Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: 4. Режим для детей раннего возраста





План:

1.Понятие «режим дня»

2.Принципы построения режима дня.

3.Построение режима для детей.

 

Режим – это рациональное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка, а также правильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Вопросы режима уже давно разработаны теоретически и широко известны в практике. Но в детском саду и в семье допускаются грубые ошибки. Для того, чтобы правильно построить режим, прежде всего следует установить правильный режим сна и бодрствования.

На основе многочисленных исследований профессора Н.М. Щелованова и его сотрудников вскрыт механизм бодрствования, установлены качественные изменения сна и закономерности бодрствования и развития этих процессов в раннем возрасте.

Бодрствование – это основное деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга, находящейся в активном воздействии с подкорковыми отделами головного мозга. Бодрое состояние коры поддерживается, по определению И.Н. Павлова, теми раздражителями, которые подают на большие полушария главным образом из внешнего мира.

Сон – также активный процесс. Многие нервные клетки находятся во время сна в состоянии повышенной активности, деятельность анализаторов «блокирована», заторможена.

Сон потребность организма. Чередование сна и бодрствования необходимое условие нормальной психической деятельности человека. И сон и бодрствование – сопряженные состояния. Активное бодрствование обеспечивает глубокий сон и наоборот. У новорожденного ребенка и сон, и бодрствование аритмичны, они возникают хаотично, многократно в сутки. Бодрствование в первые дни жизни не более 20-30 мин., что указывает на низкий предел работоспособности коры головного мозга.

Что оказывает влияние на изменение длительности и характера бодрствования ребенка к концу 1-го месяца жизни?

1. Увеличение предела работоспособности коры головного мозга (возникновение зрительного и слухового сосредоточения и образования условных рефлексов). Изменяется характер бодрствования.

2. К концу 1 месяца жизни у ребенка формируется суточный режим сна и бодрствования. Это происходит под влиянием условий жизни, а не является врожденным. Количество раздражителей днем в кору головного мозга поступает больше, ночью резко снижается, отсюда сон – ночью, бодрствование – днем. Если вечером горит яркий свет, громкие разговоры и т.д. – это влияет на режим, ночью просыпается, и вырабатывается неправильный режим.

Так ли важно вырабатывать правильный режим? Ритмическое чередование сна и бодрствования очень важны для нервной системы ребенка. Он обеспечивает формирование стереотипов, экономит расход нервной энергии.

Ребенок рождается, не имея готового режима, который создается специальными условиями. Режим кормления вырабатывается уже в период новорожденности.

Следующим этапом формирования является выработка дневного режима в чередовании сна и бодрствования.

С какого возраста и как его можно устанавливать? Организовывать дневной сон и бодрствование ребенка по режиму следует уже в конце 1-го или в начале 2-го месяца жизни, т.к. в этом возрасте вырабатывается суточный режим в их смене, со всех анализаторов образуются условные рефлексы, бодрствование становится более устойчивым и спокойным. Установка дневного сна – это фактически выработка условных рефлексов на определенное время для возникновения сна и бодрствования.

Для формирования дневного сна нужно создавать специальные условия для быстрого засыпания. Для этого используют длительное действие какого-нибудь слабого, ритмически действующего раздражителя. Однако в семье часто используют укачивание на руках, в коляске, воздействуя на вестибулярный аппарат. Это отрицательная привычка. Как только действия нет – прерывается сон. Качество сна низкое, нет полного торможения. Этот процесс длительный и мучительный как для ребенка, так и для взрослого.

Другие родители поют колыбельные песни, похлопывают. Тот же результат. Отрицательно использование пустышек – это вред. Сон поверхностный, тревожный, т.к. ребенок все время сосет, выпала пустышка – нет сна.

Специальные исследования Н.М. Щелованова показали, что полезным и целесообразным для дневного сна в первые месяцы жизни является сон на воздухе. Воздух усыпляет. Это постоянно действующий, слабый раздражитель. Движение кислорода действует на кожу, слизистую оболочку носа и верхние дыхательные пути, слабый охлаждающий раздражитель. Это доказал Н.И. Красногорский. Особенность данного раздражителя – постоянство. Это основное средство для приучения к дневному сну. Это также и оздоровительное средство. Приучать к дневному сну на воздухе надо постепенно (по 20-30 минут 2 раза в день в течение нескольких дней).

