает объективность оценки и не дает возможности принимать взвешенные решения по ее итогам (к примеру, работу продавца нельзя оценивать только по объему продаж).
2. Ошибки контраста: средний работник получает высокую оценку, если он оценивается после слабых участников, или низкую, если он идет после нескольких сильных. Искажают общую картину по группе участников.
3. Эффект края: в памяти руководителя остается только последний период (не деля, день) работы.
4. Сильный разброс оценок, обусловленный чрезмерной критичностью или лояльностью менеджера. Ставит под сомнение готовность менеджера нести ответственность за процедуру оценки.
5. Основная тенденция: ошибка, противоположная предыдущей — менеджер старается избегать крайних оценок.
6. Ошибка основной тенденции: большая часть участников оценивается сред ним баллом, поэтому невозможно принять решения по результатам оценки - оценка не дает возможности отличить хороших работников от средних или плохих.
7. Гало-эффект, или предвзятость: особенности личности "затмевают" результаты. Например, замкнутому, не слишком приятному человеку может быть занижена оценка, тогда как коммуникабельный, установивший хорошие отношения в коллективе сотрудник получит завышенные оценки.
8. Фаворитизм: сотрудники, к которым руководитель относится с симпатией, получают завышенные оценки.
9. Ореол коллектива: если отдел работает нерезультативно, это не значит, что все сотрудники работают плохо.
10. Социальные стереотипы: пол, национальность, возраст, семейное положение могут влиять на объективные оценки.
11. Снисходительность: большинство участников оценивается высоко. Приводит к принятию таких решений, которые негативно скажутся на мотивации сотрудников, на их стремлении работать с полной отдачей.
12. Высокая требовательность: большинство участников получают низкие оценки. Влияет на отношение персонала к своей работе и подрывает веру сотрудников в справедливость решений, принимаемых руководством.
13. Ошибочный эталон: члены комиссии и непосредственные руководители оцениваемых имеют разное представление об "идеальном работнике". Затрудняет работу оценочной комиссии и выработку единого решения.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|