Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ





 

П.Г. Адамов, С.К. Кириллов

ПРАКТИКУМ ПО МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СГМА

Часть 1(семестр первый)

Издание одобрено и рекомендовано к печати

Центральным методическим советом

Смоленской государственной медицинской академии

в качестве учебного пособия для студентов, обучающих по специальностям:

040100 – Лечебное дело, 040200 – Педиатрия,

040400 – Стоматология

Смоленск

ББК 22.3

УДК 61:53 (071)

А 281

 

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор В.Г. Подопригорова, заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней СГМА, зав. ПНИЛ клинической биофизики и метаболической терапии;

кандидат технических наук, доцент В.М. Костюченко, кафедра информационных технологий Российского университета кооперации (г. Москва)

Адамов П.Г.

Практикум по медицинской и биологической физике: учебное пособие для сту­дентов первого курса СГМА, часть 1/Адамов П.Г., Кириллов С.К..

– Смоленск: СГМА, 2010. - 123 с.

 

 

Данное учебное пособие содержит комплекс лабораторных занятий по курсу медицинской и биологической физики, соответствующих учебной про­грамме и Государственному стандарту для студентов– медиков лечебного, пе­диатрического и стоматологического факультетов.

Практикум включает в себя тринадцать лабораторных работ. В каждой ра­боте кратко изложена теория, касающаяся рассматриваемой проблемы или физи­ческого явления. Рекомендована методика составления отчета с учетом требова­ний Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД). По результатам отчёта проводится собеседование со студентами.

Материал изложен в полном соответствии с требованиями программы для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальностям 040100 – Лечебное дело, 040200 – Педиатрия, 040400 – Стоматология.

Учебное пособие рекомендовано Центральным методическим советом ГОУ ВПО СГМА Росздрава № ________ «___» ____________ 20__ г.

(протокола) (дата заседания)

 

ББК 22.3

УДК 61:53 (071)

 

© Коллектив авторов, 2010

© ГОУ ВПО СГМА Росздрава, 2010

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие………………………………………………………………… 5

Введение…………………………………………………………………….. 6

Раздел I. Некоторые вопросы подготовки к лабораторным

работам и форма отчета ………………………………………………… 6

1.1. Содержание отчета…………………………………………………… 7

1.2. Организация работы студентов при выполнении практикума…… 8

1.3. Порядок выполнения работ…………………………………………. 8

1.4 Анализ результатов лабораторных измерений и их обработка….. 8

1.5. Выводы по лабораторным работам………………………………… 9

1.6. Защита лабораторных работ……………………………………….. 9 1.7. Организация работы в лаборатории………………………………. 10

1.8. Обработка результатов физических измерений…………………… 10

1.9. Классификация измерений и погрешностей………………………. 10

1.10. Закон нормального распределения……………………………….. 11

1.11. Случайная погрешность. Надежность и доверительный

интервал……………………………………………………………. 13

1.12. Распределение Стьюдента. Коэффициент Стьюдента

и случайная погрешность………………………………………………. 13

1.13. Действия над приближенными числами………………………… 14

1.14. Округление погрешности измерений и среднего

арифметического измеряемой величины……………………….. 15

1.15. Обработка результатов прямых измерений……………………… 15

1.16. Погрешности при косвенных измерениях………………………. 16

1.17. Погрешности табличных и постоянных физических величин… 16

1.18. Графическая обработка результатов измерений……………….. 16

1.19. Литература раздела………………………………………………… 21

Раздел II. Практикум по лабораторным работам ………………… 22

Работа №1. Лабораторная работа 21. Изучение нормального закона

распределения………………………………………………. 22

2.1.1. Цели работы……………………………………………………….. 22

2.1.2. Приборы и принадлежности……………………………………… 22

2.1.3. Вопросы к занятию……………………………………………….. 23

2.1.4. Теоретическое введение………………………………………….. 23

2.1.5. Лабораторная работа № 1 Отчет………………………………….. 34

Работа №2. Лабораторная работа 2а. Электроизмерительные приборы.. 40

2.2.1. Цели работы………………………………………………………… 40

2.2.2. Приборы и принадлежности………………………………………. 40

2.2.3. Вопросы к занятию………………………………………………… 40

2.2.4. Теоретическое введение…………………………………………… 41

2.2.5. Лабораторная работа № 2 Отчет………………………………….. 43

 