Для формирования активного бодрствования необходимы следующие условия:

менять чаще раздражители (соответствующие возрасту и уровню развития); взять ребенка из кроватки; эмоционально поговорить с ним; повесить над ним игрушку (после сна и кормления).

При таких условиях к 2 - 2,5 мес. ребенок может жить по четкому режиму (быстро засыпает, просыпается к началу кормления без признаков утомления).

Какие принципы брать за основу при составлении режима?

1. Профессор Н.М. Щелованов доказал, что с возрастом быстро меняется работоспособность нервной системы. У новорожденного предел работоспособности равен 20-30 минутам, а к первому году жизни 2,5-3 часа подряд. Отрицательно влияет и сокращение бодрствования, т.к. ребенок долго не может уснуть, а потом спит беспокойно.

2.Необходимо обеспечить глубокий своевременно наступающий сон, в течение которого восстанавливает затраченную энергию.

В результате исследования профессором Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, С.М. Кривиной установлена суточная потребность ребенка во сне и бодрствовании. Так ребенок от 6-9 мес. спит 3 раза, после 9 мес. – 2 раза, а с 1год 6мес. – 1 раз. Ночью без изменений спит на протяжении всего раннего детства – 10-12 часов.

С возрастом меняется и качество сна. Сон днем и ночью неоднороден. По данным Н.Л. Фигурина и Н.Т. Тереховой, происходит чередование глубокого сна и неглубокого (глубокий сон от 15-20 мин. до 30-40 мин., неглубокий с 45 мин. до 20-15 мин.).

3. При построении режима должен быть определен ритм кормления ребенка. Он изменяется в зависимости от возраста. Ритм кормления через равные промежутки сохраняется только до 9 месяцев. После в связи с удлинением бодрствования – он меняется. Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний: кормление – сон – бодрствования – сон (Н.М. Щелованов).

Итак, составить правильный режим это значит:

1. Установить на каждом возрастном этапе длительность бодрствования, соответствию пределу работоспособности нервной системы.

2. Определить необходимое суточное количество часов сна и правильно распределить отрезки сна в течение суток так, чтобы обеспечить своевременный и полноценный отдых нервной системы, т.е. правильную смену работы и отдыха нервной системы.

3. Установить правильный ритм кормления.

4. Установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний ребенка.

5. Обеспечить правильную смену разных видов деятельности, учитывая выносливость нервной системы, не допуская переутомления от однообразных, длительных, одних и тех же действий.

Построение режима так же зависит от здоровья ребенка, от времени года.

6. Переводить ребенка на следующий возрастной режим надо не по одному, а по нескольким показателям, свидетельствующим, что ребенок физиологически уже подготовлен к нему:

- очень медленно засыпает;

- раннее пробуждение после дневного сна;

- сохранение активности до конца бодрствования;

На первом году жизни проявление беспокойства после кормления и признаков голодного возбуждения, возникающих задолго до него. Сумма всех этих показателей при условии хорошего темпа физического развития является доказательством необходимости перевода на следующий режим.

Особенно труден переход на режим с двумя, а затем с одним дневным сном, т.к. при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех процессов. Поэтому перевод нужно проводить постепенно и последовательно. Сначала сокращается длительность отрезков сна и увеличивается длительность бодрствования без изменения самого режима. Затем при перемене режима сокращается количество отрезков дневного сна, но увеличивается их длительность. При этом максимально сократить длительность бодрствования ребенка, первым укладывать его спать, последним поднимать. На таком переходном режиме ребенок остается до полного привыкания к нему.

