|
Основные методы, применяемые в Центрах оценкиИнтервью Цель проведения интервью - получение информации о профессиональных целях и ценностях, организаторских способностях, коммуникативных и личностных качествах оцениваемого. Интервью помогает прояснить: • реальность целей (в т. ч. профессиональных), которые ставит перед собой сотрудник; • оценку сотрудником собственных достижений и неудач; • ориентацию на профессиональный рост и продвижение по службе; • круг общих интересов. Примером может быть процедура "Знакомство", предшествующая началу групповой работы: каждый участник группы представляется по заданной схеме. Это дает возможность провести первичную диагностику коммуникативных и личностных качеств, способствует созданию благожелательной атмосферы в группе. Психологические тесты Цель использования тестов - получение информации о качествах, влияющих на поведение человека в организации и обеспечивающих его профессиональную эффективность, описание и оценка актуального состояния, механизмов адаптации, источников проблем (в индивидуальной деятельности и во взаимодействии с другими людьми), определение потенциальных возможностей. Применение хорошо проверенных психодиагностических инструментов дает возможность сопоставить результаты
разных кандидатов и сравнить их с общими групповыми нормами. Кроме того, тесты помогают, как уточнять информацию, полученную с помощью других методик, так и дополнять ее, причем за более короткое время. Типы тестов, применяемых в программах Центра оценки: • шкальные опросники (CPI, 17 PF, MMPI); • тесты интеллекта (КОТ, CFT20, Амтхауэр); • типологические опросники (MBTI, Айзенк); • тесты структуры индивидуальной системы категорий (Келли, Айзенк); • тесты генерализованной оценки личности (Фрилинг, Люшер, рисуночные Специальные упражнения Цель специальных упражнений — моделирование наиболее типичных деловых ситуаций, которые дадут возможность оценить профессиональный уровень, мыслительные и организационные способности участников. По результатам упражнения оцениваются особенности мышления, системность, нестандартность, динамичность, организаторские способности, умение планировать, уровень мотивации достижения и т. д. Групповые упражнения Цель групповых упражнений - моделирование ситуаций коллективной деятельности, получение информации о поведении человека в таких ситуациях, особенностях взаимодействия людей в группе при решении общей для них задачи. Полученные в ходе наблюдения данные фиксируются в специальных бланках, иногда применяются технические средства записи: аудио- и видеоаппаратура. По результатам наблюдения оцениваются коммуникативные и организационные навыки участников, способность к аргументации, системность, динамичность и гибкость мышления, креативность. Определяется роль каждого участника в групповом обсуждении: организатор дискуссии, защитник профессиональных ценностей, защитник нравственных ценностей, критик, генератор идей. Если упражнение проводится в коллективе реально работающих вместе людей, можно увидеть и оценить эффективность типичных схем взаимодействия в данной группе. Примером может быть групповая дискуссия — упражнение, моделирующее типичную ситуацию группового принятия управленческих решений. Участники в течение отведенного времени обсуждают предложенную тему и принимают общее для группы решение. Организационно-управленческие игры Организационно-управленческая игра - особый вид диагностической процедуры в рамках Центра оценки. Цель — моделирование управленческой ситуации для выработки решений по стратегии развития организации и отдельных подразделений. В отличие от других методов игра базируется на реальных проблемах данной организации. Обсуждение этих проблем дает возможность оценить управленческие способности кандидатов и предлагаемые ими конкретные программы действий. Доклад Упражнение, моделирующее типичную ситуацию подготовки текста для публичного выступления на заданную тему. Каждый участник должен в течение отведенного времени подготовить короткое выступление, а затем ответить на вопросы других участников.
Выбор методов Какие методы стоит включить в программу Центра оценки, зависит от множества факторов, основной из которых - критерии оценки. Все критерии, включенные в список, должны быть оценены по результатам проведенных процедур. Очень важно, чтобы один и тот же критерий мог быть оценен неоднократно и в процедурах разного типа (и в тестах, и в групповых упражнениях и т. д.). Это дает возможность получить полный спектр информации о степени развития данного параметра. Принципы создания конкретных методик В типовых программах Центров оценки используется большое количество различных процедур, дающих подчас очень разноплановую информацию. В этой связи очень важен момент перевода данных, полученных с применением конкретного метода, в статус кадровой информации. Существует два основных подхода к обработке первичных данных и получению на их основе кадровой информации: количественный подход — предполагает сопоставление оценок, полученных испытуемым по каждому из критериев. Для этого все результаты отдельных процедур переводятся в единую, т. е. общую для всех используемых методов, балльную шкалу; качественный подход — включает описание поведения испытуемого по оцениваемым критериям и формирование итогового портрета. Тот или иной подход используется в зависимости от целей оценки и форм предоставления результатов. Для достижения высокой точности, информативности и прогностичности результатов Центра оценки необходима большая подготовительная методическая работа, которая должна включать: • ознакомление с результатами использования каждой процедуры в диагностических целях (знакомство с областями применения, нормами для различных выборок, ограничениями использования); • проведение предварительных процедур (пилотажа) и сопоставление результатов применения процедуры с результатами ранее апробированных методик;
• проверку диагностичности при оценке конкретных критериев; • выделение и шкалирование индикаторов; • создание методики использования процедуры в рамках Центра оценки. Обучение экспертов В ходе отбора и обучения экспертов-наблюдателей оцениваются личностные и деловые качества кандидатов (часто с применением элементов Центра оценки с целью погружения будущих экспертов в саму процедуру), они знакомятся с перечнем и описанием критериев оценки, применяемыми процедурами, программой проведения оценки. Особое внимание уделяется тренингу наблюдения и оценки. Требования к навыкам оценщика: • владение приемами проведения опроса кандидатов; • наблюдательность; • четкое представление о взаимоотношениях в коллективе, лидерстве; • проницательность; • гибкость; • ■ умение разрабатывать стандартную оценочную процедуру; • точность выражения при описании поведения. Введение в процедуру оценки Программа ЦО начинается с введения в процедуру оценки. Цель данного этапа - установить контакт с испытуемыми, ознакомить их с целями и принципами работы, персоналом, регламентом, ожидаемыми результатами. Очень важно добиться контакта между группой специалистов и группой испытуемых, снять напряжение, которое неизбежно возникает в экспертной ситуации. Инструменты и методы, способствующие установлению контакта и снятию напряжения: • взаимодействие с каждым оцениваемым сотрудником должно быть максимально персонифицировано (каждый участник ЦО - и испытуемый, и эксперт - должны иметь бедж с указанием фамилии, имени, отчества); • оцениваемые сотрудники должны иметь четкое представление о том, кто с • желательно, чтобы перед началом работы каждый из оцениваемых точно • оцениваемые сотрудники не должны испытывать никакого дополнительно При введении в процедуру целесообразно познакомить оцениваемых: • с технологией Центров оценки; ' основными областями применения; • результатами, которые могут быть получены; • критериями оценки; • статистикой (сколько человек прошло оценку); • достоверностью полученных результатов; • вариантами использования полученной информации. Особое внимание должно быть уделено конфиденциальности информации. Заканчивать процедуру введения целесообразно распределением по группам и конкретизацией программы работы для каждой из них. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|