Работа №3. Лабораторная работа 2б. Электронный осциллограф……… 51

2.3.1. Цели работы………………………………………………………… 51 2.3.2. Приборы и принадлежности………………………………………. 51

2.3.3. Вопросы к занятию………………………………………………… 51

2.3.4. Теоретическое введение…………………………………………… 52

2.3.5. Лабораторная работа № 3 Отчет………………………………….. 60

Работа №4. Лабораторная работа 1э. Изучение датчиков температуры………. 66

2.4.1. Цели работы……………………………………………………….. 66

2.4.2. Приборы и принадлежности………………………………………. 66

2.4.3. Вопросы к занятию………………………………………………… 66

2.4.4. Теоретическое введение…………………………………………… 67

2.4.5. Лабораторная работа № 4 Отчет………………………………….. 74

Работа №5. Лабораторная работа 3э. Изучение усилителя электрических

сигналов………………………………………………………… 81

2.5.1. Цели работы………………………………………………………….. 81

2.5.2. Приборы и принадлежности………………………………………. 81

2.5.3. Вопросы к занятию………………………………………………… 81

2.5.4. Теоретическое введение…………………………………………… 81

2.5.5. Лабораторная работа № 5 Отчет………………………………….. 96

Работа №6. Лабораторная работа 4э. Изучение аналогового и комбини

рованного устройств отображения и регистрации информации.. 105

2.5.1. Цели работы……………………………………………………….. 105

2.5.2. Приборы и принадлежности……………………………………… 105

2.5.3. Вопросы к занятию……………………………………………….. 105

2.5.4. Теоретическое введение………………………………………….. 106

2.5.5. Лабораторная работа № 5 Отчет………………………………. 112

Приложение ……………………………………………………………….. 122

Таблица 1 Десятичные и кратные дольные единицы………………….. 122

Таблица 2 Значения t - критерия Стьюдента при различных уровнях

надежности γ и объемах выборки n…………………….. 122

Таблица 3 Значения некоторых постоянных…………………………… 123

 

Предисловие

 

Настоящее пособие состоит из двух частей, включающих описание ряда важных для курса медицинской и биологической физики лабораторных работ, выполняемых студентами первого курса в первом и втором семестрах по разделам: статистические методы обработки данных, электронные и электроизмерительные устройства и приборы, оптические измерения, термометрия, аудиометрия, УВЧ – терапия.

Лабораторные работы поставлены с использованием современных экспериментальных методов, включающих оптические, спектрофотометрические, электронные и др. методы.

Пособие может служить не только для выполнения описанных лабораторных работ, но и для общего ознакомления с техникой эксперимента.

Рассмотрены вопросы подготовки к лабораторным работам и формы отчетов.

Авторы выражают благодарность преподавателям кафедры: ст. препод. Козловой Е. К., ст. препод. Деревцовой С.Н., ст. препод. Соловьевой И.Н., ст. препод. Дмитриевой Е.В., ст. препод. Кошеваровой Н.П. за их советы и предложения, которые были использованы при написании рукописи пособия.

 

Введение

 

В современной медицине, науке и технике одной из важнейших задач является постановка и проведение эксперимента. Однако, каким бы ни был сложным тот или иной эксперимент, форма представления его результатов мало отличается от обычных студенческих отчетов по лабораторным и практическим работам, хотя качественно имеет существенное различие. Итогом завершения любого эксперимента является представление результатов работы, формулировка основных выводов, или составление необходимых рекомендаций. Чтобы проводить эксперимент на высоком научно-методическом уровне, необходимо обладать особыми качествами, которым следует постоянно и терпеливо учиться. Результаты такого эксперимента позволят сделать правильные и полезные выводы и рекомендации будущим молодым медикам в своей практической и научной деятельности.

 

Раздел I

 

Некоторые вопросы подготовки к лабораторным работам и форма отчета

В процессе подготовки к конкретной лабораторной работе сту­дент теоретически готовится по данной теме, изучая рекомендуемый материал по лекционным записям, учебникам и учебным пособиям, исходя из требований входного контроля, который будет проводиться в начале лабораторной работы. Далее студент должен дома подготовить заготовку будущего отчёта по данной лабораторной работе, в которой он вычерчивает соответ­ствующей формы таблицы для записи числовых значений, которые будут получены в процессе измерений.