Необходимо установление тесной связи с семьей. Показателем правильного составленного и выполняемого режима является поведение детей:

1. Дети спокойны и активны;

2. Отсутствует плач, возбуждение;

3. Нет отказа от пищи;

4. Дети спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Рассмотрим режим детей от 9-10 мес. до 1год.-1г.2 мес. в яслях. Прием в яслях начинается в 7 часов утра, для чего родители поднимают детей в 6-6.30 часов утра. Завтрак в яслях в зависимости от начала работы кухни и завтрака детей старших групп, снятие пробы и др., детям дают в 8.30 утра, а в яслях-садах и в 9 часов утра, т.е. через 2-2,5 часа после пробуждения детей.

Таким образом, уже с утра нарушается состояние оптимальной возбудимости детей.

Нарушается также ритм сна и бодрствования. Первый отрезок бодрствования длится 3 часа, а второй – самый благоприятный для осуществления всей воспитательной работы – всего 2 часа. Уложенный через 2 часа спать ребенок долго не может заснуть, т.к. он не исчерпал свою энергию, может еще бодрствовать. Но после того как ребенок с большим трудом и поздно заснул, его будят в 4 часа, т.к. должен быть полдник и скоро придет за ним мать. Тем самым вместо полагающихся ему двух часов сна он спит меньше, сон его нельзя считать полноценным, т.к. было длительное и беспокойное засыпание, а в период глубокого сна ребенка разбудили. Такой сон не может обеспечить полноценного и длительного бодрствования. А в то же время третий отрезок бодрствования у ребенка самый длительный – 4 часа, превышающий возможный предел работоспособности нервной системы. Все это неизбежно приводит к тому, что к вечеру у ребенка нарастает возбуждение, нарушающее качество ночного сна и поведения ребенка на следующий день.

Часто в режиме указывают длительность укладывания детей на сон, подъема после сна, длительность процесса кормления и пр. Все это приводит к ненужной спешке в обслуживании детей, к нарушению принципов последовательности и постепенности, совсем исчезает при этом учет индивидуальных особенностей детей. Да разве можно предусмотреть длительность кормления? Ведь это определяется количеством детей, их аппетитом, настроением, видом пищи. Удобнее в режиме писать время начала гигиенических процессов и кормления, не указывая их конец.

У персонала грудных групп, у врачей и педагогов часто вызывает недовольство и даже страх наличие нескольких режимов в грудной группе. А в то же время это совершенно необходимо для детей и не затрудняет, а, наоборот, облегчает обслуживание детей. Возможность разобщить детей, организовать сон одних во время бодрствования других предохраняет детей от переутомления, позволяет уделить больше внимания и времени каждому ребенку, спокойно провести кормление и другие процессы и игры-занятия. Только при таком построении режимов у сестры-воспитательницы выделяется время для проведения индивидуальных занятий с детьми каждой подгруппы. Воспитатель переходит от одной подгруппы к другой, закончив кормление одних, она начинает поднимать и кормить других и т.д.

Если группа укомплектована правильно и воспитатель знает особенности детей, то эти режимы выполняются без напряжения.

Но для того, чтобы режим был четко выполнен, необходимо правильно распределить обязанности персонала и правильно построить график работы так, чтобы во время бодрствования и кормления большого количества детей была встреча сестре или нянь. Смена персонала должна быть в часы сна детей, в крайнем случае, в часы бодрствования, но не во время кормления или укладывания.

Обязанности воспитателя и няни распределяются таким образом, чтобы дети в группе никогда не оставались одни. Воспитатель должна быть там, где больше детей, она начинает проведение процесса кормления, но заканчивает его няня, т.к. сестра организует бодрствование уже накормленных детей, проводит занятия. Няня помогает воспитателю в проведении всех процессов. Но они не одновременно делают все. Так, няня принесла ребенка с веранды, развернула, переодела, положила в манеж, дала игрушки, приготовила ему кормление и начала кормить, а сестра в это время закончила кормление другого ребенка, вытерла его, положила в манеж, организовала его бодрствование, дала ему игрушку и пошла на веранду за следующим ребенком.

Распределение обязанностей составляется к существующим реальным режимам и графику работы на каждый час, начиная с приема детей и до ухода персонала из учреждения.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.