Занятия начинаются с 12-минутной самостоятельной работы по вопросам входного контроля, уточнения неясных вопросов и беглого опроса студентов по теме лабораторной работы. После этого студенты собирают экспериментальную уста­новку или электрическую схему (в случае необходимости). Выполнение измерений, включение схем разрешается только после проверки уста­новок или схем преподавателем. Каждый опыт может повторятся несколько раз для оценки усредненных значений и определения погрешностей эксперимента (повторяется не менее трех раз). Допустимая ошибка не должна превышать 5%. Результаты измерений прове­ряются преподавателем. После этого студент составляет от­чет по следующей форме:

Содержание отчета

1. Титульный лист. Он содержит: название учебного учреждения, тема лабораторной работы, ее название, Ф.И.О. исполнителя и преподавателя и дату защиты.

2. Цели работы.

3. Краткое теоретическое обоснование и расчетные формулы. Краткая теория по лабораторной работе. Формулы. Зарисовка прибора или схемы установки.

4. Экспериментальная часть. Проведение измерений. Снятие результатов эксперимента, внесение данных в таблицы.

5. Обработка экспериментальных данных. Расчеты необходимых параметров и характеристик устройств или изучаемых явлений. Графическое изображение результатов опыта. Оценка погрешности измерений.

6. Краткие выводы по работе.

 

Отчеты сдаются для проверки преподавателю в кон­це данного или начале следующего занятия (по согласованию с преподавателем). Оценка работы устанавливается путем индивидуальной беседы преподавателя с каждым студентом по содержанию пред­ставленного отчета и заносится в журнал успеваемости. Лаборатория снабжается настенными табли­цами используемых законов и констант, а также зарисов­ками приборов и схемами установок.

 

1.2. Организация работы студентов при выполнении практикума

 

Работа студентов по изучению лабораторного практикума состоит из:

1) домашней подготовки к выполнению работ;

2) непосредственного выполнения лабораторных работ в лаборатории;

3) анализа полученных результатов измерений и их обработки;

4) защиты лабораторных работ.

Подготовка к выполнению лабораторных работ осуществляется студентами в часы самостоятельной работы. Для этого необходимо внимательно изучить описание предстоящей лабораторной работы, ознакомиться по лекциям и соответствующей литературе с новыми понятиями и изучаемыми в данной работе закономерностями. Затем необходимо усвоить положения и физические понятия, используемые в данной лабораторной работе, важно хорошо разобраться в устройстве и работе установки или устройства, подобрать метод измерения, который можно использовать в данных условиях.

Для записи результатов измерений используют таблицы.

Для построения графиков в отчёт вклеиваются или прилагаются листы миллиметровой бумаги размером 10 х 10 или 15 х 15 см 2.

На занятиях студент должен вести все записи максимально аккуратно и подробно.

К выполнению лабораторной работы можно приступить только с разрешения преподавателя.

В случае обнаружения неподготовленности студента к выполнению лабораторной работы разрешается проработка материала на данном занятии. Выполнение работы переносится на время отработки.

Порядок выполнения работ

Перед выполнением необходимо изучить принцип работы установки или макета, приобрести навыки работы с ними. При обнаружении неисправностей установки необходимо сообщить о них преподавателю. В процессе измерений студентом в отчете внимательно и аккуратно производится запись результатов измерений. Запись ведется в точности с показаниями измерительных приборов. Ошибочные записи, промахи и сомнительные наблюдения аккуратно зачеркиваются.

При проведении и записи измерений необходимо проверять полученные данные, сверяясь с показаниями приборов. Данные с измерительного прибора снимаются и записываются с точностью до половины цены деления шкалы.

При заполнении таблицы данные вписываются так, чтобы классы чисел располагались один под другим. Отсутствие данных в графе таблицы обозначается знаком тире. Нельзя оставлять в графах таблицы пустые места.

В конце занятия студент подает отчет на подпись преподавателю. Отчет, не подписанный преподавателем, считается недействительным, а работа – невыполненной.

К следующему занятию в лаборатории необходимо полностью оформить отчет по предыдущей выполненной работе.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.